Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 0
работ в виноградниках |
с междурядьями 1,5 м используют трактор |
|||
с нормальной колеей |
(850 мм) и |
узкими |
гусеницами; |
с между |
рядьями 2 ж и более |
с уширенной |
колеей |
(950 мм) и |
широкими |
гусеницами (300 мм). |
|
|
|
|
Трактор ДТ-54А. Трактор гусеничный, общего назначения, клас са тяги 3 т. Предназначен для предпосевной обработки почвы, посева, уборки сельскохозяйственных культур и других работ. Трактор можно использовать на транспортных, землеройных, до рожных и строительных работах. По заказу трактору придается вал отбора мощности, шкив и ходоуменьшитель. Трактор рекомен дуется для всех зон.
Тракторы ДТ-75 и Т-74. Тракторы гусеничные, общего назначе ния, класса тяги 3 т. Отличаются от трактора ДТ-54А более высо кой мощностью двигателя и более высокими скоростями движения. Трактор ДТ-75 имеет одноступенчатый увеличитель крутящего мо мента (УКМ), позволяющий за счет снижения скорости увеличи вать тяговые усилия на всех передачах до 25%. Тракторы агрегатируются с теми же сельскохозяйственными машинами, что и трак тор ДТ-54А.
Трактор Т-4. Трактор гусеничный, общего назначения, класса тяги 4 т. Предназначен для тех же работ, что и трактор ДТ-54А, но на тяжелых почвах и на повышенных скоростях движения.
Трактор К-700. Трактор колесный, общего назначения, класса тяги 5 т. Предназначен для пахоты, сплошной культивации, посева, лущения, боронования, снегозадержания, транспортных и других работ. Передний и задний мосты трактора одинаковой конструк ции. Привод переднего моста — постоянный, заднего — отключае мый. Включают его при работе с сельскохозяйственными машинами и при движении по плохим дорогам. Рама трактора состоит из двух лолурам, соединенных между собой шарниром. Шарнирная рама дает возможность поворачиваться передней и задней полураме относительно друг друга вокруг вертикального шарнира на ±35°. Кроме того, задняя полурама относительно передней может разво рачиваться вокруг горизонтальной оси на ±16°. Полурамы повора чиваются вокруг вертикального шарнира при помощи гидравличе
ских цилиндров. Для |
согласования углов поворота рулевого колеса |
|
л полурамы |
служит |
следящее устройство. Трактор рекомендуется |
для степной |
зоны. |
|
Трактор Т-100М. Трактор гусеничный, общего назначения, клас са тяги 6 т. Предназначен для пахоты средних и тяжелых почв, предпосевной обработки, посева и культивации с широкозахватны ми агрегатами, а также выполнения дорожно-строительных и зем леройных работ.
На рис. 2 показаны основные колесные сельскохозяйственные тракторы, а на рис. 3 гусеничные.
В табл. 2 приведены основные показатели технических харак теристик сельскохозяйственных тракторов отечественного произ водства.
О с н о в н ы е э к с п л у а т а ц и о н н ы е п о к а з а т е л и д в и г а т е л я и т р а к т о р а
Основными эксплуатационными показателями тракторного дви
гателя являются: |
|
|
|
|
|
|
эффективная мощность, |
развиваемая на коленчатом |
валу, |
||||
iVe (л. с ) ; |
оборотов |
коленчатого |
вала |
двигателя в минуту п, |
||
число |
||||||
(об/мин); |
|
|
|
|
|
|
расход топлива за 1 ч работы GT (кг/ч); |
расход |
|||||
расход |
топлива |
на 1 э.л.с. |
за |
1 ч |
работы — удельный |
|
топлива ge |
(г/э. л. с. ч); |
|
(кгм); |
|
||
крутящий момент двигателя Мв |
|
ЭКОНОМИЧеСКИЙ КОЭффИЦИеНТ ПОЛеЗНОГО ДеЙСТВИЯ Г | э .
