Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

верстие моста с определением Агтахпроизводят по методу Э. А. Горбовского, основанного на решении дифференциальных уравнений, полученных из уравнения баланса объемов воды Qdt = Fdh. Расчет

производят при помощи

номограмм, опубликованных ß рабо­

те [117].

 

 

 

 

 

Е. В. Болдаков

предложил упрощенный

прием

расчета

наи­

большей скорости

течения

ѵтах в отверстии

моста,

полагая,

что

она зависит только от величины Аzmax. Ее он рекомендует опреде­ лять как наибольшую величину подъема — спада уровня воды в ре­ ке по водомерным наблюдениям за время / = 60 мин. Тогда

Птах~ 3,1 [^А^тах.

Г л а в а XVI. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА

§ 72. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ

Выбор оптимального решения мостового перехода производится путем сравнения вариантов, различающихся по ряду признаков. При этом, кроме денежных показателей, учитываются натуральные количественные и качественные показатели (сложность строитель­ ства, потребность в дефицитных материалах, уровень механизации работ, простота или сложность содержания сооружения в эксплуа­ тации и др.).

Денежные показатели состоят из капиталовложений и других единовременных расходов, а также из текущих эксплуатационных затрат. Исключение составляют случаи, когда одинаковые по про­ должительности строительства варианты сравниваются при одном и том же стабильном грузопотоке. В таких случаях (например, разбивка моста на пролеты, выбор коэффициента общего ралмыва русла в зависимости от глубины фундирования опор и т. п.) сравнение вариантов производится лишь по строительной стои­ мости.

Для сравнимости единовременные расходы К необходимо при­ вести к текущим расходам Э за срок окупаемости сооружения:

Рпр = — + Э,

или

Pwç> — К -(- ТЭ,

где РПр — приведенная стоимость сооружения; Т — срок окупаемо­ сти сооружения, годы.

Отсюда видно, что для определения приведенной стоимости со­ оружения необходимо знать его срок окупаемости.


Срок окупаемости Т или обратная ему величина — коэффициент

эффективности капиталовложений Е = — должны отражать на­

роднохозяйственную эффективность рассматриваемого варианта. Они принимаются исходя из прироста дохода общественного про­

изводства .в дайной отрасли или по национальному доходу.

В последнее время нормативный коэффициент эффективности капиталовложений в целом по народному хозяйству установлен на уровне не ниже Ен=0,\2, что соответствует сроку окупаемости не более Тп = 8,3 года [133]. Исходя из этих данных можно получить критерии для определения сравнительной (относительной) эффек­ тивности .капиталовложений нескольких рассматриваемых вариан­ тов сооружений, выраженные минимумом приведенных затрат:

-Рпр =

Еяк + Э =

min,

(ХѴІ-1)

£пр =

К + ТпЭ =

min,

(ХѴІ-2)

где Ен и Тп— соответственно нормативные коэффициент эффектив­ ности капиталовложений и срок окупаемости сооружения в годах.

Наилучшим по денежным показателям является тот вариант, который обеспечивает наименьшую приведенную стоимость.

Принятые к сравнению варианты должны быть сопоставимы по ценам на материалы, монтаж и оборудование, по размерам и ха­ рактеру эксплуатационной работы, а также по техническим услови­ ям и нормам проектирования.

Капиталовложения, как и эксплуатационные расходы, входящие в выражения (XVI-1) и (ХѴІ-2), в большинстве случаев непостоян­ ны. Очевидно, что сравниваемые варианты сооружений могут отли­ чаться по срокам строительства. Более выгоден будет тот вариант, который можно осуществить в более короткий срок. При сравнении вариантов возникает необходимость учета фактора времени.

Варианты могут быть неодинаковы по эксплуатационным пока­ зателям, которые, в свою очередь, могут изменяться во времени. Следовательно, и в этих случаях необходим учет фактора времени.

