Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 74. Расстановка сошников сеялки:

/ — сошник, 2— разметочная доска

С

Рис. 75. Схема движения посевного агрегата челночным способом с примене­ нием маркера и следоуказателя

Высеянные семена собирают и взвешивают. Если вес фактиче­ ски высеянных семян равен весу семян, соответствующих норме, то сеялка установлена правильно. При таком способе установки до­ стигается точное получение нормы высева.

Для обеспечения высокого качества посева также необходимо, чтобы во время работы расстояние между смежными рядами посе­ ва, полученными при двух противоположных проходах агрегата, было равно ширине междурядий. Это достигается путем правиль­ ного определения длины вылета маркера и правильного вождения агрегата. Длиной вылета маркера называется расстояние от сере­ дины крайнего сошника до бороздки маркера. Это расстояние, как видно из схемы (рис. 7 5 ) , при вождении трактора челночным

Чіарка трактора

С-100ГС С-100ГС Т-4

Т-4 ДТ-75

ДТ-75

Т-74 Т-74 ДТ-54А

Т-38М Т-38М

ДТ-75

Т-38М МТЗ-50

Т-40

Т а б л и ц а 113

Примерные составы посевных агрегатов

Состав агрегата

 

 

Коли­

 

 

чество

 

 

сеялок

марка сеялки

марка сцепки

в

агре­

 

гате

СУ-24

С-18У

 

6

СУ-24

С-18У

 

5

СУ-24

С-18У

 

6

СУ-24

С-18У

 

5

СУ-24,

С-11У

 

4

СУБ-48

 

 

 

СУ-24,

С-11У

 

3

СУБ-48

 

 

 

Передача трактора в зависимости от условий работы

легкие

средние

тяжелые

IV

I I I — I V

III

I V

IV

I I I — I V

VII

V I — V I I

VI

VII

VII

V I — V I I

I I — I V

I I — I I I

II

I V - V I I I I — V

I I — IV

СУ-24,

С-11У

4

I I I - I V

I I — I I I

І І - І І І

СУБ-48

 

 

 

 

 

СУ-24,

С-11У

3

V — V I

I V — V

п - ш

СУБ-48

 

 

 

 

 

СУ-24,

С-11У

3

III — IV

II — I I I

11—III

СУБ-48

 

 

 

 

 

СУ-24

С-11У

3

II

II

II

СУ-24

С-11У

2

III — IV

III

III

 

средняя

 

 

 

 

 

секция

 

 

 

 

СЗН-24

СН-75

3

IV

VI

V

С З Н - 1 0 +

СН-35А

2 + 1

IV

IV

III — IV

+ С З Н - 1 6

 

 

 

 

 

СУК-24

С-11У

2

V I

V — V I

V

 

средняя

 

 

 

 

 

секция

 

 

 

 

СУБ-48

' —

1

I I I — I V

III

III


способом попеременно правой и левой стороной следоуказателя по маркерному следу должно быть следующим:

м

= в +

ш

- С

где Мп и Млдлина

вылета

правого

 

и левого маркера, мм;

В— ширина захвата сеялки

(агрегата), мм;

ZZ7 —ширина междурядий,

принятая для посева, мм;

С — длина следоуказателя, мм.

Следоуказателем называется штанга

с отвесом, которую укреп­

ляют в передней части трактора. Во время работы тракторист на­ правляет отвес следоуказателя по маркерному следу предыдущего прохода. Длина следоуказателя принимается 2,5 м. В этом случае длина вылета маркера уменьшается на длину следоуказателя, мар­

кер

работает более устойчиво, что облегчает

работу тракториста,

особенно при работе на более высоких

скоростях.

 

Следоуказатель необходимо применять на широкозахватных

посевных агрегатах.

 

 

 

 

При движении челночным способом и вождении трактора пра­

вой

гусеницей или колесом по маркерному

следу длина правого

и левого маркеров будет различная

и равна

 

 

В +

Ш-А

 

 

J r l n

2

'

 

М_В+Ш+А

где А — расстояние между

гусеницами или середина

передних ко­

лес,

мм.

 

 

П р и м е р .

Определить

длину вылета маркеров

для посевного

агрегата, состоящего из трактора ДТ-75 и трех сеялок СУ-24. Трак­ тор водят попеременно правой и левой стороной следоуказателя по

маркерному

следу,

челночным

способом.

При В = 10 800 мм;

Ш=\50 мм; С = 2500 мм.

 

 

 

 

 

МП

= МЛ=

В \

Ш - С = 1 0

8 0 0 2 + 1 5 0

-

2500 =

 

=

-

2500 =

2975

мм те 2,97

м.

Способы движения агрегатов на посеве. На рядовом посеве при­ меняют следующие способы движения: челночный, вразвал, пере­ крытием, диагональный односледный, а при перекрестном посеве

челночный

продольно-поперечный и

диагонально-перекрестный.

Способ движения агрегата выбирают

в зависимости от

формы

и размера

участков, а также состава

агрегата и способа

посева.

При способе движения, когда во время работы засеянное поле все время находится с одной стороны от тракториста, то на агрегате требуется один маркер.


Высокопроизводительная работа посевных агрегатов даже при их хорошем техническом состоянии возможна только при беспере­ бойном подвозе семенного материала и правильной организации заправки сеялок семенами. Лучшим способом подвоза семян и за­ правки сеялочных агрегатов семенами является применение меха­ низированных загрузчиков. Для механизированной загрузки сея­ лок широко применяют загрузчик сеялок АС-2М, который на пери­ од сева монтируют на шасси ГАЗ-51. Загрузчик оборудован про­ травителем для протравливания семян, загружаемых в сеялки.

