противления агрегатов, участвующих |
в самозапуске; |
Тмэ — эквивалентная механическая |
постоянная агре |
гатов, участвующих в самозапуске, с.
Эквивалентные моменты сопротивления и механиче ские постоянные агрегатов могут быть определены по вы
ражениям: |
|
|
|
|
|
|
2 |
кзіРні |
|
|
.Мс.э г = 1 |
(14-8) |
С . Э '■ 'З.Э ■ Ліи.з |
Раі |
|
|
2 |
|
|
|
г —1 |
|
|
2 |
(GD2)i < |
|
|
J\r |
г~1_______ |
|
(14-9) |
|
п |
|
|
364 |
2 Р ш |
|
|
|
|
г = 1 |
|
|
где рні и к%і — соответственно номинальная мощность любого двигателя из группы самозапускаемых двигателей и его коэффициент загрузки до отключения питания; (G,Z)2)i — маховые моменты любого агрегата из числа самозапускаемых, тс•м2.
Для определения величины скольжения, до которой в процессе выбега затормозятся отдельные самозапускае мые агрегаты, удобно пользоваться кривыми выбега, полученными в результате испытаний. При отсутствии таких кривых пользуются расчетными кривыми выбега.
Для механизмов с постоянным моментом сопротивления кривые выбега строят по выражению
г , , - ' ; |
(14-ю) |
■<м |
"'с |
где ta — время перерыва питания; тс — момент сопротив ления, оти. ед., равный коэффициенту загрузки дви гателя /г3; t„ — относительное время.
Кривые выбега, построенные по выражению (14-10) для механизмов с постоянным моментом сопротивления, приведены на рис. 14-4, а для механизмов с «вентилятор ным» моментом сопротивления — на рис. 14-5 ІЛ. 14-1J.
Пуск и самозапуск синхронного двигателя зависит не только от асинхронного момента, создаваемого пусковой обмоткой, но и от обратно синхронного поля обмотки возбуящения, в которой вращающим полем статора созда ется однофазное пульсирующее поле ротора. Это поле,
имеющее частоту скольжения, может быть разложено на два поля, вращающиеся относительно ротора в разные стороны с одинаковыми скоростями. Первое поле вращается относительно неподвижной обмотки статора синхронно
Рис. 14-4. Кривые выбега для механизма
спостоянным моментом сопротивления.
сполем статора и создает дополнительный вращающий момент, который суммируется с асинхронным моментом от пусковой-обмотки. Второе поле, вращающееся в проти-
Рис. 14-5. Кривые выбега для механизма с вентиляторным моментом сопротивления.
воиоложном направлении, наводит в обмотке статора э. д. с.; при этом возникают токи, от взаимодействия ко торых со статорными токами возникает дополнительный момент, величина и знак которого зависят от частоты вра щения ротора.
lJа рис. 14-6 показаны кривые асинхронного та, до полнительного тпдоп и результирующего т рез моментов синхронного двигателя при пуске с замкнутой накоротко и на активное сопротивление обмоткой возбуждения. Из них видно, что дополнительный момент может вызвать
Рис. 14-6. Кривые асинхронного, дополнительного п результирующего моментов синхронного двигателя при пуске и самозапуске с замкнутой накоротко (а) и на активное сопротивление (б) обмоткой возбуждения.
провал в кривых результирующего момента двигателя. Поэтому при значительном моменте сопротивления меха низма М 0 последовательно с обмоткой возбуждения вклю чается дополнительное активное сопротивление, которое уменьшает влияние одноосного эффекта.
14-3. УРОВНИ НАПРЯЖЕНИЯ И ИЗБЫТОЧНЫЕ МОМЕНТЫ ПРИ САМОЗАПУСКЕ
Пусковой ток асинхронного двигателя с короткозамк нутым ротором и синхронного двигателя с асинхронным пуском в 5—7 раз превышает номинальный ток, а в от дельных случаях (например, для быстроходных и спе циальных двигателей) достигает 10—12-кратной величины. По мере разгона кратность пускового тока двигателя снижается.