Поэтому сравнительную эффективность капиталовложений не­ обходимо определять на определенном отрезке времени. При этом затраты более поздних лет приводятся к текущему моменту умно­

жением на коэффициент

 

1

(XVI-3)

4t

( І + ^ н п

) ' " ’

где т]( — коэффициент отдаленности затрат (табл. ХѴІ-1); t — пе­ риод времени приведения, годы; £ Нп— норматив для приведе­ ния разновременных затрат, установленный в условиях дейст­ вующего порядка начисления амортизации основных фондов в размере 0,08 [133].


Я „ п - ° , 0 8

£ я „ - ° - 10

Годы

( ! + £ ■ /

1

4-

1

( і + д /

1

у

1

 

О + Е )*

Іг' о + г /

( 1 + Е ) (

iP ( l + f /

 

 

 

1

1,08

0,93

 

0,93

1,10

0,91

 

0,91

2

1,16

0,86

 

1,79

1,21

0,83

 

1,74

3

1,25

0,80

 

2,59

1,33

0,75

 

2,49

4

1,35

0,74

 

3,33

1,46

0,68

 

3,17

6

1,58

0,63

 

4,65

1,71

0,56

 

4,35

8

1,85

0,54

 

5,77

2,14

0,47

 

5,33

10

2,16

0,46

 

6,73

2,59

0,39

 

6,14

15

3,17

0,32

 

8,56

4,18

0,24

 

7,61

20

4,66

0,22

 

9,80

6,73

0,15

 

8,51

30

10,00

0,10

11,23

17,45

0,06

 

9,43

40

21,65

0,05

11,90

45,13

0,02

 

9,78

50

46,80

0,02

12,20

117

0,00

 

10,00

Объекты транспортного строительства характеризуются, как правило, возрастающим во времени объемом перевозок. Если не учитывать этой особенности транспортного строительства, то соору­ жение еще до наступления срока его физического износа переста­ нет удовлетворять требованиям эксплуатации, т. е. наступит срок морального износа сооружения. Поэтому при проектировании транспортных сооружений следует рассматривать два решения: предусматривать строительство сооружения на полную мощность, обеспечивающую перспективное возрастание объема перевозок (однрэтапные капиталовложения) или строить сооружение на меньшую мощность, а по ее исчерпании производить поэтапное уси­ ление (расширение) сооружения. Практика показывает, что во мно­ гих случаях второе решение бывает более экономичным.

Учет поэтапного вложения средств и переменных во времени эксплуатационных расходов в формуле приведенной стоимости по­ требует суммирования всех видов затрат, приведенных к текущему моменту, за срок службы сооружения. В соответствии с этим фор­ мула (ХѴІ-1) примет вид

1

сл

 

 

= min, (XVI-4)

Р*р = ЕиК 2

2 '

(1 + £ н п ) '

(1 “Ь ЕІШ)

где К — капиталовложения сравниваемого варианта сооружения, приведенные к последнему году его строительства; Гсл — срок службы сооружения, годы; 9 t — годовые эксплуатационные расходы; t — год, в который производятся затраты.


Приведение капиталовложений к последнему году строительст­ ва сооружения производится по формуле (ХѴІ-5) с учетом этапного финансирования строительства (в первый год — АК\, во второй — АК2 и т. д.) :

К =

АКі (1 Е ш) ‘с-1 -)- АК.2 (1 ~Ь Е ш ) (с- 2

 

 

. . . -f-Д/Сі с—1( 1 + ^кп)-f-А/Сг^,

(ХѴІ-5)

где АХь А/С2;

АKtc — капиталовложения соответствующего года

строительства; tc — срок строительства, годы.

 

Срок службы транспортных сооружений капитального типа по существующим нормативам колеблется в пределах 50— 100 лет. При столь значительном периоде суммирования затрат целесооб­ разно использовать свойство геометрической прогрессии, заклю­ чающееся в том, что сумма ее членов без первого, т. е. без единицы, равна

 

!

