Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работ в виноградниках

с междурядьями 1,5 м используют трактор

с нормальной колеей

(850 мм) и

узкими

гусеницами;

с между­

рядьями 2 ж и более

с уширенной

колеей

(950 мм) и

широкими

гусеницами (300 мм).

 

 

 

 

Трактор ДТ-54А. Трактор гусеничный, общего назначения, клас­ са тяги 3 т. Предназначен для предпосевной обработки почвы, посева, уборки сельскохозяйственных культур и других работ. Трактор можно использовать на транспортных, землеройных, до­ рожных и строительных работах. По заказу трактору придается вал отбора мощности, шкив и ходоуменьшитель. Трактор рекомен­ дуется для всех зон.

Тракторы ДТ-75 и Т-74. Тракторы гусеничные, общего назначе­ ния, класса тяги 3 т. Отличаются от трактора ДТ-54А более высо­ кой мощностью двигателя и более высокими скоростями движения. Трактор ДТ-75 имеет одноступенчатый увеличитель крутящего мо­ мента (УКМ), позволяющий за счет снижения скорости увеличи­ вать тяговые усилия на всех передачах до 25%. Тракторы агрегатируются с теми же сельскохозяйственными машинами, что и трак­ тор ДТ-54А.

Трактор Т-4. Трактор гусеничный, общего назначения, класса тяги 4 т. Предназначен для тех же работ, что и трактор ДТ-54А, но на тяжелых почвах и на повышенных скоростях движения.

Трактор К-700. Трактор колесный, общего назначения, класса тяги 5 т. Предназначен для пахоты, сплошной культивации, посева, лущения, боронования, снегозадержания, транспортных и других работ. Передний и задний мосты трактора одинаковой конструк­ ции. Привод переднего моста — постоянный, заднего — отключае­ мый. Включают его при работе с сельскохозяйственными машинами и при движении по плохим дорогам. Рама трактора состоит из двух лолурам, соединенных между собой шарниром. Шарнирная рама дает возможность поворачиваться передней и задней полураме относительно друг друга вокруг вертикального шарнира на ±35°. Кроме того, задняя полурама относительно передней может разво­ рачиваться вокруг горизонтальной оси на ±16°. Полурамы повора­ чиваются вокруг вертикального шарнира при помощи гидравличе­

ских цилиндров. Для

согласования углов поворота рулевого колеса

л полурамы

служит

следящее устройство. Трактор рекомендуется

для степной

зоны.

 

Трактор Т-100М. Трактор гусеничный, общего назначения, клас­ са тяги 6 т. Предназначен для пахоты средних и тяжелых почв, предпосевной обработки, посева и культивации с широкозахватны­ ми агрегатами, а также выполнения дорожно-строительных и зем­ леройных работ.

На рис. 2 показаны основные колесные сельскохозяйственные тракторы, а на рис. 3 гусеничные.

В табл. 2 приведены основные показатели технических харак­ теристик сельскохозяйственных тракторов отечественного произ­ водства.


О с н о в н ы е э к с п л у а т а ц и о н н ы е п о к а з а т е л и д в и г а т е л я и т р а к т о р а

Основными эксплуатационными показателями тракторного дви­

гателя являются:

 

 

 

 

 

эффективная мощность,

развиваемая на коленчатом

валу,

iVe (л. с ) ;

оборотов

коленчатого

вала

двигателя в минуту п,

число

(об/мин);

 

 

 

 

 

 

расход топлива за 1 ч работы GT (кг/ч);

расход

расход

топлива

на 1 э.л.с.

за

1 ч

работы — удельный

топлива ge

(г/э. л. с. ч);

 

(кгм);

 

крутящий момент двигателя Мв

 

ЭКОНОМИЧеСКИЙ КОЭффИЦИеНТ ПОЛеЗНОГО ДеЙСТВИЯ Г | э .

В условиях эксплуатации в зависимости от загрузки двигателя показатели его изменяются. На рис. 4 приведена примерная регу­ ляторная характеристика дизельного тракторного двигателя, по­ строенная в зависимости от числа оборотов коленчатого вала дви­ гателя. Регуляторная характеристика относится к эксплуатацион­ ным характеристикам и представляет собой график изменения эффективной мощности, крутящего момента, часового и удельного расхода топлива в зависимости от оборотов коленчатого вала.

280\Щ30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2W12

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200 В 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

180\0

0

1200

1300

if00

1500

1600

1700

1800

п

 

 

 

 

Рис.

4. Примерная

регуляторная

характеристика

 

 

 

тракторного

двигателя:

 

 

 

 

Ne

—эффективная

мощность

двигателя,

л.

