Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 69. Схема агрегатов кольчатозубчатых катков с тракторами и по­ лунавесными сцепками:

а — одной секции

ККН-2,8, 6 — двух сек­

ций 2KKH-2.S, в — трех

секций ЗККН-2,8,

г — четырех

секци*

4ККН-2.8

На рис. 69 приведены схемы некоторых агрегатов. Катки могут работать в агрегате с другими машинами и орудиями (боронами, культиваторами, сеялками). При прикатывании почвы агрегат дви­ жется челночным способом. Применять способы движения, при которых по одной и той же поверхности поля приходится проходить несколько раз, запрещается из-за разрушения структуры почвы. Во время работы следует избегать крутых поворотов катка. При переездах на дальние расстояния и остановках на ночь во время заморозков воду из водоналивных катков обязательно сливают.

Ширину поворотной полосы на загонах принимают такой же, как и для бороновальных агрегатов.

Контрольные вопросы. 1. Какие основные агротехнические требования предъ­ являются к прикатыванию почвы?

2. Расскажите об основных составах агрегатов и скоростных режимах ра­ боты.

Организация

внесения

удобрений

 

 

 

Удобрения

в

почву

вносят

с целью сохранения

и

повышения

плодородия почвы, а также и

улучшения ее структуры.

 

Для получения

высокого урожая применять удобрения следует

в соответствии

с

требованиями агротехники.

При этом

необходи­

мо выполнять следующие требования:

 

 

 

удобрения должны быть однородными по качеству. При внесе­

нии их допускается отклонение

от заданной нормы

не более 5% по

весу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

распределение

 

удобрений на поверхности

поля

должно быть

равномерным;

 

 

 

 

 

 

 

 

разбросанные удобрения надо немедленно запахивать, так как

незапаханные

удобрения, даже

в умеренном

климате, за сутки те­

ряют половину

своих свойств;

 

 

 

 

нельзя

вносить

на

поля свежий навоз,

засоренный

семенами

сорняков, а также от больных

животных;

 

 

 

нельзя

хранить навоз на поле в мелких кучах, так как это ведет

к большим потерям азота, органических веществ, образованию пят­ нистости на посевах и снижению урожая;

хранить навоз следует в навозохранилищах или на поле в шта­ белях с плотной укладкой его. По данным научно-исследователь­ ских институтов ВИУА и НИУ применение навоза из плотной ук­ ладки штабелей позволяет в 2—3 раза увеличить прибавку уро­ жая, чем навоза, хранящегося в мелких кучах. Штабеля уклады­ вают шириной 3—4 м и высотой 1,5—2 м с плотной укладкой. Дли­ на штабеля зависит от нормы внесения навоза на 1 га.

Вес навоза в штабелях и навозохранилищах определяют умно­ жением объема его в кубических метрах на вес 1 м3 навоза. При этом следует учитывать, что кубический метр свежего навоза без уплотнения весит 300 кг, уплотненный — 400, после 3—4 месяцев хранения — 700—800 и перегной-сыпец —900 кг.


При укладке навоза в штабеля зимой выбранную площадку предварительно очищают от снега, потом покрывают ее слоем тор­ фа, соломенной резки или дерновой земли толщиной 30 см для по­ глощения навозной жижи, которая выделяется при разложении навоза. Затем укладывают навоз. Готовый штабель укрывают свер­ ху торфом или землей. Чтобы навоз не замерзал, укладку каждого' штабеля надо заканчивать в один-два дня.

Выбор транспортных средств для вывозки удобрений. Прицепыразбрасыватели органических удобрений грузоподъемностью д о З г используют для вывозки удобрений на расстояние до 1 км и одно­ временного разбрасывания их при условии достаточного количества* разбрасывателей в хозяйстве.

При одинаковой грузоподъемности автомобилей и тракторных прицепов с механизированной погрузкой и самосвальной разгруз­ кой более эффективны в использовании автомобили.

Выбирая транспортные средства для вывозки органических удобрений, необходимо учитывать объем и сроки выполнения ра­ боты, производительность транспортных средств и затраты на вы­ возку удобрений. Для более правильного выбора транспортных средств в табл. 109 приведены значения производительности раз­ личных транспортных средств на вывозке удобрений, а в табл. ПО — прямые эксплуатационные затраты в зависимости от расстояния1 вывозки (по данным А. В. Голубева).

