Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 0
с полулоточным -повышает производительность труда |
более чем |
|
в 2 раза. Затраты труда снижаются |
в 3—6 раз, а прямые издерж |
|
к и — н а 30—55%. При этом способе |
уборки требуется |
значитель |
ное количество транспортных агрегатов и полное согласование их
работы с комбайнами. |
|
|
|
|
П е р е в а л о ч н ы й с п о с о б |
является |
разновидностью |
поточ |
|
ного способа уборки. Отличается |
он от поточного |
способа |
органи |
|
зацией работы транспорта для перевозки |
свеклы |
на приемный |
пункт. При перевалочном способе на производительность свекло уборочных комбайнов не влияет наличие транспортных средств, участвующих в вывозке корней, в этом преимущество этого спосо
ба. Дл я организации такой уборки за комбайном закрепляют |
авто- |
|||
самосвал, который |
отвозит |
свеклу на край поля, разгружает ее |
||
во временный кагат |
и снова |
возвращается к комбайну. Этот |
спо |
|
соб |
целесообразно применять при отсутствии достаточного количе |
|||
ства |
транспортных |
средств для вывозки корней или при загрязне |
нии их. Вместо автосамосвала можно использовать |
тракторные са |
||
моразгружающиеся прицепы, которые более |
полно |
соответствуют |
|
условиям работы на мягком грунте |
и скоростному режиму свекло |
||
уборочного агрегата. |
|
|
|
П о т о ч н о - п е р е в а л о ч н ы й |
с п о с о б |
уборки предусмат |
ривает отвозку части свеклы от комбайна на край поля во времен ные кагаты, а другой части—на заводскую переработку. Этот спо соб включает в себя преимущества поточного и перевалочного спо собов. Поэтому он находит все большее распространение.
До начала массовой уборки необходимо разбить свекловичные поля на загоны оптимальных размеров, убрать свеклу с поворотных полос и межзагонных рядков, необходимых для первых проходов автомобилей, обслуживающих комбайн.
По данным Всесоюзного научно-исследовательского института сахарной свеклы поля, засеянные 12-рядной сеялкой, целесообраз
но разбивать на загоны шириной, равной |
120 рядкам для нечет |
ных загонов и 96 рядкам для четных. На |
посевах, проведенных |
18-рядной сеялкой, ширину загонов соответственно принимают рав ной 126 и 108 рядкам. Ширину поворотных полос принимают не сколько больше трех радиусов поворота агрегата с учетом длины выезда его и кратности числу рядков, одновременно убираемых комбайном. Дл я двухрядных комбайнов радиус поворота прини мают 6—6,5 м, а для трехрядных 7—7,5 м. Поэтому на практике часто ширину поворотной полосы принимают 21,6 м. Когда для поворотов агрегата имеется свободный выезд за границы свекло
вичного поля, в конце |
гона предусматривают |
полосу шириной |
|||||
2—3 м для того, чтобы можно |
было заглублять |
подкапывающие |
|||||
лапы, не повреждая корней свеклы. С этих полос выкапывают |
свек |
||||||
лу до массовой уборки ее. |
|
|
|
|
|
|
|
Для снижения затрат |
труда |
и повышения |
производительности |
||||
комбайнов, например, |
в |
Жашковском |
р-не Черкасской области |
||||
свеклу с межзагонных |
рядков |
(рис. 96) |
и |
с поворотных |
полос |
убирают комбайном КС-3 с трактором Т-74, тракторным прицепом
2ПТС-4М для корней с трактором «Беларусь» или Т-38 и трактор ным прицепом 2ПТС-4М для ботвы. Такими агрегатами свеклу убирают и вывозят в полевой кагат, расположенный за пределами поля. Применяемые тракторы должны иметь узкие гусеницы или баллоны. Ширина колеи колесного трактора и тракторного прице па должна быть такой, чтобы колеса их проходили по междурядь ям. Этому требованию отвечает тракторный прицеп 2ПТС-4М.
Рис. 96. Схема разбивки свекловичного поля на загоны
После подготовки загонов к работе на каждом из них остается одинаковое количество неубранных рядков. Уборку проводят вразвал с беспетлевыми поворотами. Сначала убирают первый за гон до тех пор, пока не останется неубранная полоса шириной, рав ной двум радиусам поворота, т. е. недостаточная для беспетлевых поворотов апрегата. Эта ширина полосы соответствует примерно одной трети всех рядков загона. Затем уборочный агрегат перево дят на второй соседний загон и также убирают до тех пор, пока не останется неубранная полоса шириной, недостаточной для бес петлевых поворотов. После этого оставшуюся невыкопанную свек лу убирают одновременно с двух сторон соседних загонов.
