Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поля выступами леса, кустарниками или вырубками надо спрямить раскорчевкой.

4.Линия первого прохода агрегата должна быть прямолиней­ ной, видимой, при необходимости провешенной. Искривление пер­ вого прохода агрегата снижает качество работы, повышает износ рулевого и поворотного механизма трактора, снижает производи­ тельность, увеличивает расход топлива на единицу обработанной площади, а также утомляет тракториста.

5.На концах загонов или за пределами их границ должны быть отмечены поворотные полосы. При отсутствии поворотных полос

часто повороты

делают неправильно,

отчего

агрегаты ломаются

и длительно простаивают.

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальная ширина поворотной полосы равна:

 

 

 

при петлевом повороте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E =

3R +

e,

 

 

 

 

при беспетлевом

повороте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E=\,5R

+

e,

 

 

 

 

при грибовидном

повороте

 

 

 

 

 

 

 

 

E ^ R

+ e + 0,5

(К+а),

 

 

где

Е — ширина поворотной полосы;

 

 

 

 

 

R — радиус

поворота

агрегата;

 

 

 

 

 

К — колея

трактора;

 

 

 

 

 

 

 

а — ширина обода колеса или ширина

гусеницы;

 

 

е — длина

выезда агрегата или расстояние от

центра

агрега­

 

та до крайних рабочих

органов сельскохозяйственных ма­

 

шин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ширина поворотной полосы обязательно должна быть кратной

ширине захвата

агрегата, т. е. деление ширины поворотной

полосы

на

ширину захвата

агрегата должно

дать

целое

число.

Поэтому

после определения ширина поворотной полосы уточняется на крат­ ность к рабочей ширине захвата агрегата. Отсутствие кратности вызывает неудобство обработки поворотных полос и большую за­

трату времени на

это.

 

 

Для разметки

линий

первых проходов агрегата и

гра­

ниц

поворотных

полос

необходимы вешки деревянные

или

из

другого имеющегося

в хозяйстве материала размером

2—2,5 м.

Кроме того, при разметке поля для обозначения границ между загонами и других вспомогательных линий необходимы колышки размером 40—50 см; эккер для отбивки перпендикулярных и па­ раллельных линий; двухметровка для измерения расстояний при отбивке загонов и поворотных полос.

Подготавливают поле к работе агрегатов, как правило, специ­ ально выделенные люди под руководством агронома бригады


Є)

 

 

 

Рис. 65.

Схемы разметки полей:

 

А — для

вспашки

с чередованием

загонов,

б — для вспашки беззагонно-круговым

спо­

собом,

s — для

работы

агрегата

на

поле

квадратной формы

диагонально-перекрест­

ным способом, г — при

диагонально-угловом способе движения,

д — для работы

агре­

гата диагонально-перекрестным способом на поле прямоугольной формы с соотноше­ нием сторон 3:1 и более, е — для вспашки полей неправильной формы

(отделения). Разбивают поле на загоны и подготавливают

их к ра­

боте наиболее опытные механизаторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размечают поля, учитывая вид работы

и выбранный способ дви­

жения агрегата. На рис. 65 показана

разметка

полей

для

некото­

рых видов работ и способов движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

При вспашке с чередованием загонов провешивают

линии по­

среди загонов, вспахиваемых всвал, которые обязательно

должны

быть параллельны

хотя

бы одной стороне

обрабатываемого

поля.

На рис. 65, а эти линии

параллельны

двум

сторонам. От

наруж­

ных границ загонов

отмеряют расстояния, равные ширине поворот­

 

 

ной

полосы,

и

устанавливают

2

'

вешки

на

видимом

расстоянии.

Ориентируясь

по вешкам,

трак­

 

 

 

 

торным

плугом

пропахивают

вну­

 

 

тренние

границы

поворотных по­

 

 

лос

и середины

загонов,

вспахи­

 

 

ваемых

всвал

двумя

проходами.

 

 

На рис. 65, а движение

трактора

 

 

показано стрелками.

 

 

 

 

Рис. 66. Трактор с визирным при­ способлением;

/ — металлический прут,

на

2 — полоски

бумаги, приклеенные

переднем

стекле

 

 

При первом проходе на каж­ дом загоне, вспахиваемом всвал, трактор следует вести строго по вешкам, а на обратном ходе так, чтобы не получился высокий свальный гребень. Для этого не­ обходимо перекосить плуг меха­ низмом выравнивания таким об­ разом, чтобы передний корпус па­ хал на половину заданной глуби­ ны, а задний — на полную глу­ бину. У навесного плуга это до­ стигается путем удлинения цент­ ральной тяги и при необходимо­ сти укорачиванием правого (по ходу трактора) раскоса механиз­ ма навески.