В условиях эксплуатации в зависимости от загрузки двигателя показатели его изменяются. На рис. 4 приведена примерная регу ляторная характеристика дизельного тракторного двигателя, по строенная в зависимости от числа оборотов коленчатого вала дви гателя. Регуляторная характеристика относится к эксплуатацион ным характеристикам и представляет собой график изменения эффективной мощности, крутящего момента, часового и удельного расхода топлива в зависимости от оборотов коленчатого вала.
280\Щ30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2W12 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 В 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
180\0 |
0 |
1200 |
1300 |
if00 |
1500 |
1600 |
1700 |
1800 |
п |
|
||
|
|
|
||||||||||
Рис. |
4. Примерная |
регуляторная |
характеристика |
|
||||||||
|
|
тракторного |
двигателя: |
|
|
|
|
|||||
Ne |
—эффективная |
мощность |
двигателя, |
л. |
с, |
|
|
|||||
|
|
М@ — крутящий момент |
двигателя, |
кгм, |
|
|
||||||
|
|
Gr —часовой расход |
топлива, кг/ч, |
|
|
|||||||
|
|
ge — удельный |
расход |
топлива, |
г/э.л.с.ч„ |
|
|
|||||
|
п — обороты |
коленчатого |
вала |
двигателя, |
об/мин |
|
||||||
На регуляторной характеристике выделяются три режима рабо |
||||||||||||
ты двигателя: первый, соответствующий |
максимальным |
оборотам |
||||||||||
коленчатого вала |
двигателя |
(холостой ход); второй — нормальным |
||||||||||
и третий — минимальным |
оборотам. Диапазон |
изменения |
оборотоз |
|||||||||
от максимальных |
холостых до нормальных |
называют эксплуатсщи- |
Основные показатели технических характеристик тракторов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d o |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
< |
^5 |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Показатели |
|
|
СО |
00 |
о |
chp |
|
||||
|
|
|
|
|
|
£ |
|
|
Н |
|
о |
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Номинальная |
мощность дви- |
18,0 |
20 |
16 |
40 |
40 |
40 |
48 |
50 |
||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
Нормальное |
число оборотов |
1600 |
1600 |
1600 |
1600 |
1600 |
1600 |
1600 |
1600 |
||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
Вес |
трактора, |
эксплуатаци- |
1583 |
1583 |
1430 |
2490 |
2400 |
2930 |
3000 |
2750 |
|||
|
|
|
|
|
|
||||||||
Передаточные |
числа |
транс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
