Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 92. Схема движения

жатвенного агрегата;

я — загонным способом, б — вкруговую; С — ширина загона;

/ — противопожарная распашка, 2 — валки прокоса

где qB

— вес валка,

кг/м;

 

 

 

 

 

 

 

 

ув

— степень

снижения

веса

валка

при

подсыхании

хлебной

Пы

массы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг/сек.

— пропускная

способность

молотилки комбайна,

 

Пропускной

способностью

молотилка

комбайна

называется ко­

личество хлебной массы,

которое

может

переработать

молотилка

за единицу времени при допустимой величине потерь.

При

влаж­

ности

хлебной массы

8—16%

пропускная

способность

у

комбайна

СК-3

равна

3,5

кг/сек;

СК-4 и

НК-4 —4,0;

СК-5 «Нива»

—5,5;

СКД-5 '«Сибиряк» — 6,0;

СК-6 «Колос» — 7,0 кг/сек.

С увеличением

влажности хлебной

массы

до

18—24% пропускная

способность

уменьшается примерно на 10%- Как при подборе и обмолоте хлеб­ ной массы из валков, так и при прямом комбайнировании рабочая окорость движения в ряде случаев может ограничиваться условия­ ми перекатывания его.

Уборка прямым комбайнированием. Уборку прямым комбайнированием проводят главным образом круговым или загонным спо­ собом. До начала уборки поля разбивают на загоны, проводят прокосы между ними и при необходимости обкашивают сторону поля, с которой необходим беспрепятственный подъезд транспорт­ ных средств или проезд трактора и молотилки прицепного комбай­ на. При движении комбайна вкруговую на загонах делают угловые прокосы. На полеглых хлебах, на полях с глубокими поперечными бороздами или при неравномерном созревании хлеба на отдельных частях массива применяют челночный способ движения при ис­

пользовании самоходных

комбайнов.

 

При прямом комбайнировании рабочую скорость движения

комбайна определяют по

формуле

 

v

_ ЗбОЛм .

, ,

где Вь — рабочая ширина захвата жатки комбайна, м;

У — урожайность хлебной массы,

ц/га.

Работа комбайна или комбайнов, работающих групповым мето­ дом, может быть высокопроизводительной в том случае, когда они бесперебойно обслуживаются транспортными средствами на отвоз­ ке зерна.

Обязательным условием бесперебойности обслуживания ком­ байнов транспортными средствами является равенство их произво­ дительности. Наряду с автомобилями и тракторньш транспортом на полях Алтая, Восточной Сибири и других районов страны на уборке зерновых широко используют бункеры-накопители. Агрегат с бункером-накопителем изготавливается на базе списанного ком­ байна СК-3. От комбайна берут шасси, двигатель, узлы и детали трансмиссии, рулевое управление и выгрузной шнек. На раме уста­ навливают специально изготовленный бункер большой вместимости. Сущность применения этого агрегата состоит в том, что во время уборки водитель его по первому сигналу подъезжает то к одному, то к другому комбайну, работающим на загонах, и разгружает их.


При такой организации работы автомашина не ожидает комбайнов для заполнения кузова зерном и обычно загружается им из само­ ходного бункера накопителя. Если в (момент прибытия автомашины на поле одному из комбайнов требуется разгрузка зерна, то шофер принимает зерно от него, а остальную часть перегружает из нако­ пителя.

Практика показывает целесообразность применения следующих составов уборочно-транспортных звеньев: три-четыре комбайна СК-4, один самоходный бункер-накопитель и один-два автомобиля; четыре^пять комбайнов, самоходный бункер-накопитель и трактор МТЗ-50 с двумя тележками; десять комбайнов СК-4 и СКД-5, два

 

самоходных

бункера-накопителя

 

и два автопоезда. Однако наи­

I

более

'рациональным

и

эконо­

 

мичным

является

первый ва­

 

риант.

