Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для односторонней поймы б — —.“??;

Q

 

для каждой из двусторонних пойм ô =

------ —пер—-— ,

 

Qn + 0 ,5 Q P

где Qnep — расход, проходивший в бытовом состоянии на левобе­ режной или правобережной пойме, перекрытой насыпью; Q — полный расход; Qp — расход, проходивший в бытовом состоя­ нии в русле; Qn — расход, проходивший в бытовом состоянии на левобережной или правобережной пойме. Значения Кв приведе­ ны ниже:

Q

'

<[0,15

0,16—0,25

0,26—0,35

0,36

и более

 

 

 

 

 

 

К»

. .

1,50

1,67

 

1,83

 

2,00

Проекцию дамбы на ось пути Ьв определяют по формуле

 

 

 

Ьв — ABр>

 

 

(ХІ-8)

где Вр

ширина русла реки в бровках, м; А

параметр, завися-

щий от стеснения Qnep установленный экспериментально, оп­

 

 

~Q~

 

 

 

 

ределяют по табл. ХІ-3.

 

 

та блиц а ХІ-З

 

 

 

 

 

 

<3

 

Двусторонняя

Односторонняя

^пер

Двусторонняя Односторонняя

^пер

 

Q

 

пойма

пойма

Q

пойма

пойма

 

 

 

 

 

 

0 , 1 0

 

0 , 1 0 6

0 , 1 1 2

0 , 4 5

 

0 , 3 1 5

0 , 4 8 1

0 , 1 5

 

0 , 1 5 0

0 , 1 7 0

0 , 5 0

 

0 , 3 4 0

0 , 5 3 3

0 , 2 0

 

0 , 1 8 6

0 , 2 2 2

0 , 5 5

 

0 , 3 6 5

0 , 5 8 4

0 , 2 5

 

0 , 2 1 5

0 , 2 7 5

0 , 6 0

 

0 , 3 9 0

0 , 6 3 5

0 , 3 0

 

0 , 2 4 0

0 , 3 2 7

0 , 6 5

 

0 , 4 1 0

0 , 6 8 0

0 , 3 5

 

0 , 2 6 5

0 , 3 7 8

0 . 7 0

 

0 , 4 3 0

0 , 7 2 5

0 , 4 0

 

0 , 2 9 0

0 , 4 2 9

 

 

 

 

Для разбивки верховых дамб в табл. ХІ-4 приведены безразмер­

ные координаты, по которым вычисляют

координаты

точек дамб

X и у по известным значениям Ьв. Расположение

осейпоказано на

рис. ХІ-6.

 

 

 

 

 

 

К головной части дамбы следует добавлять начальную входную часть в виде дуги круга с радиусом, равным 0,2 Ьв, и углом разво­ рота до 120°.

Для случая резко выраженного несимметричного двустороннего сжатия И. С. Ротенбург [115] рекомендует для расчета струенаправ­ ляющих дамб устанавливать границу раздела потока в отверстии моста и каждую дамбу рассчитывать для своей части при односто­ роннем сжатии. Границу раздела потока устанавливают подбором


Рис. ХІ-7. Схема грушевидной дамбы при расположении под­ хода на кривой

 

=1 , 5 0

*в == 1,67

*в == 1 ,8 3

* в

==2,00

ХІЬв

у\Ь

ХІЬЯ

«1»в

хіьп

У>Ьв

х\Ьв

у к

0,00

0,000

0,00

0,000

0,00

0,000

0,00

0,000

0,25

0,013

0,20

0,010

0,20

0,006

0,20

0,004

0,50

0,059

0,40

0,030

0,40

0,028

0,40

0,020

0,75

0,133

0,60

0,065

0,60

0,058

0,60

0,048

1,00

0,253

0,80

0,118

0,80

0,100

0,80

0,088

1,25

0,448

1,00

0,198

1,00

0,163

1,00

0,135

1,30

0,500

1,20

0,305

1,20

0,244

1,20

0,200

1,35

0,564

1,40

0,454

1,40

0,356

1,40

0,285

1,40

0,641

1,50

0,560

1,60

0,514

1,60

0,400

1,45

0,741

1,60

0,712

1,70

0,629

1,80

0,563

1,48

0,836

1,62

0,751

1,75

0,710

1,90

0,688

1,50

1,00

1,64

0,810

1,78

0,767

1,95

0,776

 

 

1,66

0,890

1,80

0,819

1,98

0,874

 

 

1,67

1,000

1,81

0,852

2,00

1,000

 

 

 

 

1,83

1,000

 

 

исходя из условия равенства подпоров от потоков по одну и другую сторону от принятой границы.

