Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие о системе машин и ее видах

Система машин — это комплекс разнородных машин-орудий, транспортных средств, приспособлений, механизмов, взаимоувязан­ ных по технологическому процессу и производительности, обеспе­ чивающий полную механизацию всех производственных процессов единого цикла производства (какого-то продукта, какой-то работы

ит. п.).

Взависимости от назначения различают следующие виды си­ стем машин: зональные; отраслевые; отдельных сельскохозяйствен­ ных предприятий, не являющихся типичными для той или иной зо­ ны и имеющие характерные особенности и для возделывания отдельных сельскохозяйственных культур, например, зерновых, ко­ лосовых, картофеля, кукурузы, сахарной свеклы, льна, хлопчат­ ника и др.

Зональные системы машин предназначены для комплексной ме­ ханизации производственных процессов колхозов и совхозов, ти­ пичных для этой зоны.

Территория Советского Союза по механизации производствен­ ных процессов разделена на 16 зон, которые различаются между собой почівенно-климатическіими и производственными условиями.

Отраслевые системы машин предназначены для отдельных от­ раслей сельскохозяйственного производства. Основными отраслями являются растениеводство и животноводство. В свою очередь ос­ новные отрасли состоят из ряда отдельных отраслей. Так, напри­ мер, растениеводство, состоит из следующих отраслей: полеводство, включающее возделывание зерновых, технических и кормовых культур; луговодство; овощеводство защищенного и открытого грунта; плодоводство; лесоводство; цветоводство и др.

В свою очередь животноводство также включает в себя следу­ ющие отрасли: мясное и молочное скотоводство; свиноводство; овцеводство; коневодство; птицеводство; пчеловодство и др.

Структура системы машин

Система машин состоит из системы энергетических средств, си­ стемы машин общего назначения, системы специальных машин и системы транспортных средств и погрузочно-разгрузочных уст­ ройств.

Система энергетических средств включает в себя тракторы, са­ моходные шасси, стационарные двигатели и т. д. Энергетические средства обслуживают все отрасли сельскохозяйственного произ­ водства, поэтому при выборе их должны учитываться требования, предъявляемые к «им всеми отраслями хозяйства.

Система машин общего назначения устанавливается отдельно для основных отраслей сельскохозяйственного производства расте­ ниеводства и животноводства с учетом их требований. Для каждой отрасли требуются свои машины общего назначения. Так, напри­ мер, для растениеводства требуются плуги, бороны, культиваторы,


лущильники, разбрасыватели удобрений

и т. д., а для животновод­

ства—дробилки, соломосилосорезки,

кормозапарочный агрегат

и т. д.

 

При возделывании сельскохозяйственных культур приходится

выполнять ряд процессов специальными машинами,

предназначен­

ными только для данной культуры. То же самое относится

и к от­

расли животноводства, где для рогатого

скота требуются свои

специальные машины, для коневодства

свои и т. д. Поэтому

систе­

му специальных машин в растениеводстве

устанавливают,

исходя

из требований возделывания и уборки

отдельных

сельскохозяй­

ственных культур, а в животноводстве—с

учетом

требований от­

дельных животноводческих ферм.

 

 

 

 

Транспортные средства и погрузочно-разгрузочные устройства предназначены для обслуживания всех отраслей сельскохозяй­ ственного производства, поэтому их количество рассчитывают, ис­ ходя из требований всего сельскохозяйственного производства.

Основные направления в совершенствовании системы машин

«Основой повышения производительности сельскохозяйственно­ го труда,— указывается в Программе КПСС,—• послужат дальней­ шая механизация сельского хозяйства, применение комплексной механизации и использование средств автоматики, внедрение си­ стем машин с высокими технико-экономическими показателями, отвечающими условиям каждой зоны».*

В соответствии с этим основные направления в совершенство­ вании средств механизации следующие:

1) увеличение энергонасыщенности и скорости движения трак­ торов. По данным министерства тракторного и сельскохозяй­ ственного машиностроения взамен трактора МТЗ-50 с двигателем 55 л. с. будет трактор МТЗ-80 с двигателем мощностью 75—80 л. с. На трактор ДТ-75 Волгоградского тракторного завода в дальней­

