с токопроводами на большие токи необходим контроль за потерями в контактных соединениях.
Госэнергонадзор и НГО энергетической и электротех нической промышленности проводят ежегодные конкурсы на лучшее предложение по экономии электрической энер гии. Некоторые из таких предложений, связанных с усо вершенствованием технологического процесса, примене нием более экономичного оборудования и т. д., дают годовую экономию электроэнергии до десятков миллионов киловатт-часов.
ГЛА ВЛ ЧЕ ТЫPHА ДЦА ТА Я
САМОЗАПУСК ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
14-1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Короткие замыкания в электросети самого предприятия
иво внешней сети вызывают глубокое снижение напряже ния на время действия защит, а при отключении питания
ипереключении его с одного источника на другой — пол ное исчезновение напряжения. В результате этого при соединенные к сети трехфазные двигатели (асинхронные
исинхронные) отключаются. Это вызывает не только кратковременный перерыв работы предприятия, но в ряде случаев (например, в химической промышленности) явля
ется причиной расстройства технологического процесса и порчи оборудования, приносит материальный ущерб, а в отдельных случаях представляет опасность для жизни людей.
Надежность электроснабжения значительно повыша ется, если для трехфазных двигателей с приводимыми ими механизмами, от которых зависит беспрерывная работа предприятия и безопасность обслуживания, предусматри вается самозапуск.
Самозапуском называется восстановление нормальной работы двигателей ответственных механизмов без участия персонала после кратковременного нарушения электро снабжения. При исчезновении или глубоком снижении напряжения выключатели самозапускаемых двигателей остаются включенными, а двигатели неответственных механизмов до восстановления напряжения отключаются с помощью реле напряжения.
Рис. 14-1. Зависимость напряжения, генерируе мого двигателями после их отключения, от вре мени.
Теория и практика самозапуска впервые были разра ботаны И. А. Сыромятниковым [Л. 14-1], продолжены Л. С. Линдорфом и др. [Л. 14-2].
Самозапуск может быть о д н о в р е м е н н ы м для всех двигателей ответственных механизмов или д в у х с т у п е н ч а т ы м , если по условиям сети или по другим причинам одновременный самозапуск недопустим. При двухступенча том пуске менее ответственные двигатели сначала отключа ются, а после разгона первой группы двигателей автома тически включаются.
Самозапуск в значительной степени зависит от того, насколько правильно выбран способ пуска двигателей, для которых должен быть обеспе чен самозапуск. Если пуск двига телей производится из состояния покоя поочередно, часто при не загруженном механизме, то само запуск происходит одновременно для группы двигателей большой мощности, и при загруженных механизмах.
При снижении напряжения или полном прекращении питания са мозапускаемые двигатели начи нают выбег до промежуточного положения, зависящего от дли тельности нарушения питания и от характеристики механизма. После восстановления электро
снабжения начинается разгон двигателей до нормальной частоты вращения, при повышенных токах в сети, вызыва ющих значительное снижение напряжения. При этом пус ковой и избыточный моменты самозапускаемых двигателей значительно снижаются, увеличивается длительность раз гона и повышается температура обмоток двигателей.
Решение вопросов самозапуска требует комплексного рассмотрения характеристик двигателей и приводимых механизмов, характеристик электросети предприятия и энергосистемы.
Выбег |
самозапускаемого двигателя может быть с в о |
б о д н ы м , |
когда другие самозапускаемые двигатели не |
оказывают заметного влияния на самозапуск этого двига теля, и г р у п п о в ы м , когда взаимное влияние самоза пускаемых двигателей значительно.
При свободном выбеге напряжение на шинах отсут ствует, что приводит к выбегу саыозаиускаемых двигателей по индивидуальным характеристикам. При групповом вы беге и наличии остаточного напряжения двигатели элект рически связаны общими шинами. Двигатели с большим запасом кинетической энергии переходят в генераторный режим работы и в них создается дополнительный тормоз ной момент по сравнению со свободным выбегом.
Ыа рис. 14-1 показано, как уменьшается генерируемое напряжение в зависимости от длительности перерыва питания для асинхронных (кривая 2), синхронных (кри вая 2) и синхронных с форсировкой возбуждения (кривая 3) двигателей. Из рассмотрения кривых видно, что синхрон ные двигатели, особенно при форсировке возбуждения, значительно увеличивают при выбеге генерируемое напря жение.
