Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 0
Петлевые повороты применяют в тех случаях, когда расстояние между серединами агрегата двух смежных проходов меньше двух радиусов поворотов, т. е. X<Z2R. Виды петлевых поворотов показа ны на рис. 20. Наиболее удобным из них является грушевидный поворот. Для уменьшения ширины поворотной полосы применяют грушевидный поворот с выездом в сторону. Поворот восьмеркообразной формы применять невыгодно, так как он примерно на 40% длиннее, чем грушевидный.
I
А
|
X>2R |
а) |
6) |
л
If
Рис. 21. Беспетлевые повороты на 180°:
а — поворот по полуокружности, б — поворот по полуокружности с про бегом вдоль поворотной полосы
Беспетлевые повороты на 180° применяют, когда расстояние между серединами агрегата двух смежных проходов больше двух радиусов поворотов. Виды беспетлевых поворотов на 180° показа ны на рис. 21. Существенным недостатком петлевых поворотов является то, что для них требуется широкая поворотная полоса (Е), которая уменьшает рабочую длину загона. Поворот агрегата выби рают с учетом качества работы, сохранности частей агрегата при повороте, способа сочетания энергетической части, передаточного механизма и машины-орудия, производительности и экономичности работы.
Определение длины одного поворота агрегата
Вид поворота
Грушевидный с боковым выездом
Грибовидный с удлиненным дви
жением агрегата задним ходом . . Грибовидный с укороченным дви
жением агрегата задним ходом . . По полуокружности
На 180° с пробегом по прямой . .
Т а б л и ц а 26
в зависимости от вида поворота
Определение длины поворота
'пх = 6/? + 2е 1пх = 8,4/? + 2е
i n x = 12,42/? + 2е
/ п х = 6,14/? + 2е
/ и = 4,14/? + 2е
/бх = %R + 1+2е
Каждому виду поворота и составу агрегата соответствует своя длина. В табл. 26 приведены формулы для определения длины по
ворота |
|
агрегата. |
|
|
|
|
|
|
обозначения: R — радиус |
|
||||||||||||
В табл. 26 приняты следующие |
пово |
|||||||||||||||||||||
рота агрегата, м; е — длина |
выезда |
агрегата, м; I — длина прямого |
||||||||||||||||||||
пробега агрегата вдоль поворотной полосы, м. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Радиусом |
поворота |
называется |
расстояние |
от центра |
поворота |
|||||||||||||||||
до центра агрегата. Условно считают, что центр агрегата с |
колес |
|||||||||||||||||||||
ным |
трактором |
с одной ведущей осью |
находится |
в середине |
веду |
|||||||||||||||||
щей |
оси его, у агрегата |
с колесным трактором |
с двумя |
ведущими |
||||||||||||||||||
осями — по середине |
между |
осями, у агрегата |
с колесным тракто |
|||||||||||||||||||
ром, |
имеющим |
шарнирный |
остов, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
— в центре шарнира |
и у агрегата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
с гусеничным |
трактором — в цент |
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ре давления. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Радиус поворота |
должен |
быть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
таким, чтобы при повороте части |
щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
агрегата |
опасно |
не |
сближались, |
ffff |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
между |
ними |
должен |
быть |
неко |
/зо |
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
||||||||
торый |
промежуток; |
все |
колеса |
tfo\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
агрегата |
перекатывались |
без бо |
tto |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
юо |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
кового |
скольжения. |
|
|
|
|
|
90 |
\ |
\\а |
|
|
|
|
|
||||||||
Поворачивать |
агрегат |
следует |
80 |
\ |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
очень |
внимательно, |
так |
как не |
70 |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
правильные |
повороты |
|
приводят |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
60 |
5' |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
к поломкам |
частей |
агрегата |
и |
50\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
длительным его |
простоям. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
<Ї0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
На |
величину радиуса |
поворо |
