Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из положения подъема и опускания в конце рабочего хода поршня рукоятка должна автоматически возвращаться в нейтральное поло­ жение. Обкатывают гидравлическую систему при температуре мас­ ла не выше 50°. После обкатки насос выключают, промывают гид­ равлическую систему дизельным топливом и заливают свежее масло.

Обкатка трактора. Обкатывают трактор, как правило, в четыре этапа: первый — на холостом ходу; второй, третий и четвертый эта­ пы — при различных нагрузках. Исключением являются тракторы С-80, С-100 и ДТ-75, которые обкатывают в пять этапов. Во время обкатки трактора на холостом ходу внимательно прислушиваются к работе двигателя и трансмиссии. Следят за показаниями конт­ рольных приборов, за правильностью работы ходовой части, руле­ вого управления и электрооборудования. После каждого часа ра­ боты на ощупь проверяют нагрев подшипников. Обнаруженные неисправности тут же устраняют. После обкатки нужно сменить масло в картере двигателя. Обкатывают тракторы по режимам, указанным в табл. 58 и 59.

В период обкатки трактор работает с неполной загрузкой и на выполнении сельскохозяйственных работ расходует большее коли­ чество нефтепродуктов. Поэтому на обкатку в хозяйстве отремон­ тированного или нового трактора выделяется дополнительное ко­ личество нефтепродуктов по нормам, приведенным в табл. 60.

Указанную в табл. 58 и 59 нагрузку на крюке трактора уста­ навливают по приборам (динамометру, работомеру), а при отсут­ ствии их по расчету тягового сопротивления машин-орудий и сцеп­ ки, с которыми обкатывают трактор.

При обкатке тракторов и других самоходных машин вниматель­ но следят за работой муфты сцепления, тормозов, коробки пере­ дач, ходовой части и других агрегатов. Муфту сцепления и коробку передач надо плавно включать, без резкого шума и стуков. При включении муфты сцепления крутящий момент, развиваемый дви­ гателем, должен передаваться трансмиссии без пробуксовки, а при выключении ее двигатель должен отсоединиться от трансмиссии. Рычаг или педаль муфты сцепления должны иметь свободный ход, соответствующий техническим условиям. Не допускается самопро­ извольное включение и выключение механизмов передач. Механиз­ мы передач надо включать и выключать плавно, без заеданий, они должны надежно фиксироваться во всех положениях. При свобод­ ном положении педалей или рычагов тормозные ленты или колод­ ки не должны касаться сопряженных поверхностей. Тормоза долж­ ны надежно затормаживать барабан и на подъеме или спуске с ук­ лоном до 20° на сухом грунте удерживать остановленную машину.

Не допускается работа коробки передач, заднего моста и ко­ нечных передач с резким шумом и стуком. При работе их харак­ терен равномерный шум шестерен. Нагрев масла в передаточных механизмах допускается не выше 90° при температуре окружаю­ щего воздуха до 30°. Поворот трактора в обе стороны должен быть одинаковым. Гусеничный трактор при полном выключении одной из муфт поворота и заторможенной гусенице свободно поворачи­ вается на 360°.


Марка

трактора

МТЗ-2,

МТЗ-5,

МТЗ-5К

МТЗ-

5Л/ЛС,

МТЗ-

5М/МС

МТЗ-

50ПЛ,

МТЗ-50,

МТЗ-52

ДТ-24

и Т-28

всех моди­

фикаций

Т-40

ДТ-20

Т-16

Режимы обкатки колесных

тракторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время обкатки на передачах, ч

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап

Нагрузка крюке,кг

замед­ ленная

 

 

 

 

 

 

 

 

заднийI ход

заднийII ход

есВг о часов

обкатки

і

п

Ш

IV

V

VI

VII

VIII

 

 

 

 

 

Первый

1

1

1

1

0,5

— — 0,5

5

Второй

450

5

4

4

2

 

 

 

 

 

 

15

Третий

600

 

5

5

5

3

 

 

 

 

 

 

18

Четвертый

900

 

8

8

6

 

 

 

 

 

 

 

22

Первый

 

 

 

 

 

1

1

1

1

0,5

0,5

5

Второй

450

— — — — 4

4

3

2

2

15

Третий

600

— — — — 6

5

4

3

18

Четвертый

900

-

8

8

6

-

— — 22

Первый

— —

-

1

1

1

1

0,5

— — 0,5

5

Второй

450

— — — 5

5

5

4

3

— — 22

Третий

600

5

5

5

3

-

18

Четвертый

900

— — — 5

5

5

 

 

 

 

 

