Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Петлевые повороты применяют в тех случаях, когда расстояние между серединами агрегата двух смежных проходов меньше двух радиусов поворотов, т. е. X<Z2R. Виды петлевых поворотов показа­ ны на рис. 20. Наиболее удобным из них является грушевидный поворот. Для уменьшения ширины поворотной полосы применяют грушевидный поворот с выездом в сторону. Поворот восьмеркообразной формы применять невыгодно, так как он примерно на 40% длиннее, чем грушевидный.

I

А

 

X>2R

а)

6)

л

If

Рис. 21. Беспетлевые повороты на 180°:

а — поворот по полуокружности, б — поворот по полуокружности с про­ бегом вдоль поворотной полосы

Беспетлевые повороты на 180° применяют, когда расстояние между серединами агрегата двух смежных проходов больше двух радиусов поворотов. Виды беспетлевых поворотов на 180° показа­ ны на рис. 21. Существенным недостатком петлевых поворотов является то, что для них требуется широкая поворотная полоса (Е), которая уменьшает рабочую длину загона. Поворот агрегата выби­ рают с учетом качества работы, сохранности частей агрегата при повороте, способа сочетания энергетической части, передаточного механизма и машины-орудия, производительности и экономичности работы.

Определение длины одного поворота агрегата

Вид поворота

Грушевидный с боковым выездом

Грибовидный с удлиненным дви­

жением агрегата задним ходом . . Грибовидный с укороченным дви­

жением агрегата задним ходом . . По полуокружности

На 180° с пробегом по прямой . .

Т а б л и ц а 26

в зависимости от вида поворота

Определение длины поворота

'пх = 6/? + 2е 1пх = 8,4/? +

i n x = 12,42/? +

/ п х = 6,14/? +

/ и = 4,14/? +

/бх = %R + 1+2е

Каждому виду поворота и составу агрегата соответствует своя длина. В табл. 26 приведены формулы для определения длины по­

ворота

 

агрегата.

 

 

 

 

 

 

обозначения: R — радиус

 

В табл. 26 приняты следующие

пово­

рота агрегата, м; е — длина

выезда

агрегата, м; I — длина прямого

пробега агрегата вдоль поворотной полосы, м.

 

 

 

 

 

 

Радиусом

поворота

называется

расстояние

от центра

поворота

до центра агрегата. Условно считают, что центр агрегата с

колес­

ным

трактором

с одной ведущей осью

находится

в середине

веду­

щей

оси его, у агрегата

с колесным трактором

с двумя

ведущими

осями — по середине

между

осями, у агрегата

с колесным тракто­

ром,

имеющим

шарнирный

остов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— в центре шарнира

и у агрегата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с гусеничным

трактором — в цент­

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ре давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиус поворота

должен

быть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таким, чтобы при повороте части

щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

агрегата

опасно

не

сближались,

ffff

 

 

 

 

 

 

 

 

 

между

ними

должен

быть

неко­

/зо

 

 

\

 

 

 

 

 

 

торый

промежуток;

все

колеса

tfo\

 

 

 

 

 

 

 

 

агрегата

перекатывались

без бо­

tto

 

 

 

 

 

 

 

 

юо

 

 

 

 

 

 

 

 

кового

скольжения.

 

 

 

 

 

90

\

\\а

 

 

 

 

 

Поворачивать

агрегат

следует

80

\

 

 

 

 

 

 

очень

внимательно,

так

как не­

70

 

\

 

 

 

 

 

 

 

правильные

повороты

 

приводят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

5'

 

 

 

 

 

 

 

 

к поломкам

частей

агрегата

и

50\

 

 

 

 

 

 

 

 

длительным его

простоям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Ї0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

величину радиуса

поворо­

зо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

та оказывает

влияние

состояние

w

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почвы,

 

рельеф,

скорость

движе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния, квалификация механизатора,

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

состав агрегата и ширина его

о

5

 

10

 

І5

20

25

За R„

захвата. При работе

с

прицепны­

Рис. 22. Изменение боковых уси­

ми сцепками при радиусе поворо­

лий — R6,

действующих

на

при­

та 30 м (рис. 22)

