Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 379

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с токопроводами на большие токи необходим контроль за потерями в контактных соединениях.

Госэнергонадзор и НГО энергетической и электротех­ нической промышленности проводят ежегодные конкурсы на лучшее предложение по экономии электрической энер­ гии. Некоторые из таких предложений, связанных с усо­ вершенствованием технологического процесса, примене­ нием более экономичного оборудования и т. д., дают годовую экономию электроэнергии до десятков миллионов киловатт-часов.

ГЛА ВЛ ЧЕ ТЫPHА ДЦА ТА Я

САМОЗАПУСК ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

14-1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Короткие замыкания в электросети самого предприятия

иво внешней сети вызывают глубокое снижение напряже­ ния на время действия защит, а при отключении питания

ипереключении его с одного источника на другой — пол­ ное исчезновение напряжения. В результате этого при­ соединенные к сети трехфазные двигатели (асинхронные

исинхронные) отключаются. Это вызывает не только кратковременный перерыв работы предприятия, но в ряде случаев (например, в химической промышленности) явля­

ется причиной расстройства технологического процесса и порчи оборудования, приносит материальный ущерб, а в отдельных случаях представляет опасность для жизни людей.

Надежность электроснабжения значительно повыша­ ется, если для трехфазных двигателей с приводимыми ими механизмами, от которых зависит беспрерывная работа предприятия и безопасность обслуживания, предусматри­ вается самозапуск.

Самозапуском называется восстановление нормальной работы двигателей ответственных механизмов без участия персонала после кратковременного нарушения электро­ снабжения. При исчезновении или глубоком снижении напряжения выключатели самозапускаемых двигателей остаются включенными, а двигатели неответственных механизмов до восстановления напряжения отключаются с помощью реле напряжения.

472


Рис. 14-1. Зависимость напряжения, генерируе­ мого двигателями после их отключения, от вре­ мени.

Теория и практика самозапуска впервые были разра­ ботаны И. А. Сыромятниковым [Л. 14-1], продолжены Л. С. Линдорфом и др. [Л. 14-2].

Самозапуск может быть о д н о в р е м е н н ы м для всех двигателей ответственных механизмов или д в у х с т у п е н ­ ч а т ы м , если по условиям сети или по другим причинам одновременный самозапуск недопустим. При двухступенча­ том пуске менее ответственные двигатели сначала отключа­ ются, а после разгона первой группы двигателей автома­ тически включаются.

Самозапуск в значительной степени зависит от того, насколько правильно выбран способ пуска двигателей, для которых должен быть обеспе­ чен самозапуск. Если пуск двига­ телей производится из состояния покоя поочередно, часто при не­ загруженном механизме, то само­ запуск происходит одновременно для группы двигателей большой мощности, и при загруженных механизмах.

При снижении напряжения или полном прекращении питания са­ мозапускаемые двигатели начи­ нают выбег до промежуточного положения, зависящего от дли­ тельности нарушения питания и от характеристики механизма. После восстановления электро­

снабжения начинается разгон двигателей до нормальной частоты вращения, при повышенных токах в сети, вызыва­ ющих значительное снижение напряжения. При этом пус­ ковой и избыточный моменты самозапускаемых двигателей значительно снижаются, увеличивается длительность раз­ гона и повышается температура обмоток двигателей.

Решение вопросов самозапуска требует комплексного рассмотрения характеристик двигателей и приводимых механизмов, характеристик электросети предприятия и энергосистемы.

Выбег

самозапускаемого двигателя может быть с в о ­

б о д н ы м ,

когда другие самозапускаемые двигатели не

оказывают заметного влияния на самозапуск этого двига­ теля, и г р у п п о в ы м , когда взаимное влияние самоза­ пускаемых двигателей значительно.

473


При свободном выбеге напряжение на шинах отсут­ ствует, что приводит к выбегу саыозаиускаемых двигателей по индивидуальным характеристикам. При групповом вы­ беге и наличии остаточного напряжения двигатели элект­ рически связаны общими шинами. Двигатели с большим запасом кинетической энергии переходят в генераторный режим работы и в них создается дополнительный тормоз­ ной момент по сравнению со свободным выбегом.

Ыа рис. 14-1 показано, как уменьшается генерируемое напряжение в зависимости от длительности перерыва питания для асинхронных (кривая 2), синхронных (кри­ вая 2) и синхронных с форсировкой возбуждения (кривая 3) двигателей. Из рассмотрения кривых видно, что синхрон­ ные двигатели, особенно при форсировке возбуждения, значительно увеличивают при выбеге генерируемое напря­ жение.

