Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При безотвальной вспашке применяются те же способы движе­

ния агрегатов, что и при обычной.

 

 

 

 

 

 

Работа на загоне. При вспашке применяют

следующие спосо­

бы движения: всвал, вразвал, с чередованием

загонов всвал и враз-

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

104

 

 

Значения ширины загонов и поворотных полос

 

 

 

Состав

агрегата

Шири­

 

 

Длина

гона L , м

 

 

 

 

 

на по­

 

 

 

 

 

 

марка

марка

машин агрегата

ворот­

300

500

700

1000

1500

2000

трактора

ной по­

 

 

 

лосы, ж

 

 

 

 

 

 

мтз-

ПН-3-35

9

44

55

62

74

88

-50ПЛ,

ПКС-3-35

 

 

 

 

 

 

 

мтз-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-5ЛС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-

ПНС-3-30

9

41

48

55

64

78

-5МС,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-5Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-38М

ПКС-3-35

8

44

55

62

74

88

Т-74

ПКС-4-35

 

 

 

 

89

 

117

ДТ-75

ПН-4-35 или «Пахарь»

11

59

68

77

105

ДТ-54А

ПН-4-35+2 звена

 

 

 

 

 

 

 

 

БЗТУ-1,0

 

 

 

 

 

 

 

Т-74

ПБ-5-35 или «Труже­

 

 

 

 

 

 

 

ДТ-75

ник»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ-54А

П-5-35МГА+2 звена

19

63

74

81

95

112

126

 

БЗТУ-1,0 (ПКА-2)

 

 

 

 

 

 

 

Т-4

П-5-35МГА+ЗКК-6

21

84

92

105

126

143

 

или 2

звена БЗТУ-1,0

 

 

 

 

 

 

 

К-700

ПН-8-35 (7 корпусов),

27

 

 

118

 

155

155

 

ПН-8-35

106

130

 

ПН-8-35+2 секции

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗКК-6

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-100

ПБ-5-35 или «Труже­

 

69

77

92

111

 

МГС

ник» с

безотвальными

22

127

(С-100)

корпусами

 

 

 

 

 

 

 

Т-100

2П-5-35МГА,

 

 

 

 

 

 

 

МГС

2П-5-35МГА+2 сек­

 

 

 

 

 

 

169

(С-100)

ции ЗКК-6

28

115

131

146

169

 

2П-5-35МГА (8 корпу­

 

 

 

 

 

 

 

 

сов)

 

 

 

 

 

 

 

 


вал. беззагонно-круговой и челночный. Челночные движения воз­ можны только при оборотных плугах. Способ движения агрегата при вспашке (кроме челночного) следует выбирать прежде всего с учетом образования наименьшего количества свальных гребней и разъемных борозд. Этому условию отвечает способ с чередова­ нием загонов, поэтому он и является основным. В литературе ча­ сто рекомендуется беспетлевой комбинированный способ, однако этим условиям он полностью не отвечает. Его целесообразно при­ менять на участках с гонами менее 500 м и в том случае, если в хо­ зяйстве имеются необходимые средства для заравнивания образо­ вавшихся борозд.

Опыт победителей и участников Всесоюзного соревнования па­ харей показывает, что свальная борозда получается качественнее, если делают четыре прохода плуга. Первый проход пашут так, чтобы первый корпус полз по поверхности поля, а задний пахал на глубину, равную половине заданной глубины пахоты. Для этого укорачивают правый раскос трактора. У гусеничных тракторов, когда зазор между винтами раскоса недостаточный, некоторые трактористы переставляют правый подъемный рычаг на валу на один зуб выше. При втором (обратном) проходе первый корпус также должен ползти по поверхности поля, а задний корпус дол­ жен идти на 3—4 см глубже, чем при первом проходе. Увеличива­ ют глубину вспашки для того, чтобы плуг не заносило в сторону открытой борозды, полученной после первого прохода. После двух первых проходов на поле получается широкая развальная борозда. Чтобы ликвидировать ее и образовать гребень свала высотой не более 5 см, перед третьим проходом плуг устанавливают на задан­ ную глубину вспашки. Третий проход делают по левой стороне вспаханного участка. При этом первый корпус плуга должен засы­ пать борозду, открытую последним корпусом при втором проходе. Четвертый проход делают так, чтобы первый корпус плуга засыпал мелкую борозду, открытую последним корпусом при первом про­ ходе.