 

 

 

 

 

 

pn

Самоходный

'бункер-накопи­

тель применим и на других опе­

 

рациях. Его используют весной

Рис. 93. Искрогасители, применяе­

для заправки

посевных

агрегатов

семенами

и

туковых

сеялок

мые на выхлопных трубах двига­

минеральными

удобрениями, при

телей тракторов

 

перемещении

зерна

на

токах

 

и засыпке его в хранилище.

Правила безопасности при уборке урожая. При уборке урожая

выхлопные трубы двигателей

тракторов,

комбайнов

и автомашин,

а также двигателей для привода молотилок и двигателей тракто­ ров, работающих на уборке, необходимо оборудовать исправ­

ными и надежными искрогасителями. На рис. 93 показаны искро­

гасители, применяемые на выхлопных трубах двигателей тракторов.

Двигатели тракторов и самоходных машин

следует содержать

в чистоте. Появляющийся нагар в выхлопной

трубе должен быть

своевременно удален.

Не допускаются к работе на уборке тракторы, комбайны и ав­ томашины, у которых подтекает топливо из баков, соединений топ­ ливопроводов и карбюраторов. Не разрешается при заводке подо­ гревать двигатель открытым огнем.

Все уборочные и молотильные агрегаты и автомашины, обслу­ живающие уборку, должны быть снабжены огнетушителями, же­ лезными лопатами, кошмой или брезентом.

Места стоянок машин, а также места их заправки необходимо подготавливать и содержать в строгом соответствии с противопо­ жарными правилами. Тушить вспыхнувшее топливо следует только огнетушителем, леском, землей, кошмой и брезентом.

Контрольные вопросы.

1. Расскажите

о главных

задачах уборки урожая

и условиях их выполнения.

 

 

 

 

2.

Расскажите об основных способах уборки урожая.

3.

Какие способы движения

агрегатов

применяют

при уборке урожая?

4.

Как подготавливают

поле

к работе

уборочных

агрегатов?


5.

Как определить целесообразную

ширину

захвата

жатвенного

агрегата?

6.

Каковы

преимущества работы жатвенного

агрегата

загонным

способом

с расширением

прокоса?

 

 

 

 

 

 

7.

Как определить рабочую скорость движения

комбайна?

 

8.

Какие правила безопасности необходимо соблюдать при уборке урожая?

Организация уборки

кукурузы

на

силос

 

 

 

Лучшим

временем

уборки

кукурузы на силос

является

период

от молочно-восковой до конца восковой спелости. В подтвержде­ ние этому в табл. 123 приведены данные Всесоюзного института кукурузы.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

123

Качество силосуемой массы в зависимости

от срока уборки

кукурузы

 

Фаза спелости

 

Содержание сухого Количество кормо­

Влажность

сило­

 

вещества силосуе­

вых единиц

суемой массы, %

 

 

мой массы, и,[га

 

 

 

Формирование зерна . . .

36,8

3186

79,0

 

Молочная спелость

зерна .

49,1

4378

76,5

 

Молочно-восковая

спелость

61,3

5721

70,9

 

Восковая спелость

зерна

74,0

7000

65,6

 

Из таблицы видно, что до конца фазы восковой спелости одно­

временно с увеличением содержания сухого вещества

силосуемой

массы с 1 га повышается

количество кормовых

единиц

вследствие

увеличения белков и углеводов. В фазе более поздней,

чем воско­

вая спелость,

силосная

масса получается более грубой

и сухой

и

ее труднее

силосовать. При слишком ранней

уборке

 

кукурузы

в

ней резко снижается коливество питательных

веществ,

корм по­

лучается хуже по качеству и обходится дороже.

За три-четыре дня до начала уборки подготавливают поле с уче­ том способа движения силосоуборочного агрегата. На участках небольших размеров и не имеющих гребней на поверхности поля рекомендуется применять круговой способ движения. На участках с гребнистой поверхностью, а также больших размеров применяют гоновый способ движения. Подготавливая участки к работе, при гоновом способе движения, кроме боковых обкосов, обкашивают полосы на концах загонов шириною 20 м для холостого поворота агрегата (рис. 94,а) . Кроме того, делают прокосы между загонами шириной 6—8 м. Если длина гона более 1000 м, делают попереч­ ные прокосы по середине загона такой же ширины для замены транспортных средств.