Самозапуск двигателей начинается с промежуточной частоты вращения, так что кратность тока при самозапуске меньше, чем при пуске. Однако при кратковременном исчез новении напряжения, даже при незначительном увеличе нии скольжения, сопротивление двигателя резко умень шается, а кратность потребляемого из сети тока возра стает.
Кривые in - / (s) для мощных двигателей приводятся в каталогах. Лри отсутствии кривых кратность пускового тока при скольжении s определяется по выражению
' J I ( S ) : |
(14 11) |
1 |
(1 H-Su.'s)8 |
Сопротивления элементов сети рекомендуется опреде лять в относительных единицах, а в качестве базисных величин принимать мощность 100 МВ-А и напряжение питающей сети. Перевод сопротивлений элементов сети из абсолютных в относительные единицы см. приложе ние ПІ.
При проверке самозапуска двигателей напряжением 6 и 10 кВ активными сопротивлениями элементов сети, в том числе токопроводов (за исключением ВЛ 6—10 кВ), как правило, можно пренебречь и учитывать только реак тивные сопротивления. При напряжении двигателей до 1 000 В, особенно в системах ограниченной мощности, активные сопротивления надо учитывать, так как они часто влияют на результаты расчетов.
Напряжение источника питания должно быть выше но минального напряжения двигателя для того, чтобы покрыть потерю напряжения во внешней сети и в трансформаторе. В противном случае напряжение на шинах при нормальной работе будет ниже номинального напряжения электро приемников, что недопустимо.
При отсутствии точных данных это напряжение в отно сительных единицах для расчетов самозапуска можно принять: двигателей напряжением выше 1 000 В—1,05, двигателей напряжением до 1 000 В—1,03.
Напряжение на выводах двигателей в начальный мо мент самозапуска должно обеспечить величины пускового момента, превышающие на 0,1 моменты сопротивления механизмов:
где mc{s), Шща) — моменты сопротивления механизма и пускового момента двигателя, соответствующие сколь жению s, с которого начинается разгон двигателя при самозапуске.
Определив по кривым выбега или по выражению (14-10) скольжение s, до которого при выбеге затормозятся дви гатели, по заводским данным находят сопротивления само-
запускаемых двигателей, соответствующие этому сколь жению. Далее определяют эквивалентное сопротивление всех участвующих в совместном самозапуске двигателей с последовательно включенными реакторами. Кроме того, учитывают индуктивное сопротивление нагрузки, питаю щейся от тех же шин. Наконец, определяют общее экви валентное сопротивление жэ2, которое складывают с сопро тивлением системы хс.
Для каждого самозапускаемого двигателя (при одно типных двигателях — для одного на каждый тип) строят кривые механических характеристик ma=f(s) при сниженном напряжении и кривые моментов сопротивления соответ ствующих механизмов те = / (s).
Чтобы построить механическую характеристику дви гателя та, необходимо определить напряжение на шинах
питания в первый момент самозапуска |
|
u, = 1’05^ | - |
<14-13) |
хс~Гхэ2 |
|
и напряжение на выводах каждого самозапускаемого дви гателя с учетом сопротивления реактора жрі
|
г' |
'- д і |
(14-14) |
|
*рг' |
|
|
|
|
В процессе самозапуска величина ид в связи с увеличе |
|
нием хді несколько повысится, что улучшает |
условия |
самозапуска. При приблизительных расчетах можно при нять, что в процессе самозапуска сопротивление двигателя а:ді = const.
Пусковой момент каждого самозапускаемого двигателя определяется по выражению
где mas — асинхронный момент, соответствующий сколь жению s при илі = 1 (определяется по заводским данным).
Для нескольких значений скольжения, начиная от значения, при котором начинается самозапуск (до номи нального скольжения sHдля асинхронных и до установив шегося скольжения sy для синхронных двигателей), строят для каждого двигателя: 1) кривую сниженного за время самозапуска асинхронного момента по выражению (14-15); 2) кривую момента сопротивления приводимого механизма; 3) избыточного момента как разницу между асинхронным моментом и моментом сопротивления.