При вспашке развального загона два последних прохода агре­ гата проводят плугом с переналадкой. Перед предпоследним про­ ходом плуг регулируют так, чтобы последний корпус пахал на глубину, равную 2 /з заданной глубины вспашки, а первый шел на заданной глубине. Это необходимо для того, чтобы при последнем проходе агрегата полевая доска последнего корпуса имела опору и плуг шел более устойчиво. При последнем проходе задний корпус должен со дна открытой борозды снимать почву толщиной 3—4 см.

После окончания обработки загонов движением вразвал (рис. 67, а) запахивают поворотные полосы. Чтобы избежать холо­ стых переездов агрегата, первую поворотную полосу запахивают перед последним рабочим проходом агрегата по загону. После за­ пашки первой поворотной полосы агрегат рабочим ходом переходит на вторую и обрабатывает ее. Недостатком такого способа запаш­ ки является то, что на поворотных полосах образуются разъемные борозды. Если при обработке одного или нескольких загонов

зоз


а)

£

V

Пошдщй

проход

Тзагон

II загон

Шзагон

Рис. 67. Запашка поворотных полос:

•тоновыми ходами, б — вкруговую

с петлевыми

холостыми

поворотами на концах

поля; L — длина загона,

Е — ширина

поворотной

полосы

отбить поворотные полосы со всех четырех сторон, то после основной обработки запахивать поворотные полосы можно движением агре­ гата вкруговую, с холостыми петлевыми поворотами на концах по­ ля или участка (рис. 67,6).

При работе на склонах и отваливании пласта вниз по склону для обеспечения нормальной ширины захвата плуга расстояние между гусеницей трактора и стенкой борозды должно быть 200— 250 мм. Если пласт отваливается вверх по склону, то правая гусе­ ница трактора должна двигаться вблизи стенки борозды.

Контрольные вопросы. 1. Какие основные агротехнические требования предъ­ являются к вспашке?

2. Какие основные способы движения пахотных агрегатов вы знаете?

3.Как запахивают поворотные полосы?

4.Расскажите об основных составах агрегатов и скоростных режимах их работы.

Организация боронования

Боронование проводят для уничтожения поверхностной почвен­ ной корки, улучшения аэрации почвы, разрушения комьев, вырав­ нивания поверхности и уменьшения потерь влаги от поверхност­ ного испарения почвы, прореживания излишне загущенных всхо­ дов, уничтожения сорняков в фазе семядолей и «шилец», вычесы­ вания из почвы корневищ сорняков и различных корневых остат­ ков, заделки удобрений, а иногда и мелких семян.

Таким образом, боронование находит широкое применение при возделывании сельскохозяйственных культур и имеет большое практическое значение.

К боронованию предъявляют следующие агротехнические тре­ бования:

начинать и проводить боронование необходимо в оптимальные сроки с учетом состояния почвы;

бороны должны образовывать рыхлую, мелкокомковатую по­ верхность почвы на глубину 5—8 см. Величина комков после про­ хода борон не должна превышать 3—5 см, поверхность почвы

должна быть

выровнена. Высота гребней и глубина бороздки не

более 3—4 см. Это лучше всего достигается

при нормальной влаж­

ности. Нельзя

бороновать влажную

почву,

когда она «мажется»,

или

слишком

сухую, которую зубья

бороны не могут

разрыхлить.

О

готовности почвы к боронованию ориентировочно

можно су­

дить по внешнему

виду поля, когда гребни пластов сереют,

и в по­

нижениях между ними влага начинает испаряться;

 

оборот пласта

при бороновании после вспашки не допускается;

не допускаются

огрехи и пропуски, а также глубокие

борозды

и гребни, которые могут образоваться при забивании бороны рас­ тительными остатками или больших комьях земли. Борону следует своевременно очищать;

зябь и пары следует бороновать под углом или поперек направ­ ления пахоты, а озимые и многолетние травы — поперек рядов;

20

3669

305


Т а б л и ц а 105

Составы агрегатов и режимы работы на бороновании в один след зубовыми боронами

Марка трактори

Удельное

Коли­

сопротив­

чество

ление

звеньев

борон,

в агре­

к1 1м

гате

30

24

18

40 - 5 0

12

 

