ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
<л
ео
Рис. П.5. Воронки, образованные взрывом авиабомб (ФАБ), ракет, снарядов и фугасов:
а — открытые воронки; I — от ФАБ; 2 — от взрыва фугасов (усиленный горн); |
б — закрытые воронки от ФАБ; 3 — выпирающий гор»; |
4 — камуфлетная полость; в — большие воронки от |
наземного ядерного взрыва |
здания на арматуре, определяют, нет ли опасности дальнейшего распространения обрушений на уцелевшие части сооружения и соседние здания. Кроме того, устанавливают характер завалов от разрушенных сооружений, возможность их объезда, устройства проходов и объем работ по их уборке.
Осмотр внутренних конструкций начинается, как правило, от места взрыва. Порядок осмотра назначается в зависимости от состояния здания. Поврежденные конструкции здания обычно обру шиваются не мгновенно после взрыва, а в течение некоторого бо лее или менее длительного времени. При сотрясениях от проезда тяжелого транспорта или повторных взрывов вблизи сооружения поврежденные конструкции могут обрушиться незамедлительно. К поврежденным конструкциям следует подходить с наименее опасной стороны, прислушиваясь при этом, нет ли характерного шума, шороха и потрескиваний, указывающих на продолжаю щуюся деформацию и возможность скорого обрушения. Проводя осмотр в такой зоне, надо предусматривать возможность быстрого отхода в случае угрозы падения поврежденных конструкций.
При обследовании отдельных частей здания особое внимание необходимо обращать:
—при осмотре каменных конструкций — на отклонение стен, наличие трещин, на связь стен с перекрытием;
—при осмотре железобетонных конструкций — на состояние бетона и арматуры, трещины и деформации, целость затяжек свода
иарок и на места опирания сборных конструкций;
— при осмотре металлических конструкций— на искривление и разрыв элементов, состояние сварных швов и заклепочных сое динений опорных частей;
— при осмотре деревянных конструкций — на излом элементов, повреждение сопряжений, сохранность поковок, выпучивание или незначительное провисание конструкций и состояние опор.
Для безопасности личного состава инженерной разведки реко мендуется принимать следующие меры предосторожности: к частям зданий, подлежащим осмотру, выбирать безопасный от обрушения вышележащих конструкций надежный проход; осмотр воронок, колодцев и подземных сооружений производить с использованием средств защиты от отравления и спасательных веревок.
В ходе инженерной разведки разрушенных зданий и специаль ных сооружений выявляются материалы в виде кирпичного боя, деревянных и металлических элементов, которые могут быть ис пользованы для восстановления разрушенных дорожных и аэро дромных покрытий и других конструкций. Приближенный подсчет выявленных материалов в зависимости от первоначальных разме ров зданий приведен в табл. 6.
При разведке внутриобъектных и подъездных дорог, а также путей движения восстановительных подразделений к очагу пора жения устанавливается состояние „проезжей части и земляного полотна, грузоподъемность (если она неизвестна заранее) и состо яние мостов; возможность движения гусеничных инженерных
69
машин параллельно дороге. При необходимости дополнительно определяют возможность оборудования переправ (вброд, по льду), а также устройства объездов отдельных разрушенных участков дорог и искусственных сооружений на них.
Т а б л и ц а 6
Выход материалов на 100 м3 объема жилого здания при полной разборке
Наименование Единица материалов измерения
Кирпичные здания
на цемент на извест ном рас ковом творе растворе
Рубле Смешан ные ные здания здания
Глыбы |
м3 |
(или т) |
9(17) |
3(5) |
— |
4(7) |
Щебень и мусор |
м3 |
(или т) |
13(16) |
18(24) |
— |
6(8) |
Лесоматериалы |
м3 |
(или т) |
6(4) |
6(4) |
15(9) |
8(5) |
Металл (балки и др.) |
|
т |
0,35 |
0,28 |
— |
— |
Всего . . . |
|
т |
37—38 |
33—34 |
9 |
20 |
Результаты разведки дорог отражаются в специальном журнале инженерной разведки дорог.
В тех случаях, когда нельзя использовать существующие доро ги, для движения инженерно-спасательных и восстановительных подразделений к очагу поражения, а также для эвакуации постра давших разведываются колонные пути по целине *.
Возможность проезда машин и транспорта по целине (особенно в период распутицы или по заболоченным участкам) ориентиро вочно устанавливается с помощью гиревого ударника (рис. П.З,
поз. 31).
Грузоподъемность балочных мостов определяется по отдельным элементам моста с использованием специальных таблиц [30]. При этом толщина элементов, пораженных гниением, не учитывается. Если грузоподъемность отдельных элементов окажется неодинако вой, то в целом ее принимают по наиболее слабым элементам.
