ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 2
в приборе 9Б на |
0,3—0,5°, замечая |
отсчеты по картушке точного |
||
отсчета |
основного |
компаса. Затем, освободив электродвигатель, |
за |
|
метить |
отсчет, на |
котором остановится |
картушка гирокомпаса. |
Так |
нужно проделать несколько раз, производя рассогласования следящей сферы с гиросферой в разные стороны. Точность возвращения картушки компаса в равновесное положение справа и слева характеризует чувствительность следящей системы, которая в среднем не должна быть ниже ±0,2°. В противном случае следует проверить, нет ли заеданий в следящей системе или в репитерах.
Для того чтобы проверить скорость отработки следящей системы, надо рассогласовать следящую сферу с гиросферой на 90° и замерить секундомером время, в течение которого следящая сфера вернется в согласованное положение. Это время не должно превышать 15 с. Рассогласование следящей сферы с гиросферой производится закора чиванием клемм 30 и 31 с клеммой 29 на столе основного компаса. Ког да картушка основного компаса повернется на 100— 120°, надо пре кратить закорачивание и при переходе картушки через отсчет, от личающийся на 90° от равновесного, пустить секундомер. При переходе картушки через равновесное положение остановить секундомер.
Одновременно со временем отработки проверяется число колеба ний следящей системы около равновесного положения. Число прохож дений следящей системы через положение равновесия не должно пре вышать пяти.
Если время отработки больше 15 с, то в схеме имеется какая-ни будь неисправность, которую необходимо устранить. Для обнаруже ния неисправности надо отключать поочередно приборы курсоуказания и проверять скорость отработки следящей системы. Нормаль ная величина скорости отработки укажет на неисправность в приборе, после отключения которого производилась проверка.
Если скорость отработки следящей системы не зависит от приборов курсоуказания или число колебаний следящей системы около положе ния равновесия больше пяти, следует подобрать новую величину емкос ти в цепи вспомогательной обмотки следящего двигателя, замеряя каж дый раз скорость отработки и число колебаний, пока они не достигнут нормальных значений.
Проверка работы прибора 34А
В курсографе проверяют согласованность курсового и четвертного перьев, наличие чернил в перьях, а также работу лентопротяжного механизма.
Для проверки согласованности курсового и четвертного перьев надо вручную поворачивать репитер курсографа, разомкнув пред варительно две фазы ротора. При переходе курсового пера через отсчеты 0, 90, 180 и 270° четвертное перо должно переходить в соответ ствующие четверти.
Для проверки работы лентопротяжного механизма следует сог ласовать установку ленты с часами и проверить правильность про хождения ленты в течение 5—6 ч. Если при пуске электродвигателя
246
времени не работает, то следует ему помочь сдвинуться с места, не прикладывая при этом больших усилий.
Если перо курсографа не пишет, вынуть из металлической оправы стеклянный баллончик пера, прочистить капиллярную трубку тонкой проволокой, а затем, пользуясь имеющейся в ЗИП грушей, промыть перо спиртом или водой.
Корректор и механизм дистанционной установки корректора про-' веряют на согласованность стрелки прибора 34А с индексом корректо ра и на отсутствие заеданий в механических передачах. Заедания мож но обнаружить вращением маховика ручной установки корректора.
Для проверки согласованности движения стрелки прибора 34А и индекса корректора следует:
установить индекс корректора на деление 15. Вращением оси сель сина-приемника в приборе 34А установить стрелку в среднее поло жение по шкале скорости;
поставить на место предохранители 130 и 131 в приборе 4Д и вклю чить однофазный ток;
нажать кнопку со знаком «+» в приборе 34А: стрелка в приборе и индекс в корректоре должны перемещаться вправо;
нажать кнопку со знаком «—»: стрелки в приборе и индекс в кор ректоре должны идти влево.
При переходе индекса за деление 0 или 30 ограничительные контак ты должны разорвать линию питания электродвигателя СЛ-222.
Если при нажатии кнопки «+» индекс и стрелка перемещаются влево или индекс и стрелка не двигаются, следует проверить правиль ность подключения электродвигателя СЛ-222.
Если при нажатии кнопки стрелка и индекс движутся в противопо ложные стороны, то необходимо проверить правильность подключения роторных обмоток сельсинов корректора и прибора 34А.
Стрелка сельсина в приборе 34А и индекс корректора должны дви гаться плавно, без скачков.
Проверка сигнальной линии рассогласования
следящей системы
Эта проверка производится после включения следящей системы. Поворотом валика следящего двигателя в приборе 9Б следящая сфера рассогласовывается с гиросферой на 1,5—2,5°, при этом в приборах 9Б, ЮМ и 34А должны загореться сигнальные лампы «Рассогласование следящей системы». Если сигнальные лампы ше загораются, то их следует заменить. Если и новые лампы не горят, проверить исправ ность монтажа линии сигнала рассогласования следящей системы.
Проверка работы указателя положения
чувствительного элемента по высоте
Прежде чем приступить к проверке, необходимо балансировочным грузом отрегулировать горизонтальное положение стола и определить положение чувствительного элемента по высоте, наблюдая его непос редственно и по индикатору в приборе 34А. Затем выключить помпу
247
для повышения температуры поддерживающей жидкости — чувст* вительный элемент при этом начнет опускаться. Наблюдая за положением чувствительного элемента и показаниями индикатора в приборе 34А, проверить их соответствие; показания индикатора не должны расходиться с положением чувствительного элемента более чем на ±1 мм.
