Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в дальнейшем не учитываются. Чтобы этого не забыть, их можно зачеркнуть.

На втором этапе распределения перевозки удобрений рассчиты­

вают

разность по строкам и столбцам без учета

зачеркнутых

кле­

ток.

По

строкам сверху

вниз эта

разность соответственно

будет

I, 2,

2,

1 (без третьей

строки), а

по столбцам

слева направо —

1,1,3. Наибольшая разность будет по столбцу,

соответствующему

третьей животноводческой ферме, равная 3. В этом столбце нахо­ дят наименьшее расстояние и ставят максимально возможное ко­ личество удобрений с учетом ограничений. Этому условию удовлет­ воряет клетка первой строки, третьей животноводческой фермы, куда записывают 600. Аналогичные вычисления повторяются до

окончательного

распределения органических

удобрений.

 

На третьем

этапе оказалось, что по второй и четвертой

строке

разности одинаковые, равные 2. В таком случае находят

клетку,

расстояние в которой является наименьшим,

и в нее записывают

максимально возможное

количество удобрений. Такая клетка ока­

залась во второй строке,

в нее и записывают 4000. На четвертом

этапе, в данном примере, оставшиеся нераспределенные

удобре­

ния записывают в клетки полевых участков,

потребности

которых

полностью не удовлетворены. С учетом этого

в строку пять, в клет­

ку, соответствующую второй животноводческой фермы, записыва­

ют 150, а оставшиеся нераспределенные удобрения заносят

в клет­

ки

четвертого полевого

участка с

учетом потребности и

наличия

их

на фермах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

56

 

План вывозки органических удобрений, составленный интуитивно

 

 

 

 

 

Животноводческие фермы

 

 

 

 

Полевые

участки

 

 

 

 

Потребность в

I

 

п

Ш

удобрениях,

Т

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

3

5

2

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

600

 

II

 

 

 

1

3

7

 

4000

 

 

 

 

4000

 

 

 

 

 

 

I I I

 

 

 

4

8

12

 

250

 

 

 

 

 

 

250

 

 

 

 

IV

 

 

 

2

4

5

 

2000

 

 

 

 

500

850

650

 

 

 

 

V

 

 

 

3

2

6

 

150

 

 

 

 

 

150

 

 

 

 

Наличие

удобре­

4500

1000

1500

 

7000

 

 

ний, г

 

 

 


После этого следует проверить удовлетворение потребности всех полевых участков. Для того чтобы выявить целесообразность при­ менения этого способа составления плана вывозки органических удобрений, сравним результаты его с планом, составленным интуи­ тивным способом для тех же условий.

В табл. 56 приведены те же исходные данные. Следуя интуи­ ции, органические удобрения с первой животноводческой фермы распределяем между вторым и четвертым полевыми участками, что

соответствует второй

и четвертой

строке.

Со второй

фермы —

между четвертым

и пятым участками. С

третьей фермы — меж­

ду полевыми участками, потребности которых еще

не

обеспе­

чены.

 

 

 

 

 

 

Сравнивая величины грузооборотов по этим планам, находим,

что по первому плану, составленному с применением метода

апрок-

симации, грузооборот

равен 14 900

ткм, а по второму—16 150 ткм.

По второму плану грузооборот больше на 1250 ткм или на

8%.

Этот метод может быть применен и при перевозках других сель­

скохозяйственных

грузов.

 

 

 

 

Передовой опыт

использования транспортных агрегатов

 

 

В сельскохозяйственном производстве, особенно в период убор­ ки урожая, транспорт очень необходим. Поэтому изучение и внед­

рение передового

опыта

использования

транспортных агрегатов

заслуживает серьезного

внимания.

 

Так, например,

по

данным колхоза

«Родина» Ейского р-на

Краснодарского края применение магистрального способа исполь­ зования транспорта на обслуживании зерновых комбайнов улучши­ ли их эксплуатационные показатели. При этом средняя скорость передвижения автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-51 почти удвоилась, рас­ стояния перевозки зерна от комбайнов на тока сократились на 2—2,5 км, так как они не следуют за комбайнами по полю, а встре­ чают их на разгрузочной полосе, общая потребность в автомобилях сократилась почти на 30%, уменьшились денежные затраты на пе­ ревозку зерна, сократились простои комбайнов на загонах из-за

разгрузки" на

12—15%, возросла их

дневная выработка,

умень­

шились сроки

проведения уборки

и биологические

потери

урожая.

