ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
Рис. ХІ-2. Схема расположения срезки на мостовом перехо де; а — план; б — профиль по оси перехода; в — профиль по оси перехода при наклонной плоскости срезки; УС — уровень срезки; УМ — уровень межени
Для того чтобы поток приобрел глубину и ско рость, соответствующие срезке, она должна быть продолжена вверх и вниз от моста, а плоскость срезки должна плавно сопрягаться с поверх ностью земли. Поэтому срезку выводят до голов ных частей струенаправляющих дамб (рис.ХІ-2), а сопряжение срезки с поверхностью поймы де лают с откосами крутизной 1 :5 — 1 : 10 с верхо вой стороны и 1 : 10— 1 : 20 — с низовой. Направ ление откосов принимают нормально направле нию течения у головных частей дамб.
Уровень срезки назначают таким, чтобы была обеспечена воз можность выполнить работы — на 0,3—0,4 м выше уровня средней межени (рис. ХІ-2, б).
Когда разность между отметками поймы и межени велика, плос кости срезки назначают не горизонтальными, а наклонными (рис., ХІ-2, в ) .
Если средняя отметка поймы близка к отметке средней межени или когда по местным условиям срезка экономически нецелесооб разна, ее не назначают и ограничиваются расчисткой от раститель ности площади не менее той, которую занимала бы срезка.
Значение расчистки видно из того, что на заросшей пойме ше
роховатость, характеризуемая величиной — |
в формуле |
Шези — |
|
п |
|
|
|
Маннинга составляет 6, а на расчищенной |
пойме — 30. |
|
Следова |
тельно, на расчищенной пойме скорость потока будет в 5 |
раз выше, |
||
чем на заросшей. |
|
|
|
Недооценка расчистки и ее невыполнение могут привести к сни жению водопропускной способности пойменных пролетов моста, вызвать перегрузку русловых пролетов и увеличение подпора.
Ввысокий паводок 1968 г. на почти построенном переходе через
р.Томь, вследствие недостаточной расчистки поймы подпор перед мостом превысил расчетную величину и возникла опасность затоп ления ценных пригородных хозяйств. Чтобы избежать такой опас ности, потребовалось взорвать насыпь подхода, которая в короткое время была размыта на участке значительного протяжения.
При пересечении трассой дороги меандрирующих рек бывают случаи, когда переход на прямолинейном участке русла из-за раз вития линии нецелесообразен. В таких случаях переход располага ют на спрямленном русле (рис. ХІ-3, а). Наличие излучины, угро
S)
Рис. XI-3. План спрямлений русла:
а — на мостовом переходе; б — для защиты земляного полотна от подмыва;
/ — у ч а с т к и с п р я м л е н н о г о р у с л а ; 2 — з а п р у д ы
жающей насыпи подхода, вызывает также необходимость спрямле ния русла (рис. ХІ-3, б).
По этой причине был сделан ряд спрямлений на р. Сакмаре, ко торые успешно решили задачу защиты земляного полотна железной дороги от подмыва. Обычно спрямляют русла сравнительно не больших несудоходных и несплавных рек.
Размеры спрямляемого русла рассчитывают на пропуск расхо да, проходящего в бровках бытового русла. При расчете учитывают увеличение уклона в спрямленном русле за счет уменьшения длины спрямленного участка русла по сравнению с выключенной излучи ной.
Площадь спрямленного русла cöCp определяют по формуле
|
(ХІ-7) |
где фбрр — расход в бровках бытового русла, м3/сек; |
ѵ^ѵѵ — ско |
рость потока в бытовом русле при наполнении его |
до бровок, |
м/сек; Z-бр — длина выключаемого участка бытового русла, ж; |
|
/Ср — длина спрямления, м. |
|
Глубину спрямленного участка русла определяют по проектному |
|
продольному профилю, а ширину русла — исходя из |
известных |
площади и глубины. |
|
Для ускорения отложения наносов в выключаемом участке рус ла в нижней его части устраивают запруду. Верх запруды назнача ют не выше бровок русла.