У

прицепного

плуга перекос

осуществляется опусканием бо­

роздного колеса

при помощи

механизма

регулировки.

 

На

полях с ровным рельефом

и длиной до 1000 м прямая линия

может

быть проложена трактором с помощью одной веш­

ки и

визирного

приспособления, установленного на

тракторе

(рис.

66).

 

 

 

 

 

Визирное приспособление

состоит из

металлического

прута /

толщиной 5—7 мм и длиной 0,8—1,0 м. Его укрепляют на радиа­ торе трактора, а на переднем стекле кабины приклеивают верти­ кально две полоски бумаги 2 с промежутком 10 мм. Металличе­ ский прут и промежуток между бумагой должны совпадать с про­ дольной осью трактора или отстоять от нее на одинаковом расстоя­ нии. Во время движения трактора вешка, установленная на конце


поля, прут и промежуток между бумагой должны быть на одной прямой.

При вспашке беззагонно-круговым способом прежде провеши­ вают прямую линию, проходящую по середине ширины поля (рис. 65,6). От границ поля вдоль этой линии отмеряют расстоя­ ние «а», взятое по табл. 101, которое отмечают колышком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

101

 

Значения а для

беззагонно-круговой

вспашки

 

 

 

Состав

агрегата

 

 

 

 

Ширина поля,

м

 

 

 

Марка

Марка

плуга

200

300

400

500

600

700

800

900

1000

трактора

и других

орудий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения а,м

Т-38, МТЗ-

 

-50, МТЗ-

ПКС-3-35

-5ЛС,

МТЗ-

ПН-3-35

-5МС,

МТЗ-

 

-52

 

 

ДТ-75, Т-74,

П-5-35МГА,

ДТ-54А

П Б-5-35+

+ 2 звена БЗТУ-1,0 (ПКА-2)

85

135

185

235

285

335

385

435

485

73

123

173

223

273

323

373

423

473

ДТ-75, Т-74,

П-5-35МГА

84

134

184

234

281

334

384

434

484

ДТ-54А

ПБ-5-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ-75, Т-74,

ПН-4-35

76

126

176

226

276

326

376

426

476

ДТ-54А

ПНС-4-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-4

П-5-35МГА

70

120

170

220

270

320

370

420

470

К-700

ПН-8-35

66

116

166

216

266

316

366

416

466

На каждом конце поля от колышка проводят линию, парал­ лельную поперечной стороне поля и в обе стороны от колышка от-

меряют расстояние-^-, значение So приведено в табл. 102. По этим

линиям проводят контрольные борозды.

Для работы агрегатов с дисковыми лущильниками или борона­ ми диагонально-перекрестным способом на полях квадратной фор­ мы (рис. 65, в) линию первого прохода провешивают не строго по диагонали, а с отклонением влево на 0,7 ширины захвата агрегата. Такое отклонение позволяет агрегату во время работы более удоб­ но переходить с диагонали на соседний рабочий ход. Колышки


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

102

Ширина

центрального участка

при беззагонно-круговой вспашке

 

 

 

 

Состав

агрегата

 

Ширина

центрального

 

 

 

 

участка ( $ 0 )

 

 

Марка трактора

 

Марка плуга и других орудий

м

Количество

рабо­

 

чих проходов

Т-38М, МТЗ-50, МТЗ-5ЛС,

ПКС-3-35

30

 

26

 

МТЗ-5МС, МТЗ-52

 

ПН-3-35

 

 

 

 

 

ДТ-75, Т-74

 

 

П-5-35МГА+2 звена

57

 

30

 

ДТ-54А

 

 

БЗТУ-1,0 (ПКА-2)

 

 

 

 

ДТ-75, Т-74, ДТ-54А

 

П-5-35МГА, ПБ-5-35

36

 

24

 

 

 

 

(4 корпуса)

 

 

 

 

ДТ-75, Т-74

 

 

П-5-35МГА, ПБ-5-35

51

 

26

 

ДТ-54А

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ-75, Т-74

 

 

ПН-4-35,

ПНС-4-35

36

 

24

 

ДТ-54А

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-4

 

 

П-5-35МГА

51

 

26

 

К-700

 

 

ПН-8-35

 

68

 

22

 

1, 2, 3 и 4 устанавливают для контроля за направлением

движе­

ния в процессе работы.

