ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
мой отверстием моста; g — ускорение силы тяжести, м/сек2; а — коэффициент, значения которого принимают в зависимости
Fr |
Q |
от величин — |
и ------ по табл. ѴІІІ-3. |
h |
Qбм |
Уменьшение подпора вследствие размыва под мостом должно учитываться при расчете. Для этого в формулах (Х-1) и (Х-2) зна чения <2бм и Ѵбм, а также глубину //бм в формуле (Х-6) следует при нимать в условиях после размыва, т. е. предполагая, что после раз мыва как бы изменилось бытовое распределение расхода.
Величина QÖM (м3/сек), соответствующая размытому сечению, находится по формуле
QÖIV |
Q |
(Х-З) |
|
||
1 |
+ 2 К- |
|
где кя — расходная характеристика части живого сечения потока, перекрываемой подходной насыпью; км — расходная характери стика части живого сечения в пределах отверстия моста после размыва.
Расходная характеристика части живого сечения определяется по формуле
к = а>Н3[* , |
(Х-4) |
где о — площадь части живого сечения, м2; Н — средняя глубина воды на рассматриваемой части сечения, м; п — средний коэф фициент шероховатости данной части сечения.
Средняя скорость течения под мостом после размыва Пбм нахо дится как
<3бм |
(Х-5) |
^бм = ------ |
СОмпр
где Ммпр — площадь живого сечения под мостом после размыва, м2. Глубина Нбм находится как
Я бм = - ^ Х . |
(Х-6) |
^біДм |
|
Для выявления объектов, которые могут быть подтоплены в результате подпора перед мостом, необходимо определить длину распространения подпора. Приближенно эта длина lz, считая от оси перехода, может быть определена, принимая параболическое очер тание кривой подпора, по формуле
_ 2 A z
h — —: h ‘разл |
(Х-7) |
Iб |
|
Значение коэффициента ц выведено А. М. Латыішенковым на основе теоретических исследований и натурных данных и может быть принято по табл. Х-1 в зависимости от типа реки, процента расхода, пропускаемого поймами, и отношения между скоростями в русле Ур и на пойме ѵп в бытовых условиях.
Приведенные формулы для расчета подпора перед мостом по казывают, что с увеличением размыва подпор уменьшается. Поэто му для правильного определения подпора необходимо знать, какую величину размыва учитывать при расчете.
Если считать, что размыв вырабатывается под действием рас четного расхода постоянной величины, то максимальный подпор возникнет, когда живое сечение под мостом еще не размыто.
В действительности, при прохождении паводка расходы возра стают, а с ними растет и размыв. Поэтому расчетный расход прохо дит по живому сечению, уже размытому предыдущими расходами меньше расчетного, а максимальный подпор будет наблюдаться при расчетном расходе, когда часть размыва уже осуществилась.
Исходя из этих соображений нормативами (СН 200-62, СНиП ІІ-Д 7-62) ракомендуется вычислять подпор при возможном размыве русла под мостом, но не более 50% от полной величины размыва.
Для уточнения этой рекомендации в ЦНИИСе были поставлены опыты с пропуском в отверстие моста интенсивных паводков не - большой продолжительности, характерных для ливневых паводков, и продолжительных паводков, характерных для половодий. В пер вом случае размыв при максимальном подпоре составлял около 25% от расчетного, во втором— около 50%. Из этих цифр и воз можно (впредь до их уточнения) исходить при проектировании мос товых переходов.
§ 47. УРОВНИ С ВЕРХОВОЙ И НИЗОВОИ СТОРОН НАСЫПИ подходов
Экспериментальные данные и наблюдения в натуре показыва ют, что в конце разлива с верховой стороны насыпи отметка водной поверхности равна отметке предмостового подпора. Поскольку в бытовых условиях отметка водной поверхности в створе мостового перехода ниже отметки в створе предмостового подпора, величина подпора в конце разлива с верховой стороны насыпи (наибольше го подпора) всегда больше предмостового подпора.
Как видно из рис. Х-1, наибольший подпор AzK определяется как
AzH= Wo + Az, |
(Х-10) |
где г'б — бытовой уклон потока; % — расстояние от моста до створа предмостовоіго подпора.
Таким образом, отметка водной поверхности в конце разлива превышает уровень под мостом (близкий к бытовому) на величину Az Т- і'б/о-
Рис. Х-3. Поперечный профиль водной поверхности на мостовом переходе:
/ —•бытовая водная поверхность; |
2 — водная поверхность |
с |
верховой стороны насыпи; |
|||
3 — то же, с низовой стороны |
|
|||||
И. С. Ротенбург для наибольшего подпора предложил формулу |
||||||
Д2н = Д2 + іУо + |
— |
. |
(Х-11) |
|||
|
|
|
|
8 |
|
|
2 |
|
небольшая, правым членом в |
||||
Так как идест величина обычно |
||||||
g |
|
|
|
|
|
|
формуле (Х-11) можно |
пренебречь, |
и |
тогда |
получаем формулу |
||
(X-10). |
|
|
|
|
|
|
Для Іо различные авторы дают различные формулы. А. М. Латы- |
||||||
шенков принимает, что |
/0= (2,0 + 2,5) /м, |
а |
И. С. Ротенбург приво |
|||
дит формулу |
|
|
|
|
|
|
|
/о = йіразл'і' |
~ |
• |
|
(X-12) |
|
|
|
' |
Іб |
|
|
Последняя формула учитывает основные факторы, определяю щие значение /о, и теоретически обоснована.
