В § 67 было показано, что из воды в воздух и из воздуха в воду акустическая энергия практически не переходит. Для того чтобы излу чение кольцевого вибратора было эффективно, его нужно помещать
вводу или в среду, имеющую акустическое сопротивление, близкое
какустическому сопротивлению воды. Обычно танк, в котором уста навливается вибратор, заполняется под давлением дистиллированной водой с примесыо глицерина или спирта, которые препятствуют замер занию воды в танке. Чтобы энергия, падающая на отражатель, не про никала через него внутрь танка и не затухала в последнем, отражатель следует выполнить так, чтобы на его поверхности происходило полное отражение энергии. Для этого отражатель делают полым: между тон кими стенками отражателя находится воздух, который и обеспечивает полное, отражение акустической энергии, падающей на его поверх ность. Иногда между стенками отражателя делается прокладка из губ чатой резины, которая, так же как и воздух, выполняет роль акус
тического экрана.
Основным эксплуатационным преимуществом вибратора кольцево го типа является то, что он устанавливается без прорези днища судна, следовательно, установка и замена кольцевого вибратора не связаны с докованием судна. Кроме того, вибратор кольцевого типа имеет боль шую площадь излучающей поверхности по сравнению с полосовым вибратором одинакового с ним габарита. Это обусловливает большую акустическую мощность кольцевого вибратора. В то же время кольце вой вибратор обладает тем недостатком, что при установке его в тан ке, как уже указывалось, часть энергии, излучаемой вибратором, по глощается в обшивке судна, что снижает эффективность вибратора. Вторым эксплуатационным недостатком вибратора кольцевого типа является то, что вибратор хуже изолирован от корпуса судна и, следо вательно, вибрации корпуса судна при больших его скоростях сни жают устойчивость работы эхолота.
Вибраторы-излучатели и вибраторы-приемники рассмотренных типов конструктивно выполнены совершенно одинаково. Некоторое небольшое отличие заключается иногда в размерах вибратора-прием ника и в несколько ином положении обмотки.
§ 74. ТРАКТ ПОСЫЛКИ СИГНАЛОВ
Тракт посылки любого навигационного эхолота состоит из посылоч ной группы центрального прибора (посылочных контактов и связан ного с ними кулачка), посылочного реле с блоком конденсаторов и ви братора-излучателя.
Рассмотрим принципиальную схему действия тракта посылки в случае применения посылочных реле двух наиболее распространен ных типов.
Схема с контактным электромагнитным реле (рис. 191). Через зам
кнутые посылочные контакты ПК напряжение постоянного тока по дается на обмотку Р электромагнитного посылочного реле. При этом верхний подвижный контакт КР реле притянут к электромагниту и от источника высокого постоянного напряжения через сопротивление