Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент использования тягового усилия трактора равен

 

 

_ Ямс.

2 4 1

1 _

A qq

 

 

 

71исп — р к р н

2600 ~

и ' 3

° -

 

 

Величина этого коэффициента находится в допустимых пре­

делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С о с т а в л е н и е а г р е г а т а в

н а т у р е

 

 

 

 

 

 

При комплектовании агрегата для выполнения заданного вида

работ важно не только правильно

выбрать

трактор, сельскохозяй­

ственные машины-орудия

и сцепку,

но

и правильно

составить его.

Правильно составленный

агрегат

должен

обеспечивать

высокое

качество работы,

устойчивую

работу

агрегата в

горизонтальной

и вертикальной

плоскостях,

наименьшее

сопротивление

машин-

орудий и сцепки, входящих в состав агрегата, более высокую про­ изводительность и экономичность работы. В составление агрегата входит размещение машин-орудий по фронту сцепки, подбор длины тяг от орудий к сцепке, установление направления линии тяги в вертикальной и горизонтальной плоскостях, установка вспомога­ тельных приспособлений — маркеров, следоуказателя, визира и др. При неправильном присоединении машин-орудий к сцепке она пе­ рекашивается, ухудшается качество работы машин-орудий, увели­ чивается тяговое сопротивление, ухудшаются условия работы меха­ низаторов и эксплуатационные показатели агрегата. Поэтому очень важно, чтобы линия тяги совпадала с линией движения центра агрегата. Для этого необходимо разместить орудия по фронту сцепки равномерно относительно средней продольной оси ее. Зара­ нее нужно разметить точки прицепа орудий на основном брусе сцепки. При четном числе орудий в агрегате от середины основного бруса сцепки отмеряют в обе стороны по половине захвата орудия, а далее — по целому захвату орудия.

При нечетном числе машин-орудий от середины основного бру­ са отмеряют в обе стороны по захвату орудий. В первом ряду раз­ мещается большее число орудий, во втором — меньшее. Это сокра­ щает число удлинителей и облегчает поворот агрегата.

Для посева, культивации и других работ с применением при­ цепных универсальных сцепок машины и орудия располагают в два ряда в шахматном порядке. Машины или орудия первого ряда присоединяют непосредственно к основному брусу сцепки, а второ­ го — посредством удлинителей.

Маневрирование скоростями

Маневрировать скоростями трактора следует в диапазоне допу­

стимых

скоростей движения агрегата

по агротехническим требова­

ниям

для

лучшего

использования

нормального тягового

усилия

трактора,

увеличения

производительности и экономичности

рабо­

ты агрегата. Необходимость в маневрировании скоростями

вызва­

на тем, что в процессе работы агрегата даже на одном поле изме-


няются условия его работы. Изменяются влажность и физико-ме­ ханический состав почвы, почвенный фон, рельеф поля и т. п. Эти изменения влияют на тяговое сопротивление машин-орудий, входя­ щих в состав агрегата, а также и на величину тягового усилия трактора. Так, например, установлено, что при влажности почвы 36% тяговое сопротивление дисковой сеялки повышается до 18% по сравнению с тяговым сопротивлением при влажности 26—27%.

Разный почвенный фон вызывает разное удельное тяговое со­ противление плуга. На стерне ярового ячменя удельное тяговое сопротивление плуга примерно равно 0,4 кГ/см2, на стерне озимой пшеницы около 0,5 кГ/см2 и на стерне суданки примерно 0,6 кГ/см2. Следовательно, только от изменения почвенного фона тяговое со­ противление плуга может быть изменено на 50%. При работе на полях с неровным рельефом на подъеме происходит увеличение тя­ гового сопротивления машин-орудий и сцепки, входящих в состав агрегата, и уменьшение нормального тягового усилия трактора. Например, у трактора ДТ-75 при подъеме только на 1° тяговое усилие уменьшается примерно на 114 кГ.

При маневрировании скоростями необходимо помнить, что ско­ рость движения агрегата всегда должна соответствовать качествен­ ной работе агрегата и переход с одной скорости на другую не дол­

жен

вызывать

большой

затраты

непроизводительного

времени.

