ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
Механизм указания и автоматической записи курса
Механизм состоит из репитера и курсографа.
Репитер прибора 34А отличается от обычного репитера лишь тем, что согласование его с основным компасом производится вращением валика картушки точного отсчета с помощью ключа. Согласование производится при отключенных двух фазах обмотки синхронизации сельсина-приемника 1 (БС-404А), для чего необходимо нажать и удер живать в процессе согласования кнопку 21, расположенную в левом нижнем углу крышки прибора (см. рис. 124, а).
Курсограф служит для непрерывной автоматической записи |
кур |
са судна, что позволяет контролировать работу рулевого. Лента |
кур |
сографа с записью курса является контрольным документом при раз |
боре аварий. Курсограф используется также для записи кривой за тухающих колебаний при пуске гирокомпаса.
Курсограф состоит из двух узлов: узла курса и узла времени, вза имодействием которых обеспечивается непрерывная запись курса по времени.
Узел курса (см. рис. 124) состоит из сельсина-приемника и меха нического устройства, приводящего в движение диск 14 и кронштейны с перьями.
Сельсин-приемник курсографа является общим с репитером и ра ботает от сельсина-датчика прибора 9Б.
При изменении судном курса вращение ротора сельсина-приемника передается через шестерни и червячную передачу на барабан 11 и диск 14.
Барабан имеет фигурный направляющий паз, в который входит ромбовидный палец каретки 13. Каретка несет на себе кронштейн с курсовым пером 8. При вращении барабана каретка катится ролика ми по направляющим планкам 10 и перемещает перо, которое остав ляет след на ленте курсографа.
Лента курсографа разбита вертикальными линиями на 90 градус ных делений (рис. 125). При изменении курса судна от 0 до 90° ка ретка с пером перемещается из крайнего левого положения в крайнее правое, причем перо в каждый момент отмечает курс судна. При из менении судном курса от 90 до 180° каретка перемещается из крайнего правого положения в крайнее левое. Курс судна при этом снимается по шкале 90—180°, счет которой идет справа налево.
При изменении курса от 180 до 270° и от 270 до 360° каретка совер шает еще два полных перемещения, отмечая пером курс судна, который теперь должен сниматься соответственно по шкалам 180— 270° и 270—360°. Таким образом, для снятия курса с ленты курсографа необходимо знать четверть, в которой располагается курс судна. Для этой цели имеется второе перо, называемое четвертным.
Кронштейн для четвертного пера 7 (см. рис. 124) имеет шарнир, укрепленный так, что короткое плечо кронштейна при помощи пру жины прижато к диску 14. Диск имеет четыре сектора различных радиусов, поэтому при повороте диска на 360° четвертное перо зани-
198
мает четыре различных положения на ленте. На левом краю ленты курсографа отмечены четыре широкие полосы: 0—90, 90—180, 180— 270 и 270—360°. Если курс судна находится в первой четверти, то чет вертное перо расположено в первой полосе 0—90°, указывая тем са мым, что курс судна должен отсчитываться по шкале 0—90° ленты курсографа. При расположении курса судна в других четвертях перо расположено в полосе соответствующей четверти, в которой находится курс судна.
Четдерти |
Г р а д у с ы |
Перья курсографа представляют собой капиллярные трубки, опу щенные одним кондом в стеклянные баллончики, заполненные специ альными чернилами. Перья можно снимать для заправки чернилами
идля чистки. Для заправки перьев в ЗИПе имеется флакон с чернилами
ипипетка.
У з е л в р е м е н и курсографа (см. рис. 124) представляет собой лентопротяжный механизм и состоит из электродвигателя вре мени 3, ведущего валика 9, ведомого валика 6 и валика 24, несущего на себе рулон ленты. Ведущий и ведомый валики связаны гибким пру жинным' тросиком.
Электродвигатель времени (СД-2) вращается с постоянной скоро стью и через редуктор передает свое вращение на ведущий валик лен
199
топротяжного механизма. Последний через тросик вращает ведо мый валик, который навивает на себя ленту, протягивая ее равно мерно. Лента по бокам имеет перфорацию, в которую входят зубцы ведомого и ведущего валиков. Этим обеспечивается протягивание ленты без скольжения и перекоса.
Ведомый валик и валик с рулоном ленты при заправке ленты снимают. Для этого надо сбросить тросик со шкива ведомого валика.