15

Первый

— — 1

1

1

1

0,5

0,5

5

Второй

350

4

4

4

4

 

 

 

 

 

 

16

Третий

500

7

6

6

 

 

 

 

 

 

 

19

Четвертый

800

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Первый

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

— — 0,5

5

Второй

350

1

3

3

3

3

3

2

-

18

Третий

500

1

5

4

4

3

3

2

— — — 22

Четвертый

800

9

6

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Первый

0,5

1

1

1

0,5

0,5

-

0,5

5

Второй

150

1

3

3

3

3

3

 

 

 

 

 

16

Третий

300

1

6

6

6

 

 

 

 

 

 

 

19

Четвертый

450

 

10

10

 

 

 

 

 

 

 

20

Первый

 

0,5

1

1

1

0,5

0,5

 

 

 

0,5

 

5

Второй

150

1

3

3

3

3

3

 

 

 

 

 

16

Третий

300

1

5

5

4

4

 

 

 

 

 

 

19

Четвертый

450

 

7

7

6

 

 

 

 

 

 

 

20


Марка

трактора

С-80, С-100

ДТ-75

Т-74

ДТ-54, ДТ-54А, ДТ-55, ДТ-55А

Т-38, Т-38М

 

Режимы обкатки гусеничных

тракторов

 

 

 

 

 

 

го

 

замедл.I

Время обкатки на передачах

ч

заднийI ход

заднийII ход

есВг о часов

Этап

 

 

замедл.II

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обкатки

>>

1

 

II

 

111 IV

V

VI

VII

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

X

 

— 1

1

 

 

 

 

 

 

 

Первый

1

1

0,5

0,5

5

Второй

1700

1

— 3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Третий

2200

— — — 15

— — — 15

Четвертый

2700

2

15

9

— — — — 26

Пятый

3300

— —

10

— — — — 10

Первый

 

0,5

0,5

0,5

0,5|

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

Второй

500

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

 

 

 

Третий

1000

2

2

2

2

2

2

1

1

 

 

 

 

Четвертый

1500

3

3

3

3

3

3

2

 

 

 

 

 

Пятый

2000

2

3

2

3

2

1

 

 

 

 

 

 

Первый

 

0,5|

0,5

0,5|

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

Второй

500

2

2

2 J 2

2

2

2

1

 

 

 

 

Третий

1100

3

3

3

3

2

2

2

 

 

 

 

 

Четвертый

1600

4

4

4

4

3

3

 

 

 

 

 

 

Первый

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

Второй

500

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Третий

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый

1500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

Второй

450

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Третий

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время работы и при остановках не должно быть течи воды, масла и топлива через соединения и уплотнения.

По окончании обкатки выполняют следующие операции: очищают все механизмы от пыли и грязи; заменяют масляные фильтры тонкой очистки (АСФО) и промы­

вают масляный фильтр грубой очистки;

сливают

масло из картера двигателя, корпусов коробки передач

и ведущих

мостов;

промывают систему смазки двигателя смесью дизельного топли­ ва с дизельным маслом (20% масла) в течение 2—3 мин и заправ­ ляют чистым маслом;


промывают коробку передач, центральную передачу и корпуса конечных передач дизельным топливом на ходу трактора в тече­ ние 5 мин и заправляют их чистым маслом;

промывают воздухоочиститель (сетку и набивку) и заправляют чистым маслом;

проверяют стопорение и затяжку болтов и гаек, плотности всех соединений, зазор между лопастями вентилятора и кожуха радиа­ тора, регулировку муфты сцепления, тормозов, натяжения гусениц, регулировку рулевого управления, давление воздуха в шинах, люфт передних колес и других механизмов;

смазывают механизмы трактора согласно таблице смазки.

Все обнаруженные неисправности во время обкатки и осмотра устраняют. После устранения всех обнаруженных неисправностей механик или бригадир вместе с трактористом составляют акт о пе­ редаче трактора в нормальную эксплуатацию, в котором указыва­ ют время работы на каждом режиме и расход топлива за период обкатки. Акт о передаче трактора в нормальную эксплуатацию утверждает инженер хозяйства. Данные обкатки обязательно запи­

сывают в паспорт

трактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 60

Нормы расхода нефтепродуктов на обкатку новых

 

 

 

 

или отремонтированных

тракторов

 

 

 

 

 

Расход нефтепродуктов на обкатку

 

 

 

 

 

нового трактора или трактора после

Расход дизельного

Марка трактора

 

капитального

ремонта, кг

топлива на

обкат­

 

 

 

ку трактора

после

 

 

дизельное

дизельное

текущего

ремон­

 

 

топливо

масло

та,

кг

 

С-100

 

162,2

12,4

81,1

 

 

ДТ-54, ДТ-54А, ДТ-55,

ДТ-55А

108,9

11,5

54,5

 

 

МТЗ-1, МТЗ-2

 

88,3

7,2

44,2

 

 

МТЗ-5, МТЗ-5К

 

87,6

7,2

43,8

 

 

МТЗ-5Л, МТЗ-5М

 

94,6

7,2

47,3

 

 

МТЗ-5ЛС, МТЗ-7ЛС.

