объектах; принимается для дорог II—III категории е = 0 ,5 , для дорог IV—V категорий е= 0,3; ^пр — количество суток простоя автомобилей; S cyT — стоимость простоя одного автомобиля з сутки может быть принята ориентировочно по табл. ХѴІ-5, где она определена с учетом реновационных и накладных расходов на автомобиль, 10% заработной платы водителей по обслужи ванию автобазы и реновационной квоты по гаражестроитель ству.
|
|
Т а б л и ц а |
ХѴІ-5 |
|
Категория |
Пробег |
Простой |
|
автомобиля |
автомобиля |
|
дороги |
|
5 час> РУ®’ |
5 сут, |
руб- |
|
|
|
и |
3 , 3 |
1 2 ,4 |
|
і и |
3 , 0 |
1 0 ,9 |
|
IV |
1 ,9 |
1 0 ,5 |
|
V |
1 ,8 |
1 0 ,3 |
Эксплуатационный ущерб возникает также при следова нии автомобилей по более длинному маршруту по срав нению с коротким (например, объезд поврежденного участка основной трассы по смежным дорогам) или при снижении за данной скорости движения. Потеря времени одним автомо билем в таких случаях опреде ляется по выражению
^час — ІоѴт Infi0 |
(ХѴІ-19) |
ѵ0ѵт |
|
где Іо и Іт -—■ длины маршрутов соответственно по удлиненному и короткому направлениям, км; о0; ѵт— средние технические скорости движения автомобилей по этим направлениям, км/ч.
При перепробеге автомобилей, когда сравниваются маршруты с одинаковыми дорожными условиями (ит = у 0), формула (ХѴІ-19)
превращается в—5-----— (здесь /0—Іт— длина перепробега); при по
терях времени за счет снижения скорости |
на маршрутах одинако- |
П 1 \ л, |
IJVm —Vo) |
• |
вой длины (/т = /о) формула принимает вид |
----- ------ - |
Имея эти данные и зная количество суток движения автомоби лей ^раб по измененному (направлению, можно определить эксплуа тационный ущерб при перепробеге или снижении скорости:
Уз — -Ѵп^раб^час^час, |
' |
(ХѴІ-20) |
гд е ориентировочная стоим ость 1 авт/ч S 4ac |
принимается по |
табл. ХѴІ-5.
Вследствие простоя или перепробега автомобилей происходит задержка доставки грузов, что наносит ущерб народному хозяйст ву. При простое автомобилей народнохозяйственный ущерб склады вается из затрат на хранение непрерывно производимой грузовой массы (устройство складов, содержание внутризаводского транс порта и др.) и ущерба, наносимого изъятием ее из сферы обра щения.
0,6Д |
где Ц — |
Стоимость грузовой массы в сутки составляет------ |
365 |
|
средняя цена 1 т груза (примерно 420 руб.); 0,6 — коэффициент, учитывающий долю товарных и скоропортящихся грузов (по А. Б. Меерсону [83]). Суточное количество накапливающейся грузо-
Qr
вой массы за время простоя автомобилей /Пр равно^г бір. , Общее
количество грузовой массы за среднее время перерыва движения
ІД составит:
2
0,6Ц |
Qr , tnp |
_ 0,6UQr |
4 |
365 |
‘365 Гпр"2 |
~ 266 000 |
'tap' |
Вводя в это выражение коэффициент эффективности капитало вложений Ен, получим формулу народнохозяйственного ущерба за время простоя автомобилей, выраженное в сутках:
Ун |
0,6UQr |
f 2 F |
(XVI-21) |
|
266 000 |
|
|
Для определения ущерба за время /пр, выраженного в месяцах, в числитель формулы следует ввести множитель 30,52 = 925 — квад рат среднего количества дней в месяце.
При перепробеге или в случаях снижения скорости движения транспортных средств народнохозяйственный ущерб определяется по выражению
Ун |
0,6lXQv |
^час £, |
(ХѴІ-22) |
--------------------365 |
E-ÿ |
|
24 |
|
где t4ac — потеря времени в часах — определяется |
по формуле |
і(ХѴІ-19); остальные величины пояснены ранее. |
|
2. Ледовые дороги
Ледовые дороги через реки (ледовые переправы) строят в зим ний период, календарная продолжительность которого для европей ской части РСФСР обычно составляет от 5,5 месяцев на севере до 4 месяцев на юге.
Стоимость устройства ледовых дорог приведена в табл. ХѴІ-6. Применение ледовых дорог особенно эффективно в районах с длительным и устойчивым зимним периодом. В I—II дорожно-кли матических зонах европейской части РСФСР применение ледовых
дорог выгодно на дорогах III—V категорий.