После этого легко снимается как ведо
|
|
|
|
|
мый валик, |
так и валик, |
|
несущий ру |
|||||
|
|
|
|
|
лон ленты. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Лента курсографа, кроме верти |
||||||||
|
|
|
|
|
кальных |
линий, |
имеет |
и |
горизон |
||||
|
|
|
|
|
тальные, |
разбивающие |
ленту по вре |
||||||
|
|
|
|
|
мени. Расстояние |
между двумя гори |
|||||||
|
|
|
|
|
зонтальными линиями протягивается |
||||||||
|
|
|
|
|
электродвигателем времени за 10 мин. |
||||||||
|
|
|
|
|
Эти линии |
оцифрованы |
|
через |
каж |
||||
|
|
|
|
|
дые 2 ч. Общая длина |
полного |
ру |
||||||
|
|
|
|
|
лона ленты |
рассчитана |
|
на |
30 суток |
||||
|
|
|
|
|
непрерывной работы курсографа. |
||||||||
|
|
|
|
|
Статор 1 электродвигателя вре- |
||||||||
Рис. 126. Электродвигатель време- |
мени (рис. |
126) намотан |
на |
сердеч- |
|||||||||
ни |
курсографа: |
|
|
ник 2, имеющий раздвоенные полюсы |
|||||||||
/-стато р ; г - |
сердечник; |
3 - |
полюсы |
3 И 5. |
На |
|
ДВа НЭКреСТ ЛеЖЭЩ ИХ ПО- |
||||||
с короткозамкнутыми |
витками; |
4 — ро- |
rt |
наложены |
г |
|
|
|
|
||||
тор; 5—полюсы |
без |
витков |
люса о |
короткозамкнутые |
|||||||||
|
|
|
|
|
витки из красной меди. |
Между полю |
сами помещен ротор 4, состоящий из нескольких стальных колец, насаженных на ось. Статорная обмотка электродвигателя питается од нофазным током напряжением 110 В, частотой 50 Гц. При этом маг нитный поток между полюсами, имеющими короткозамкнутые витки, будет сдвинут по фазе на четверть периода относительно магнитного потока в сердечнике и потока между полюсами без витков. Это объяс няется тем, что в короткозамкнутых витках образуется э. д. с. само индукции.
В результате действия двух переменных магнитных потоков, сдвинутых по фазе на 90°, образуется вращающееся магнитное поле, которое увлекает ротор электродвигателя.
При частоте переменного тока 50 Гц магнитное поле совершает в секунду 50 оборотов, а за минуту — 3000 оборотов. Ротор двигателя при этом также совершает около 3000 об/мин. С помощью специального редуктора частота вращения ротора понижается до 2 об/мин, благо даря чему увеличивается вращающий момент на валу двигателя.
Согласование курсографа с основным компасом производится од новременно с согласованием репитера, так как механизмы репитера и курсографа связаны. Согласование репитера и курсографа с основ ным компасом можно производить при закрытой крышке прибора 34А. Для этой цели на крышке прибора напротив валика картушки имеется резьбовое отверстие, закрываемое навертывающимся кол пачком.
200
Для согласования курсографа по времени необходимо отдать стопор на ведущем валике и вручную протягивать курсограмму вниз до тех пор, пока под курсовым пером не будет установлен отсчет, соответствующий судовому времени.
Механизм дистанционной установки корректора
Как уже указывалось выше, установку корректора можно произ водить непосредственно из штурманской рубки при помощи прибора 34А. Для этой цели корректор имеет реверсивный электродвигатель СЛ-222, при работе которого каретка корректора перемещается к но су или к корме в зависимости от направления вращения ротора элект родвигателя. Работой реверсивного электродвигателя корректора управляют из штурманского пульта при помощи механизма дистан ционной установки корректора (см. рис. 124). Он включает в себя сельсин-приемник 23 (БС-404А), барабан 19 и стрелку-указатель 22. Стрелка-указатель укреплена на поворотном диске, который через шестерню связан с валиком сельсина-приемника.
На цилиндрической поверхности барабана нанесены шкалы ско ростей для различных диапазонов широт. Эти шкалы имеют такое же назначение, как и шкала установочных чисел корректора. Для ши рот 0 — 10° имеется одна общая шкала, так как при малых широтах установочное число изменяется весьма незначительно. С увеличением широты диапазоны широт на шкалах уменьшаются, и для широт от 70 до 75° даны отдельные шкалы для каждого градуса широты. При чем чем больше широта, тем расстояние между делениями соответст вующей шкалы скоростей больше, так как с увеличением широты уста новочное число корректора увеличивается.