( 1 + £нп)4

 

(ХѴІ-6)

 

 

 

 

 

1 +

Ев

 

При заданном

нормативе £ нп для

справедливости

зависимости

(ХѴІ-6)

достаточен период Гсл= 35—40 лет (при £ Нп=0,10) и 40—

45 лет

(при £нп = 0,08); дальнейшее увеличение этого

периода не

влияет на расчет. Следовательно, использование свойства (ХѴІ-6) для мостовых переходов с 7’сл> 5 0 лет оправдано.

С учетом (ХѴІ-6) формулу (ХѴІ-4) приведенной стоимости мож­

но записать в виде

 

 

пр

= mm.

(ХѴІ-7)

 

( 1 4" Еш)

 

Второй член уравнения (ХѴІ-7) представляет собой сумму произве­ дений годовых эксплуатационных расходов на соответствующие ко­ эффициенты отдаленности тц.

Определение этого члена за длительный срок 40—45 лет при пе­ ременном грузообороте «а дороге .представляет сложную задачу, которую, однако, можно упростить, если заранее известен, закон

возрастания грузооборота.

т

Выражение 2 -------

б-----

можно выразить графически тремя

4 (1 +

Енп)4

 

зависимостями (рис. ХѴІ-1), совместное рассмотрение которых по­ зволяет установить закономерность, что эта сумма затрат при за­ данном возрастании грузооборота (эксплуатационных расходов)


 

 

 

 

 

Тс.

Эі

 

 

 

 

щие суммз1 2 1 О+^нпГ

 

 

 

а — при

прямолинейном

грузопо­

 

 

 

токе; б — при криволинейном гру­

 

 

 

 

 

зопотоке;

 

1 — возрастание эксплуатационных расходов;

2 —- изменение

эксплуатационных

расходов с

учетом их отдаленности

-----------------

3 — суммарная кривая

 

 

 

( 1 + ^ н и /

 

 

 

V

э,

э„

г сл

э,

=АВ=ГД

 

------- ------ ; А Б = Э ;

__Р_ — V

------- ------

 

1

( 1 + Я „ п /

Ет

^

(1 + Я НП/

 

приближенно равна произведению эксплуатационных расходов Э р

за некоторый год tv на величину — Отсюда получаем

р а

р

-

 

4 -

= min-

<х ѵ і -8>

1

■£пн

 

-^нп

 

 

 

 

 

 

 

 

Сократив на ---- , получим

 

 

 

 

 

•^нп

Е ВК +

 

 

=

min.

(XVI-9)

Р щ , =

Э ѵ

Год ^р, который принято называть расчетным сроком или рас­ четным годом эксплуатации, зависит от норматива разновременных затрат и закона возрастания грузооборота. При прямолинейном возрастании грузооборота (например, 9 t— 9o(\ +at) для транспорт­ ных сооружений (7'сл> 5 0 лет) расчетный год равен;

tr ,= 1

 

сл

(ХѴІ-10)

+

Е в п ) Т сл

(1

 

При криволинейном возрастании

грузооборота

по зависимости

-■ 90ерасчетный год определяется по формуле [32].

tr, -- l g ^ H n —

l g ( £ m i — P r) *

(XVI-11)

 

Prlge

 

Значения расчетного года в зависимости от показателя роста грузооборота рг для разных значений Е ^ приведены на рис. ХѴІ-2, а. На рис. ХѴІ-2, б приведена графическая интерпрета-

* Для зависимости Э (= Э 0(1+аК п) проф. Г. И. Черномордик [152] получает

п ____ ~

расчетный год в виде fp = у £ нп J" e~ httdt, годы; для £ Нп = 0,08 и «=0,25 Ч> = Ю-му году; при «= 1 ,0 tv= 13-му году; при «= 2 ,0 tv = 19-му году.