Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
При безотвальной вспашке применяются те же способы движе
ния агрегатов, что и при обычной. |
|
|
|
|
|
|
|||
Работа на загоне. При вспашке применяют |
следующие спосо |
||||||||
бы движения: всвал, вразвал, с чередованием |
загонов всвал и враз- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
104 |
|
|
|
Значения ширины загонов и поворотных полос |
|
|
|||||
|
Состав |
агрегата |
Шири |
|
|
Длина |
гона L , м |
|
|
|
|
|
на по |
|
|
|
|
|
|
марка |
марка |
машин агрегата |
ворот |
300 |
500 |
700 |
1000 |
1500 |
2000 |
трактора |
ной по |
||||||||
|
|
|
лосы, ж |
|
|
|
|
|
|
мтз- |
ПН-3-35 |
9 |
44 |
55 |
62 |
74 |
88 |
— |
|
-50ПЛ, |
ПКС-3-35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
мтз- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-5ЛС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МТЗ- |
ПНС-3-30 |
9 |
41 |
48 |
55 |
64 |
78 |
— |
|
-5МС, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МТЗ-5Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-38М |
ПКС-3-35 |
8 |
44 |
55 |
62 |
74 |
88 |
— |
|
Т-74 |
ПКС-4-35 |
|
|
|
|
89 |
|
117 |
|
ДТ-75 |
ПН-4-35 или «Пахарь» |
11 |
59 |
68 |
77 |
105 |
|||
ДТ-54А |
ПН-4-35+2 звена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЗТУ-1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-74 |
ПБ-5-35 или «Труже |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДТ-75 |
ник» |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДТ-54А |
П-5-35МГА+2 звена |
19 |
63 |
74 |
81 |
95 |
112 |
126 |
|
|
БЗТУ-1,0 (ПКА-2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-4 |
П-5-35МГА+ЗКК-6 |
21 |
— |
84 |
92 |
105 |
126 |
143 |
|
|
или 2 |
звена БЗТУ-1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
К-700 |
ПН-8-35 (7 корпусов), |
27 |
|
|
118 |
|
155 |
155 |
|
|
ПН-8-35 |
— |
106 |
130 |
|||||
|
ПН-8-35+2 секции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗКК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-100 |
ПБ-5-35 или «Труже |
|
— |
69 |
77 |
92 |
111 |
|
|
МГС |
ник» с |
безотвальными |
22 |
127 |
|||||
(С-100) |
корпусами |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-100 |
2П-5-35МГА, |
|
|
|
|
|
|
|
|
МГС |
2П-5-35МГА+2 сек |
|
|
|
|
|
|
169 |
|
(С-100) |
ции ЗКК-6 |
28 |
— |
115 |
131 |
146 |
169 |
||
|
2П-5-35МГА (8 корпу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
вал. беззагонно-круговой и челночный. Челночные движения воз можны только при оборотных плугах. Способ движения агрегата при вспашке (кроме челночного) следует выбирать прежде всего с учетом образования наименьшего количества свальных гребней и разъемных борозд. Этому условию отвечает способ с чередова нием загонов, поэтому он и является основным. В литературе ча сто рекомендуется беспетлевой комбинированный способ, однако этим условиям он полностью не отвечает. Его целесообразно при менять на участках с гонами менее 500 м и в том случае, если в хо зяйстве имеются необходимые средства для заравнивания образо вавшихся борозд.
Опыт победителей и участников Всесоюзного соревнования па харей показывает, что свальная борозда получается качественнее, если делают четыре прохода плуга. Первый проход пашут так, чтобы первый корпус полз по поверхности поля, а задний пахал на глубину, равную половине заданной глубины пахоты. Для этого укорачивают правый раскос трактора. У гусеничных тракторов, когда зазор между винтами раскоса недостаточный, некоторые трактористы переставляют правый подъемный рычаг на валу на один зуб выше. При втором (обратном) проходе первый корпус также должен ползти по поверхности поля, а задний корпус дол жен идти на 3—4 см глубже, чем при первом проходе. Увеличива ют глубину вспашки для того, чтобы плуг не заносило в сторону открытой борозды, полученной после первого прохода. После двух первых проходов на поле получается широкая развальная борозда. Чтобы ликвидировать ее и образовать гребень свала высотой не более 5 см, перед третьим проходом плуг устанавливают на задан ную глубину вспашки. Третий проход делают по левой стороне вспаханного участка. При этом первый корпус плуга должен засы пать борозду, открытую последним корпусом при втором проходе. Четвертый проход делают так, чтобы первый корпус плуга засыпал мелкую борозду, открытую последним корпусом при первом про ходе.