На небольших полях применяют комбинированный способ дви жения уборочного агрегата, когда одну половину площади загона убирают с правыми, а другую с левыми поворотами агрегата (рис. 97). Ширину загона делят на четыре части, каждую из кото рых принимают равной двум наименьшим радиусам поворота аг регата и кратной числу рядков, одновременно убираемых комбай ном. Это обеспечивает удобные повороты агрегата при минималь ной длине холостых ходов, а при полупоточном способе уборки требует наименьших перебросок корней, разгруженных на рядки при первых проходах агрегата.
Для работы трехрядными комбайнами ширину загона прини мают равной 144 рядкам свеклы или 64 м при ширине междуря-
дий 44,5 см. Каждая часть загона состоит из 36 рядков, границы
которых |
обязательно проходят через стыковые междурядья. Для |
||
работы |
двухрядными комбайнами ширину |
загона принимают |
рав |
ной 96 |
рядкам, а каждую его часть — 24 |
рядкам. Каждой |
части |
загона соответствует двенадцать рабочих ходов агрегата. В соот
ветствии с |
принятой |
ши |
|
|
|
А |
|
|
|
||||
риной |
поле |
разбивают |
на |
|
|
|
|
|
|
||||
загоны |
по |
|
всей |
ширине |
|
|
і |
і |
|
1 |
1 |
||
его. |
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
Л |
|
-•к |
1 |
|
|
|
полупоточной |
(\ ((( |
|
1 |
|||||||
При |
|
|
1 |
|
|
І! |
1 |
||||||
уборке свеклы ботву раз |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
гружают в валки парал |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
лельно |
валкам корней, |
на |
|
- |
|
|
|
|
|
||||
расстоянии 3—5 м |
от них. |
|
|
|
|
11 |
|
||||||
|
/ |
|
|
|
|
||||||||
Зная |
|
величину |
урожая |
|
|
|
|
|
|
||||
|
- А |
|
|
|
|
|
|||||||
корней |
и емкость |
бунке |
|
|
|
\ |
|
||||||
ра, |
можно |
подсчитать |
|
|
|
|
|||||||
длину |
|
пути, |
на |
котором |
|
|
|
|
|
|
|
||
будет |
заполнен бункер, и |
|
16м |
|
16м |
/6м |
16м |
||||||
установить |
|
расстояние |
Рис. 97. |
Схема |
движения |
свеклоуборочного |
|||||||
между |
валками. |
|
|
||||||||||
При |
комбинированном |
комбайна комбинированным способом: А — |
|||||||||||
ширина |
загона, |
L — длина |
гона, |
Е — шири |
|||||||||
способе уборки, если пер |
|
на |
поворотной |
полосы |
|
||||||||
вый |
проход |
уборочного |
|
|
|
|
|
|
|
агрегата нельзя сделать слева на первой части загона из-за отсутст вия свободной полосы поля, на которую можно было бы выгру жать убранную свеклу, то первый проход делают с левой стороны
второй части загона, а второй проход с |
правым поворотом |
тоже |
||
с левой стороны четвертой части загона. |
Обе |
части |
загона |
убира |
ют одновременно. В этом случае корни |
и |
ботву |
выгружают на |
неубранные рядки соседних частей загона с последующей пере кладкой на убранное поле. После уборки свеклы со второй и чет вертой частей загона убирают с первой и третьей — с левыми по воротами агрегата.
На уборке обычными, а не поточными комбайнами, не имеющи ми приспособлений для погрузки корней в транспортные средства, закрепление звеньев на убираемом участке с посадками свеклы целесообразно делать не вдоль, а поперек рядков.
При выборе способа уборки необходимо учитывать наличие и использование всей техники, участвующей в уборке. Так, по дан ным Украинского научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства с увеличением расстояния пе ревозки сокращается разница в выработке автомобилей за час сменного времени при различных способах уборки. Например, если сахарную овеклу перевозить на 3 км, то производительность авто мобилей при перевалочном способе на 41% выше, чем при поточ
ном; при перевозке |
до 12,5 км |
разница |
составляет 23%, а на |
|||
26 |
км—12%). |
При |
дальнейшем |
увеличении |
расстояния |
перевозки |
эта |
разница |
будет |
получаться |
только за |
счет разного |
времени |
погрузки и будет тем больше, чем больше грузоподъемность авто мобиля. С изменением расстояния перевозки аналогично изменя ются и прямые эксплуатационные расходы. Эти расходы при пере возке на 3 км урожая свеклы, собранного с 1 га поточным способом, возрастают на 24%; на расстояние 12,5 км — на 14% и 26 км — на 8%.