14-2. ВЫБЕГ И РАЗГОН ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Для решения вопросов самозапуска необходимо знать характеристики механизмов и двигателей.
Момент сопротивления механизма характеризуется начальным статическим моментом при трогании с места и характером изменения момента сопротивления в зависи мости от частоты вращения. В общем виде для большинства вращающихся механизмов момент сопротивления, отне сенный к номинальному моменту приводного двигателя,
JYIQ—ШСшНач -f- (/Нс.кон |
^с.нач) (1 |
(14-1) |
где /Пс.нач — начальный момент сопротивления, |
отн. ед.; |
WC.KOH — момент сопротивления |
при полной |
скорости, |
отн. ед.; s, р — скольжение и показатель степени.
При р = 0 момент сопротивления не зависит от частоты вращения, т. е. является постоянным; при р = 2 момент сопротивления механизма изменяется пропорционально квадрату частоты вращения (вентиляторный момент). В отдельных случаях для механизмов с вентиляторным мо ментом сопротивления (например, для насосов) показатель степени р может отличаться от двух.
Для асинхронных двигателей пусковые характеристики указываются в каталогах или могут быть построены по приведенным в каталогах относительным значениям на чального тп и максимального т м моментов.
Скольжение, которому соответствует максимальный момент,
|
__________j_________ |
(14-2) |
|
m Mlma+ V (% /% )г — 1 ’ |
|
|
Для пуска на роторе явнополюсного синхронного дви гателя размещается пусковая обмотка типа «беличьего колеса». Двигатель запускается как асинхронный до установившегося скольжения, после чего втягивается в синхронизм. Поэтому, кроме начального (пускового) момента тп при s — 1 и максимального асинхронного мо мента тм при sK, важной величиной механической харак теристики синхронного двигателя является величина входного момента твх, которая задается для s = 0,05.
Пусковая характеристика явнополюсного синхронного двигателя часто не известна, но ее можно построить по
значениям тп, тм и тъх. |
асин |
Скольжение, |
соответствующее максимальному |
хронному моменту тш, |
|
|
Wn/'Ивх —0.05 |
(14-3) |
|
—V 20—»in/»iBX ’ |
а максимальный |
асинхронный момент |
|
|
mM= ^ ( l / S H+ SK). |
(14-4) |
Пример 14-1. Построить механическую характеристику син хронного двигателя. Данные двигателя: 1 100 кВт, 167 об/мин, тп ■-= 1,5; твх = 1 ,2 .
Р е ш е н и е
1. Скольжение по выражению (14-3)
|
sK— |
1,5/1,2 — 0,05 |
0,254. |
|
20 — 1,5/1,2 |
|
|
|
2.Максимальный момент по выражению (14-4)
=І А (1/0,254 +0,254) == 3,14.
3.На рис. 14-2 но полученным данным построена характери стика асинхронного момента этого двигателя.
Изменение частоты вращения электродвигателей проис ходит под действием избыточного момента
= та - т <>= |
els |
(14-5) |
- / м dt, |
где Тш— механическая постоянная времени агрегата двигатель-механизм, с.
Механическая постоянная времени имеет важное зна чение для рассмотрения переходных процессов при само-
где GDм, GDд — маховые моменты механизма и двигателя, тем2; пп — номинальная частота вращения, об/мин; ря — номинальная мощность двигателя, кВт.
Рис. 14-2. Характеристи- |
Рис. 14-3. Кривые выбега при |
ка асинхронного момента |
самозапуске. |
синхронного двигателя. |
|
На рис. 14-3 приведены кривые выбега при самозапуске вентилятора 2 (Тм = 16,5 с), дымососа 3 (Тм = 20,2 с) и насоса 4 (Тм — 4,4) в зависимости от величины Тм
икривая 1 их группового выбега. Из рассмотрения кривых видно, что с увеличением Тшвыбег происходит медленнее
ичто групповой выбег происходит по эквивалентному значению 7'м;).
Вначальный период выбег происходит по прямой независимо от момента сопротивления приводимых меха
низмов. Поэтому величина скольжения, до которой проис ходит групповой выбег самозапускаемых двигателей, при близительно определяется по выражению
где t3 — длительность выбега, равная времени перерыва электроснабжения, с; тпсв — эквивалентный момент со
476