Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мой отверстием моста; g — ускорение силы тяжести, м/сек2; а — коэффициент, значения которого принимают в зависимости

Fr

Q

от величин —

и ------ по табл. ѴІІІ-3.

h

Qбм

Уменьшение подпора вследствие размыва под мостом должно учитываться при расчете. Для этого в формулах (Х-1) и (Х-2) зна­ чения <2бм и Ѵбм, а также глубину //бм в формуле (Х-6) следует при­ нимать в условиях после размыва, т. е. предполагая, что после раз­ мыва как бы изменилось бытовое распределение расхода.

Величина QÖM (м3/сек), соответствующая размытому сечению, находится по формуле

QÖIV

Q

(Х-З)

 

1

+ 2 К-

 

где кя — расходная характеристика части живого сечения потока, перекрываемой подходной насыпью; км — расходная характери­ стика части живого сечения в пределах отверстия моста после размыва.

Расходная характеристика части живого сечения определяется по формуле

к = а>Н3[* ,

(Х-4)

где о — площадь части живого сечения, м2; Н — средняя глубина воды на рассматриваемой части сечения, м; п — средний коэф­ фициент шероховатости данной части сечения.

Средняя скорость течения под мостом после размыва Пбм нахо­ дится как

<3бм

(Х-5)

^бм = ------

СОмпр

где Ммпр — площадь живого сечения под мостом после размыва, м2. Глубина Нбм находится как

Я бм = - ^ Х .

(Х-6)

^біДм

 

Для выявления объектов, которые могут быть подтоплены в результате подпора перед мостом, необходимо определить длину распространения подпора. Приближенно эта длина lz, считая от оси перехода, может быть определена, принимая параболическое очер­ тание кривой подпора, по формуле

_ 2 A z

h — —: h ‘разл

(Х-7)

Iб

 


Формула А. М. Латышенкова [68] для определения подпора пе­ ред мостом следующая:

 

\

/ 2

 

А2 = 26

т \

а в,[

(Х-8)

 

 

ао ' ~2g~

где Ô= (Qnep— расход, проходивший в бытовых условиях да

стеснения на пересыпанной насыпями подходов части поймы;

<3р

Up

т = —

(Qp — бытовой расход русла) ; а0 = —

(ир и ип — соот-

Q

ѵп

 

ветственно бытовые скорости в русле и на пойме), а' —■ коэффи­ циент отношения действительного количества движения в дан­ ном сечении к количеству движения, подсчитанному по средней скорости, принимаемый равным 1,05;

Преимуществом формулы (Х-8) является ее простота, а также учет размыва под мостом непосредственно скоростью под мостом Ом, в то время как для учета размыва в формуле (Х-1) требуются дополнительные расчеты, связанные с назначением коэффициентов шероховатости по участкам живого сечения, что вызывает опреде­ ленные трудности. Следует считаться еще с большими трудностями при необходимости расчета подпора и назначения коэффициентов шероховатости при разных уровнях.

Величина максимального подпора перед мостом Az составляет незначительную часть глубины в русле при расчетном паводке. По­ этому, например, при расчете общего размыва по гидрографу па­ водка, где расчет расхода наносов, поступающих к мосту, произво­ дится по глубине в русле с учетом подпора, последний можно опре­ делять приближенно. В этом и других случаях, когда допускается приближенный расчет подпора, можно применять формулу

Az =

2

Т ] С М .

Х а р а к т е р и с т и к а р ек

 

2 ,0

Горные или с малой поймой, пропускающей до

0 ,0 3 -0 ,0 5

20% расчетного расхода

0,05—0,06

Полугорные или с поймой, пропускающей от 20

до 40% расчетного расхода

0,08—0,09

Равнинные с поймой, пропускающей от 40 до

60% расчетного расхода

0,09—0,12

Равнинные с поймой, пропускающей от 60 до

80% расчетного расхода

 

(Х-9)

Т а б л и ц а X-Ï

°ѵ_

ѵп

4 ,0

0,04—0,05

0 ,0 5 -0 ,0 7

0,07—0,10

0

О 1 о

£


Значение коэффициента ц выведено А. М. Латыішенковым на основе теоретических исследований и натурных данных и может быть принято по табл. Х-1 в зависимости от типа реки, процента расхода, пропускаемого поймами, и отношения между скоростями в русле Ур и на пойме ѵп в бытовых условиях.

