Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с полулоточным -повышает производительность труда

более чем

в 2 раза. Затраты труда снижаются

в 3—6 раз, а прямые издерж­

к и — н а 30—55%. При этом способе

уборки требуется

значитель­

ное количество транспортных агрегатов и полное согласование их

работы с комбайнами.

 

 

 

 

П е р е в а л о ч н ы й с п о с о б

является

разновидностью

поточ­

ного способа уборки. Отличается

он от поточного

способа

органи­

зацией работы транспорта для перевозки

свеклы

на приемный

пункт. При перевалочном способе на производительность свекло­ уборочных комбайнов не влияет наличие транспортных средств, участвующих в вывозке корней, в этом преимущество этого спосо­

ба. Дл я организации такой уборки за комбайном закрепляют

авто-

самосвал, который

отвозит

свеклу на край поля, разгружает ее

во временный кагат

и снова

возвращается к комбайну. Этот

спо­

соб

целесообразно применять при отсутствии достаточного количе­

ства

транспортных

средств для вывозки корней или при загрязне­

нии их. Вместо автосамосвала можно использовать

тракторные са­

моразгружающиеся прицепы, которые более

полно

соответствуют

условиям работы на мягком грунте

и скоростному режиму свекло­

уборочного агрегата.

 

 

 

П о т о ч н о - п е р е в а л о ч н ы й

с п о с о б

уборки предусмат­

ривает отвозку части свеклы от комбайна на край поля во времен­ ные кагаты, а другой части—на заводскую переработку. Этот спо­ соб включает в себя преимущества поточного и перевалочного спо­ собов. Поэтому он находит все большее распространение.

До начала массовой уборки необходимо разбить свекловичные поля на загоны оптимальных размеров, убрать свеклу с поворотных полос и межзагонных рядков, необходимых для первых проходов автомобилей, обслуживающих комбайн.

По данным Всесоюзного научно-исследовательского института сахарной свеклы поля, засеянные 12-рядной сеялкой, целесообраз­

но разбивать на загоны шириной, равной

120 рядкам для нечет­

ных загонов и 96 рядкам для четных. На

посевах, проведенных

18-рядной сеялкой, ширину загонов соответственно принимают рав­ ной 126 и 108 рядкам. Ширину поворотных полос принимают не­ сколько больше трех радиусов поворота агрегата с учетом длины выезда его и кратности числу рядков, одновременно убираемых комбайном. Дл я двухрядных комбайнов радиус поворота прини­ мают 6—6,5 м, а для трехрядных 7—7,5 м. Поэтому на практике часто ширину поворотной полосы принимают 21,6 м. Когда для поворотов агрегата имеется свободный выезд за границы свекло­

вичного поля, в конце

гона предусматривают

полосу шириной

2—3 м для того, чтобы можно

было заглублять

подкапывающие

лапы, не повреждая корней свеклы. С этих полос выкапывают

свек­

лу до массовой уборки ее.

 

 

 

 

 

 

Для снижения затрат

труда

и повышения

производительности

комбайнов, например,

в

Жашковском

р-не Черкасской области

свеклу с межзагонных

рядков

(рис. 96)

и

с поворотных

полос

убирают комбайном КС-3 с трактором Т-74, тракторным прицепом


2ПТС-4М для корней с трактором «Беларусь» или Т-38 и трактор­ ным прицепом 2ПТС-4М для ботвы. Такими агрегатами свеклу убирают и вывозят в полевой кагат, расположенный за пределами поля. Применяемые тракторы должны иметь узкие гусеницы или баллоны. Ширина колеи колесного трактора и тракторного прице­ па должна быть такой, чтобы колеса их проходили по междурядь­ ям. Этому требованию отвечает тракторный прицеп 2ПТС-4М.

Рис. 96. Схема разбивки свекловичного поля на загоны

После подготовки загонов к работе на каждом из них остается одинаковое количество неубранных рядков. Уборку проводят вразвал с беспетлевыми поворотами. Сначала убирают первый за­ гон до тех пор, пока не останется неубранная полоса шириной, рав­ ной двум радиусам поворота, т. е. недостаточная для беспетлевых поворотов апрегата. Эта ширина полосы соответствует примерно одной трети всех рядков загона. Затем уборочный агрегат перево­ дят на второй соседний загон и также убирают до тех пор, пока не останется неубранная полоса шириной, недостаточной для бес­ петлевых поворотов. После этого оставшуюся невыкопанную свек­ лу убирают одновременно с двух сторон соседних загонов.