Перестановку шкал выполняют поворотом барабана при помощи рукоятки 20, расположенной на боковой стенке прибора. Шкалы ско ростей и отсчеты широт видны через застекленное окно в крышке прибора.
Сельсин-приемник механизма дистанционной установки корректо ра электрически связан с датчиком корректора БД-404А. Следова тельно, при включении в работу реверсивного электродвигателя кор ректора смещение каретки через датчик корректора и сельсин-прием ник механизма дистанционной установки передается на стрелку-ука затель 22.
Для управления работой реверсивного электродвигателя коррек тора на крышке прибора 34А имеются две кнопки «Скорость хода». Нажатием той или иной кнопки замыкается одна из пар электрических контактов в цепи питания реверсивного электродвигателя корректора, и последний начинает вращаться вправо или влево. При увеличении скоростной погрешности надо нажать кнопку «Плюс», при уменьше нии — «Минус».
В цепь питания электродвигателя включено балластное сопротив ление на 130 Ом (/<!рег), помещенное на внутренней стороне крышки прибора.
Для освещения шкал скоростей, а также картушек репитера име ются две лампочки МН-7 по 2,5 В (Л7 и Л 8), которые питаются от
201
Рис. 127 Электрическая схема прибора 34А
ч. |
J |
вторичной обмотки трансформатора освещения ТО-121 (Тр2), установ ленного в нижней части прибора.
На рис. 127 приведена электрическая схема прибора 34А.
Приборы контроля и сигнализации
К приборам контроля и сигнализации, расположенным в штурман ском пульте, относятся вольтметр V, индикатор И положения чувстви тельного элемента по высоте, сигнальная лампа ЛЗ «Отклонение тока», сигнальная лампа Л4 «Рассогласование следящей системы» и сигналь ная лампа Л5 «Отклонение температуры» (см. рис. 127).
Вольтметр установлен в левом верхнем углу прибора и предна значен для контроля за напряжением в цепи трехфазного тока напряже нием 120 В, частотой 330 Гц. Он включен между первой (27) и второй (28) фазами.
Индикатор И (миллиамперметр) установлен в правом верхнем углу. Он служит для указания положения чувствительного элемента по высоте. Принцип действия индикатора — см. стр. 174. Для согла сования показаний стрелки прибора с действительным положением чувствительного элемента в линию прибора включен реостат R10. Следует иметь в виду, что при качке судна индикатор может давать ложные сигналы.
Сигнальные неоновые лампы находятся между вольтметром и ин дикатором.
Левая лампа ЛЗ «Отклонение тока» сигнализирует о нарушении режима в линии трехфазного тока. Электрическая цепь этой лампы проходит через контакты токового сигнализатора прибора 4Д, описа ние которого будет дано ниже.
Средняя лампа Л4 «Рассогласование следящей системы» питается от вторичной обмотки трансформатора СТ (см. рис. 114), включенного в диагональ основного моста следящей системы и установленного в приборе 9Б. Эта лампа зажигается при рассогласовании следящей системы выше установленных пределов (больше 1,5°) и, таким образом, сигнализирует о пониженной чувствительности и скорости отработки следящей системы. Во избежание ложных сигналов при замене этой неоновой лампы ее следует подбирать по напряжению зажигания, ко торое должно быть в пределах 56—65 В.
Правая лампа Л5 «Отклонение температуры» питается через кон такты замыкателя ревуна в основном компасе, и, следовательно, ее загорание свидетельствует о выходе температуры поддерживающей жидкости из пределов 37—41°.
Сигнальный прибор (прибор ЮМ) служит для подачи светового сигнала об отклонении режима тока в трехфазной цепи, подачи зву кового сигнала о выходе температуры поддерживающей жидкости из пределов 37—41°, подачи светового сигнала о рассогласовании сле дящей системы.
Прибор оформлен в виде коробки со съемной крышкой, внутри которой находятся лампы ЛЗ и Л4 «Отклонение тока» и «Рассогласо вание следящей системы» и ревун, электрическая цепь которого проходит через контакты замыкателя ревуна в приборе 1М.
203