Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

GK — вес удобрений, вмещающихся в

кузов разбрасывате­

 

ля, т;

 

 

 

10000 — число квадратных метров в одном

гектаре;

 

 

Вр — фактическая ширина разбрасывания удобрений,

м;

 

Н — норма внесения удобрений

на гектар, г;

 

 

у — коэффициент, учитывающий

удобрения, которые

оста­

 

ются в кузове разбрасывателя в конце рабочего пути.

Из формулы видно, что для данного

разбрасывателя длина ра­

бочего

пути зависит главным образом от нормы внесения удобре­

ний. В табл. 111 приведены значения длины рабочего пути, на кото­

ром будут

разбросаны удобрения

из кузова

разбрасывателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

Ш

Примерная

длина рабочего

пути от

одной загрузки

удобрениями

до

другой

в зависимости от марки прицепа-разбрасывателя и нормы внесения

удобрений

 

 

 

(при В р = 4

м и Ку=0,97)

 

 

 

 

 

Норма

 

Длина

рабочего

пути, м

 

Норма

 

Длина

рабочего пути,

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внесения

РПТУ-2

 

 

 

внесения

РПТУ-2

 

 

 

 

удобрений,

ТУП-З

1-ПТУ-3.5

удобрений,

ТУП-З

 

І-ПТУ-3,5

ml га

РПТМ-2

тіга

РПТМ-2

 

2

 

2430

3640

4230

 

20

 

243

364

 

423

4

 

1210

1815

2120

 

25

 

194

290

 

340

6

 

810

1210

1410

 

30

 

162

242

 

282

8

 

610

910

1060

 

35

 

138

208

 

242

10

 

485

730

850

 

40

 

121

182

 

212

15

 

324

485

565

 

45

 

108

162

 

190

В зависимости

от длины рабочего пути

и длины

загона

разме­

щение штабелей на поле будет различным. Как правило, штабеля укладывают по краям поля, а не на поле, так как в последнем слу­ чае они будут мешать нормальной обработке загонов и запашке разбросанных органических удобрений.

Когда длина рабочего пути в четное число раз больше длины загона, штабеля укладывают с одной наиболее удобной стороны загона. Во всех остальных случаях их укладывают с двух проти­ воположных сторон загона.

По опыту работы тракторной бригады дважды Героя Социали­

стического

Труда А. В. Гиталова при двустороннем размещении

штабелей

во время

разбрасывания удобрений на загоне необходи­

мо иметь

либо два

погрузчика, либо один погрузчик, переезжаю­

щий с одного конца

загона на другой.

Выбор количества погрузчиков определяется степенью их ис­ пользования.

Способ движения агрегатов при разбрасывании удобрений дол­ жен быть таким, чтобы было минимальное количество холостых переездов, не было разрыва во времени между разбрасыванием.


и запашкой удобрений и было высокое использование погрузочных средств. С учетом этих требований способ движения агрегатов, раз­ брасывающих удобрения, должен быть согласован со способами движения пахотных агрегатов.

В этом отношении заслуживает внимания опыт работы трак­ торной бригады А. В. Гиталова. В этой бригаде разбрасывают орга­ нические удобрения по схеме, приведенной на рис. 72. На этой схе-

f,

 

~\

\

 

ТІ

I

 

 

- " і

г

10

12

10

7 I

Рис. 72. Схема поля и последовательность

разбрасывания

органических

удобрений на загонах при очередности вспашки их

а, в, б:

 

А — штабеля

удобрений;

а — первый загон, б — второй загон,

в — третий загон

ме цифрами

показана

очередность

разбрасывания

 

органических

удобрений на участках

загонов.

Разбрасывали

 

удобрения дву­

мя разбрасывателями РПТУ-2,

а

погрузку

делали

погруз­

чиком ПГ-0,5

при норме

внесения

удобрений 12 г

на 1 га.