На основе выполненных опытов по сравнению дамб различных очертаний, а также опытов на моделях ряда конкретных мостовых переходов А. М. Латышенков предлагает следующие рекомендации для проектирования низовых струенапрявляющих дамб.

Дамбы очерчивают по дуге круга радиусом, равным 2ав, при угле разворота 7—8°, а затем по прямой, касательной круговой кривой. Проекции низовой дамбы на нормаль к оси пути принимают равной половине проекции соответствующей верховой дамбы

Струенаправляющие дамбы шпоровидного очертания иногда за­ меняют дамбами грушевидного очертания. Лабораторные опыты по­ казывают, что если размеры грушевидной дамбы и очертание ее речного откоса близки к шпоровидной дамбе, рассчитанной для тех же условий, то пойменная ветвь грушевидной дамбы на ее работе не сказывается и грушевидная дамба работает как шпоровидная.

Применение грушевидных дамб це­ лесообразно при расположении подхо­ да на кривой, направленной в верхо­ вую сторону, когда насыпь.подхода на­ правляет пойменные воды под мост (рис. ХІ-7).

Иногда грушевидное очертание дам­ бы— результат отсыпки, грунта, кото­ рый не может быть использован.


Рис. ХІ-8. Схема к оп­ ределению отжима при прямолинейной дамбе:

а — схема лаборатор­ ной установки; б — график для определе­ ния отжима А/м

Работа прямолинейных дамб по отжиму потока от прилегающе­ го участка отверстия моста требует изучения.

В 1968 г. в ЦНИИСе были проведены предварительные опыты с

прямолинейными дамбами.

Опыты проводили

в

лотке шириной

3,5 м с руслом шириной 30

см, расположенным

у

края лотка на

жесткой модели мостового перехода. Предварительно рассчитыва­ ли размеры эллиптической обтекаемой верховой струенаправляю­ щей дамбы аЕ и Ьъ и устанавливали прямолинейную верховую дам­ бу длиной а в.

Низовую прямолинейную дамбу принимали равной Опыты

проводили с отверстиями мостов 50, 80, 120 и 200 см, при каждом отверстии с расходами .17,2—28,1 лісек.

Опыты показали, что при длине верховой дамбы ав отжим по оси перехода (близок к максимальной величине и касательная к граничной струе отжима близка к перпендикуляру к оси перехода (рис. ХІ-8, а). Опыты позволяют определить величину отжима А/м по длине дамбы а в и отверстию моста /м при одностороннем сжатии по графику (рис. ХІ-8, б ) .

В соответствующих случаях возможна промежуточная^ форма дамб •— криволинейная с прямой вставкой, примыкающей к устою.

При проектировании струенаправляющих дамб, особенно верхо­ вых, следует учитывать ситуационные особенности и в соответствии с ними изменять размеры дамб. Если голова рассчитанной струе­ направляющей дамбы будет расположена вблизи протоки или озе­ ра, чтобы избежать значительных скоростей течения у головы дамбы, ее следует удлинить, усилив поперечное сечение дамбы в месте пересечения протоки или озера.

Местный размыв у головы дамбы возрастает с глубиной потока, поэтому голову дамбы следует располагать на возможно более вы­ соких отметках.

Задачи струенаправляющих дамб на равнинных реках зависят от типа руслового процесса. На меандрирующих реках следует учи­ тывать смещение меандр и их выключение вследствие прорыва пе­ решейков между ними, что может вызвать изменение положения русла под мостом и необходимость переустройств дамб. На немеандрирующих реках такая необходимость менее вероятна.


 

В

некоторых случаях

мостовой

 

переход трассируют с косиной к на­

 

правлению потока: нормально к рус­

 

ловому, но косо к пойменному пото­

 

ку (рис. ХІ-9, б), или нормально к

 

пойменному потоку и с косиной к

 

русловому (рис. ХІ-9, а). В случаях

 

косых

переходов задачей

струена­

 

правляющих

дамб является такое

 

направление

потока, при

котором

 

обеспечивался

бы равномерный об­

 

щий размыв под мостом и мини­

 

мальный местный размыв у опор.

 

Вопрос о компоновке

регуляци­

 

онных сооружений косых переходов

 

разработан еще недостаточно. Наи­

Рис. ХІ-9. Схемы струенаправляю­

более надежным путем для выбора

щих дамб:

схемы регуляционных сооружений в

а с косиной к руслу; б — с коси­

этих случаях

является моделирова­

ной к пойме (пунктиром обозначе­

 

 

 

 

ны линии разлива)

ние.

При проектировании системы ре­

 

гуляционных сооружений на равнинных реках следует учитывать возможность использования древесной и главным образом кустар­ никовой растительности для направления пойменного потока в же­ лаемом направлении. Для защитных лесонасаждений используются ивовые породы, имеющие широкое распространение.