шем 'будет установлен двигатель мощностью

110—120 л. с. Челя­

бинский тракторный

завод в 1969 г. приступил

к производству гу­

сеничного трактора

Т-130 тягового класса 6 г с мощностью двига­

теля

140 л. с. Замена почти всех выпускаемых

моделей тракторов

новыми в 1969—1972 гг. позволит иметь удельную

металлоемкость

для

колесных

тракторов 40—45 кг/л. с,

а

для

гусеничных —

60—70 кг/л. с,

за исключением трактора Т-150,

у которого удель­

ная

металлоемкость

составит 40—45 кг/л. с,

как у

колесных. При

этом, как правило, сохраняются классы тракторов по тяге, что по­ зволяет работать с теми же агрегатами по ширине захвата, с ка­ кими работал обычный трактор этого же класса, но с более высо­ кими скоростями. Увеличение скорости движения агрегатов в опре­ деленном диапазоне способствует повышению производительности и экономичности его работы;

* Программа КПСС. Политиздат, 1971.


2) улучшение экономичности работы тракторных двигателей. Замена выпускаемых моделей тракторов новыми в 1969—1972 гг. позволит обеспечить удельный расход топлива 170—180 г/э.л.с.ч; 3) увеличение срока службы тракторов и сельскохозяйственных машин. У новых моделей тракторов срок службы дизелей до пер­

вого

капитального

ремонта доводится до 5000 ч, у трансмиссий —

6000

ч, у ходовых

систем — 3500—4000 ч и у гидроагрегатов до

3500—5000 ч. Там, где необходимо, в

конструкции

сельскохозяй­

ственной техники вводятся подшипники

одноразовой

и сезонной-

смазки. Повышение технической надежности машин позволит уменьшить затраты на техническое обслуживание машинно-трак­ торного парка, а также повысить его производительность;

4) улучшение условий труда трактористов путем внедрения бо­ лее совершенных кабин, сидений, обеспечивающих максимальновозможные удобства;

5) универсализация сельскохозяйственных машин орудий и тракторов. Универсальной называют машину, способную выпол­ нять несколько операций в разное время. Необходимость универса­ лизации машин вызывается ограниченностью периода их работы, так, например, сеялки в среднем загружены в году б—15 дней, ком­ байны 15—30 дней и т. д. Универсализация способствует лучшему использованию сельскохозяйственных машин, 'более быстрой оку­ паемости капитальных вложений, производству сельскохозяйствен­ ной продукции с меньшими трудовыми и материальными затра­ тами.

По данным Всесоюзного научно-исследовательского институтасельскохозяйственного машиностроения при применении универ­ сальных машин: требуется машин почти в 2 раза меньше, чем узко-

,специализированных; удельные капитальные вложения снижаются на 10—30%; общая металлоемкость системы машин уменьшается на 10—26%; эксплуатационные затраты сокращаются на 8—25%; общегодовая экономия составляет 12—45%.

Наряду с этим снижаются затраты на техническое

обслужива­

ние. Расчеты показывают, что применение, например,

универсаль­

ных культиваторов-растениепитателей КРН-4,2, сеялок

СЗ-4,2, сея-

лок-культиваторов-растениепитателей СКРН-12М

позволяет со­

кратить общие затраты на 10—20%, эксплуатационные

расходы —

на 9—18% и обеспечить годовую экономию

по каждой

машине на

сумму

200—300 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальная овощная

сеялка

СОУ-4,2

обеспечивает

высев,

почти

всех овощных семян.

Ее использование

сокращает затраты

труда

на 13%,

эксплуатационные

расходы — на

6%,

металлоем­

кость— на 28%

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространенный в сельскохозяйственном

производстве

ком­

байн СК-4 путем смены приспособлений может убирать

не только-

зерновые, но и семенники

трав, подсолнечник,

кукурузу

на

зерно-

и силос, скашивать хлеба

в валки

и подбирать из валков. При та­

ком

использовании на каждой машине в

год

экономится

более-

1,5

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Создаются более универсальные тракторы, выполняющие значи­ тельно большее количество видов работ;

6) создание машин комбинированного типа, позволяющих од­ новременно выполнять несколько производственных операций. Так, например, вспашка с одновременным дроблением глыб и комьев, выравниванием поверхности, уплотнением подповерхностного слоя и рыхлением верхних слоев почвы; посев и внесение минеральных удобрений и др.