Один загрузчик сеялок может обслужить несколько посевных агрегатов, работающих групповым способом, при равном или мень­ шем значении времени рейса загрузчика по сравнению с временем высева семян обслуживаемых сеялочных агрегатов. В этом случае

количество посевных

агрегатов,

обслуживаемых

одним

загрузчи­

ком, можно определить по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

1 0 C W T

 

 

 

 

 

 

 

где

па

—количество

посевных

агрегатов, работающих

групповым

 

 

 

способом и обслуживаемых одним загрузчиком

(полу­

 

 

 

ченная величина округляется до целого числа

в

сторо­

 

 

 

ну уменьшения);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1000 — количество килограммов

в одной тонне;

 

 

 

 

 

 

V — емкость бункера загрузчика, мъ;

 

 

 

 

 

 

 

у — объемный вес семян,

т/мг;

 

 

 

 

 

 

 

 

W4—производительность

посевного

агрегата за

1 час

смен­

 

 

 

ного времени,

га;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н — норма высева,

кг/га;

 

 

 

 

 

 

ч.

 

 

 

 

гр

— время одного

рейса

(оборота)

загрузчика,

 

 

 

 

 

Время

одного рейса равно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

~\~ ^рз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77

~Г"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у Ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

5 — среднее

расстояние

от

склада

семян

до

посевных аг­

 

Vcp

регатов,

км;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— средняя

техническая

скорость движения

транспортно­

 

 

 

го

агрегата,

км/ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^з>

^рз — продолжительность

 

соответственно

загрузки

 

и

раз­

 

 

 

грузки загрузчика

с

учетом

подъездов под

загрузку

 

 

 

и

разгрузку,

ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время

погрузки 1 т семян механизированным способом

пример­

но равно

3 мин.

Время разгрузки

загрузчика при

заправке

сеялок

семенами определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

п с а

— количество сеялок в одном

агрегате;

 

 

 

 

 

 

 

іл

— время

загрузки

семенами

сеялок одного агрегата

уста­

 

 

 

навливают

по нормативным или данным хозяйства,

мин;



60—количество

минут в одном часе.

 

 

 

 

 

П р и м е р .

 

Определить

количество

трехсеялочных агрегатов,

которые может обслужить один загрузчик сеялок АС-2УМ.

 

Дано:

V=3,3

м3;

у = 0,75

г/ж3

(табл.

48);

ч = 5 , 0

га/ч;

# = 2 0 0 кг/га;

V c p =20 км/ч; S = 5 км; t3

=0,125 ч; пы

= 3; ta

—Амин.

Р е ш е н и е .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

±

n ca ' ta

 

3 • 4

 

л п

 

 

 

 

 

 

 

 

Р 3

 

60

60

~ '

'

 

'

 

 

 

t p =

^

+

І З +

t p 3 =

Т

+ 0 ' 1 2 5 + 0 , 2 =

 

0 ' 8 2 5

 

 

 

 

 

 

1 0 0 0 К '

-

ЮОО • 3,3 • 0,75

_

о

 

 

 

 

 

" а

~

"7ч Ягр ~

 

5 • 200 • 0,825

6 '

 

 

Если

время

рейса

загрузчика

больше

времени

высева

семян

обслуживаемых сеялочных агрегатов, то один загрузчик не обес­ печит их бесперебойную работу. В этом случае необходимое коли­

чество загрузчиков определяют делением времени рейса

загрузчи­

ка на время высева семян сеялочных агрегатов.

 

Применение автозагрузчика снижает затраты труда,

облегчает

труд обслуживающих агрегат рабочих. Кроме того, позволяет за­

правлять сеялки семенами на ходу, что способствует повышению производительности посевных агрегатов. При недостатке или отсут­ ствии автозагрузчиков АС-2М многие хозяйства применяют бунке­ ра от выбракованных комбайнов, устанавливаемые на платформе

автомобиля вместо снятых

кузовов. При заправке зерно

в

сеялки

подается по лоткам или через

выгрузной

шнек, который

приводит­

ся в движение от двигателя автомобиля через коробку отбора

мощ­

ности, укрепляемую на коробке передач

автомобиля.

 

 

 

Контрольные вопросы.

1. Какие

основные агротехнические требования

предъ­

являются к посеву

зерновых

колосовых культур?

 

 

 

 

2. Расскажите

об основных

составах агрегатов и скоростных

режимах их

работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Что такое

маркер, каково

его назначение?

Как определить его длину?

4. Расскажите об основных

способах движения.

 

 

 

Организация

посева

и

посадки

пропашных

к у л ь т у р

 

 

 

К посеву

и посадке

пропашных сельскохозяйственных

культур

предъявляются следующие основные агротехнические требования: ширина захвата посевного или посадочного агрегата должна быть равной или кратной ширине захвата агрегата, которым будет

проводиться междурядная обработка; посев и посадку надо проводить в лучшие агротехнические сро­

ки, семенами высокого качества, с соблюдением заданных норм высева, глубины заделки семян, ширины междурядий и прямоли­

нейными рядами. Отклонение от заданной нормы

высева

не долж­

но превышать 3%, ширины основных междурядий

± 3 % , стыковых

междурядий ± 7 % . При обработке междурядий

полным

набором