Если

затраты

времени

на переход

с одной передачи на

другую

будут такими, что производительность агрегата не увеличится, то маневрирование будет невыгодно. При обычных механизмах пере­ дач и средней квалификации водителя переход с низшей передачи на следующую высшую целесообразен, если длина гона с пони­

женным сопротивлением больше 100 м. При длине

гона меньше

100 м целесообразность маневрирования определяется

квалифика­

цией работающего. Маневрирование передачами также целесооб­ разно при длине гона меньше 100 м, если сопротивление агрегата уменьшилось настолько, что возможно переключение передач сра­ зу на две ступени. Маневрирование скоростями применимо не толь­ ко при работе на загоне, но и на поворотах в конце загона, при переездах с поля на поле и при работе на транспорте.

Если во время работы на передачах, допустимых по агротехни­ ческим требованиям, не предоставляется возможность нормально загрузить трактор, то необходимо его переключить на более высо­ кую передачу и акселератором установить двигатель на понижен­ ный скоростной режим, соответствующий допустимой скорости движения.

У с л о в и я э ф ф е к т и в н о й работы агрегатов на п о в ы ш е н н ы х с к о р о с т я х

Использование машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях имеет некоторые особенности. Основные из них: измене­ ние качества работы; изменение условий работы трактористов-ма­ шинистов и рабочих, работающих на агрегате, а также машин агре­ гата. При этом одной из главных причин, препятствующих


нормальной работе агрегатов на повышенных скоростях, является неровный микрорельеф поля. Поэтому к поверхности поля предъ­ являют определенные требования. Поверхность поля должна быть ровной: не иметь разъемных и свальных гребней, больших глыб, следов колеи машин, больших гребней. Кроме того, поля необхо­ димо тщательно очищать от соломы и других пожнивных остатков. Если агрегат работает на полях с неровным микрорельефом, то заметно ухудшаются не только условия работы рабочих на агрега­ те, но и качество работы. В связи с этим предшествующая обра­ ботка почвы должна быть высококачественной. При этом на повы­ шенных скоростях наблюдается некоторое выглубление рабочих органов почвообрабатывающих орудий (плугов, культиваторов, лу­ щильников). Поэтому для обеспечения заданной глубины обработ­ ки рабочие органы орудий устанавливают на 12 см глубже. При первых проходах агрегата на загоне проверяют глубину обработки и при необходимости окончательно устанавливают ее. Чтобы глу­ бина хода плуга была более устойчивой, носки переднего и заднего корпусов устанавливают в одной горизонтальной плоскости. Перед каждой сменой и во время смены нужно проверять крепления ма­ шин и орудий. У навесных плугов проверяют крепления корпусов, предплужников, дискового ножа и грядилей рамы. У прицепных, кроме того, проверяют затяжку втулок полевого, бороздного и зад­ него колеса, болтов крепления осей колес к раме. Шланги высоко­ го давления у гидрофицированных плугов оборудуют специальны­ ми разрывными муфтами для предотвращения разрыва их.

У дисковых лущильников при скорости движения 57 км/ч дис­ ковые батареи устанавливают с углом атаки 35°, а при увеличении

скорости

до 9 км/ч — 29—30°.

Повышение

скорости

движения

дискового

лущильника позволяет

работать

с меньшими

углами

атаки без ухудшения качества работы и меньшим тяговым сопро­ тивлением его. За смену работы необходимо не менее двух раз про­

верить затяжку дисковых батарей, так как при

расслаблении за­

тяжных гаек ломаются диски и распорные втулки. Колеса

лущиль­

ника смазывают перед сменой, а подшипники

дисковых

батарей

перед сменой и в середине смены. Для обеспечения лучшей

устой­

чивости хода дисковых батарей по глубине рекомендуется

перед­

ние концы

рамок дисковых батарей крепить

возможно

ниже

тс уголкам

рамы.

 

 

 

Обычная трехзвенная зубовая борона при работе на повышен­ ных скоростях не обеспечивает плавное движение. При этом суще­ ственное влияние оказывает способ соединения их с брусом сцеп­ ки. Борона, присоединенная к брусу сцепки одной тягой, совершает колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что приво­ дит к неравномерной глубине обработки почвы.