Длина

гона была равна 860 м, а длина рабочего пути несколько больше половины длины гона. Штабеля удобрений были расположены с обоих концов гонов на стыках соседних загонов. Вспашку про­ водили с уменьшенным количеством разъемных борозд и свальных гребней. В этом случае с целью согласования движений агрегатов первый проход разбрасывателя начинали со свальной борозды пе­ ред первым проходом плуга. Второй разбрасыватель начинал рабо­ чий ход с середины и кончал разбрасывание в конце загона. При

такой организации работы агрегатов, следом

за

разбрасывателя­

ми начинал работу

пахотный агрегат. За время рабочих проходов

его в прямом и

обратном направлении

по

первому загону


разбрасыватели разбрасывают удобрения на первом участке шири­

ной 15—20м.Затем погрузчик переезжает

на другой

конец

загона

к штабелю и удобрения разбрасывают на втором участке

до ши­

рины полосы 40 м. После этого погрузчик

переходит

снова

к пер­

вому штабелю и удобрения разбрасывают

на третьем

участке. За­

тем погрузчик

опять переезжает на другой конец загона, удобрения

разбрасывают

на участках 4. На этом заканчивается разбрасывание

удобрений на первом загоне. Аналогичным образом удобрения раз­ брасывают на участках третьего загона. В отличие от этого на вто­ ром загоне удобрения разбрасывают с границ его с соседними за­ гонами, так как этот загон пашут вразвал.

Если длина рабочего пути разбрасывателя значительно больше длины загона, что возможно на коротких гонах или при небольших нормах внесения удобрений, то загоны не делят на две части, шта­ беля размещают с одной стороны поля и способ движения разбра­ сывателей принимают такой же, как и для пахотного агрегата.

Наивыгоднейший вес штабеля составляет для разбрасывателя грузоподъемностью 2 т около 35 т, для разбрасывателя грузоподъ­ емностью 4 т — 70 т.

При разбрасывании органических удобрений из К у ч применяют валкообразователь-разбрасыватель РУН-15А, работающий в агре­ гате с гусеничным трактором класса 3 т, оборудованным раздель­ но-агрегатной гидросистемой. Валкообразователь-разбрасыватель предназначен для образования валка из ранее вывезенных на поле куч органических удобрений и одновременного их разбрасывания.

При этом кучи должны быть определенного веса и находиться на определенном расстоянии друг от друга в продольном и попереч­ ном направлениях для обеспечения равномерного разбрасывания удобрений на поверхности поля. Первый ряд укладывают на рас­ стоянии, равном половине ширины разбрасывания от края поля.

Если

разбрасыватель разбрасывает удобрения в одну сторону, то

это расстояние равно полной ширине захвата. Расстояние

между

рядами

куч всегда должно быть равно полной ширине захвата раз­

брасывателя. Расстояние между кучами

в продольном направлении

определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

.

_

<?,• 10000

, л

 

где

/ к

— расстояние между

кучами в ряду, м;

 

 

QK

— вес одной кучи, т;

 

 

 

 

1р—расстояние

между рядами куч, м.

 

Из формулы видно, что расстояние между кучами зависит от

веса кучи, от нормы внесения удобрений и от расстояния

между

рядами куч в поперечном

направлении.

 

 

Практика показывает,

что роторный

разбрасыватель работает

удовлетворительно, когда

вес куч не превышает 2,5—3 т. Для обра­

зования куч такого

размера

применяют

самосвал ГАЗ-93

и само­

свальные тележки 1ПТС-2 и 1ПТС-4. Если применяют автомашины ЗИЛ, то их разгружают в две кучи, примерно одинаковые по весу.


Внесение минеральных удобрений. При сплошном внесении ми­ неральных удобрений в почву применяют туковые сеялки и цент­ робежные разбрасыватели. Туковые сеялки следует применять при внесении концентрированных минеральных удобрений, требующих при малых нормах внесения большой равномерности рассева. При внесении минеральных удобрений от 300 кг и более на 1 га целе­ сообразно применять центробежные разбрасыватели. Для более четкой организации работы на загоне агрегаты загружают на од­ ном крае поля и удобрения раскладывают в затаренном виде на расстояниях, соответствующих полной заправке их.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

112

Количество транспортных агрегатов,

обслуживаемых одним погрузчиком

 

 

при известковании и гипсовании почвы

 

 

 

Расстояние

 