14-2. ВЫБЕГ И РАЗГОН ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Для решения вопросов самозапуска необходимо знать характеристики механизмов и двигателей.

Момент сопротивления механизма характеризуется начальным статическим моментом при трогании с места и характером изменения момента сопротивления в зависи­ мости от частоты вращения. В общем виде для большинства вращающихся механизмов момент сопротивления, отне­ сенный к номинальному моменту приводного двигателя,

JYIQШСшНач -f- (/Нс.кон

^с.нач) (1

(14-1)

где /Пс.нач — начальный момент сопротивления,

отн. ед.;

WC.KOH — момент сопротивления

при полной

скорости,

отн. ед.; s, р — скольжение и показатель степени.

При р = 0 момент сопротивления не зависит от частоты вращения, т. е. является постоянным; при р = 2 момент сопротивления механизма изменяется пропорционально квадрату частоты вращения (вентиляторный момент). В отдельных случаях для механизмов с вентиляторным мо­ ментом сопротивления (например, для насосов) показатель степени р может отличаться от двух.

Для асинхронных двигателей пусковые характеристики указываются в каталогах или могут быть построены по приведенным в каталогах относительным значениям на­ чального тп и максимального т м моментов.

474


Скольжение, которому соответствует максимальный момент,

__________j_________

(14-2)

m Mlma+ V (% /% )г — 1 ’

 

Для пуска на роторе явнополюсного синхронного дви­ гателя размещается пусковая обмотка типа «беличьего колеса». Двигатель запускается как асинхронный до установившегося скольжения, после чего втягивается в синхронизм. Поэтому, кроме начального (пускового) момента тп при s — 1 и максимального асинхронного мо­ мента тм при sK, важной величиной механической харак­ теристики синхронного двигателя является величина входного момента твх, которая задается для s = 0,05.

Пусковая характеристика явнополюсного синхронного двигателя часто не известна, но ее можно построить по

значениям тп, тм и тъх.

асин­

Скольжение,

соответствующее максимальному

хронному моменту тш,

 

 

Wn/'Ивх —0.05

(14-3)

 

V 20—»in/»iBX ’

а максимальный

асинхронный момент

 

 

mM= ^ ( l / S H+ SK).

(14-4)

Пример 14-1. Построить механическую характеристику син­ хронного двигателя. Данные двигателя: 1 100 кВт, 167 об/мин, тп ■-= 1,5; твх = 1 ,2 .

Р е ш е н и е

1. Скольжение по выражению (14-3)

sK—

1,5/1,2 — 0,05

0,254.

20 — 1,5/1,2

 

 

2.Максимальный момент по выражению (14-4)

=І А (1/0,254 +0,254) == 3,14.

3.На рис. 14-2 но полученным данным построена характери­ стика асинхронного момента этого двигателя.

Изменение частоты вращения электродвигателей проис­ ходит под действием избыточного момента

= та - т <>=

els

(14-5)

- / м dt,

475


где Тш— механическая постоянная времени агрегата двигатель-механизм, с.

Механическая постоянная времени имеет важное зна­ чение для рассмотрения переходных процессов при само-

запуске:

 

 

1 м

Шрн

(14-6)

где GDм, GDд — маховые моменты механизма и двигателя, тем2; пп — номинальная частота вращения, об/мин; ря — номинальная мощность двигателя, кВт.

Рис. 14-2. Характеристи-

Рис. 14-3. Кривые выбега при

ка асинхронного момента

самозапуске.

синхронного двигателя.

 

На рис. 14-3 приведены кривые выбега при самозапуске вентилятора 2 (Тм = 16,5 с), дымососа 3 (Тм = 20,2 с) и насоса 4 (Тм — 4,4) в зависимости от величины Тм

икривая 1 их группового выбега. Из рассмотрения кривых видно, что с увеличением Тшвыбег происходит медленнее

ичто групповой выбег происходит по эквивалентному значению 7'м;).

Вначальный период выбег происходит по прямой независимо от момента сопротивления приводимых меха­

низмов. Поэтому величина скольжения, до которой проис­ ходит групповой выбег самозапускаемых двигателей, при­ близительно определяется по выражению

A s p p ^ ^ /э,

(14-7)

где t3 — длительность выбега, равная времени перерыва электроснабжения, с; тпсв — эквивалентный момент со­

476

s •■