При вспашке развального загона два последних прохода агре гата проводят плугом с переналадкой. Перед предпоследним про ходом плуг регулируют так, чтобы последний корпус пахал на глубину, равную 2 /з заданной глубины вспашки, а первый шел на заданной глубине. Это необходимо для того, чтобы при последнем проходе агрегата полевая доска последнего корпуса имела опору и плуг шел более устойчиво. При последнем проходе задний корпус должен со дна открытой борозды снимать почву толщиной 3—4 см.
После окончания обработки загонов движением вразвал (рис. 67, а) запахивают поворотные полосы. Чтобы избежать холо стых переездов агрегата, первую поворотную полосу запахивают перед последним рабочим проходом агрегата по загону. После за пашки первой поворотной полосы агрегат рабочим ходом переходит на вторую и обрабатывает ее. Недостатком такого способа запаш ки является то, что на поворотных полосах образуются разъемные борозды. Если при обработке одного или нескольких загонов
зоз
а)
£
V
Пошдщй
проход
Тзагон |
II загон |
Шзагон |
Рис. 67. Запашка поворотных полос:
•тоновыми ходами, б — вкруговую |
с петлевыми |
холостыми |
поворотами на концах |
поля; L — длина загона, |
Е — ширина |
поворотной |
полосы |
при послепосевном бороновании зубья не должны выворачивать на поверхность семена, клубни картофеля или высадки корнепло дов. Бороновать по всходам лучше всего в жаркое время, когда растения менее ломки и меньше повреждаются зубьями борон;
все зубья бороны должны равномерно погружаться |
в |
почву |
и каждый зуб — проводить самостоятельную бороздку. |
Для |
обес |
печения этого тягу бороны надо отрегулировать так, чтобы перед няя часть бороны не поднималась.
При бороновании озимых и пропашных культур почвенная кор ка должна быть полностью разрушена, повреждение растений не превышать 3%, рыхление почвы проведено на глубину 2—4 см. В табл. 105 указано, какое количество звеньев должно быть в аг регате, с учетом тяговых свойств тракторов, удельного сопротивле ния борон и режима работы.
Бороны в агрегате должны быть одной марки и размещены симметрично относительно продольной оси трактора.
Боронование проводят челночным, диагональным односледным и двухследным способами движения, а также круговым от пери ферии к центру. Челночный способ применяют при бороновании по севов озимых и пропашных культур поперек рядков, а также при бороновании зяби и пара поперек вспашки на участках с длиной гона 500 м и более. Движение поперек рядков посева уменьшает повреждаемость культурных растений, а поперек вспашки лучше
выравнивает |
поверхность. Диагональный способ движения приме |
|||||||||
няют при бороновании посевов, посеянных |
перекрестным способом; |
|||||||||
угловой — при бороновании зяби и пара |
на |
участках прямоуголь |
||||||||
ной |
формы, |
под углом к направлению вспашки; |
круговой — при |
|||||||
бороновании |
зяби, |
пара |
на участках квадратной |
или |
близкой |
|||||
к квадратной |
форме. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Контрольные вопросы. 1. Какие основные агротехнические |
требования предъ |
|||||||||
являют к боронованию? |
|
|
|
|
|
|
|
|||
2. Какие основные способы движения вы знаете? Расскажите об их приме |
||||||||||
нении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Расскажите об |
основных составах |
агрегатов |
и |
скоростных |
режимах |
||||
работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация |
сплошной |
культивации |
|
|
|
|
|
|
||
Сплошная культивация применяется при обработке зяби и па |
||||||||||
ров для рыхления почвы и уничтожения сорняков. |
|
|
||||||||
Почву рыхлят |
на глубину 6—16 |
см, |
чтобы |
обеспечить |
доступ |
в почву воздуха и воды и уплотнить подошву семенного дна бо роздки перед посевом. В результате культивации уменьшается за раженность почвы вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, усиливается аэрация и улучшается тепловой режим поч вы, а также условия накопления питательных веществ в доступной для растений форме.
Для углубления пахотного слоя и разрушения плужной подо швы сплошную культивацию проводят на глубину 15—25 см.