Транспортные

агрегаты

 

 

Марка

 

 

 

К-700+3-

 

 

погрузчика

перевозки,

MT3-50+

ДТ-75+два

ДТ-75+два

 

 

км

-ПТС-12+1-

ЗИЛ-585 ЗИЛ-555

 

+ 2-ПТС-4М

2-ПТС-6

2-ПТС-4М

 

 

 

 

 

-ПТС-9

 

 

Э-153А

1

2

1

2

1

2

2

 

3

4

2

3

1

3

3

 

5

2

4

2

4

4

 

10

2

7

6

ПЭ-0,8

1

4

3

3

2

3

3

 

3

9

5

7

2

6

6

 

5

8

1!

3

9

10

 

10

4

17

18

ПБ-35

1

3

2

2

1

2

2

 

3

7

2

5

2

4

4

 

5

3

8

2

7

5

 

10

3

12

10

На перевозке удобрений применяют как автомобили, таки трак­ торные агрегаты. Загружают их погрузчиками. Поэтому очень важно установить количество тракторных агрегатов, которые мо­ жет обслуживать один погрузчик. В табл. 112 указаны некоторые марки погрузчиков и необходимое количество транспортных агре­ гатов, которые может обслужить один погрузчик в зависимости от расстояния перевозки удобрений и состава агрегата.

Контрольные вопросы. 1. Какие основные агротехнические требования предъ­ являются к внесению органических удобрений?

2.Что следует учитывать при выборе транспортных средств для вывозки удобрений?

3.Расскажите об основных способах разбрасывания органических удобрений.

21

3669

321


Организация посева зерновых к о л о с о в ы х культу р

Посев является важнейшим производственным процессом, от своевременного и правильного выполнения которого в значитель­ ной степени зависит урожай. Главной задачей посева является рав­

номерное распределение семян по поверхности поля

и заделка их

на заданную глубину с целью создания наиболее

благоприятных

условий для дружных и равномерных всходов.

 

К посеву предъявляются следующие агротехнические требо­ вания:

посев необходимо проводить в оптимальные сроки; семена должны соответствовать местным условиям и быть вы­

сокого качества; отклонение от заданной нормы высева не более 3%;

отклонение от заданной глубины заделки семян не более 15%; рядки посева должны быть прямолинейными; отклонения в ширине междурядий не более 8%; огрехи и пересевы недопустимы.

Состав посевных агрегатов. На посеве в зависимости от условий работы применяют навесные, полунавесные и прицепные однома­ шинные и многомашинные агрегаты со сцепками. В табл. 113 при­ ведены примерные составы некоторых посевных агрегатов и режи­ мы их работы.

На рис. 73 приведены схемы посевных агрегатов с прицепными сеялками. При подготовке сеялок к работе необходимо, чтобы все болтовые соединения были правильно подтянуты; сопряженные ше­ стерни и звездочки находились в одной плоскости и не имели пере­ косов; зазор между вершиной и впадиной сопряженных зубьев шестерен был в пределах 1,5—2,5 мм; при выключении передаточ­ ного механизма зубья шестерен полностью разъединялись; звенья цепи не соскакивали с зубьев звездочек, а цепь была надета на них крючками вверх и вперед по направлению движения; резиновые семяпроводы были исправными; в семенных ящиках не было ще­ лей; все диски сошников легко вращались от руки; поводки сошни­ ков не имели изгибов; все сошники были расставлены по ширине междурядий на разметочной доске, при этом опущенные на нее

сошники совпадали с метками на ней (рис. 74); сеялка

была

уста­

новлена на заданную норму

высева.

 

 

 

 

При установке

нормы высева колесо сеялки должно

вращаться

с такой же скоростью, с какой оно будет

вращаться во время

посе­

ва. В соответствии

с этим число оборотов

колеса будет

равно

 

 

л * =

0,061

(обмин)

 

 

где Vp — рабочая

скорость посевного агрегата, км/ч;

 

 

Пк —коэффициент, учитывающий проскальзывание колеса се­

ялки, равный 0,92-^-0,95;

 

 

 

 

L — длина обода колеса

сеялки, м.