Для регулирования потока используют естественную раститель­ ность на поймах, придавая ей необходимую форму путем вырубки излишней растительности.

Посадка деревьев и кустарников производится массивами для придания пойменному потоку желаемого направления, а также в виде продольных и поперечных полос для защиты сооружения от подмыва пойменным потоком и волнобоя [13].

На пересечениях предгорных, блуждающих рек в конусах вы­ носа задачи, струенаправляющих дамб сводятся к ограждению сва­ ла потока от моста к одному из подходов.

При решении этих задач возможны две схемы регулирования: в первой схеме поток воспринимается струенаправляющими дамбами в удалении от мостового перехода и постепенно подводится к не­ му, во второй схеме бытовой поток подходит непосредственно к мос­ товому переходу и воспринимается короткими, но сильно укреплен­ ными дамбами и подходами.

Для переходов в конусах выноса (рис. XI-10) первая схема (рис. XI-10, а) включает струенаправляющие дамбы, доходящие до горловины ущелья и принимающие весь расход. Вторая схема (рис. X I-10, б) предусматривает трассу перехода выпуклой вниз по течению кривой, что обеспечивает направление всего потока вдоль подходов к мосту и мощные, но короткие грушевидные дамбы у моста.


Рис. ХЫО. Схемы струенаправляющих дамб при пересечении конусов выноса

Задачей струенаправляющих дамб на переходах через круп­ ные блуждающие реки является направление потоков с участков живого сечения, обычно частей активно работающей зоны блужда­ ния, перекрытых насыпью под мост.

Направление пойменных потоков под мост на равнинных реках достигается сравнительно короткими входными дамбами, которые составляют в сумме 0,8— 1,5 отверстия моста.

Такие размеры дамб позволяют вписаться пойменным потокам, элементарные расходы которых в десятки раз меньше руслового, в отверстие моста.

Та же задача на блуждающих реках не может быть достигнута короткими дамбами. Элементарные расходы на выключенных час­ тях зоны блуждания равны бытовым элементарным расходам под мостом, поэтому вписаться под мост эти потоки могут постепенно лишь посредством дамб, которые доходят до границ зоны блужда­ ния, относительная длина которых достигает 4,0—5,0 отверстий моста.

Дамбы должны быть достаточно мощными, чтобы противостоять размывам вдоль дамбы при прижиме потока (рис. XI-11, а). Иным решением (рис. X I-11, б) является дамба более легкой конструкции, но с траверсами (отбойниками) по всей длине, которые и воспри­ нимают прижимы потока. При этом решении следует считаться с местными размывами у голов траверсов.

При проектировании дамб должно быть обращено внимание на врезку головной части дамбы в берег во избежание обхода ее по­ током.

Струенаправляющие дамбы на равнинных реках отсыпают из грунта шириной поверху не менее 2 м, крутизну речного откоса принимают не круче 1 : 2, пойменного 1 : 1,5.

В головной части, для уменьшения местного размыва откос дам­ бы уполаживают до 1 : 3.

Верх дамб назначают исходя из отметки уровня, принимаемого к расчету, и учитывают подпор перед мостом, волну с накатом на откос и запас не менее 0,25 м.

Рис. X I-11. Схемы струенаправляющих дамб на переходе через предгорную реку:

а — тяжелая дамба; б — легкая дамба с отбойниками

Для укрепления откосов дамб, подверженных воздействию тече­ ния, применяют преимущественно железобетонные плиты. По подо­ шве откосов целесообразно устраивать рисберму из каменной на­ броски. Объем наброски рассчитывают с тем, чтобы камня хватило расположиться по откосу на всю глубину размыва, а также, чтобы сверх того1в рисберме оставалось бы достаточное количество кам­ ня для удержания плит на откосе от сползания.

Основания откосов защищают также бетонными или хворостя­ ными тюфяками.

На предгорных, блуждающих реках применяют каменно-хворо­ стяную кладку, бетонные блоки, габионы. В последнее время для продольных дамб проектируют оболочки большого диаметра, погружаемые с учетом размыва на значительную глубину.

§ 54. ЗАЩИТА БЕРЕГОВ И ПОДХОДОВ ОТ РАЗМЫВА

Как отмечено выше, естественный русловой процесс может вы­ звать такое положение излучины русла, которое будет угрожать устойчивости сооружений мостового перехода. Иногда по условиям трассирования мостовой переход приходится выбирать на криволи­ нейном участке русла, дальнейшее искривление которого также не­ желательно для устойчивости сооружений перехода. В этих случаях необходимо оградить берег русла от размыва.