 

 

 

 

 

 

Разметка

полей прямоугольной формы с соотношением

сторон

3 : 1 и более для

работы диагонально-перекрестным

способом

дви­

жения показана

на рис. 65,5.

В этом случае

поля

разбивают на

одинаковые участки формы, близкой к квадратной. На углах уча­ стков устанавливают вешки 1, 2, 3. Вешку 4 ставят на расстоянии 0,7 ширины захвата агрегата от угла поля. Линии между вешками 1—2, 2—3, 3—4 провешивают.

Если на поворотах будут выключаться рабочие органы машин агрегата, то отбивают поворотные полосы и намечают контроль­

ные линии.

 

 

Для диагонально-углового способа движения

разметка

полей

включает провешивание линии первого прохода агрегата и

отбив­

ку поворотных полос со всех четырех сторон поля

(рис. 65,г).

При движении агрегата челночным способом, если ширина по­ воротных полос равна нечетному количеству рабочих проходов агрегата, то линию первого прохода провешивают на расстоянии, равном полуторной ширине захвата, а если четному количеству, то на расстоянии, равном половине ширины захвата агрегата. В этом

случае разметка

полей сводится к отбивке поворотных полос

и провешиванию

линий первого прохода.


На рис. 65, е показан пример разбивки поля неправильной фор­

мы. Поле разбивают на два участка

таким образом, чтобы первый

из них имел параллельные

стороны

вдоль

направления вспашки,

а второй был треугольной

формы. Участки

с параллельными боко­

выми сторонами обрабатывают как участки прямоугольной формы. Со стороны непараллельных сторон этого участка отбивают пово­ ротные полосы. Участок треугольной формы обрабатывают в на­

правлении указанных стрелок. Возможны и другие

формы полей,

их разбивка

на участки и направление вспашки указаны

стрелками

на этом же

рисунке.

 

 

 

При разметке полей неправильной формы ширину загонов отме­

ряют по перпендикуляру к направлению

вспашки, .а не по границе

поворотных

полос. На эрозионноопасных

участках

со

склонами

загоны следует располагать поперек склона.

 

 

П р и м е р. Определить ширину поворотной полосы

для посев­

ного агрегата, состоящего из трех зерновых сеялок при челночном способе движения; £ = 10,8 м; R — 0,9 В; е = 1 1 м (табл. 28).

E = 3R + e = 3 - 0 , 9 5 + 11 =3 - 0,9 - 10,8 + 11 =29,2 + 11 = 40,2 м.

После расчета ширину поворотной полосы надо проверить на кратность захвата агрегата.

В этом примере кратность расчетной ширины поворотной поло­ сы к ширине захвата агрегата равна 3,72. В соответствии с требо­ ваниями к поворотной полосе кратность должна быть целым чис­ лом, изменяем ее в сторону увеличения и принимаем равной 4. Этой кратности соответствует ширина поворотной полосы 43,2 м.

Выбор направления движения агрегата

Направление движения агрегата имеет большое практическое значение. Выбирают движение агрегата, учитывая качество работы, принятую технологию механизированных работ, направление дви­

жения

предыдущих и

последующих агрегатов по

полю, раз­

меры,

конфигурацию

и рельеф поля, а также

зональные

условия.

 

 

При вспашке участков с относительно ровным рельефом при ширине поля более 300 м направление пахоты следует периодиче­ ски менять. В тех случаях, когда направление вспашки не меняют, то для уменьшения количества свальных гребней и развальных бо­ розд, загоны, вспаханные всвал, чередуют с загонами, вспаханны­

ми вразвал. В районах, где имеются легкие почвы и бывают

силь­

ные

ветры, загоны пашут перпендикулярно преобладающим

ветрам. Это уменьшает весной и летом выдувание

поверх­

ностного слоя, а зимой способствует снегозадержанию.

В

рай­

онах

с избытком влаги направление загонов совпадает

с укло­

ном

местности.

 

 

При вспашке участков, подверженных водной эрозии, с круты­ ми склонами, движение агрегата возможно только в одном