боковое усилие

цепные

машины

агрегата

и сцепку

(R ),

действующее

на

сцепку, со­

при

повороте,

в

зависимости от

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ставляет 26—27%

общего тягово­

радиуса

поворота

Rn

(усилия

вы­

го сопротивления, а при уменьше­

ражены

в

процентах

тягового со­

 

противления

машин):

 

нии

радиуса

поворота

до

15

м

а — кривая

изменения

боковых усилий,

увеличивается на

50%. На

пово­

действующих на сцепку,

б — кривая из­

ротах прицепные машины следует

менения

боковых

усилий,

действую­

всегда

 

переводить

в

транспорт­

щих

на

прицепную машину;

Rn

ра­

 

диус

поворота

агрегата,

Rfr — боковое

ное

положение и не делать

пово­

усилие,

действующее

 

на

прицепные

рота

с минимальным радиусом.

 

машины

агрегата

или на

сцепку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

удобства

определения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длины поворота агрегата радиус поворота можно выразить через ширину захвата агрегата. По данным проф. Ю. К. Киртбая можно с достаточным для практических целей приближением принять для посевных и культиваторных агрегатов следующие отношения меж-

7

3669

97


ду радиусом поворота и шириной захвата: при одной прицепной машине в агрегате радиус поворота примерно равен 1,7 ширины захвата, при двух — 1,2, при трех — 0,9, при четырех и пяти — 0,8. Для бороновальных агрегатов радиус поворота можно принять равным ширине захвата агрегата. Дл я агрегатов с навесными или полунавесными машинами, не имеющими колес или опирающимися на самоустанавливающиеся колеса, наименьший радиус поворота может быть равен наименьшему конструктивному радиусу поворо­ та трактора.

Для пахотных агрегатов примерные значения радиуса поворота приведены в табл. 27.

 

 

 

Т а б л и ц а 27

 

Примерные значения радиуса поворота пахотных агрегатов

Класс

трактора, тс

Количество корпусов

Радиус поворота, м

в агрегате

1,4

 

3

3,6—4

3

 

4—5

6—7

5

(К-700)

8 (навесные)

7—8

6

 

8—10 (прицепные)

11—12

Длиной выезда агрегата называется расстояние, на которое необходимо отвести центр агрегата от внутренней границы пово­ ротной полосы загона перед началом поворота или в конце его.

В табл. 28 приведены примерные значения длины выезда ряда агрегатов.

Т а б л и ц а 28

Примерные значения длины выезда агрегатов

Наименование агрегатов

Длина выезда

агрегатов, м

Посевные, для сплошной культивации и прикатывания почвы:

4—5

5—6

10—12

8—9

9—12

7—9

Для прицепных агрегатов, как правило, максимальная длина выезда (е) находится в пределах не более 0,5—0,75 кинематической длины агрегата. Это объясняется тем, что в начале поворота дви­ жение рабочего органа несущественно (в пределах допускаемого) отклоняется от прямолинейного направления предыдущего прохода


и поэтому нет необходимости выводить агрегат до начала по­ ворота на всю кинематическую длину. Кинематическую длину определяют путем сложения дл.ины выезда трактора с дли­ ной выезда машины агрегата. Длина выезда трактора равна расстоянию от центра агрегата до точки присоединения машин или сцепки, а длина выезда ма­ шины— расстоянию от точки присоединения машины до зад­ них рабочих органов. Для аг­ регатов с задней навеской дли­ на выезда агрегата примерно равна одной десятой кинемати­ ческой длины его.

Из приведенных данных следует, что с увеличением ко­ личества машин в агрегате уве­ личиваются радиус поворота и длина выезда агрегата. На рис. 23 приведена схема поворота агрегатов разной ширины зах­ вата. Из рисунка видно, что

При ОДНОМ И ТОМ

же угле ПОВО-

Р и с .

23.

Схема

поворота

агрегатов

на

рота а агрегат с большей вели-

 

 

 

180°:

 

 

 

ЧИНОЙ ШИрИНЫ

Захвата ИМееТ Ru

R2, « 3

— радиусы

поворота

агрегата,

fi,.

