Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерные значения коэффициента сопротивления передвижению трактора

Состояние

поля

или дороги

 

Колесный трактор на

Гусеничный

трактор со

 

пневматических шинах

стальными

гусеницами

Целина,

плотная дернина

 

. . . .

0,05—0,07

0,06—0,07

 

 

 

 

 

 

 

0,08—0,10

0,07—0,09

 

 

 

 

 

 

 

0,15—0,18

0,09—0,11

Рыхлая

почва,

сухой песок

. . . .

0,16—0,19

0,09—0,11

Грунтовая

ровная

сухая

дорога . .

0,03—0,05

0,05—0,07

Глубокая

грязь

|

п р и

п о

г р у ж е н и н

0,25—0,30

0,10—0,25

Глубокий

снег

|

колес или гусениц

0,23—0,30

0,09—0,22

Укатанная

снежная

дорога

 

. . . .

0,03

0,06

Чтобы установить, достаточно ли сцепление трактора с почвой на той или иной передаче, нужно определить максимальную силу сцепления его с почвой по формуле

^ с ц

= О с ц • |* (кГ),

 

 

 

Р с ц — максимальная сила сцепления, кГ;

 

 

щ— коэффициент сцепления (табл. 6);

 

 

Gc u —сцепной вес трактора, кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

Примерные значения коэффициента

сцепления

ц

 

 

 

 

 

Для

тракторов

Состояние поверхности

 

колесных

гусеничных

 

 

 

Сухой плотный грунт, залежь,

сильноуплотненная

0,8- -0,9

W , 0

 

 

 

Стерня нормальной влажности,

поле из-под куку-

0,7--0,8

0,9—1,0

 

 

 

Суглинистое поле, подготовленное под посев

или

0,5- -0,7

 

свежевспаханное, а также пар и стерня супесей

. .

0,7—0,9

Для гусеничных тракторов и тракторов

с двумя

ведущими ося­

ми сцепной вес равен

 

 

 

 

 

Gcu

= О • cos а

(кг),

 

 

 

где G — эксплуатационный

вес трактора, кг;

 

 

а — угол подъема пути движения,

град.

 

 


Для колесных тракторов с одной ведущей осью сцепной вес определяют по формуле

п _ G (L — а) • cos а + Р к н гк

где L — продольная база трактора (табл. 2), м;

а— расстояние от центра тяжести трактора до вертикальной плоскости, проходящей через геометрическую ось ведущих колес (табл. 2), м.

Если максимальная сила сцепления (Яс ц )

окажется

больше ка­

сательной силы тяги ( Р к н ) и л и равна ей,

то, значит,

сцепление

трактора с почвой достаточное, а если меньше, то недостаточное. При недостаточном сцеплении для колесных тракторов с одной

ведущей осью нужно

пересчитать

величину

максимальной

силы

сцепления трактора

с почвой, так как Р С ц меньше Ркн.

В этом

слу­

чае максимальную

силу сцепления определяют

по формуле

 

 

р

_ G (L — д)

• cos а • (х

, г .

 

 

 

В условиях недостаточного сцепления

при

определении

силы

тяги на крюке колесного или гусеничного

трактора

в уравнении

тягового баланса вместо касательной силы тяги

ставят

максималь­

ную силу сцепления. Уравнение тягового баланса примет следую­

щее

выражение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^кр

~ P(in

^кач І

Рпок

Г),

 

где

Ркр —тяговое

усилие

на

крюке

трактора при

недостаточном

 

сцеплении,

кГ.

 

 

 

 

 

Особенностью

работы

тракторов

в

условиях

недостаточного

сцепления является повышенное буксование ведущих органов по сравнению с допустимым значением, что вызывает уменьшение ка­ сательной силы тяги трактора, рабочей скорости движения и тяго­ вой мощности. У колесных тракторов, при недостаточном сцепле­ нии, конструкцией предусмотрено увеличение сцепного веса их пу­ тем навешивания дополнительного груза и воды, заливаемой в ши­ ны колес. По данным Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства и Государственного научно-исследовательского тракторного института допустимое бук­

сование для колесных универсальных тракторов на

пневматических

шинах 17,5%, колесных общего назначения

15%

и для

гусенич­

ных 5%.

 

 

 

 

 

 

Рабочая скорость движения. Рабочая

скорость

выражает рас­

стояние,

которое проходит трактор

в единицу времени — в

метрах

за 1 сек

(м/сек) или в километрах за

1 ч

(км/ч).

 

 

Рабочую скорость движения определяют

по формуле:

 


где

/ р — длина пройденного рабочего

пути, км;

 

 

 

 

tp

— чистое рабочее время

прохождения

данного пути, ч;

 

б — буксование

трактора,

примерные

значения

приведены

 

 

в табл. 7, %.

 

 

 

 

 

 

 

При достаточном

сцеплении

трактора с

почвой

для

определе­

ния

V T применяют нормальные обороты коленчатого

вала

двигате­

ля

пн,

а при недостаточном сцеплении их определяют

по следую­

щему

выражению:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

р

 

 

 

 

 

 

п д ^ п н

+ ( л х х ган) к

р

(об/мин),

 

 

 

где д х х максимальные обороты холостого хода двигателя, мин.

Рис. 7. Тяговая

характеристика

трактора

МТЗ-50

 

 

(на стерне):

 

 

 

 

^ к р г, 4, в, в, 7, а— тяговые

мощности

на

крюке

трактора по

передачам, л. с,

V}, V,, Vs.

Ve, V7 , V8

— рабочие

скорости

движения трактора

по передачам, <7тз,

От 4, От^. GTg, &г8

часовой расход

топлива,

кг,

5 —буксование

трактора, %,

Рко

— сила

тяги трактора, кг

 

 



Тяговая мощность трактора. Тяговой (крюковой) мощностью трактора называют полезную мощность, которая используется для тяги машин-орудий, входящих в агрегат.

Тяговую мощность определяют по формуле /VK p 2YQ" (Л.С).

Для лучшего использования трактора очень важно знать харак­ тер изменения эксплуатационных показателей по передачам в за­ висимости от силы тяги. На рис. 7 приведена тяговая характери­ стика трактора МТЗ-50, а на рис. 8 — трактора ДТ-75.

 

О

500

W0

 

1500

?000

2500

5000

3500 Р.

Рис.

8.

Тяговая

характеристика

трактора

ДТ-75

 

(на

 

 

 

 

 

стерне):

 

 

 

 

 

1—7 — передачи,

Vp — рабочая

скорость

движения,

км/'і, NKp—тя­

говая

мощность

трактора,

л.

с, GT — часовой расход топлива,

кгіч,

6—буксование трактора,

%,

Р К р — тяговое

усилие

трактора,

кг,

 

 

ge

удельный расход

топлива,

г/кр.л.с.ч.

 

 

Тяговой характеристикой

трактора

называется

график,

показы­

вающий изменение эксплуатационных

показателей

его в зависимо­

сти от загрузки на крюке

кр),

на разных передачах, в

данных