Если подход к мосту имеет угол ак вниз по течению на протяже нии участка В в пределах ширины разлива, формула (Х-11) получает вид:
Д2н = |
Â2 + i6(/o + 5 tg a K) + - ^ . |
(Х-13) |
|
8 |
|
Профиль водной |
поверхности с верховой |
стороны насыпи |
(рис. Х-3) можно разделить на два участка. Первый из них от гра ницы разлива до головной части верховой струенаправляющей дамбы или до начала конуса В 0 характеризуется сравнительно не большим уклоном. В пределах этого участка уровень снижается от величины AzHдо Дг, т. е. на величину tV0Второй участок перехода характеризуется большим уклоном. На этом коротком участке уро вень снижается примерно на величину Az.
Приближенно можно принимать уклон водной поверхности с верховой стороны насыпи ів по формуле
где •ф— коэффициент, определяемый по приведенным ниже дан ным в зависимости от отношения средней глубины на пойме НТІ к той же глубине с учетом подпора Ha + Az.
Я П |
. . |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
|
|
Яп+AZ |
|
|||||||
. . |
0,50 |
0,35 |
0,24 |
0,15 |
0,09 |
|
||
|
|
|
||||||
Так как |
~Ва |
фг’б, |
то, следовательно, |
в формуле |
(X-14) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принято, что ty = |
lo/B0. Более точно гв можно определять с |
учетом |
формулы (Х-12), зная к, к и В0.
Вследствие растекания потока ниже моста уклон вдоль низово го откоса насыпи подхода направлен от моста к границам разлива (рис. Х-3). Уклон і’н невелик, и с некоторым запасом в величине на пора (разности между отметками уровней с верховой и низовой сторон насыпи) может приниматься равным гн = 0,5іб (Х-15).
Более детальный анализ уровня вдоль низового откоса насыпи показывает, что уклон от моста в обе стороны наблюдается на ко ротких участках вдоль насыпи. На остальном протяжении подхода
уровень можно считать близким к |
горизонтальному с понижением |
|||
по сравнению с уровнем под мостом на величину бн: |
|
|||
|
1 н ест |
/ / / |
Триест |
|
|
' 2 ^ р а з л * 7 н ест |
|||
|
Н |
|
М , |
|
= |
1 |
|
|
|
|
|
g H н ест |
||
|
#бн |
|
||
|
|
|
|
(X -16) |
где Ябн — средняя глубина в части живого сечения |
нестесненного |
потока, перекрываемой насыпью подхода, м; Н неСт— средняя глубина всего живого сечения нестесненного потока, м; #бм — средняя глубина в части живого сечения, перекрываемой отвер стием моста, м.
Пример. Определить подпор и уровни с верховой и низовой стороны насыпи подхода к мосту через водоток с односторонней поймой по следующим данным:
Расчетный расход водотока Q, м ? /сек ........................................................... |
|
|
869,0 |
||
Бытовой |
расход на ширине моста QSM, м3/с е к .......................................... |
м /сек |
|
645,0 |
|
Бытовая |
средняя скорость на ширине моста, нвм, |
|
1,34 |
||
Средняя |
скорость нестесненного потока Унест, м /сек ......................... |
|
0,68 |
||
•Расчетная ширина разлива / раз л, м ................................................................. |
|
|
480,0 |
||
Бытовой |
уклон водной |
поверхности і о ......................................................... |
|
. . |
0,00015 |
Бытовой расход русла |
Qp, мг/с е к ............................................................ |
|
645,0 |
||
Бытовой расход на пересыпанной части поймы Qnep, мг/с е к ................. |
|
224,0 |
|||
Бытовая скорость в русле ѵѵ, м /сек................................................................. |
|
|
1,34 |
||
Бытовая скорость на пойме ѵв, м /сек ........................................ |
% ..................... |
. |
0,28 |
||
Доля расчетного расхода, проходящего по пойме, |
26 |
||||
Средняя глубина на пойме Нп, м ...................................................................... |
|
|
2,0 |
||
Средняя бытовая глубина на ширине отверстия Нбм, м ........................ |
|
6,0 |
|||
Средняя бытовая глубина на участке, пересыпанном насыпью Ябн, м |
2,0 |
||||
Средняя глубина нестесненного потока Я нест, м ....................................... |
|
|
2,67 |
||
Отверстие моста /м, м |
...................................................................................... |
|
.... |
80,0 |
|
Средняя скорость под мостом, ѵ №, м /с е к .................................................... |
|
|
1,81 |