По данным Всесоюзного научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства (ВНИИМЭСХ) при использовании комбинированного пахотного агрегата сокраща­ ются сроки подготовки почвы, на 13—35% снижаются затраты тру­ да, на 8—27% уменьшается расход топлива;

7)увеличение пропускной способности зерноуборочных комбай­ нов заводов «Роетеельмаш», Таганрогский и Тульский;

8)увеличение ширины захвата сельскохозяйственных машин-

орудий. Создана 4-рядная хлопкоуборочная машина 14ХВ-2,4; 9) автоматизация управления агрегатами и технологическими

процессами. Автоматизация имеет большое практическое значение как средство, позволяющее улучшить условия труда обслуживаю­ щего персонала; повысить качество работы; уменьшить число об­ служивающего персонала; увеличить производительность труда, что дает возможность выполнить работы в лучшие сроки и с мень­ шими затратами.

В качестве примера можно привести свеклоуборочные комбай­ ны СКП-2Г и КСТ-2, имеющие автоматическое гидравлическое управление для направления теребильных секций по рядкам уби­ раемой свеклы. Благодаря автоматическому управлению потери урожая уменьшаются примерно в 3—4 раза. Очень важно также применение гидравлического управления механизмами агрегата, осуществляемого трактористом со своего рабочего места. Гидрав­ лическое управление применяется как у навесных, так и у прицеп­ ных агрегатов.

Основные требования, предъявляемые к системе машин

Система машин должна отвечать .следующим требованиям: соответствовать почвенно-кл им этическим и производственным

условиям; соответствовать перспективной технологии и организации воз­

делывания и уборки сельскохозяйственных культур и развития жи­ вотноводства;

способствовать повышению производительности труда и сниже­ нию себестоимости единицы сельскохозяйственной продукции;

количество типов и марок тракторов, комбайнов и сельскохо­ зяйственных машин в каждом хозяйстве должно быть наименьшим, но достаточным для выполнения всего объема работ с наибольшей эфф ективн остью;


к а ж д ая машина системы должна обеспечить высокое качество работы в соответствии с агротехническими и зоотехническими тре­ бованиями и подготавливать наилучшие условия работы последу­ ющих машин;

машины системы для возделывания пропашных культур долж­ ны быть согласованы между собой по ширине захвата, по ширине и количеству обрабатываемых междурядий;

машины системы, работающие в комплексе поточным способом, должны быть согласованы между .собой по технологическому про­ цессу и производительности;

система машин должна обеспечивать высокие технико-экономи­ ческие показатели.

Основные технико-экономические показатели системы машин

Основные технико-экономические показатели системы машин для возделывания и уборки сельскохозяйственной культуры сле­ дующие.

1. Энергетический коэффициент комплексной механизации.*

Этот коэффициент показывает, какая доля всей работы выполня­ ется механическими двигателями. Величина коэффициента комп­ лексной механизации возделывания и уборки какой-либо сельско­

хозяйственной культуры

равна

 

 

 

Э

=

I

 

 

где ЕАЖ , 2ЛЛ , 2Л М — суммарные

затраты

механической

работы

(А.

С. Ч) соответственно

упряжными

животны­

ми,

рабочими и механическими двигателями

 

 

 

по комплексу процессов, относящихся к воз­

 

 

 

делыванию

и уборке данной

культуры.

 

Затраты механической работы по каждому

процессу

опреде­

ляют:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) механическими двигателями одной марки

при

одинаковой

занятости

 

Лм =

NetM

Я д

л.с.я,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оде

Ne

—эффективная

мощность двигателя, л. с;

 

 

 

 

tM

— число часов работы

машины при выполнении данного про­

 

 

цесса;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

—число двигателей, выполняющих работу;

 

 

 

б) упряжными животными одного вида при одинаковом числе

часов

работы

Лж =

Nx

• іж • я ж

л.сл,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Nx—мощность

одного

животного,

л. с.

Для

средней

лошади

 

 

Мж «=0,9

л. с,

для

вола — 0,72 л.

с. и

для

верблюда —

 

 

1,25 л.

с ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Ф.

И. Г а в р и л о в. Методы анализа использования сельскохозяйственной

техники.

М.., «Колос», 1971.