При круговом способе движения, подготавливая участок к ра­ боте, делают обкосы их шириной 3—4 м и обкашивают углы по радиусу 15—30 м (рис. 94,6). Участки площадью меньше двухсу­ точной производительности агрегата убирают без разбивки на за­ гоны.


Наиболее целесообразно от силосоуборочного агрегата отвозить измельченную массу автомобилями-самосвалами и прицепами, обо­ рудованными гидроподъемными механизмами. Количество транс­ портных средств, необходимое для отвозки от уборочных агрега­ тов силосной массы и другого продукта урожая кукурузы, зависит от типа используемых транспортных средств, производительности

2

3-J.5M S-7M

Рис. 94. Схема прокосов и обкосов участков куку­ рузы для уборки силосоуборочным комбайном:

о — тоновым

способом

движения, б — круговым спосо­

бом движения;

/ — разгрузочная

магистраль,

2 — обкосы

поворотной полосы, 3 — обкосы

продольные,

4 — обкосы

 

углов,

5 — обкосы-прокосы

 

уборочных агрегатов, дальности возки, урожайности. В табл. 124 приведена сменная выработка силосоуборочного комбайна, а в табл. 125 и 126 — потребное количество транспортных единиц для отвозки силосной массы от комбайна в зависимости от сменной выработки его и расстояния перевозки.

Контрольные вопросы. 1. Какой лучший срок уборки кукурузы

на силос?

2.

Какие основные

способы движения агрегатов вы знаете?

 

3.

Как определить

потребное количество транспортных средств

для отвозки

силосной массы от комбайна?

Организация уборки трав

Хорошо приготовленное сено — ценный корм для сельскохозяй­ ственных животных. Чтобы получить сено высокого качества, необ' ходимо выполнять следующие требования:


Количество силосной массы, убираемой агрегатом за смену (г)

в зависимости от урожайности и сменной выработки

(га)

 

 

 

 

 

Количество силосной

массы за смену, т

 

 

 

 

Урожай­

35-45

45-55

55-65

65-75

75-85

85-95

 

95-105

105-115

115-125

125-135

135-145

145-155

ность

 

силосной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

массы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч/га

 

 

 

 

Сменная

выработка

за смену, га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менее

3,3—4,5

4,6—5,5

5,6—6,5

6,6—7,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100—150

 

4,0—4,2

4,3—5,0

5,1—5,9

6,0—6,5

 

 

 

 

 

 

 

 

150—200

 

 

3,2—3,6

3,7—4,1

4,2—4,7

4,8—5,4

 

5,5—5,7

 

 

 

 

 

200—250

 

 

 

 

3,4—3,7

3,8—4,1

 

4,2—4,6

4,7—5,1

 

 

 

 

250—300

 

 

 

 

 

3,1—3,4

 

3,5—3,7

3,8—4,1

4,2-4,5

 

 

 

300—350

 

 

 

 

 

2,7—2,8

2,9—3,1

3,2—3,5

3,6—3,8

3,9—4,1

 

 

350—400

 

 

 

 

 

 

 

2,6—2,7

2,8—3,0

3,1—3,2

3,3—3,5

 

 

400—450

 

 

 

 

 

 

 

 

2,4—2,6

2,7—2,8

2,9—3,1

3,2—3,3

 

450—500

 

 

 

 

 

 

 

 

2,1—2,3

2,4—2,5

2,6—2,7

2,8—3,0

 

500—550

 

 

 

 

 

 

 

 

2,0—2,2

2,3

2,4—2,5

2,6—2,8

 

550—600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,0—2,1

2,2—2,3

2,4—2,5

2,6—2,8