На небольших полях применяют комбинированный способ дви­ жения уборочного агрегата, когда одну половину площади загона убирают с правыми, а другую с левыми поворотами агрегата (рис. 97). Ширину загона делят на четыре части, каждую из кото­ рых принимают равной двум наименьшим радиусам поворота аг­ регата и кратной числу рядков, одновременно убираемых комбай­ ном. Это обеспечивает удобные повороты агрегата при минималь­ ной длине холостых ходов, а при полупоточном способе уборки требует наименьших перебросок корней, разгруженных на рядки при первых проходах агрегата.

Для работы трехрядными комбайнами ширину загона прини­ мают равной 144 рядкам свеклы или 64 м при ширине междуря-

дий 44,5 см. Каждая часть загона состоит из 36 рядков, границы

которых

обязательно проходят через стыковые междурядья. Для

работы

двухрядными комбайнами ширину

загона принимают

рав­

ной 96

рядкам, а каждую его часть — 24

рядкам. Каждой

части

загона соответствует двенадцать рабочих ходов агрегата. В соот­

ветствии с

принятой

ши­

 

 

 

А

 

 

 

риной

поле

разбивают

на

 

 

 

 

 

 

загоны

по

 

всей

ширине

 

 

і

і

 

1

1

его.

 

 

 

 

 

 

 

 

!

Л

 

-•к

1

 

 

 

полупоточной

(\ (((

 

1

При

 

 

1

 

 

І!

1

уборке свеклы ботву раз­

 

 

 

 

 

 

 

гружают в валки парал­

 

 

 

 

 

 

 

лельно

валкам корней,

на

 

-

 

 

 

 

 

расстоянии 3—5 м

от них.

 

 

 

 

11

 

 

/

 

 

 

 

Зная

 

величину

урожая

 

 

 

 

 

 

 

- А

 

 

 

 

 

корней

и емкость

бунке­

 

 

 

\

 

ра,

можно

подсчитать

 

 

 

 

длину

 

пути,

на

котором

 

 

 

 

 

 

 

будет

заполнен бункер, и

 

16м

 

16м

/6м

16м

установить

 

расстояние

Рис. 97.

Схема

движения

свеклоуборочного

между

валками.

 

 

При

комбинированном

комбайна комбинированным способом: А —

ширина

загона,

L — длина

гона,

Е — шири­

способе уборки, если пер­

 

на

поворотной

полосы

 

вый

проход

уборочного

 

 

 

 

 

 

 

агрегата нельзя сделать слева на первой части загона из-за отсутст­ вия свободной полосы поля, на которую можно было бы выгру­ жать убранную свеклу, то первый проход делают с левой стороны

второй части загона, а второй проход с

правым поворотом

тоже

с левой стороны четвертой части загона.

Обе

части

загона

убира­

ют одновременно. В этом случае корни

и

ботву

выгружают на

неубранные рядки соседних частей загона с последующей пере­ кладкой на убранное поле. После уборки свеклы со второй и чет­ вертой частей загона убирают с первой и третьей — с левыми по­ воротами агрегата.

На уборке обычными, а не поточными комбайнами, не имеющи­ ми приспособлений для погрузки корней в транспортные средства, закрепление звеньев на убираемом участке с посадками свеклы целесообразно делать не вдоль, а поперек рядков.

При выборе способа уборки необходимо учитывать наличие и использование всей техники, участвующей в уборке. Так, по дан­ ным Украинского научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства с увеличением расстояния пе­ ревозки сокращается разница в выработке автомобилей за час сменного времени при различных способах уборки. Например, если сахарную овеклу перевозить на 3 км, то производительность авто­ мобилей при перевалочном способе на 41% выше, чем при поточ­

ном; при перевозке

до 12,5 км

разница

составляет 23%, а на

26

км—12%).

При

дальнейшем

увеличении

расстояния

перевозки

эта

разница

будет

получаться

только за

счет разного

времени



погрузки и будет тем больше, чем больше грузоподъемность авто­ мобиля. С изменением расстояния перевозки аналогично изменя­ ются и прямые эксплуатационные расходы. Эти расходы при пере­ возке на 3 км урожая свеклы, собранного с 1 га поточным способом, возрастают на 24%; на расстояние 12,5 км — на 14% и 26 км — на 8%.