зо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
та оказывает |
влияние |
состояние |
w |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
почвы, |
|
рельеф, |
скорость |
движе |
'О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ния, квалификация механизатора, |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
состав агрегата и ширина его |
о |
5 |
|
10 |
|
І5 |
20 |
25 |
За R„ |
|||||||||||||
захвата. При работе |
с |
прицепны |
Рис. 22. Изменение боковых уси |
|||||||||||||||||||
ми сцепками при радиусе поворо |
||||||||||||||||||||||
лий — R6, |
действующих |
на |
при |
|||||||||||||||||||
та 30 м (рис. 22) |
боковое усилие |
цепные |
машины |
агрегата |
и сцепку |
|||||||||||||||||
(R ), |
действующее |
на |
сцепку, со |
при |
повороте, |
в |
зависимости от |
|||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ставляет 26—27% |
общего тягово |
радиуса |
поворота |
Rn |
(усилия |
вы |
||||||||||||||||
го сопротивления, а при уменьше |
ражены |
в |
процентах |
тягового со |
||||||||||||||||||
|
противления |
машин): |
|
|||||||||||||||||||
нии |
радиуса |
поворота |
до |
15 |
м |
а — кривая |
изменения |
боковых усилий, |
||||||||||||||
увеличивается на |
50%. На |
пово |
||||||||||||||||||||
действующих на сцепку, |
б — кривая из |
|||||||||||||||||||||
ротах прицепные машины следует |
менения |
боковых |
усилий, |
действую |
||||||||||||||||||
всегда |
|
переводить |
в |
транспорт |
щих |
на |
прицепную машину; |
Rn |
— ра |
|||||||||||||
|
диус |
поворота |
агрегата, |
Rfr — боковое |
||||||||||||||||||
ное |
положение и не делать |
пово |
усилие, |
действующее |
|
на |
прицепные |
|||||||||||||||
рота |
с минимальным радиусом. |
|
машины |
агрегата |
или на |
сцепку |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Для |
удобства |
определения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
длины поворота агрегата радиус поворота можно выразить через ширину захвата агрегата. По данным проф. Ю. К. Киртбая можно с достаточным для практических целей приближением принять для посевных и культиваторных агрегатов следующие отношения меж-
7 |
3669 |
97 |
ду радиусом поворота и шириной захвата: при одной прицепной машине в агрегате радиус поворота примерно равен 1,7 ширины захвата, при двух — 1,2, при трех — 0,9, при четырех и пяти — 0,8. Для бороновальных агрегатов радиус поворота можно принять равным ширине захвата агрегата. Дл я агрегатов с навесными или полунавесными машинами, не имеющими колес или опирающимися на самоустанавливающиеся колеса, наименьший радиус поворота может быть равен наименьшему конструктивному радиусу поворо та трактора.
Для пахотных агрегатов примерные значения радиуса поворота приведены в табл. 27.
|
|
|
Т а б л и ц а 27 |
|
Примерные значения радиуса поворота пахотных агрегатов |
||
Класс |
трактора, тс |
Количество корпусов |
Радиус поворота, м |
в агрегате |
|||
1,4 |
|
3 |
3,6—4 |
3 |
|
4—5 |
6—7 |
5 |
(К-700) |
8 (навесные) |
7—8 |
6 |
|
8—10 (прицепные) |
11—12 |
Длиной выезда агрегата называется расстояние, на которое необходимо отвести центр агрегата от внутренней границы пово ротной полосы загона перед началом поворота или в конце его.
В табл. 28 приведены примерные значения длины выезда ряда агрегатов.
Т а б л и ц а 28
Примерные значения длины выезда агрегатов
Наименование агрегатов |
Длина выезда |
агрегатов, м |
Посевные, для сплошной культивации и прикатывания почвы:
4—5
5—6
10—12
8—9
9—12
7—9
Для прицепных агрегатов, как правило, максимальная длина выезда (е) находится в пределах не более 0,5—0,75 кинематической длины агрегата. Это объясняется тем, что в начале поворота дви жение рабочего органа несущественно (в пределах допускаемого) отклоняется от прямолинейного направления предыдущего прохода
и поэтому нет необходимости выводить агрегат до начала по ворота на всю кинематическую длину. Кинематическую длину определяют путем сложения дл.ины выезда трактора с дли ной выезда машины агрегата. Длина выезда трактора равна расстоянию от центра агрегата до точки присоединения машин или сцепки, а длина выезда ма шины— расстоянию от точки присоединения машины до зад них рабочих органов. Для аг регатов с задней навеской дли на выезда агрегата примерно равна одной десятой кинемати ческой длины его.