То же самое проделать при подъеме чувствительного элемента, включив помпу охлаждения для понижения температуры поддерживаю щей жидкости.
Подъем и опускание чувствительного элемента производить в пре делах ± 4 мм.
При расхождении показаний индикатора с положением чувствитель ного элемента по высоте более чем на ± 1 мм изменить соответствен но положение стрелки в индикаторе. Если этим не удастся согласовать показания индикатора с положением чувствительного элемента по вы соте, то следует отрегулировать величину переменного сопротивле ния 5 кОм в цепи индикатора в приборе 34А.
Проверка установки основного компаса
и репитеров для пеленгования
относительно диаметральной плоскости
судна
Основной компас должен быть установлен так, чтобы курсовая чер та была параллельна диаметральной плоскости судна. При наруше нии правильности установки основного компаса относительно диамет ральной плоскости в показаниях гирокомпаса появляется постоян ная погрешность.
Установку основного компаса и репитеров, предназначенных для пеленгования, проверяют при работающем гирокомпасе. При этом репитеры должны быть точно согласованы с основным компасом и их показания не должны отличаться друг от друга более чем на 0,i°.
Прежде чем приступить к проверке установки основного компаса, следует проверить правильность установки репитеров, предназначен ных для пеленгования и подвешенных на пелорусах. Пелорусы должны быть установлены так, чтобы стрелки, нанесенные на их основаниях, были направлены к носу параллельно диаметральной плоскости суд на, что оценивается на глаз. Линии 0— 180° азимутального круга ре питеров должны точно совпадать с диаметральной плоскостью судна. Для проверки берут курсовые углы достаточно удаленного предмета по азимутальному кругу главного магнитного компаса и по азимуталь ным кругам репитеров. Если имеются расхождения в курсовых углах, то поворотом корректировочных колец пелорусов добиваются равен ства курсовых углов, взятых по репитерам, с курсовым углом, взя тым по главному магнитному компасу.
Для проверки установки основного компаса и исключения посто янной поправки пеленгуют предмет, истинный пеленг которого извес тен. Если компасный пеленг предмета не совпадает с истинным, то по воротом нактоуза основного компаса добиваются равенства этих пе ленгов.
248
Работа по исключению постоянной поправки гирокомпаса может быть проделана как на стоянке, так и на ходу судна. Однако исклю чать на ходу постоянную поправку гирокомпаса следует только в том случае, когда она имеет значительную величину (более 1°). При этом поправка должна определяться из серии наблюдений.
§ 54. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ГИРОКОМПАСА «КУРС-4» НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ
Проверка и регулировка этого гирокомпаса выполняются анало гично проверке и регулировке гирокомпаса «Курс-4» на переменном токе и отличаются лишь проверкой и регулировкой приборов линии питания, т. е. агрегата АМГ-4 и прибора 4ДХ. Порядок проверки и ре гулировки приборов линии питания следующий.
1. Вынуть в приборе 4Д! все предохранители, за исключением 25амперных. После этого при повороте рукоятки в положение «Включе но» ротор агрегата должен начать вращаться. Через 4'—6 с для агрега та на ПО В и через 2—-4 с для агрегата на 220 В после включения за горается неоновая лампа в приборе 4ДХ, сигнализируя о переходе агре гата с пускового режима на рабочий. При этом напряжение судовой сети должно быть 95 В для агрегата на 110 В и 175 В для агре гата на 220 В. Если невозможно получить указанное выше напряжение судовой сети, допускается проверить время срабатывания при нормаль ном напряжении судовой сети 110 и 220 В. В этом случае неоновая лам па в приборе 4ДХдолжна загораться через 2—3 с для агрегата на 110 В
ичерез 1—2 с для агрегата на 220 В.
2.Определить время срабатывания реле в приборе 4ДЬ когда агре гат нагружен; если гирокомпас уже работал, то необходимо его выклю чить на 2—3 мин, а затем снова включить. Время срабатывания реле при полной нагрузке агрегата определяется по секундомеру от момента
включения гирокомпаса до момента загорания неоновой лампочки в приборе 4Д!.
Регулировка времени срабатывания контакторов сводится к уста новке зазора между якорем и сердечником (грубая регулировка) и ре гулировке давления пружин на контакты (точная регулировка).
3. Через 1— 1,5 ч после запуска гирокомпаса проверяется работа автоматического регулятора оборотов путем измерения тахометром скорости вращения агрегата. Измерения проводят при номинальном, пониженном и повышенном напряжениях в судовой сети. При нормаль ном напряжении в судовой сети скорость вращения агрегата должна быть 1650 об/мин. При повышенном или пониженном напряжении су довой сети на 10% от номинального напряжения скорость должна быть в пределах 1650 об/мин ±1% .
§ 55. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ГИРОКОМПАСА «АМУР»
Проверку и регулировку гирокомпаса «Амур» выполняют в следую щем порядке.
1. Проводят предварительный осмотр гирокомпаса.
249