Движение транспортных средств по ледовой дороге ограничива ется скоростью 10—20 км/ч, вследствие чего имеются потери авт-ч, которые по сравнению с движением по капитальной дороге опреде ляются как
|
|
|
|
|
Н а гр у зк и |
|
|
|
|
Ш ирина |
л е гк и е до 16 т ср ед н и е до 30 j |
тя ж ел ы е |
Тип л ед о во й дор о ги |
|
д о р о ги , м |
до 60 т |
|
|
|
|
С т о и м о сть |
1 км доро ги , т ы с . |
р у б . |
Без усиления льда |
|
20 |
9 |
9 |
9 |
С усилением льда наморажи- |
8—12 |
18 |
18 |
18 |
ванием без устройства |
настила |
8—12 |
28 |
32 |
32 |
То же, с жердевым настилом |
С усилением |
льда и |
устрой- |
1 колея |
24 |
33 |
43 |
ством проезжей |
части |
из бре- |
|
|
|
|
вен и брусьев |
|
|
|
|
|
|
,
где Іо — длина ледовой дороги, км; tpaб — период работы дороги, сутки; и о0 — скорости движения (км/ч) по капитальной, и ледовой дорогам.
Величина экплуатационного ущерба при этом составит:
ГДе Sxjac стоимость автомобиле-часа по табл. ХѴІ-5, руб.
Ежегодные расходы на ремонт и содержание 1 км ледовой доро ги довольно высоки (4—5 тыс. руб.), в то время как эти расходы по дорогам с твердым покрытием не превышают 2—3 тыс. руб. на 1 км.
3. Паромные переправы
Паромные переправы через большие и средние реки устраивают главным образом на дорогах IV—V категорий. При больших затра тах на строительство капитального перехода паромные переправы применяют и на дорогах республиканского значения.
Характеристики наиболее распространенных типов паромов, применяемых на реках с колебаниями уровней воды до 4 м, приве дены в табл. ХѴІ-7.
Провозная способность - паромов определяется главным обра зом операциями по погрузке-выгрузке автомобилей на причалах, потерей времени при отходе от причала, подходе к нему и на швар товку. Среднее время погрузки автомобилей приведено в табл. ХѴІ-7; время выгрузки автомобилей составляет примерно
0 , 5 б і о г р -
Потери времени, связанные с подготовкой к отходу парома от причала, с замедленным подходом к противоположному причалу и швартовкой могут быть приняты равными 10 мин. Тогда общая по теря времени паромом у причалов составит:
Тип парома
Несамоходный — пере движение по канату элек
тролебедками |
или |
букси |
ровкой катером |
мощно |
Самоходный, |
|
стью 2 X 1 5 0 л. |
с. |
мощно |
Самоходный, |
стью 9 0 0 л. с. |
|
|
Вместимость |
и н
|
парома |
на , м
|
|
|
|
»S |
|
|
Среднеевремя погрузку<norf
|
<ѵ |
|
пассажиров
|
я с |
|
S |
|
|
|
\о . |
|
|
о н |
|
|
о я |
|
|
s а |
|
|
|
Н - |
|
|
£0 |
Я |
|
|
|
|
|
!
|
6 |
|
10 |
5 |
8 |
|
100 |
7 |
2 0 |
|
140 |
16 |
о |
Стоимость, тыс. руб. |
Я |
Л |
я |
|
|
|
Н-Г |
к |
|
|
|
я 5 |
Скорость хода м а ѵітр’ КМІЧ
|
парома
|
двух свайных причалов
|
Всего
|
Годовые экспл ционные расхо тыс. руб.
|
|
|
, j
|
|
|
1— 3 |
28 |
89 |
117 |
2 8 |
15 |
124 |
126 |
2 5 0 |
4 7 |
18 |
3 4 6 |
157 |
5 0 3 |
8 6 |
Зная ширину реки Вр в км и задаваясь числом часов работы пе реправы ^пар, можно определить количество перевозимых автомоби лей в сутки:
= |
(ХѴІ-26) |
60ßpC t |
4 |
---------------------- Г |
*п р и ч |
^пар |
|
ГД6 /2а 'ИУдар * ’ число автомобилей на пароме и скорость хода паро ма, км/ч, принимаются по табл. ХѴІ-7; / — коэффициент нерав номерности загрузки парома по часам суток (в среднем f = 0,6);
Вр — ширина реки между |
причалами, км; с — коэффициент, |
учитывающий снос парома |
при передвижении буксировочным |
катером (в среднем с = 1,2) ; |
^прич — определяется по формуле |
ХѴІ-25 и табл. ХѴІ-7. |
|
Количество перевозимых паромом автомобилей можно опреде лять по рис. ХѴІ-3, из которого видно, что при самоходных паро мах, имеющих большую скорость движения, величина Nnap опреде ляется потерей времени у причалов и мало зависит от ширины реки. Поэтому для увеличения пропускной способности паромной переправы необходимо увеличение числа причалов. При самоход ных паромах это означает удвоение устройств переправы.
Календарная продолжительность периода работы паромных пе реправ для европейской части РСФСР составляет от 4 месяцев на севере до 6,5 месяцев на юге.
Потери автомобиле-часов на переправе по сравнению с дви
жением по капитальному мосту |
можно |
определить по формуле |
Л^парТ-^раб (Ѵщ |
Ѵ0) |
6,7іѴПар^раб |
(ХѴІ-27) |
Сот — |
+ |
й х ю |
ѴоѴт |
|
|