миссии; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65,9 |
62,7 |
92,0 |
142 |
69,2 |
69,2 |
224 |
265 |
|
|
|
|
|
|
50,5 |
49,6 |
72,0 |
105,0 |
58,0 |
58,0 |
190 |
156 |
|
|
|
|
|
|
40,4 |
42,6 |
59,0 |
82,8 |
49,2 |
49,2 |
154,5 |
78,0 |
|
|
|
|
|
|
21,04 |
33,63 50,0 |
61,3 |
42,2 |
42,2 |
90,25 |
63,8 |
|
|
|
|
|
|
|
— |
24,22 |
25,2 |
50,7 |
22,8 |
22,8 |
69,81 |
53,7 |
|
|
|
|
|
|
— |
16,45 |
17,45 |
39,4 |
15,9 |
15,9 |
62,53 |
45,8 |
|
|
|
|
|
|
— |
— |
— |
29,3 |
— |
— |
52,31 |
37,3 |
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
|
|
42,67 |
31,6 |
|
|
|
|
|
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
25,05 |
17,0 |
Расчетные скорости |
движе |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ния без |
учета |
буксования, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
км/ч: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
первой |
передаче |
. . . |
5,03 |
5,40 |
3,72 |
2,84 |
6,13 |
6,13 |
1,95 |
1,65 |
||
на |
второй |
|
„ |
. . . |
6,52 |
6,82 |
4,75 |
3,84 |
7,31 |
7,31 |
2,30 |
2,8 |
|
на |
третьей |
|
„ |
. . . |
8,22 |
7,94 |
5,80 |
4,88 |
8,61 |
8,61 |
2,83 |
5,6 |
|
на |
четвертой |
„ |
. . . |
15,6 |
10,04 |
6,85 |
6,58 |
10,06 |
10,06 |
4,81 |
6,85 |
||
на |
пятой |
|
„ |
. . . |
— |
13,94 |
13,6 |
7,96 |
18,63 |
18,63 |
6,22 |
8,15 |
|
на |
шестой |
|
„ |
. . . |
— |
20,52 |
19,6 |
10,24 |
26,68 26,68 |
7,0 |
9,55 |
||
на |
седьмой |
„ |
. . . |
— |
— |
— |
13,75 |
— |
— |
8,30 |
11,7 |
||
на |
восьмой |
„ |
. . . |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
10,17 |
13,85 |
||
на |
девятой |
„ |
. . . |
|
— |
— |
— |
— |
— |
17,34 |
25,8 |
||
на |
десятой |
|
„ |
. . . |
|
— |
— |
— |
— |
— |
22,42 |
— |
|
Тяговые |
усилия, кГ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
на |
первой |
передаче |
. . . |
720 |
720 |
820 |
900 |
1100 1320 |
1400 |
1400 |
|||
на |
второй |
|
„ |
. . . |
550 |
560 |
615 |
900 |
990 1050 |
1400 |
1400 |
||
на |
третьей |
|
„ |
. . . |
385 |
420 |
470 |
900 |
800 |
800 |
1400 |
1400 |
|
на |
четвертой |
„ |
. . . |
125 |
300 |
370 |
900 |
600 |
640 |
1400 |
1400 |
* Кроме указанных, имеет еще следующие скорости: 13,1; 15,74; 17,45; 21,1; 25,5 в
Т а б л и ц а 2
отечественного производства
МТЗ-52 |
MT3-50X |
-Т125 |
-К700 |
-Т50В |
-Т38М |
-Т54В |
ДТ-54А |
!~ |
ДТ-75 |
н |
-ТЮОМГС |
|
|
|
|
|
|
|
|
t~ |
|
|
|
50 |
50 |
130 |
200-220 |
50 |
48 |
50—55 |
54,0 |
75 |
75 |
110 |
108 |