 

9

 

6

 

30

 

24

5 1 - 6 0

18

12

 

 

9

 

6

 

30

 

24

61 - 7 0

18

12

 

 

9

 

6

 

30

71 - 8 0

24

18

 

 

12

 

9

 

6

 

30

 

24

81 - 9 0

18

 

12

9

6

 

ю

 

 

£

л

ю ю Ю

in

 

 

m

 

rococo

ch

 

Й

г~

 

OO

 

н

H

 

CO

s-

H h h

H

 

ч

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передача

трактора

 

 

 

IV—III

V - I V

111— II

 

 

 

 

 

V - I V VI

IV

 

V I - V

VII

IV

 

VI

VII

IV

 

VI

VI

Ill

VI

 

 

 

 

 

VIII —

HI

 

 

 

 

 

 

—VII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

III—11

IV—III

11

 

 

 

 

.

IV

VI — V

III

 

 

V

VI

IV

 

 

 

VI

VII

IV

 

 

VI

11

VI

 

 

VII

III

-

 

 

IV

11

 

 

 

 

 

 

 

 

111

IV

III -

11

-

IV

VI

I V -

II)

V

VII

IV

 

IV

V

11 — 1

V

 

I

 

 

VI

111

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III—II

III

11

 

 

 

 

 

IV

V I - V

II)

 

 

 

 

 

 

V

VII

IV

 

1V-1II

IV — III

I

V — I V

z

 

IV

II

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

11

III—11

 

III

V — I V

I I I -

11

IV

VII - V 1

IV

 

Ill

IV

 

 

V I - V

II—I

IV

 

 

 

 

 

 

 

 


при послепосевном бороновании зубья не должны выворачивать на поверхность семена, клубни картофеля или высадки корнепло­ дов. Бороновать по всходам лучше всего в жаркое время, когда растения менее ломки и меньше повреждаются зубьями борон;

все зубья бороны должны равномерно погружаться

в

почву

и каждый зуб — проводить самостоятельную бороздку.

Для

обес­

печения этого тягу бороны надо отрегулировать так, чтобы перед­ няя часть бороны не поднималась.

При бороновании озимых и пропашных культур почвенная кор­ ка должна быть полностью разрушена, повреждение растений не превышать 3%, рыхление почвы проведено на глубину 2—4 см. В табл. 105 указано, какое количество звеньев должно быть в аг­ регате, с учетом тяговых свойств тракторов, удельного сопротивле­ ния борон и режима работы.

Бороны в агрегате должны быть одной марки и размещены симметрично относительно продольной оси трактора.

Боронование проводят челночным, диагональным односледным и двухследным способами движения, а также круговым от пери­ ферии к центру. Челночный способ применяют при бороновании по­ севов озимых и пропашных культур поперек рядков, а также при бороновании зяби и пара поперек вспашки на участках с длиной гона 500 м и более. Движение поперек рядков посева уменьшает повреждаемость культурных растений, а поперек вспашки лучше

выравнивает

поверхность. Диагональный способ движения приме­

няют при бороновании посевов, посеянных

перекрестным способом;

угловой — при бороновании зяби и пара

на

участках прямоуголь­

ной

формы,

под углом к направлению вспашки;

круговой — при

бороновании

зяби,

пара

на участках квадратной

или

близкой

к квадратной

форме.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы. 1. Какие основные агротехнические

требования предъ­

являют к боронованию?

 

 

 

 

 

 

 

2. Какие основные способы движения вы знаете? Расскажите об их приме­

нении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Расскажите об

основных составах

агрегатов

и

скоростных

режимах

работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация

сплошной

культивации

 

 

 

 

 

 

Сплошная культивация применяется при обработке зяби и па­

ров для рыхления почвы и уничтожения сорняков.

 

 

Почву рыхлят

на глубину 6—16

см,

чтобы

обеспечить

доступ

в почву воздуха и воды и уплотнить подошву семенного дна бо­ роздки перед посевом. В результате культивации уменьшается за­ раженность почвы вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, усиливается аэрация и улучшается тепловой режим поч­ вы, а также условия накопления питательных веществ в доступной для растений форме.

Для углубления пахотного слоя и разрушения плужной подо­ швы сплошную культивацию проводят на глубину 15—25 см.