 

 

 

Сущность магистрального способа, применяемого в этом колхо­ зе, заключается в следующем. Автомобили закрепляются не за комбайнами, а за магистралями (временными дорогами). Исполь­ зование этого способа требует тщательной организационной подго­ товки. Магистрали в период уборки являются постоянным местом разгрузки бункеров комбайнов и загрузки автомобилей. Кроме то­ го, транспорт движется только по этим дорогам (магистралям), заранее образованным поперек загонов каждого поля, с которого нужно убирать зерновые. На каждое поле ставят несколько ком­ байнов, которые работают на отведенных загонах.


Чтобы определить места расположения магистралей на убирае­ мом поле, надо установить количество загрузок бункера комбайна за один рабочий проход по загону туда и обратно по формуле

 

 

. _

2L • Bp • У

 

 

 

1

10 000-

V - 7 '

 

где

L — длина загона, м;

 

 

 

 

Вр

рабочая ширина захвата

уборочного агрегата,

м;

 

У — урожайность убираемой сельскохозяйственной

культуры,

 

 

ц/га;

 

 

 

 

V — объем бункера комбайна,

м3;

 

 

у — объемный вес зерна,

ц/м3.

 

 

Учитывая количество разгрузок бункера комбайна при движе­

нии

его туда и обратно, по длине загона устанавливают

места ма­

гистралей

и обозначают их вешками. По вешкам комбайны СК-4

с соломоизмельчителями делают прокосы шириной 10—12 м. Если поверхность прокошенной полосы неровная, то пускают пахотный агрегат, который делает два прохода всвал с выглубленным зад­ ним корпусом плуга. Затем вспаханную полосу уплотняют трактором за два холостых прохода. Во время уборки по этим магистралям движутся автомобили со скоростью, близкой к ско­ рости движения по полевым дорогам.

Если поле убирают раздельно и дорожные магистрали не были прокошены до среза хлебов в валки, то поперек рядков валков пускают трактор с боковыми граблями ГБУ-6. Валки, образован­ ные агрегатом с боковыми граблями, подбирают и обмолачивают комбайном. Так как автомобили не закрепляются за комбайнами, то для того чтобы узнать, сколько зерна намолочено каждым из них, на внутренней стене бункеров наносят шкалу, показывающую фактический объем зерна. В накладной, выдаваемой шоферу, ком­ байнер вместо веса указывает объем выгруженного зерна. Весов­

щик, получая накладные

и зная объемный вес, легко подсчитывает

вес зерна, намолоченного

каждым комбайнером.

В 1968 г. в этом колхозе применили магистральный способ на площади 9000 га, занятой под зерновыми, и в результате этого удалось уменьшить эксплуатационные затраты автотранспорта только на перевозке зерна к токам на 3500 руб.

В ряде хозяйств Ростовской обл. в 1970 г. в целях быстрого проведения жатвы и более высокопроизводительного использова­ ния транспорта построили промежуточные полевые тока. Это позво­ лило почти вдвое повысить производительность грузовых автомо­ билей, обслуживающих комбайны.

Практика показывает, что в ряде случаев отвозить зерно от комбайнов целесообразно автомашинами с прицепами. Сущность этого способа заключается в том, что автомашина подходит к краю

убираемого хлебного

массива, отцепляет прицеп и отправляется

под загрузку зерном

от комбайнов. В это время трактор буксирует

прицеп под бункер

других комбайнов. После заполнения зерном


трактор вывозит

прицеп на дорогу, там отцепляет и берет

на бук­

сир другой свободный прицеп. Загрузившийся за это время

автомо­

биль выезжает

на дорогу, шофер присоединяет груженый

прицеп

и отвозит зерно

к месту назначения.

 

 

Этот способ работы, при четкой его организации, позволяет со­

кратить в два-три раза простои транспортных агрегатов

под за­

грузкой и разгрузкой.