1600 |
1600 |
1700 |
1700 |
1500 |
1600 |
1600 |
1300 |
1700 |
1700 |
1600 |
1070 |
3030 |
3382 |
7700 |
12 000 |
3680 |
4150 |
3740 |
5400 |
6100 |
6090 |
8100 |
11 800 |
265 |
282,58 |
88,4 |
197,0 |
160,5 |
53,5 |
191,0 |
43,46 |
46,5 |
45,3 |
68 |
70,1 |
156 |
165,93 |
60,0 |
162,5 |
134,1 |
44,8 |
111,5 |
33,6 |
38,4 |
41,5 |
59,4 |
42,5 |
78,0 |
83,53 |
50,0 |
134,0 |
110,0 |
40,09 |
56,3 |
28,75 |
31,3 |
36,6 |
51,4 |
32,5 |
63,8 |
68,46 |
42,8 |
112,0 |
64,1 |
34,05 |
45,8 |
24,84 |
27,2 |
32,9 |
46 |
25 |
53,7 |
57,41 |
35,3 |
101,0 |
49,4 |
22,5 |
38,7 |
19,76 |
22,4 |
29,5 |
37,9 |
17,7 |
45,8 |
49,05 |
24,0 |
83,6 |
45,5 |
— |
33,1 |
— |
18,2 |
26,6 |
32,15 |
— |
37,3 |
39,93 |
19,0 |
69,2 |
38,61 |
— |
26,9 |
— |
— |
21,5 |
28 |
—_ |
31,6 |
33,71 |
15,7 |
57,7 |
31,2 |
— |
22,7 |
— |
— |
— 24,9 |
—, |
|
17,0 |
18,3 |
|
62,0 |
18,3 |
— |
12,2 |
|
|
|
|
|
1,65 |
1,52 |
5,15 |
2,82* |
1,28 |
4,32 |
1,03 |
3,59 |
4,49 |
5,15 |
3,34 |
2,36 |
2,8 |
2,58 |
7,6 |
3,42 |
1,54 |
5,26 |
1,76 |
4,65 |
5,45 |
5,74 |
3,88 |
3,78 |
5,6 |
5,13 |
9,10 |
4,14 |
1,88 |
5,93 |
3,49 |
5,43 |
6,69 |
6,39 |
4,49 |
4,51 |
6,85 |
6,26 |
10,6 |
4,96 |
3,22 |
6,95 |
4,29 |
6,28 |
7,69 |
7,1 |
5,01 |
6,4 |
8,15 |
7,46 |
12,9 |
5,48 |
4,17 |
10,30 |
5,08 |
7,92 |
9,35 |
7,9 |
6,12 |
10,13 |
9,55 |
8,73 |
19,0 |
6,64 |
4,52 |
— |
5,94 |
— |
11,47 |
8,8 |
7,10 |
|
11,7 |
10,73 |
24 |
8,01 |
5,41 |
— |
7,30 |
— |
— |
10,85 |
8,22 |
|
13,85 |
12,7 |
29 |
9,62 |
6,65 |
— |
8,65 |
— |
— |
|
9,17 |
|
25,8 |
23,4 |
— |
8,95 |
11,3 |
— |
16,1 |
|
|
|
|
|
— |
— |
— |
10,85 |
14,6 |
|
|
|
|
|
|
|
1400 |
1400 |
3500 |
6000 |
2000 |
1940 |
2500 |
2850 |
3460 |
3000 |
5000 |
9500 |
1400 |
1400 |
3500 |
6000 |
2000 |
1530 |
2500 |
2100 |
2760 |
2620 |
5000 |
5600 |
1400 |
1400 |
3000 |
6000 |
2000 |
1320 |
2500 |
1750 |
2160 |
2300 |
5000 |
4550 |
1400 |
1400 |
2400 |
6000 |
2000 |
1080 |
2000 |
1450 |
1820 |
2020 |
4520 |
2900 |
30,8 кміч.
Показатели
на |
пятой |
„ |
. . . |
на |
шестой |
„ |
. . . |
на |
седьмой |
„ |
. . . |
на |
восьмой |
|
|
на |
девятой |
„ |
. . . |
на |
десятой |
|
|
Радиус обода колеса или начальной окружности звез дочки (л0 ), м
Высота шины (h), м . . .
Часовой |
расход |
топлива |
(Gp ) при Л/е н , кг/ч |
. . . . |
Число цилиндрических пар в зацеплении
Число конических пар . .
Вес воды в задних колесах,
кг
Число и вес дополнительных
Продольная база (L) , м . .
