Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в приборе 9Б на

0,3—0,5°, замечая

отсчеты по картушке точного

отсчета

основного

компаса. Затем, освободив электродвигатель,

за­

метить

отсчет, на

котором остановится

картушка гирокомпаса.

Так

нужно проделать несколько раз, производя рассогласования следящей сферы с гиросферой в разные стороны. Точность возвращения картушки компаса в равновесное положение справа и слева характеризует чувствительность следящей системы, которая в среднем не должна быть ниже ±0,2°. В противном случае следует проверить, нет ли заеданий в следящей системе или в репитерах.

Для того чтобы проверить скорость отработки следящей системы, надо рассогласовать следящую сферу с гиросферой на 90° и замерить секундомером время, в течение которого следящая сфера вернется в согласованное положение. Это время не должно превышать 15 с. Рассогласование следящей сферы с гиросферой производится закора­ чиванием клемм 30 и 31 с клеммой 29 на столе основного компаса. Ког­ да картушка основного компаса повернется на 100— 120°, надо пре­ кратить закорачивание и при переходе картушки через отсчет, от­ личающийся на 90° от равновесного, пустить секундомер. При переходе картушки через равновесное положение остановить секундомер.

Одновременно со временем отработки проверяется число колеба­ ний следящей системы около равновесного положения. Число прохож­ дений следящей системы через положение равновесия не должно пре­ вышать пяти.

Если время отработки больше 15 с, то в схеме имеется какая-ни­ будь неисправность, которую необходимо устранить. Для обнаруже­ ния неисправности надо отключать поочередно приборы курсоуказания и проверять скорость отработки следящей системы. Нормаль­ ная величина скорости отработки укажет на неисправность в приборе, после отключения которого производилась проверка.

Если скорость отработки следящей системы не зависит от приборов курсоуказания или число колебаний следящей системы около положе­ ния равновесия больше пяти, следует подобрать новую величину емкос­ ти в цепи вспомогательной обмотки следящего двигателя, замеряя каж­ дый раз скорость отработки и число колебаний, пока они не достигнут нормальных значений.

Проверка работы прибора 34А

В курсографе проверяют согласованность курсового и четвертного перьев, наличие чернил в перьях, а также работу лентопротяжного механизма.

Для проверки согласованности курсового и четвертного перьев надо вручную поворачивать репитер курсографа, разомкнув пред­ варительно две фазы ротора. При переходе курсового пера через отсчеты 0, 90, 180 и 270° четвертное перо должно переходить в соответ­ ствующие четверти.

Для проверки работы лентопротяжного механизма следует сог­ ласовать установку ленты с часами и проверить правильность про­ хождения ленты в течение 5—6 ч. Если при пуске электродвигателя

246


времени не работает, то следует ему помочь сдвинуться с места, не прикладывая при этом больших усилий.

Если перо курсографа не пишет, вынуть из металлической оправы стеклянный баллончик пера, прочистить капиллярную трубку тонкой проволокой, а затем, пользуясь имеющейся в ЗИП грушей, промыть перо спиртом или водой.

Корректор и механизм дистанционной установки корректора про-' веряют на согласованность стрелки прибора 34А с индексом корректо­ ра и на отсутствие заеданий в механических передачах. Заедания мож­ но обнаружить вращением маховика ручной установки корректора.

Для проверки согласованности движения стрелки прибора 34А и индекса корректора следует:

установить индекс корректора на деление 15. Вращением оси сель­ сина-приемника в приборе 34А установить стрелку в среднее поло­ жение по шкале скорости;

поставить на место предохранители 130 и 131 в приборе 4Д и вклю­ чить однофазный ток;

нажать кнопку со знаком «+» в приборе 34А: стрелка в приборе и индекс в корректоре должны перемещаться вправо;

нажать кнопку со знаком «—»: стрелки в приборе и индекс в кор­ ректоре должны идти влево.

При переходе индекса за деление 0 или 30 ограничительные контак­ ты должны разорвать линию питания электродвигателя СЛ-222.

Если при нажатии кнопки «+» индекс и стрелка перемещаются влево или индекс и стрелка не двигаются, следует проверить правиль­ ность подключения электродвигателя СЛ-222.

Если при нажатии кнопки стрелка и индекс движутся в противопо­ ложные стороны, то необходимо проверить правильность подключения роторных обмоток сельсинов корректора и прибора 34А.

Стрелка сельсина в приборе 34А и индекс корректора должны дви­ гаться плавно, без скачков.

Проверка сигнальной линии рассогласования

следящей системы

Эта проверка производится после включения следящей системы. Поворотом валика следящего двигателя в приборе 9Б следящая сфера рассогласовывается с гиросферой на 1,5—2,5°, при этом в приборах 9Б, ЮМ и 34А должны загореться сигнальные лампы «Рассогласование следящей системы». Если сигнальные лампы ше загораются, то их следует заменить. Если и новые лампы не горят, проверить исправ­ ность монтажа линии сигнала рассогласования следящей системы.

Проверка работы указателя положения

чувствительного элемента по высоте

Прежде чем приступить к проверке, необходимо балансировочным грузом отрегулировать горизонтальное положение стола и определить положение чувствительного элемента по высоте, наблюдая его непос­ редственно и по индикатору в приборе 34А. Затем выключить помпу

247


для повышения температуры поддерживающей жидкости — чувст* вительный элемент при этом начнет опускаться. Наблюдая за положением чувствительного элемента и показаниями индикатора в приборе 34А, проверить их соответствие; показания индикатора не должны расходиться с положением чувствительного элемента более чем на ±1 мм.