с,

 

 

 

 

М@ — крутящий момент

двигателя,

кгм,

 

 

 

 

Gr —часовой расход

топлива, кг/ч,

 

 

 

 

ge — удельный

расход

топлива,

г/э.л.с.ч„

 

 

 

п — обороты

коленчатого

вала

двигателя,

об/мин

 

На регуляторной характеристике выделяются три режима рабо­

ты двигателя: первый, соответствующий

максимальным

оборотам

коленчатого вала

двигателя

(холостой ход); второй — нормальным

и третий — минимальным

оборотам. Диапазон

изменения

оборотоз

от максимальных

холостых до нормальных

называют эксплуатсщи-



Основные показатели технических характеристик тракторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d o

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

<

^5

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

СО

00

о

chp

 

 

 

 

 

 

 

£

 

 

Н

 

о

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинальная

мощность дви-

18,0

20

16

40

40

40

48

50

 

 

 

 

 

 

Нормальное

число оборотов

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

 

 

 

 

 

 

Вес

трактора,

эксплуатаци-

1583

1583

1430

2490

2400

2930

3000

2750

 

 

 

 

 

 

Передаточные

числа

транс­

 

 

 

 

 

 

 

 

миссии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65,9

62,7

92,0

142

69,2

69,2

224

265

 

 

 

 

 

 

50,5

49,6

72,0

105,0

58,0

58,0

190

156

 

 

 

 

 

 

40,4

42,6

59,0

82,8

49,2

49,2

154,5

78,0

 

 

 

 

 

 

21,04

33,63 50,0

61,3

42,2

42,2

90,25

63,8

 

 

 

 

 

 

24,22

25,2

50,7

22,8

22,8

69,81

53,7

 

 

 

 

 

 

16,45

17,45

39,4

15,9

15,9

62,53

45,8

 

 

 

 

 

 

29,3

52,31

37,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42,67

31,6

 

 

 

 

 

 

25,05

17,0

Расчетные скорости

движе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния без

учета

буксования,

 

 

 

 

 

 

 

 

км/ч:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

первой

передаче

. . .

5,03

5,40

3,72

2,84

6,13

6,13

1,95

1,65

на

второй

 

. . .

6,52

6,82

4,75

3,84

7,31

7,31

2,30

2,8

на

третьей

 

. . .

8,22

7,94

5,80

4,88

8,61

8,61

2,83

5,6

на

четвертой

. . .

15,6

10,04

6,85

6,58

10,06

10,06

4,81

6,85

на

пятой

 

. . .

13,94

13,6

7,96

18,63

18,63

6,22

8,15

на

шестой

 

. . .

20,52

19,6

10,24

26,68 26,68

7,0

9,55

на

седьмой

. . .

13,75

8,30

11,7

на

восьмой

. . .

10,17

13,85

на

девятой

. . .

 

17,34

25,8

на

десятой

 

. . .

 

22,42

Тяговые

усилия, кГ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

первой

передаче

. . .

720

720

820

900

1100 1320

1400

1400

на

второй

 

. . .

550

560

615

900

990 1050

1400

1400

на

третьей

 

. . .

385

420

470

900

800

800

1400

1400

на

четвертой

. . .

125

300

370

900

600

640

1400

1400

* Кроме указанных, имеет еще следующие скорости: 13,1; 15,74; 17,45; 21,1; 25,5 в

Т а б л и ц а 2

отечественного производства

МТЗ-52

MT3-50X

-Т125

-К700

-Т50В

-Т38М

-Т54В

ДТ-54А

!~

ДТ-75

н

-ТЮОМГС

 

 

 

 

 

 

 

 

t~

 

 

 

50

50

130

200-220

50

48

50—55

54,0

75

75

110

108

1600

1600

1700

1700

1500

1600

1600

1300

1700

1700

1600

1070

3030

3382

7700

12 000

3680

4150

3740

5400

6100

6090

8100

11 800

265

282,58

88,4

197,0

160,5

53,5

191,0

43,46

46,5

45,3

68

70,1

156

165,93

60,0

162,5

134,1

44,8

111,5

33,6

38,4

41,5

59,4

42,5

78,0

83,53

50,0

134,0

110,0

40,09

56,3

28,75

31,3

36,6

51,4

32,5

63,8

68,46

42,8

112,0

64,1

34,05

45,8

24,84

27,2

32,9

46

25

53,7

57,41

35,3

101,0

49,4

22,5

38,7

19,76

22,4

29,5

37,9

17,7

45,8

49,05

24,0

83,6

45,5

33,1

18,2

26,6

32,15

37,3

39,93

19,0

69,2

38,61

26,9

21,5

28

—_

31,6

33,71

15,7

57,7

31,2

22,7

24,9

—,

17,0

18,3

 

62,0

18,3

12,2

 

 

 

 

 

1,65

1,52

5,15

2,82*

1,28

4,32

1,03

3,59

4,49

5,15

3,34

2,36

2,8

2,58

7,6

3,42

1,54

5,26

1,76

4,65

5,45

5,74

3,88

3,78

5,6

5,13

9,10

4,14

1,88

5,93

3,49

5,43

6,69

6,39

4,49

4,51

6,85

6,26

10,6

4,96

3,22

6,95

4,29

6,28

7,69

7,1

5,01

6,4

8,15

7,46

12,9

5,48

4,17

10,30

5,08

7,92

9,35

7,9

6,12

10,13

9,55

8,73

19,0

6,64

4,52

5,94

11,47

8,8

7,10

 