Приведенные формулы для расчета подпора перед мостом по­ казывают, что с увеличением размыва подпор уменьшается. Поэто­ му для правильного определения подпора необходимо знать, какую величину размыва учитывать при расчете.

Если считать, что размыв вырабатывается под действием рас­ четного расхода постоянной величины, то максимальный подпор возникнет, когда живое сечение под мостом еще не размыто.

В действительности, при прохождении паводка расходы возра­ стают, а с ними растет и размыв. Поэтому расчетный расход прохо­ дит по живому сечению, уже размытому предыдущими расходами меньше расчетного, а максимальный подпор будет наблюдаться при расчетном расходе, когда часть размыва уже осуществилась.

Исходя из этих соображений нормативами (СН 200-62, СНиП ІІ-Д 7-62) ракомендуется вычислять подпор при возможном размыве русла под мостом, но не более 50% от полной величины размыва.

Для уточнения этой рекомендации в ЦНИИСе были поставлены опыты с пропуском в отверстие моста интенсивных паводков не - большой продолжительности, характерных для ливневых паводков, и продолжительных паводков, характерных для половодий. В пер­ вом случае размыв при максимальном подпоре составлял около 25% от расчетного, во втором— около 50%. Из этих цифр и воз­ можно (впредь до их уточнения) исходить при проектировании мос­ товых переходов.

§ 47. УРОВНИ С ВЕРХОВОЙ И НИЗОВОИ СТОРОН НАСЫПИ подходов

Экспериментальные данные и наблюдения в натуре показыва­ ют, что в конце разлива с верховой стороны насыпи отметка водной поверхности равна отметке предмостового подпора. Поскольку в бытовых условиях отметка водной поверхности в створе мостового перехода ниже отметки в створе предмостового подпора, величина подпора в конце разлива с верховой стороны насыпи (наибольше­ го подпора) всегда больше предмостового подпора.

Как видно из рис. Х-1, наибольший подпор AzK определяется как

AzH= Wo + Az,

(Х-10)

где г'б — бытовой уклон потока; % — расстояние от моста до створа предмостовоіго подпора.

Таким образом, отметка водной поверхности в конце разлива превышает уровень под мостом (близкий к бытовому) на величину Az Т- і'б/о-


Рис. Х-3. Поперечный профиль водной поверхности на мостовом переходе:

/ —•бытовая водная поверхность;

2 — водная поверхность

с

верховой стороны насыпи;

3 — то же, с низовой стороны

 

И. С. Ротенбург для наибольшего подпора предложил формулу

Д2н = Д2 + іУо +

.

(Х-11)

 

 

 

 

8

 

 

2

 

небольшая, правым членом в

Так как идест величина обычно

g

 

 

 

 

 

 

формуле (Х-11) можно

пренебречь,

и

тогда

получаем формулу

(X-10).

 

 

 

 

 

 

Для Іо различные авторы дают различные формулы. А. М. Латы-

шенков принимает, что

/0= (2,0 + 2,5) /м,

а

И. С. Ротенбург приво­

дит формулу

 

 

 

 

 

 

 

/о = йіразл'і'

~

 

(X-12)

 

 

'

Іб

 

 

Последняя формула учитывает основные факторы, определяю­ щие значение /о, и теоретически обоснована.

Если подход к мосту имеет угол ак вниз по течению на протяже­ нии участка В в пределах ширины разлива, формула (Х-11) получает вид:

Д2н =

Â2 + i6(/o + 5 tg a K) + - ^ .