 

 

Заслуживает внимания опыт использования транспорта в кол­

хозе «Гигант» Кетовского р-на Курганской

обл. на обслуживании

силосоуборочных комбайнов. Как правило,

за комбайнами

закреп­

ляют большегрузные самосвалы. Чтобы высвободить грузчиков от тяжелой малопроизводительной работы на трамбовке зеленой мас­

сы

в кузове,

а также увеличения оборачиваемости транспорта, на­

растили все борта автомашин. Это позволило

экономить

5—7 мин

за

каждую

ездку и увеличить число рейсов

до 20 и более, вме­

сто

15. Кроме этого, устроили

хорошее

освещение

на

агрегатах

и на местах

силосования, что

позволило

проводить

работу в две

смены. При такой организации работы можно вдвое быстрее закла­ дывать силос, обеспечивая более высокое его качество.

При перевозках грузов бортовыми автомашинами используют различные приспособления, облегчающие их разгрузку. Использо­

вание бортовых

автомобилей

на

дальних

перевозках,

особенно

с разгрузочными приспособлениями,

более

выгодно,

чем использо­

вание автомобилей-самосвалов, на которых

наличие

самосвальной

установки понижает полезную

грузоподъемность

их на 0,5—1,0 т.

На рис. 32 показаны

некоторые

разгрузочные

приспособления,

применяемые

в сельскохозяйственном

производстве. При примене­

нии

ступеньки

поперечного наклона

 

(рис. 32, а)

бортовой

автомо­

биль

въезжает

колесами одной стороны на ступеньку,

вследствие

чего

дно кузова

автомобиля

наклоняется

и облегчается

его раз­

грузка. Высота

и ширина

ступеньки

0,4—0,5 м, длина

4—5 м, на­

клонные въезды

на обоих

концах не менее 2 м длины.

 

 

V

mm

Рис. 32. Приспособления для разгрузки автомобиля:

• ступенька поперечного наклона автомобиля, б — наклонный пол кузова автомобиля

Разгружать груз гораздо легче, когда в кузове автомобиля на период работы по всей его длине устанавливают деревянную гор­ ку, образующую наклонный пол (рис. 32,6). Угол наклона горки


делают 25—30°. Чтобы сохранить объем кузова, надставляют борта его и по верхним углам обшивки кузова ставят дополнительные за­ порные крюки во избежание распирания бортов грузом.

Кроме того, в условиях сельскохозяйственного производства применяют одношитовые и двухщитовые автосбросы. Улучшенной

конструкцией

однощитового автосброса

является

авторазгрузчик,

изображенный

на рис. 33.

Особенностью этого разгрузчика являет­

ся

то, что по

окончании

разгрузки щит

(скребок)

возвращается

к

переднему борту автомобиля автоматически. Для этого к щиту

2, кроме тягового троса 4, укрепляемого на двух серьгах 3, прива­ ривают крючок / возвратного троса 10. Требуемое направление движения возвратного троса обеспечивается тремя укрепленными

блоками. Один из них / / крепят

в кузове сзади щита,

другой

12—

под кузовом и третий 5 крепят

под кузовом в конце

платформы.

Для прохождения возвратного троса диаметром 6—8

мм от блока

11 к блоку

12 в дне кузова сверлят

отверстие диаметром

8—10

мм.

К серьгам

3 прикрепляют концы

тягового троса после

надевания

на него блока с серьгой. Тяговый трос должен быть такой длины, чтобы после натяжения его середина блока выходила за пределы заднего борта кузова, а длину возвратного троса устанавливают, рассчитывая так, чтобы при перемещении щита к заднему краю кузова он натягивался и сбрасывал крючок автомата 7 с серьги блока тягового троса.

Рис. 33. Однощитовый авторазгрузчик

(однощитовый

автосброс):

а — схема действия

разгрузчика, б — автомат-выключатель;

/ — крючок

для

возвратного троса,

2 — щит (скребок), 3 — серьга

для тягового

троса.

4 —

тяговый трос,

5, 11

и

12 — направляющие

блоки

возвратного

троса,

6 —

блок тягового

троса,

7 — автомат-выключатель,

8 — упорный

трос,

9 —

столб-якорь,

10 — возвратный трос, 13 — пружина

автомата-выключателя

При пользовании разгрузчиком перед погрузкой щит придвига­ ют к переднему борту кузова, тяговый трос натягивают, а его блок 6 выбрасывают за задний борт. Затем натягивают на блоках возвратный трос, а свободный его конец с крючком кладут на зем­ лю сзади автомобиля. После погрузки груза блок тягового троса 6 и крючок с возвратным тросом кладут в кузов. При разгрузке ав­ томат-выключатель 7 прикрепляют тросом 8 к якорю 9 или друго-