§ 53. СТРУЕНАПРАВЛЯЮЩИЕ ДАМБЫ
Регуляционные сооружения, применяемые на мостовых перехо дах, можно разделить на две группы: регулирующие русловой поток и регулирующие пойменный поток. Сооружения, относящиеся к первой группе, куда входят продольные и поперечные русловые со-
(Ï3)
Рис. XI-4. Деформация русла на переходе через р. Вопь (цифры обозначают глу бину от уровня поймы, цифры в кружках — проценты расчетного расхода по пой мам и руслу)
оружения, имеют на мостовых переходах через равнинные реки ог раниченное применение.
Из сооружений, регулирующих пойменные потоки на мостовых переходах, применяют струенаправляющие дамбы и траверсы для защиты пойменных насыпей, а также водоразделительные дамбы для разграничения расхода между сооружениями, расположенны ми в общей пойме.
Верховые струенаправляющие дамбы направляют пойменные потоки под мост и обеспечивают равномерное распределение размы ва под мостом.
Низовые дамбы обеспечивают плавное и постепенное растека ние потока, выходящего из-под моста.
|
сечения формы, близкой к пря |
||||
|
моугольной. |
|
дамб |
||
|
Сфера |
применения |
|||
|
различного очертания видна из |
||||
|
рис. ХІ-5, где показаны схемы |
||||
|
переходов через реку с мощной |
||||
|
правой поймой и слабой—-ле |
||||
|
вой. |
|
|
|
|
Рис. ХІ-6. Схема к расчету размеров |
На переходе, изображенном |
||||
на рис. ХІ-5, а, |
отверстие |
мо |
|||
струенаправляющих дамб по Латы- |
ста размещено |
правильно: |
со |
||
шенкову |
стороны более мощной |
поймы |
|||
|
больший |
пойменный участок |
отверстия моста. При назначении криволинейных обтекаемых дамб большего размера со стороны правой поймы и меньшего размера со стороны левой живое сечение под мостом после размыва имеет очертание ближе к прямоугольному, чем то же сечение до раз мыва.
Устройство прямолинейных дамб на этом переходе приводит к концентрации всего потока в русловой части отверстия моста к сосредоточенному размыву и отложению наносов на срезке.
Переход, показанный на рис. ХІ-5, б, представляет собой тот же переход, но на нем в результате руслового процесса русло, быв шее ранее прямолинейным, искривилось и приблизилось к правобе режному устою.
При устройстве со стороны правобережной поймы прямолиней ной дамбы пойменный и часть руслового потока будут отжаты к средней части отверстия моста. Криволинейная левобережная обте каемая дамба направит поток с левой стороны на прилегающий участок отверстия моста. В результате можно ожидать относитель но равномерный размыв под мостом.
Замена прямолинейной правобережной дамбы криволинейной приведет к концентрации правопойменного потока в правой русло вой части отверстия. В результате подмостовое русло после размы ва будет иметь глубокий сосредоточенный размыв.
Обтекаемые дамбы рассчитывают по методу, разработанному А. М. Латышенковым [69], который анализировал различные пред ложения іпо расчету струенаправляющих дамб на мостовых перехо дах. Им.установлено, что наилучшее обтекание дамб без отрывов и обратных токов дают дамбы эллиптического очертания с соотноше нием полуосей 1,5 и 2,0, расчет которых приведен ниже.
Основными параметрами, определяющими очертание верховой эллиптической дамбы, являются (рис. XI-6) ее проекция на ось пути Ьв, принимаемая за малую полуось эллипса, и проекция на ось
русла ав, принимаемая за большую полуось. Отношение прини-
мают от 1,5 до 2,0 в зависимости от степени стеснения потока под ходной насыпью Ô. Значение б определяют по формулам: