Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм указания и автоматической записи курса

Механизм состоит из репитера и курсографа.

Репитер прибора 34А отличается от обычного репитера лишь тем, что согласование его с основным компасом производится вращением валика картушки точного отсчета с помощью ключа. Согласование производится при отключенных двух фазах обмотки синхронизации сельсина-приемника 1 (БС-404А), для чего необходимо нажать и удер­ живать в процессе согласования кнопку 21, расположенную в левом нижнем углу крышки прибора (см. рис. 124, а).

Курсограф служит для непрерывной автоматической записи

кур­

са судна, что позволяет контролировать работу рулевого. Лента

кур­

сографа с записью курса является контрольным документом при раз­

боре аварий. Курсограф используется также для записи кривой за­ тухающих колебаний при пуске гирокомпаса.

Курсограф состоит из двух узлов: узла курса и узла времени, вза­ имодействием которых обеспечивается непрерывная запись курса по времени.

Узел курса (см. рис. 124) состоит из сельсина-приемника и меха­ нического устройства, приводящего в движение диск 14 и кронштейны с перьями.

Сельсин-приемник курсографа является общим с репитером и ра­ ботает от сельсина-датчика прибора 9Б.

При изменении судном курса вращение ротора сельсина-приемника передается через шестерни и червячную передачу на барабан 11 и диск 14.

Барабан имеет фигурный направляющий паз, в который входит ромбовидный палец каретки 13. Каретка несет на себе кронштейн с курсовым пером 8. При вращении барабана каретка катится ролика­ ми по направляющим планкам 10 и перемещает перо, которое остав­ ляет след на ленте курсографа.

Лента курсографа разбита вертикальными линиями на 90 градус­ ных делений (рис. 125). При изменении курса судна от 0 до 90° ка­ ретка с пером перемещается из крайнего левого положения в крайнее правое, причем перо в каждый момент отмечает курс судна. При из­ менении судном курса от 90 до 180° каретка перемещается из крайнего правого положения в крайнее левое. Курс судна при этом снимается по шкале 90—180°, счет которой идет справа налево.

При изменении курса от 180 до 270° и от 270 до 360° каретка совер­ шает еще два полных перемещения, отмечая пером курс судна, который теперь должен сниматься соответственно по шкалам 180— 270° и 270—360°. Таким образом, для снятия курса с ленты курсографа необходимо знать четверть, в которой располагается курс судна. Для этой цели имеется второе перо, называемое четвертным.

Кронштейн для четвертного пера 7 (см. рис. 124) имеет шарнир, укрепленный так, что короткое плечо кронштейна при помощи пру­ жины прижато к диску 14. Диск имеет четыре сектора различных радиусов, поэтому при повороте диска на 360° четвертное перо зани-

198


мает четыре различных положения на ленте. На левом краю ленты курсографа отмечены четыре широкие полосы: 0—90, 90—180, 180— 270 и 270—360°. Если курс судна находится в первой четверти, то чет­ вертное перо расположено в первой полосе 0—90°, указывая тем са­ мым, что курс судна должен отсчитываться по шкале 0—90° ленты курсографа. При расположении курса судна в других четвертях перо расположено в полосе соответствующей четверти, в которой находится курс судна.

Четдерти

Г р а д у с ы

Перья курсографа представляют собой капиллярные трубки, опу­ щенные одним кондом в стеклянные баллончики, заполненные специ­ альными чернилами. Перья можно снимать для заправки чернилами

идля чистки. Для заправки перьев в ЗИПе имеется флакон с чернилами

ипипетка.

У з е л в р е м е н и курсографа (см. рис. 124) представляет собой лентопротяжный механизм и состоит из электродвигателя вре­ мени 3, ведущего валика 9, ведомого валика 6 и валика 24, несущего на себе рулон ленты. Ведущий и ведомый валики связаны гибким пру­ жинным' тросиком.

Электродвигатель времени (СД-2) вращается с постоянной скоро­ стью и через редуктор передает свое вращение на ведущий валик лен­

199


топротяжного механизма. Последний через тросик вращает ведо­ мый валик, который навивает на себя ленту, протягивая ее равно­ мерно. Лента по бокам имеет перфорацию, в которую входят зубцы ведомого и ведущего валиков. Этим обеспечивается протягивание ленты без скольжения и перекоса.

Ведомый валик и валик с рулоном ленты при заправке ленты снимают. Для этого надо сбросить тросик со шкива ведомого валика.

После этого легко снимается как ведо­

 

 

 

 

 

мый валик,

так и валик,

 

несущий ру­

 

 

 

 

 

лон ленты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лента курсографа, кроме верти­

 

 

 

 

 

кальных

линий,

имеет

и

горизон­

 

 

 

 

 

тальные,

разбивающие

ленту по вре­

 

 

 

 

 

мени. Расстояние

между двумя гори­

 

 

 

 

 

зонтальными линиями протягивается

 

 

 

 

 

электродвигателем времени за 10 мин.

 

 

 

 

 

Эти линии

оцифрованы

 

через

каж­

 

 

 

 

 

дые 2 ч. Общая длина

полного

ру­

 

 

 

 

 

лона ленты

рассчитана

 

на

30 суток

 

 

 

 

 

непрерывной работы курсографа.

 

 

 

 

 

Статор 1 электродвигателя вре-

Рис. 126. Электродвигатель време-

мени (рис.

126) намотан

на

сердеч-

ни

курсографа:

 

 

ник 2, имеющий раздвоенные полюсы

/-стато р ; г -

сердечник;

3 -

полюсы

3 И 5.

На

 

ДВа НЭКреСТ ЛеЖЭЩ ИХ ПО-

с короткозамкнутыми

витками;

4 — ро-

rt

наложены

г

 

 

 

 

тор; 5—полюсы

без

витков

люса о

короткозамкнутые

 

 

 

 

 

витки из красной меди.

Между полю­

сами помещен ротор 4, состоящий из нескольких стальных колец, насаженных на ось. Статорная обмотка электродвигателя питается од­ нофазным током напряжением 110 В, частотой 50 Гц. При этом маг­ нитный поток между полюсами, имеющими короткозамкнутые витки, будет сдвинут по фазе на четверть периода относительно магнитного потока в сердечнике и потока между полюсами без витков. Это объяс­ няется тем, что в короткозамкнутых витках образуется э. д. с. само­ индукции.

В результате действия двух переменных магнитных потоков, сдвинутых по фазе на 90°, образуется вращающееся магнитное поле, которое увлекает ротор электродвигателя.

При частоте переменного тока 50 Гц магнитное поле совершает в секунду 50 оборотов, а за минуту — 3000 оборотов. Ротор двигателя при этом также совершает около 3000 об/мин. С помощью специального редуктора частота вращения ротора понижается до 2 об/мин, благо­ даря чему увеличивается вращающий момент на валу двигателя.

Согласование курсографа с основным компасом производится од­ новременно с согласованием репитера, так как механизмы репитера и курсографа связаны. Согласование репитера и курсографа с основ­ ным компасом можно производить при закрытой крышке прибора 34А. Для этой цели на крышке прибора напротив валика картушки имеется резьбовое отверстие, закрываемое навертывающимся кол­ пачком.

200


Для согласования курсографа по времени необходимо отдать стопор на ведущем валике и вручную протягивать курсограмму вниз до тех пор, пока под курсовым пером не будет установлен отсчет, соответствующий судовому времени.

Механизм дистанционной установки корректора

Как уже указывалось выше, установку корректора можно произ­ водить непосредственно из штурманской рубки при помощи прибора 34А. Для этой цели корректор имеет реверсивный электродвигатель СЛ-222, при работе которого каретка корректора перемещается к но­ су или к корме в зависимости от направления вращения ротора элект­ родвигателя. Работой реверсивного электродвигателя корректора управляют из штурманского пульта при помощи механизма дистан­ ционной установки корректора (см. рис. 124). Он включает в себя сельсин-приемник 23 (БС-404А), барабан 19 и стрелку-указатель 22. Стрелка-указатель укреплена на поворотном диске, который через шестерню связан с валиком сельсина-приемника.

На цилиндрической поверхности барабана нанесены шкалы ско­ ростей для различных диапазонов широт. Эти шкалы имеют такое же назначение, как и шкала установочных чисел корректора. Для ши­ рот 0 — 10° имеется одна общая шкала, так как при малых широтах установочное число изменяется весьма незначительно. С увеличением широты диапазоны широт на шкалах уменьшаются, и для широт от 70 до 75° даны отдельные шкалы для каждого градуса широты. При­ чем чем больше широта, тем расстояние между делениями соответст­ вующей шкалы скоростей больше, так как с увеличением широты уста­ новочное число корректора увеличивается.

Перестановку шкал выполняют поворотом барабана при помощи рукоятки 20, расположенной на боковой стенке прибора. Шкалы ско­ ростей и отсчеты широт видны через застекленное окно в крышке прибора.

Сельсин-приемник механизма дистанционной установки корректо­ ра электрически связан с датчиком корректора БД-404А. Следова­ тельно, при включении в работу реверсивного электродвигателя кор­ ректора смещение каретки через датчик корректора и сельсин-прием­ ник механизма дистанционной установки передается на стрелку-ука­ затель 22.

Для управления работой реверсивного электродвигателя коррек­ тора на крышке прибора 34А имеются две кнопки «Скорость хода». Нажатием той или иной кнопки замыкается одна из пар электрических контактов в цепи питания реверсивного электродвигателя корректора, и последний начинает вращаться вправо или влево. При увеличении скоростной погрешности надо нажать кнопку «Плюс», при уменьше­ нии — «Минус».

В цепь питания электродвигателя включено балластное сопротив­ ление на 130 Ом (/<!рег), помещенное на внутренней стороне крышки прибора.

Для освещения шкал скоростей, а также картушек репитера име­ ются две лампочки МН-7 по 2,5 В (Л7 и Л 8), которые питаются от

201


Рис. 127 Электрическая схема прибора 34А

ч.

J

вторичной обмотки трансформатора освещения ТО-121 (Тр2), установ­ ленного в нижней части прибора.

На рис. 127 приведена электрическая схема прибора 34А.

Приборы контроля и сигнализации

К приборам контроля и сигнализации, расположенным в штурман­ ском пульте, относятся вольтметр V, индикатор И положения чувстви­ тельного элемента по высоте, сигнальная лампа ЛЗ «Отклонение тока», сигнальная лампа Л4 «Рассогласование следящей системы» и сигналь­ ная лампа Л5 «Отклонение температуры» (см. рис. 127).

Вольтметр установлен в левом верхнем углу прибора и предна­ значен для контроля за напряжением в цепи трехфазного тока напряже­ нием 120 В, частотой 330 Гц. Он включен между первой (27) и второй (28) фазами.

Индикатор И (миллиамперметр) установлен в правом верхнем углу. Он служит для указания положения чувствительного элемента по высоте. Принцип действия индикатора — см. стр. 174. Для согла­ сования показаний стрелки прибора с действительным положением чувствительного элемента в линию прибора включен реостат R10. Следует иметь в виду, что при качке судна индикатор может давать ложные сигналы.

Сигнальные неоновые лампы находятся между вольтметром и ин­ дикатором.

Левая лампа ЛЗ «Отклонение тока» сигнализирует о нарушении режима в линии трехфазного тока. Электрическая цепь этой лампы проходит через контакты токового сигнализатора прибора 4Д, описа­ ние которого будет дано ниже.

Средняя лампа Л4 «Рассогласование следящей системы» питается от вторичной обмотки трансформатора СТ (см. рис. 114), включенного в диагональ основного моста следящей системы и установленного в приборе 9Б. Эта лампа зажигается при рассогласовании следящей системы выше установленных пределов (больше 1,5°) и, таким образом, сигнализирует о пониженной чувствительности и скорости отработки следящей системы. Во избежание ложных сигналов при замене этой неоновой лампы ее следует подбирать по напряжению зажигания, ко­ торое должно быть в пределах 56—65 В.

Правая лампа Л5 «Отклонение температуры» питается через кон­ такты замыкателя ревуна в основном компасе, и, следовательно, ее загорание свидетельствует о выходе температуры поддерживающей жидкости из пределов 37—41°.

Сигнальный прибор (прибор ЮМ) служит для подачи светового сигнала об отклонении режима тока в трехфазной цепи, подачи зву­ кового сигнала о выходе температуры поддерживающей жидкости из пределов 37—41°, подачи светового сигнала о рассогласовании сле­ дящей системы.

Прибор оформлен в виде коробки со съемной крышкой, внутри которой находятся лампы ЛЗ и Л4 «Отклонение тока» и «Рассогласо­ вание следящей системы» и ревун, электрическая цепь которого проходит через контакты замыкателя ревуна в приборе 1М.

203