Из приведенных данных следует, что с увеличением ко личества машин в агрегате уве личиваются радиус поворота и длина выезда агрегата. На рис. 23 приведена схема поворота агрегатов разной ширины зах вата. Из рисунка видно, что
При ОДНОМ И ТОМ |
же угле ПОВО- |
Р и с . |
23. |
Схема |
поворота |
агрегатов |
на |
||||
рота а агрегат с большей вели- |
|
|
|
180°: |
|
|
|
||||
ЧИНОЙ ШИрИНЫ |
Захвата ИМееТ Ru |
R2, « 3 |
— радиусы |
поворота |
агрегата, |
fi,. |
В,, |
||||
бОЛЬШИЙ |
раДИУС |
ПОВОРОТа, И На |
В з - ш и р и н а захвата |
агрегата, |
еи е2, е3 - |
дли- |
|||||
ч у ^ л и ш л п |
jyu/j.njv. |
u u u u ^ u i a , п |
п а |
н а в |
ы е з д а |
агрегата, |
а—угол |
поворота |
агре- |
||
ПОВОрОТе |
СОВЄршаЄТ бОЛЬШИЙ |
|
|
|
|
гата |
|
|
|
||
путь холостого хода. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
О с н о в н ые способы д в и ж е н и я |
агрегатов |
|
|
|
|
|
|
||||
Движения агрегатов в поле в зависимости |
от особенностей |
и ор |
ганизации производственного процесса, агротехнических требова ний, состава агрегата, условий работы (размер и форма обрабаты ваемого участка, состояние хлебостоя и др.) неодинаковы.
Все способы движения агрегатов в поле можно разделить на три группы: гоновые, круговые и диагональные. При гоновом спо собе движения рабочие ходы агрегата в зависимости от вида вы полняемой работы параллельны одной или двум сторонам обраба тываемого участка, при круговом способе — параллельны всем его сторонам, при диагональном — рабочие ходы проводят под углом
кстороне участка.
Всвою очередь отдельные группы имеют свои разновидности. Так, например, гоновые способы подразделяют на челночные дви жения с грушевидными или грибовидными поворотами на концах загона (рис. 24, а, б), с беспетлевыми поворотами (рис. 24, е),спет-
левыми и беспетлевыми поворотами (рис. 24, г, д). Гоновые спосо бы движения применяют главным образом при вспышке, культива ции, посеве и посадке.
Круговые способы движения подразделяют по движению от пе риферии к центру (рис. 25, а, в) и от центра к периферии
оооо ч . |
Чі |
|
4 |
|
|
||
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
;1 |
|
юоо |
к, 1 |
1 |
|
1 |
|
||
|
4А |
! |
|
|
, і її і |
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
> |
а) |
5) |
6) |
|
г)
Рис. 24. Гоновые способы движения;
а — челночный с грушевидным поворотом, |
б — челночный |
с грибовидным |
пря |
||
мым поворотом |
навесного агрегата с укороченным движением |
заднего |
хода, |
||
в — перекрытием, |
г — всвал, д — вразвал; |
С — ширина |
заюна, |
Е — ширина |
поворотной полосы
(рис. 25,6, г). На вспашке при движении от центра к периферии этот способ называют беззагонно-круговым.
Сущность этого способа заключается в том, что сначала распа хивается всвал участок в центре поля, а остальная площадь распа хивается вокруг этого участка с петлевыми поворотами на 270° на углах (рис. 25,6). При этом способе вспашки получается только один свальный гребень, но не на всю длину поля. Не нужны пово ротные полосы там, где почва бывает сильно уплотнена из-за мно гократной езды агрегата. На них не образуются развальные бороз ды, неизбежные при обычной загонной вспашке. Поверхность поля получается выровненной, что улучшает качество работы последу ющих производственных процессов.
Беззагонно-круговой способ следует применять на ровных участ ках, вспашку при этом удобнее проводить навесными плугами.
При беззагонно-круговом способе вспашки', несмотря на петле вые повороты агрегата на 270° на углах, производительность его
Рис. 25. Круговые способы движения:
а—движение от периферии к центру (боронование |
зяби): 1~0—длина поля, С— |
|||||||||
ширина поля; |
б — от центра |
к периферии (беззагонная |
вспашка): S — ши |
|||||||
рина участка |
в центре поля, |
а — расстояние |
от |
участка |
до |
границы |
поля; |
|||
в — движение |
от |
периферии |
к центру (уборка силосных, зерновых культур, |
|||||||
кошение трав); С — ширина |
поля без |
учета |
ширины |
прокоса, Bp — шири |
||||||
на захвата агрегата; г — движение от |
центра к |
периферии |
(снегозадержа |
|||||||
ние); / — заезд, |
2 — выезд, |
3 — предпоследний |
гон, |
4 — последний |
гон |
увеличивается на 5%, а расход топлива уменьшается на 9% по сравнению с обычным способом работы за счет того, что не прихо дится распахивать поворотные полосы и значительно уменьшается количество клиньев. Этот способ движения при вспашке впервые нашел применение в хозяйствах Кубани.
Обычный круговой способ движения применяют при снегоза держании, бороновании зяби, кошении трав, комбайновой уборке и т. д.