Расстояние от центра тяже сти трактора до вертикальной плоскости, проходящей через геометрическую ось ведущих
20-ДТ |
V |
|
28X3Н |
fl |
«с |
5MC,-MT3 5ЛС-МТЗ |
50-ГЗ |
|
|
|
|
|
|
||
|
Ю |
СО |
|
О |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
190 |
9 0 0 х .. |
|
— |
1200 |
1150 |
— |
— |
100 |
680 |
|
— |
1070 |
950 |
— |
— |
— |
440 х |
— |
|
890 |
750 |
— |
— |
— |
— |
— — |
,635 |
600 |
|
|
|
|
|
|
|
420 - --250 |
—— — — — — 265 —
0,406 |
0,406 |
0,406 |
0,508 |
0,483 0,483 |
0,483 |
0,483 |
|
0,203 0,203 0,21 |
0,218 |
0,279 |
0,279 |
0,305 |
0,305 |
||
3,6 |
3,9 |
3,28 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
9,60 |
9,75 |
3 |
З-т-4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5ч-3 |
5-^3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2X45 2X45 |
— |
— |
2Х |
2Х |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
ХІ05 ХЮ5 |
|
|
|
2x20 2x20 2X20 |
1X90 8x20 8x20 |
4X32 |
4X32 |
||||
1,63 |
1,70 |
2,50 |
2,12 |
2,16 |
2,25 |
2,45 |
2,345 |
|
0,626 |
0,472 |
|
0,75 |
0,8 |
0,81 |
0,765 |
ГЗ-52 |
ГЗ-50Х |
а |
S |
£ |
£ |
н |
ik |
1150 |
1150 |
2000 |
6000 |
950 |
950 |
1150 |
6000 |
750 |
750 |
950 |
4850 |
600 |
600 |
700 |
3840 |
250 |
250 |
— |
4220 |
—— — 3270
0,483 |
0,384 |
0,305 |
0,332 |
0,305 |
0,376 |
0,467 |
0,61 |
9,75 |
9,75 |
23,5 |
35 |
5н-3 |
4 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
100 |
— |
— |
2X750 |
4X32 — — —
2,45 |
2,47 |
2,860 |
3,05 |
|
|
|
|
Продолжение |
таблицы 2 |
||
ю |
|
|
< |
г* |
|
|
юомгс |
CQ |
|
CD |
ю |
|
г- |
|
|
о |
|
-Я* |
|
|
|
||
|
|
н |
Е— |
Н |
ч |
|
|
2000 |
620 |
2000^ |
1000 |
1410 |
1680 |
3710 |
1500 |
2000 |
— |
1610 |
—- |
1070 |
1460 |
3110 |
— |
1870 |
— |
1245 |
— |
1080 |
2600 |
— |
|
1470 |
— |
990 |
— |
— |
— |
2260 |
— |
740 |
— |
395 |
|
|
|
|
|
500 |
|
|
|
|
|
|
|
0,365 |
0,39 |
0,326 |
0,326 |
0,326 0,358 0,37 |
0,42 |
||
9,75 |
9,6 |
9,75 |
11,5 |
15,0 |
15,0 |
20,35 |
19,50 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,9 |
0,68 |
1,775 |
1,957 |
онным режимом работы, а от нормальных до минимальных — режи мом перегрузки. Работа на режимах перегрузки должна быть крат ковременной, так как при этом увеличивается износ деталей, уве личиваются колебания оборотов коленчатого вала и двигатель работает менее устойчиво. Наилучшим режимом является работа двигателя с близкой к полной его загрузке (рис. 5). Из рисунка видно, что при таком режиме достигаются наиболее высокие эко номические показатели в работе.
Для обеспечения таких показателей большое эксплуатационное значение имеет характер изменения крутящего момента и оборотов коленчатого вала двигателя на режиме перегрузки. Чем больше разница между максимальным крутящим моментом и крутящим
моментом на нормальных оборотах коленчатого вала, тем полнее можно использовать мощность двигателя в процессе работы при неравномерном сопротивлении агрегата. Отношение максимального крутящего момента к крутящему моменту при нормальных оборо тах двигателя называют коэффициентом приспособляемости. Этот коэффициент характеризует способность двигателя к преодолению временных перегрузок. Величина его для дизельных двигателей тракторов находится в пределах 1,1—1,2.
Из рис. 4 видно, что с увеличением крутящего момента обороты коленчатого вала двигателя уменьшаются. С уменьшением оборо тов, а следовательно, и скорости движения агрегата уменьшается его сопротивление движению.
£2 |
3 3669 |
33 |