(Х-13)

 

8

 

Профиль водной

поверхности с верховой

стороны насыпи

(рис. Х-3) можно разделить на два участка. Первый из них от гра­ ницы разлива до головной части верховой струенаправляющей дамбы или до начала конуса В 0 характеризуется сравнительно не­ большим уклоном. В пределах этого участка уровень снижается от величины AzHдо Дг, т. е. на величину tV0Второй участок перехода характеризуется большим уклоном. На этом коротком участке уро­ вень снижается примерно на величину Az.

Приближенно можно принимать уклон водной поверхности с верховой стороны насыпи ів по формуле


где •ф— коэффициент, определяемый по приведенным ниже дан­ ным в зависимости от отношения средней глубины на пойме НТІ к той же глубине с учетом подпора Ha + Az.

Я П

. .

1,0

0,9

0,8

0,7

0,6

 

Яп+AZ

 

. .

0,50

0,35

0,24

0,15

0,09

 

 

 

 

Так как

~Ва

фг’б,

то, следовательно,

в формуле

(X-14)

 

 

 

 

 

 

 

 

принято, что ty =

lo/B0. Более точно гв можно определять с

учетом

формулы (Х-12), зная к, к и В0.

Вследствие растекания потока ниже моста уклон вдоль низово­ го откоса насыпи подхода направлен от моста к границам разлива (рис. Х-3). Уклон і’н невелик, и с некоторым запасом в величине на­ пора (разности между отметками уровней с верховой и низовой сторон насыпи) может приниматься равным гн = 0,5іб (Х-15).

Более детальный анализ уровня вдоль низового откоса насыпи показывает, что уклон от моста в обе стороны наблюдается на ко­ ротких участках вдоль насыпи. На остальном протяжении подхода

уровень можно считать близким к

горизонтальному с понижением

по сравнению с уровнем под мостом на величину бн:

 

 

1 н ест

/ / /

Триест

 

' 2 ^ р а з л * 7 н ест

 

Н

 

М ,

=

1

 

 

 

 

g H н ест

 

#бн

 

 

 

 

 

(X -16)

где Ябн — средняя глубина в части живого сечения

нестесненного

потока, перекрываемой насыпью подхода, м; Н неСт— средняя глубина всего живого сечения нестесненного потока, м; #бм — средняя глубина в части живого сечения, перекрываемой отвер­ стием моста, м.

Пример. Определить подпор и уровни с верховой и низовой стороны насыпи подхода к мосту через водоток с односторонней поймой по следующим данным:

Расчетный расход водотока Q, м ? /сек ...........................................................

 

 

869,0

Бытовой

расход на ширине моста QSM, м3/с е к ..........................................

м /сек

 

645,0

Бытовая

средняя скорость на ширине моста, нвм,

 

1,34

Средняя

скорость нестесненного потока Унест, м /сек .........................

 

0,68

•Расчетная ширина разлива / раз л, м .................................................................

 

 

480,0

Бытовой

уклон водной

поверхности і о .........................................................

 

. .

0,00015

Бытовой расход русла

Qp, мг/с е к ............................................................

 

645,0

Бытовой расход на пересыпанной части поймы Qnep, мг/с е к .................

 

224,0

Бытовая скорость в русле ѵѵ, м /сек.................................................................

 

 

1,34

Бытовая скорость на пойме ѵв, м /сек ........................................

% .....................

.

0,28

Доля расчетного расхода, проходящего по пойме,

26

Средняя глубина на пойме Нп, м ......................................................................

 

 

2,0

Средняя бытовая глубина на ширине отверстия Нбм, м ........................

 

6,0

Средняя бытовая глубина на участке, пересыпанном насыпью Ябн, м

2,0

Средняя глубина нестесненного потока Я нест, м .......................................

 

 

2,67

Отверстие моста /м, м

......................................................................................

 

....

80,0

Средняя скорость под мостом, ѵ №, м /с е к ....................................................

 

 

1,81