То же самое проделать при подъеме чувствительного элемента, включив помпу охлаждения для понижения температуры поддерживаю­ щей жидкости.

Подъем и опускание чувствительного элемента производить в пре­ делах ± 4 мм.

При расхождении показаний индикатора с положением чувствитель­ ного элемента по высоте более чем на ± 1 мм изменить соответствен­ но положение стрелки в индикаторе. Если этим не удастся согласовать показания индикатора с положением чувствительного элемента по вы­ соте, то следует отрегулировать величину переменного сопротивле­ ния 5 кОм в цепи индикатора в приборе 34А.

Проверка установки основного компаса

и репитеров для пеленгования

относительно диаметральной плоскости

судна

Основной компас должен быть установлен так, чтобы курсовая чер­ та была параллельна диаметральной плоскости судна. При наруше­ нии правильности установки основного компаса относительно диамет­ ральной плоскости в показаниях гирокомпаса появляется постоян­ ная погрешность.

Установку основного компаса и репитеров, предназначенных для пеленгования, проверяют при работающем гирокомпасе. При этом репитеры должны быть точно согласованы с основным компасом и их показания не должны отличаться друг от друга более чем на 0,i°.

Прежде чем приступить к проверке установки основного компаса, следует проверить правильность установки репитеров, предназначен­ ных для пеленгования и подвешенных на пелорусах. Пелорусы должны быть установлены так, чтобы стрелки, нанесенные на их основаниях, были направлены к носу параллельно диаметральной плоскости суд­ на, что оценивается на глаз. Линии 0— 180° азимутального круга ре­ питеров должны точно совпадать с диаметральной плоскостью судна. Для проверки берут курсовые углы достаточно удаленного предмета по азимутальному кругу главного магнитного компаса и по азимуталь­ ным кругам репитеров. Если имеются расхождения в курсовых углах, то поворотом корректировочных колец пелорусов добиваются равен­ ства курсовых углов, взятых по репитерам, с курсовым углом, взя­ тым по главному магнитному компасу.

Для проверки установки основного компаса и исключения посто­ янной поправки пеленгуют предмет, истинный пеленг которого извес­ тен. Если компасный пеленг предмета не совпадает с истинным, то по­ воротом нактоуза основного компаса добиваются равенства этих пе­ ленгов.

248


Работа по исключению постоянной поправки гирокомпаса может быть проделана как на стоянке, так и на ходу судна. Однако исклю­ чать на ходу постоянную поправку гирокомпаса следует только в том случае, когда она имеет значительную величину (более 1°). При этом поправка должна определяться из серии наблюдений.

§ 54. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ГИРОКОМПАСА «КУРС-4» НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ

Проверка и регулировка этого гирокомпаса выполняются анало­ гично проверке и регулировке гирокомпаса «Курс-4» на переменном токе и отличаются лишь проверкой и регулировкой приборов линии питания, т. е. агрегата АМГ-4 и прибора 4ДХ. Порядок проверки и ре­ гулировки приборов линии питания следующий.

1. Вынуть в приборе 4Д! все предохранители, за исключением 25амперных. После этого при повороте рукоятки в положение «Включе­ но» ротор агрегата должен начать вращаться. Через 4'—6 с для агрега­ та на ПО В и через 2—-4 с для агрегата на 220 В после включения за­ горается неоновая лампа в приборе 4ДХ, сигнализируя о переходе агре­ гата с пускового режима на рабочий. При этом напряжение судовой сети должно быть 95 В для агрегата на 110 В и 175 В для агре­ гата на 220 В. Если невозможно получить указанное выше напряжение судовой сети, допускается проверить время срабатывания при нормаль­ ном напряжении судовой сети 110 и 220 В. В этом случае неоновая лам­ па в приборе 4ДХдолжна загораться через 2—3 с для агрегата на 110 В

ичерез 1—2 с для агрегата на 220 В.

2.Определить время срабатывания реле в приборе 4ДЬ когда агре­ гат нагружен; если гирокомпас уже работал, то необходимо его выклю­ чить на 2—3 мин, а затем снова включить. Время срабатывания реле при полной нагрузке агрегата определяется по секундомеру от момента

включения гирокомпаса до момента загорания неоновой лампочки в приборе 4Д!.

Регулировка времени срабатывания контакторов сводится к уста­ новке зазора между якорем и сердечником (грубая регулировка) и ре­ гулировке давления пружин на контакты (точная регулировка).

3. Через 1— 1,5 ч после запуска гирокомпаса проверяется работа автоматического регулятора оборотов путем измерения тахометром скорости вращения агрегата. Измерения проводят при номинальном, пониженном и повышенном напряжениях в судовой сети. При нормаль­ ном напряжении в судовой сети скорость вращения агрегата должна быть 1650 об/мин. При повышенном или пониженном напряжении су­ довой сети на 10% от номинального напряжения скорость должна быть в пределах 1650 об/мин ±1% .

§ 55. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ГИРОКОМПАСА «АМУР»

Проверку и регулировку гирокомпаса «Амур» выполняют в следую­ щем порядке.

1. Проводят предварительный осмотр гирокомпаса.

249