На большие расстояния выгоднее перевозить свеклу автопоез дами. В этом случае производительность автотранспорта увеличи вается примерно в 1,5—1,7 раза, а прямые эксплуатационные рас ходы уменьшаются на 45—56% по сравнению с работой таких же автомобилей по одному в одинаковых условиях. Учитывая исполь зование транспортных средств, уборочных агрегатов, эксплуатаци онную надежность комбайнов и урожайность, расстояние перевоз ки свеклы и потребность в транспортных средствах, установлено, что при перевозке свеклы на расстояние до 5 км наиболее целесо образен поточно-перевалочный способ; на расстояние 5—20 км в зависимости от наличия транспортных средств следует не менее двух третей площади убирать поточным и поточно-перевалочным способами; на полях с низким урожаем и на небольших участках, где не может быть организована групповая работа уборочных аг регатов, следует применять перевалочный способ; при перевозке сахарной свеклы на расстояние более 20 км предпочтителен пере валочный способ уборки.
На больших площадях особенно выгодно применять групповое использование уборочной техники (рис. 98). При групповом исполь зовании машин производительность комбайнов повышается на 40—50%, автотранспорта на 20—30% и погрузчиков на 200—300% по сравнению с производительностью машин, используемых по рознь.
До начала уборки очень важно установить потребное количе ство транспортных агрегатов для отвозки сахарной свеклы от свек локомбайна.
В табл. 128 указано количество сахарной свеклы, получаемой от свеклоуборочного агрегата за смену, в зависимости от урожай ности и сменной выработки, а в табл. 129 и 130 — потребное коли чество транспортных средств для отвозки сахарной свеклы от агре гата, в зависимости от сменной выработки и расстояния пере возки.
При определении необходимого количества тракторных прице пов было принято, что с прицепами грузоподъемностью 3 т работа
ют тракторы Т-40 или Т-28, а с прицепами грузоподъемностью |
4 г |
|||
скоростные тракторы МТЗ всех модификаций. |
|
|||
Контрольные вопросы. 1. Какое значение имеет срок уборки сахарной свеклы? |
||||
2. |
Какие способы уборки |
сахарной свеклы вы знаете? Расскажите об их |
сущ |
|
ности |
и условиях применения. |
|
|
|
3. |
Как подготовить поле |
для уборки |
свеклы комбайнами? |
|
4. |
Каковы преимущества |
группового |
использования комбайнов? |
|
|
|
Урожайность сахарной свеклы, ц/га |
|
Сменная |
|||
до 150 |
160--200 |
210-250 |
260-300 |
310--350 |
360-400 |
||
выработка |
|||||||
|
Сменная выработка |
комбайна, |
га |
|
комбайна, т |
||
|
|
|
|||||
2,1--2,3 |
|
|
|
|
|
27—29 |
|
2,4- -2,6 |
|
|
|
|
|
30 - 33 |
|
2,7- -3,0 |
1,9--2,1 |
|
|
|
|
34 - 3 8 |
|
3,1--3,6 |
2,2- -2,5 |
|
|
|
|
39 - 4 5 |
|
3,7--4,2 |
2,6- -2,9 |
2,1—2,2 |
|
|
|
4 6 - 5 2 |
|
4,3- -4,7 |
3,0--3,3 |
2,3—2,5 |
1,9—2,1 |
|
|
5 3 - 5 9 |
|
|
3,4--3,7 |
2,6—2,9 |
2,2—2,3 |
1,9--2,0 |
|
6 0 - 6 6 |
|
|
3,8--4,2 |
3,0—3,2 |
2,4—2,7 |
2,1--2,2 |
1,8—2,0 |
67 - 7 3 |
|
|
|
3,3—3,9 |
2,8—3,2 |
2,3- -2,8 |
2,1—2,5 |
74—94 |
|
|
|
4,0—47 |
3,3—3,8 |
2,9- -3,4 |
2,6—2,9 |
95 -115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
129 |
||
|
|
Потребное количество автомашин ЗИЛ-164 и ЗИЛ-585 |
|
|
||||||||
|
|
для отвозки сахарной свеклы от свеклокомбайна |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
Сменная |
выработка комбайна, m |
|
|
||||
Расстояние |
км |
27-29 |
30-33" 34-38 |
39-45 46-52 |
53-59 |
60-66 |
67-73 |
74-95 |
96-115 |
|||
перевозки, |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Потребное |
количество автомашин |
|
|
||||
1 |
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
3 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
5 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
6 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
7 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
8 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
|
9 |
|
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
|
10 |
|
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
|
11—13 |
|
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
|
|
7 |
|||||||||||
14—16 |
|
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
||
|
|
|||||||||||
17—23 |
|
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
24—26 |
|
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
10 |
|
27—33 |
|
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
10 |
12 |
|
34—36 |
|
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
9 |
11 |
13 |