11,7

10,73

24

8,01

5,41

7,30

10,85

8,22

 

13,85

12,7

29

9,62

6,65

8,65

 

9,17

 

25,8

23,4

8,95

11,3

16,1

 

 

 

 

 

10,85

14,6

 

 

 

 

 

 

 

1400

1400

3500

6000

2000

1940

2500

2850

3460

3000

5000

9500

1400

1400

3500

6000

2000

1530

2500

2100

2760

2620

5000

5600

1400

1400

3000

6000

2000

1320

2500

1750

2160

2300

5000

4550

1400

1400

2400

6000

2000

1080

2000

1450

1820

2020

4520

2900

30,8 кміч.


Показатели

на

пятой

. . .

на

шестой

. . .

на

седьмой

. . .

на

восьмой

 

 

на

девятой

. . .

на

десятой

 

 

Радиус обода колеса или начальной окружности звез­ дочки (л0 ), м

Высота шины (h), м . . .

Часовой

расход

топлива

(Gp ) при Л/е н , кг/ч

. . . .

Число цилиндрических пар в зацеплении

Число конических пар . .

Вес воды в задних колесах,

кг

Число и вес дополнительных

Продольная база (L) , м . .

Расстояние от центра тяже­ сти трактора до вертикальной плоскости, проходящей через геометрическую ось ведущих

20-ДТ

V

 

28X3Н

fl

«с

5MC,-MT3 5ЛС-МТЗ

50-ГЗ

 

 

 

 

 

 

 

Ю

СО

 

О

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

190

9 0 0 х ..

 

1200

1150

100

680

 

1070

950

440 х

 

890

750

— —

,635

600

 

 

 

 

 

 

420 - --250

— — — — — 265

0,406

0,406

0,406

0,508

0,483 0,483

0,483

0,483

0,203 0,203 0,21

0,218

0,279

0,279

0,305

0,305

3,6

3,9

3,28

7,6

7,6

7,6

9,60

9,75

3

З-т-4

3

3

3

3

5ч-3

5-^3

1

1

1

1

1

1

1

1

2X45 2X45

100

100

 

 

 

 

ХІ05 ХЮ5

 

 

2x20 2x20 2X20

1X90 8x20 8x20

4X32

4X32

1,63

1,70

2,50

2,12

2,16

2,25

2,45

2,345

 

0,626

0,472

 

0,75

0,8

0,81

0,765

ГЗ-52

ГЗ-50Х

а

S

£

£

н

ik

1150

1150

2000

6000

950

950

1150

6000

750

750

950

4850

600

600

700

3840

250

250

4220

— — 3270

0,483

0,384

0,305

0,332

0,305

0,376

0,467

0,61

9,75

9,75

23,5

35

5н-3

4

4

5

1

1

2

1

100

2X750

4X32 — — —

2,45

2,47

2,860

3,05

 

 

 

 

Продолжение

таблицы 2

ю

 

 

<

г*

 

 

юомгс

CQ

 

CD

ю

 

г-

 

 

о

 

-Я*

 

 

 

 

 

н

Е—

Н

ч

 

 

2000

620

2000^

1000

1410

1680

3710

1500

2000

1610

-

1070

1460

3110

1870

1245

1080

2600

1470

990

2260

740

395

 

 

 

 

 

500

 

 

 

 

 

 

 

0,365

0,39

0,326

0,326

0,326 0,358 0,37

0,42

9,75

9,6

9,75

11,5

15,0

15,0

20,35

19,50

3

3

3

2

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

0,9

0,68

1,775

1,957

онным режимом работы, а от нормальных до минимальных — режи­ мом перегрузки. Работа на режимах перегрузки должна быть крат­ ковременной, так как при этом увеличивается износ деталей, уве­ личиваются колебания оборотов коленчатого вала и двигатель работает менее устойчиво. Наилучшим режимом является работа двигателя с близкой к полной его загрузке (рис. 5). Из рисунка видно, что при таком режиме достигаются наиболее высокие эко­ номические показатели в работе.

Для обеспечения таких показателей большое эксплуатационное значение имеет характер изменения крутящего момента и оборотов коленчатого вала двигателя на режиме перегрузки. Чем больше разница между максимальным крутящим моментом и крутящим

моментом на нормальных оборотах коленчатого вала, тем полнее можно использовать мощность двигателя в процессе работы при неравномерном сопротивлении агрегата. Отношение максимального крутящего момента к крутящему моменту при нормальных оборо­ тах двигателя называют коэффициентом приспособляемости. Этот коэффициент характеризует способность двигателя к преодолению временных перегрузок. Величина его для дизельных двигателей тракторов находится в пределах 1,1—1,2.

Из рис. 4 видно, что с увеличением крутящего момента обороты коленчатого вала двигателя уменьшаются. С уменьшением оборо­ тов, а следовательно, и скорости движения агрегата уменьшается его сопротивление движению.

£2

3 3669

33