На большие расстояния выгоднее перевозить свеклу автопоез­ дами. В этом случае производительность автотранспорта увеличи­ вается примерно в 1,5—1,7 раза, а прямые эксплуатационные рас­ ходы уменьшаются на 45—56% по сравнению с работой таких же автомобилей по одному в одинаковых условиях. Учитывая исполь­ зование транспортных средств, уборочных агрегатов, эксплуатаци­ онную надежность комбайнов и урожайность, расстояние перевоз­ ки свеклы и потребность в транспортных средствах, установлено, что при перевозке свеклы на расстояние до 5 км наиболее целесо­ образен поточно-перевалочный способ; на расстояние 5—20 км в зависимости от наличия транспортных средств следует не менее двух третей площади убирать поточным и поточно-перевалочным способами; на полях с низким урожаем и на небольших участках, где не может быть организована групповая работа уборочных аг­ регатов, следует применять перевалочный способ; при перевозке сахарной свеклы на расстояние более 20 км предпочтителен пере­ валочный способ уборки.

На больших площадях особенно выгодно применять групповое использование уборочной техники (рис. 98). При групповом исполь­ зовании машин производительность комбайнов повышается на 40—50%, автотранспорта на 20—30% и погрузчиков на 200—300% по сравнению с производительностью машин, используемых по­ рознь.

До начала уборки очень важно установить потребное количе­ ство транспортных агрегатов для отвозки сахарной свеклы от свек­ локомбайна.

В табл. 128 указано количество сахарной свеклы, получаемой от свеклоуборочного агрегата за смену, в зависимости от урожай­ ности и сменной выработки, а в табл. 129 и 130 — потребное коли­ чество транспортных средств для отвозки сахарной свеклы от агре­ гата, в зависимости от сменной выработки и расстояния пере­ возки.

При определении необходимого количества тракторных прице­ пов было принято, что с прицепами грузоподъемностью 3 т работа­

ют тракторы Т-40 или Т-28, а с прицепами грузоподъемностью

4 г

скоростные тракторы МТЗ всех модификаций.

 

Контрольные вопросы. 1. Какое значение имеет срок уборки сахарной свеклы?

2.

Какие способы уборки

сахарной свеклы вы знаете? Расскажите об их

сущ­

ности

и условиях применения.

 

 

3.

Как подготовить поле

для уборки

свеклы комбайнами?

 

4.

Каковы преимущества

группового

использования комбайнов?

 


Рис. 98Схема группового использования машин при уборке поточным и поточно-перевалочным способом;

/ — к силосной яме, 2 — на завод

 

 

Урожайность сахарной свеклы, ц/га

 

Сменная

до 150

160--200

210-250

260-300

310--350

360-400

выработка

 

Сменная выработка

комбайна,

га

 

комбайна, т

 

 

 

2,1--2,3

 

 

 

 

 

27—29

2,4- -2,6

 

 

 

 

 

30 - 33

2,7- -3,0

1,9--2,1

 

 

 

 

34 - 3 8

3,1--3,6

2,2- -2,5

 

 

 

 

39 - 4 5

3,7--4,2

2,6- -2,9

2,1—2,2

 

 

 

4 6 - 5 2

4,3- -4,7

3,0--3,3

2,3—2,5

1,9—2,1

 

 

5 3 - 5 9

 

3,4--3,7

2,6—2,9

2,2—2,3

1,9--2,0

 

6 0 - 6 6

 

3,8--4,2

3,0—3,2

2,4—2,7

2,1--2,2

1,8—2,0

67 - 7 3

 

 

3,3—3,9

2,8—3,2

2,3- -2,8

2,1—2,5

74—94

 

 

4,0—47

3,3—3,8

2,9- -3,4

2,6—2,9

95 -115

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

129

 

 

Потребное количество автомашин ЗИЛ-164 и ЗИЛ-585

 

 

 

 

для отвозки сахарной свеклы от свеклокомбайна

 

 

 

 

 

 

 

Сменная

выработка комбайна, m

 

 

Расстояние

км

27-29

30-33" 34-38

39-45 46-52

53-59

60-66

67-73

74-95

96-115

перевозки,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребное

количество автомашин

 

 

1

 

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

 

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

4

 

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

5

 

2

2

2

2

2

2

3

3

3

4

6

 

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

7

 

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

8

 

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

9

 

2

2

2

3

3

3

3

3

4

5

10

 

2

2

2

3

3

3

3

4

4

5

11—13

 

2

2

3

3

3

4

4

4

5

6

 

7

14—16

 

3

3

3

3

4

4

4

5

6

 

 

17—23

 

3

3

4

4

5

5

5

6

7

8

24—26

 

4

4

4

5

5

6

7

7

8

10

27—33

 

4

4

5

5

6

7

8

8

10

12

34—36

 

4

5

5

6

7

8

9

9

11

13