Для создания устойчивости движения трехзвенной бороны ре­ комендуется параллелограммное соединение ее с брусом сцепки (рис. 17). Это соединение состоит из двух соединительных цепей 4 и двух компенсационных пружин 5, которые к ваге 2 крепятся соот­ ветственно болтами 3 и 9, а к брусу сцепки передвижными хомута-


ми 6 и 7 со стопорными болтами. Такое присоединительное устрой­ ство воспринимает на себя колебания, создаваемые орудием, не допускает его перекосов, предотвращает опрокидывание и позволя­ ет работать на скоростях до 12 км/ч. При этом плавность хода бо­ роны достигается гашением продольных колебаний с помощью пру­ жин, длина которых несколько меньше, чем цепи. В случае возник­ новения перегрузки в работу вступают соединительные цепи, кото­ рые предотвращают разрыв пружин. Длину цепи принимают рав­ ной 80 см. Зубовая борона с новым соединительным устройством проверялась ВИМом на полях опытной станции Каменка Москов­ ской обл. и были получены хорошие результаты.

ШУШУ

Рис. 17. Зубовая борона (параллелограммное соеди­

 

нение с брусом

сцепки):

 

 

 

А — существующее

присоединение

бороны

к

брусу

сцепки

одной тягой,

В и

С — новое присоединение

в

двух

точках;

1 — звено бороны,

2 — вага, 3 — болт, 4 — цепи,

5 — пружины,

6, 7

— хомуты, 8 — брус

сцепки,

9 — болт

 

На междурядной обработке пропашных культур при скорости движения более 7—8 км/ч рядки культурных растений присыпают­ ся землей. Чтобы избежать этого, на культиваторе устанавливают предохранительные щитки или диски. Для облегчения вождения трактора и уменьшения повреждения растений при обработке меж­ дурядий применяют рядкоуказатель, навешенный на переднюю часть трактора.

В посевных агрегатах, работающих на повышенных скоростях, передние сошники устанавливают несколько глубже задних, так


как в работе они заглубляются меньше. Чтобы семена были заде­ ланы на одинаковую глубину, поле должно быть с выровненной поверхностью, без растительных остатков и глыб, с одинаковой глубиной взрыхленного слоя и ровным дном. При работе сеялок на повышенных скоростях норму высева семян повышают пример­ но на 5%, так как увеличивается проскальзывание колес сеялок. Окончательно норму высева семян устанавливают на засеваемом поле на принятой рабочей скорости движения агрегата. Во время работы необходимо проверять надежность всех креплений сеялочного агрегата, а также соединение сцепки с трактором и сеялок со сцепкой.

Ровный микрорельеф полей позволяет применять повышенные скорости и на уборке зерновых колосовых культур.

Применение повышенных скоростей — один из главных путей повышения производительности машинно-тракторных агрегатов,

поэтому

необходимо создавать все условия для их внедрения.

О п ы т

п р и м е н е н и я к о м б и н и р о в а н н ы х агрегатов

Комбинированные агрегаты позволяют одновременно выполнять несколько технологических операций. Так, например, разработан­ ный Всероссийским научно-исследовательским институтом механи­ зации и электрификации сельского хозяйства (ВНИИМЭСХ) ком-, бинированный пахотный агрегат (рис. 18) позволяет одновременно выполнять вспашку, выравнивание, уплотнение нижних и рыхле­ ние верхних слоев вспаханной почвы. По данным ВНИИМЭСХа применение комбинированного агрегата позволяет сократить сроки подготовки почвы, снизить затраты труда на 13—35% и уменьшить расход горючего на 8—27%. В этот агрегат входят навесной или прицепной плуг и приспособление, состоящее из волокуши, кольча­ того катка-комкодробителя и необходимых тяг. Волокуша пред­ ставляет собой металлический уголок сечением 80X80 мм. Кольча­ тый каток-комкодробитель шириной захвата 1,93 м имеет два ряда рыхлящих дисков, установленных в шахматном порядке с интерва­ лом 150 мм, и ящик для загрузки до 300 кг балласта. В первом ряду — семь дисков, во втором — восемь.

Во время работы такого агрегата пласты почвы с отвалов плуга попадают под волокушу, которая рыхлит их, разбивает глыбы, вы­ равнивает гребни. Сзади идущий каток разрушает оставшиеся ком­ ки, уплотняет ложе для семян и рыхлит верхний слой почвы.

Если нет приспособления к пахотному агрегату, то в ряде хо­ зяйств механизаторы колхозов и совхозов изготовляют их на ме­ стах. Так, например, в хозяйстве «Минское» Костромской опытной станции комбинированный агрегат составили из трактора ДТ-54А, плуга ПН-4-35, бруса волокуши длиной 3 ж из уголка 75X75 мм и одной секции кольчато-шпорового катка ЗКК-6А. В зависимости от структуры и влажности почвы уголок бруса-волокуши распола­ гают на поверхности почвы гранями или плоскостью. При пахоте