В,,

бОЛЬШИЙ

раДИУС

ПОВОРОТа, И На

В з - ш и р и н а захвата

агрегата,

еи е2, е3 -

дли-

ч у ^ л и ш л п

jyu/j.njv.

u u u u ^ u i a , п

п а

н а в

ы е з д а

агрегата,

а—угол

поворота

агре-

ПОВОрОТе

СОВЄршаЄТ бОЛЬШИЙ

 

 

 

 

гата

 

 

 

путь холостого хода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О с н о в н ые способы д в и ж е н и я

агрегатов

 

 

 

 

 

 

Движения агрегатов в поле в зависимости

от особенностей

и ор­

ганизации производственного процесса, агротехнических требова­ ний, состава агрегата, условий работы (размер и форма обрабаты­ ваемого участка, состояние хлебостоя и др.) неодинаковы.

Все способы движения агрегатов в поле можно разделить на три группы: гоновые, круговые и диагональные. При гоновом спо­ собе движения рабочие ходы агрегата в зависимости от вида вы­ полняемой работы параллельны одной или двум сторонам обраба­ тываемого участка, при круговом способе — параллельны всем его сторонам, при диагональном — рабочие ходы проводят под углом

кстороне участка.

Всвою очередь отдельные группы имеют свои разновидности. Так, например, гоновые способы подразделяют на челночные дви­ жения с грушевидными или грибовидными поворотами на концах загона (рис. 24, а, б), с беспетлевыми поворотами (рис. 24, е),спет-


левыми и беспетлевыми поворотами (рис. 24, г, д). Гоновые спосо­ бы движения применяют главным образом при вспышке, культива­ ции, посеве и посадке.

Круговые способы движения подразделяют по движению от пе­ риферии к центру (рис. 25, а, в) и от центра к периферии

оооо ч .

Чі

 

4

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

;1

 

юоо

к, 1

1

 

1

 

 

!

 

, і її і

 

 

 

 

 

 

 

 

>

а)

5)

6)

 

г)

Рис. 24. Гоновые способы движения;

а — челночный с грушевидным поворотом,

б — челночный

с грибовидным

пря­

мым поворотом

навесного агрегата с укороченным движением

заднего

хода,

в — перекрытием,

г — всвал, д — вразвал;

С — ширина

заюна,

Е — ширина

поворотной полосы

(рис. 25,6, г). На вспашке при движении от центра к периферии этот способ называют беззагонно-круговым.

Сущность этого способа заключается в том, что сначала распа­ хивается всвал участок в центре поля, а остальная площадь распа­ хивается вокруг этого участка с петлевыми поворотами на 270° на углах (рис. 25,6). При этом способе вспашки получается только один свальный гребень, но не на всю длину поля. Не нужны пово­ ротные полосы там, где почва бывает сильно уплотнена из-за мно­ гократной езды агрегата. На них не образуются развальные бороз­ ды, неизбежные при обычной загонной вспашке. Поверхность поля получается выровненной, что улучшает качество работы последу­ ющих производственных процессов.

Беззагонно-круговой способ следует применять на ровных участ­ ках, вспашку при этом удобнее проводить навесными плугами.

При беззагонно-круговом способе вспашки', несмотря на петле­ вые повороты агрегата на 270° на углах, производительность его


Рис. 25. Круговые способы движения:

а—движение от периферии к центру (боронование

зяби): 1~0длина поля, С—

ширина поля;

б — от центра

к периферии (беззагонная

вспашка): S — ши­

рина участка

в центре поля,

а — расстояние

от

участка

до

границы

поля;

в — движение

от

периферии

к центру (уборка силосных, зерновых культур,

кошение трав); С — ширина

поля без

учета

ширины

прокоса, Bp — шири­

на захвата агрегата; г — движение от

центра к

периферии

(снегозадержа­

ние); / — заезд,

2 — выезд,

3 — предпоследний

гон,

4 — последний

гон

увеличивается на 5%, а расход топлива уменьшается на 9% по сравнению с обычным способом работы за счет того, что не прихо­ дится распахивать поворотные полосы и значительно уменьшается количество клиньев. Этот способ движения при вспашке впервые нашел применение в хозяйствах Кубани.

Обычный круговой способ движения применяют при снегоза­ держании, бороновании зяби, кошении трав, комбайновой уборке и т. д.