В зимний период на транспортировке удобрений экономически выгодно применять санно-тракторные агрегаты и агрегаты с плат­ формами, сваренными из металлических листов большой грузо­ подъемности. Применение платформ, сваренных из металлических

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

109

 

 

Изменение производительности транспортных

средств

 

 

 

на вывозке удобрений

/смену) в зависимости от расстояния

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние вывозки, км

 

 

Наименование

и марка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

транспортных

средств

1

2

3

4

5

8

10

15

20

 

 

 

 

 

 

Погрузка

Э-153,

разгрузка

вручную

 

 

 

Автомашина

 

 

37,1

28,4

26,2

22,2

18,3

15,2

13,8

 

ЗИЛ-150

 

 

53,3

 

Автомашина

 

45,1

30,1

22,5

20,8

17,5

14,3

11,5

10,7

 

ГАЗ-51,

ГАЗ-51А

 

 

 

 

Погрузка Э-153, разгрузка самосвалом

 

 

 

Трактор

МТЗ-5

34,0

27,0

22,0

19,0

16,5

13,0

11,0

8,6

 

Трактор

ДТ-54

35,0

26,0

21,0

18,5

16,0

12,2

10,5

8,4

 

Автомашина

 

72,2

 

32,9

30,1

24,9

20,1

16,4

14,8

 

ЗИЛ-585

 

 

45,1

 


Т а б л и ц а ПО

Прямые эксплуатационные затраты на вывозку удобрений различными видами транспортных средств, руб/т

Расстояние

ДТ-54 с 6-тон­

МТЗ-5 с 4-тон­ ДТ-20 с 2-тон­

ЗИЛ-150

ГАЗ-51

ЗИЛ-585

вывозки, км

ным прицепом

ным прицепом

ным прицепом

 

 

 

1

0,1

0,34

0,56

0,37

0,38

0,06

2

0,48

0,53

0,84

0,40

0,41

0,09

3

0,66

0,72

1,13

0,43

0,44

0,12

4

0,82

0,76

1,41

0,44

0,45

0,13

5

1,00

1,10

1,70

0,46

0,48

0,15

8

1,48

1,57

2,39

0,49

0,51

0,18

10

1,93

1,95

2,95

0,52

0,56

0,22

15

2,58

2,79

4,16

0,55

0,58

0,24

20

3,67

3,74

5,70

0,61

0,66

0,30

листов, позволяет загружать и разгружать удобрения, сдвигая их трактором с бульдозерным отвалом. Такой способ повышает произ­ водительность агрегата на 19—24%, по сравнению с механизиро-^ ванной погрузкой погрузчиком РУ-0,6 и самосвальной разгрузкой. Металлические листы для платформы применяют толщиной 8—10 мм. Размеры платформы зависят от трактора, с которым она будет агрегатироваться.

Для гусеничных тракторов класса 3 тс можно применять плат­ форму с размерами, указанными на рис. 70. С нижней стороны платформы к листам приваривают четыре металлические полосы: две размером 10X80 мм по краям и две размером 10X160 мм по середине каждого листа. В передней части платформы приварива­ ют металлическую полосу размером 10X200 мм для крепления


двух крюков прицепного устройства. Чтобы платформа лучше скользила по поверхности, в передней части ее изгибают вверх. Себестоимость вывозки органических удобрений зависит главным образом от четкой работы транспортных и погрузочных средств. В ряде хозяйств вместо специальных погрузчиков применяют дере­ вянные или металлические передвижные эстакады, изготовляемые на месте. При помощи эстака­ ды и тракторов с бульдозер­

ным

отвалом

 

можно

обеспе­

чить

бесперебойную

работу

6—7 автомобилей. По

наклон­

ной

плоскости

погрузочной эс­

такады, с углом

наклона не бо­

лее

30°, бульдозер перемещает

удобрения

в

транспортные

средства.

 

 

 

На рис. 71 показана дере­ вянная погрузочная эстакада. Деревянные части крепят ме­ таллическими скобами, а нас­ тил —гвоздями. Для предохра­ нения настила от повреждения отвалом бульдозера поверх не­ го укрепляют три металличе­ ские полосы. Настил желатель­ но делать из дерева-кругляка, чтобы трактор при подъеме на эстакаду меньше буксовал.

Рис. 71. Схема эстакады для погруз­

ки

навоза

бульдозером:

 

/ — упоры,

2 — борт,

3

— настил, 4

и 5 —.

верхний и

нижний

связывающие

брусья,

6 — предохранительный

упор, 7 — направля­

ющий брус,

8

брус упора

 

Разбрасывание органических удобрений. Органические удобре­ ния разбрасывают прицепами-разбрасывателями и разбрасывате­ лями из куч.

При любом опособе разбрасывания не следует допускать раз­ рыва между разбрасыванием и запашкой удобрений, чтобы удобре­ ния не высыхали.

Применение прицепов-разбрасывателей в зависимости от усло­ вий работы позволяет транспортировать удобрения от навозохра­ нилища и разбрасывать их на загоне без перевалки; или транспор-' тировать их от штабелей, расположенных в поле, и разбрасывать.

Для предохранения удобрений от высыхания разбрасывать их следует в последовательности и в темпе работы пахотных агрега­ тов. Кроме этого, очень важным является правильное размещение штабелей на поле и установление их веса для повышения произ­ водительности машин, участвующих в разбрасывании удобрений.

Чтобы правильно разместить штабеля, необходимо сначала определить длину рабочего пути разбрасывателя до полного опо­ рожнения его кузова. Длину рабочего пути определяют по фор­ муле

10 ООО • G K Ку

/ =

Вр~Н '