 

 

 

 

 

 

МТЗ-5МС, МТЗ-7МС

 

91,6

7,2

47,3

 

 

МТЗ-7Л, МТЗ-7М

 

94,6

7,2

47,3

 

 

МТЗ-50ПЛ, МТЗ-50, МТЗ-52

123,3

5,4

61,7

 

 

ДТ-75, Т-74

 

154,5

10,2

77,3

 

 

Т-40

 

88,4

5,5

44,2

 

 

Т-38М

 

84,6

8,0

42,3

 

 

Т-28

 

53,8

3,5

26,9

 

 

Т-28М

 

77,2

4,8

38,6

 

 

ДТ-20, ДТ-20В

 

37,5

2,5

18,8

 

 

ДВСШ-16, Т-16

 

43,0

1,8

21,5

 

 

Т-50В

 

107,9

7,5

54,0

 

 

Т-75 •

 

154,5

10,6

77,3

 

 


Обкатка комбайнов и других сельскохозяйственных машин

Машины, поступающие с завода и после ремонта, обязательно обкатывают в соответствии с указаниями, изложенными в завод­ ских руководствах. Невыполнение указаний приводит к уменьше­ нию срока службы деталей, узлов и механизмов машин. Так, на­ пример, установлено, что износ поршневой группы двигателя, не проходившего обкатку, за первые 200 ч работы примерно такой же,

как у проработавшего 2000 ч с правильно

проведенной обкаткой.

Срок службы втулочно-роликовых цепей,

прошедших

приработку

на комбайне или на стенде по рекомендуемому режиму,

повышает­

ся на 10—12%.

 

 

Обкатка зерноуборочных комбайнов СК-4 и СК-3 включает об­ катку двигателя, жатки, молотилки и копнителя, ходовой части при движении комбайна на разных скоростях.

Силосоуборочные комбайны КС-2,6 и СК-2,6 прежде обкатыва­ ют на холостом ходу от вала отбора мощности трактора, сначала на малых оборотах, постепенно увеличивая до нормальных. Обка­

тывают

комбайны не меньше 30 мин с перерывами через каждые

10 мин

для проверки, подтяжки креплений и регулировки узлов

комбайна. В полевых условиях комбайны обкатывают сначала на первой передаче с последующим увеличением скорости до допусти­ мой величины.

Чтобы проверить исправность всех механизмов комбайна, перед началом обкатки проворачивают карданный вал ломиком, встав­ ленным в вилку.

Свеклоуборочные комбайны КС-3 и СКЕМ-ЗГ после предвари­ тельного прокручивания механизмов вручную обкатывают вхоло­ стую от вала отбора мощности трактора. Обкатку на месте прово­ дят в течение 20—30 мин. После этого комбайны обкатывают в поле на участке, почвенные условия которого сходны с условиями уби­ раемого свекольного поля. В течение 15—20 мин комбайн обкаты­ вают с включенным автоматом подъема и карданным валом и ла­ пами, заглубленными на 20—22 см. Затем комбайн работает на свекольном поле, обрабатывая не менее 2,5—3,0 га при хорошем качестве работы, где окончательно устанавливают регулировки.

У почвообрабатывающих машин перед обкаткой с рабочих орга­ нов счищают защитные покрытия. У плугов, культиваторов, лу­ щильников, борон выполняют необходимые регулировки. В процес­ се обкатки регулировки уточняются для обеспечения качества ра­

боты

в соответствии с агротехническими

требованиями.

 

У

сеялок проверяют

правильность

расстановки сошников по

контрольной доске, нет ли в семенном ящике посторонних

предме­

тов, которые могут при работе сеялки

вызвать поломки

высеваю­

щих

аппаратов и обрыв

звеньев цепи

передаточного механизма.

Звездочки и цепи передаточных механизмов не смазывают. Крюч­ ковые цепи должны быть надеты на звездочки зевом вверх и крюч­

ками вперед

по направлению движения. Сеялку обкатывают в по­

ле

в течение

1 ч с опущенными сошниками без засыпки семян. При

12

3669

177