Грузоподъемность автодорожных мостов с металлическими и железобетонными пролетными строениями, если они не подверг лись разрушению в результате воздействия ударной волны ядерного взрыва, определять обычно не требуется.
При обследовании моста, подвергшегося воздействию ядерного взрыва, тщательно осматриваются с привлечением опециалистовмостостроителей опоры и несущие элементы пролетного строения.
* Колонным путем называется выбранное и обозначенное на местности направление, на котором простейшими дорожно-мостовыми работами обеспечи вается разовый проход (или кратковременное движение) войск ц боевой техники.
70
Если пролетное строение обрушилось, устанавливается возмож ность использования его в качестве опоры временно восстанавли ваемого моста.
Тщательному обследованию подлежат покрытия внутриобъектных дорог, аэродромов и специальных площадок для выявления частично деформированных элементов, требующих замены (вспу ченность и просадка бетонных плит, наличие трещин и отколов, прочность бетона и т. п.). Прочность покрытий может опреде ляться путем упрощенных, неразрушающих методов контроля (акустический, радиометрический и др.) [58].
При инженерной разведке разрушенных объектов осмотру под лежат все открытые сооружения дренажно-водосточных систем, а также поверхности по трассам скрытых инженерных сетей. Для этого вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с крыш ками, скрытыми землей (после осмотра колодцы должны быть закрыты во избежание их засорения). Для обследования состоя ния трубопроводов диаметром до 0,7 м используются зеркало и фонарь, устанавливаемые в смежных колодцах; свет фонаря направляется на зеркало через осматриваемую трубу. Трубы диа метром более 0,7 м обследуются продвигающимся внутри их раз ведчиком. Чтобы разведчик не отравился скапливающимися в тру бопроводах газами, он должен быть снабжен противогазовой мас кой с длинным шлангом. Кроме того, к его поясу прикрепляется спасательный канат, с помощью которого разведчик может быть вытащен на поверхность по установленному сигналу. При раз ведке трубопроводов, поврежденных в местах попадания ФАБ, необходимо иметь в виду, что они разрушаются (вследствие гид равлического удара и по другим причинам) не только непосредст венно в воронке, но и на некотором расстоянии от нее.
При образовании воронки вблизи трубопровода нарушения в его стыках вследствие сейсмического колебания почвы могут про изойти и на значительном расстоянии от нее. В связи с этим сле дует отрывать траншеи для осмотра трех-четырех стыков каждой бетонной трубы, идущей от воронки.
4. ДЕТАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА РАЗРУШЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Детальная инженерная разведка проводится при необходимости реконструкции, а также капитального или временного восстанов ления специальных сооружений, покрытий 'площадок, аэродромов
иподъездных дорог, осушительных и водосточных систем, зданий
иразличных инженерных сетей. В боевой обстановке ее проводят, как правило, после ускоренной инженерной разведки параллельно с восстановлением объекта. Она является не самостоятельным эта пом работы, а лишь дополняющим ускоренную инженерную раз ведку в той мере, в какой это требуется при восстановлении кон кретного сооружения.
71
При этом инженерная разведка поврежденных сооружений проводится в два этапа: ускоренная разведка для получения общего представления о состоянии сооружения, затем детальная инженер ная разведка, выполняемая параллельно с восстановительными работами (в частности, параллельно с работами по разграждению
и разборке конструкций, |
угрожающих обрушением) или по окон |
|||
чании расчистки |
конструкций. |
|
||
При детальной инженерной разведке используется подвижная |
||||
лаборатория (рис. |
П.6) |
с |
ультразвуковыми, |
радиометрическими |
и другими дефектоскопами. |
В ходе детальной |
разведки неразру |
шающими методами контроля подвижная лаборатория позволяет выполнять следующее:
— с помощью импульсного акустического микросекундомера проверять и определять прочность, статические и динамические модули, плотность и однородность материалов и конструкций (в частности, замерять прочность бетона с точностью до 10%);
— с помощью универсального радиометра проверять плотность материала в конструкции, наличие и ширину раскрытия трещин, наличие раковин, каверн, пустот и т. п.;
— с помощью измерителя магнитной проницаемости ИПМ определять толщину защитного слоя железобетона, расположение и направление арматуры, закладных деталей.
ГЛАВА III
ИНЖЕНЕРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1. СОСТАВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
При поражении объекта артиллерийскими снарядами, ФАБ и особенно ударной волной ядерного взрыва разрушаются не только здания, но и инженерные сети (воздухопроводы, водопровод, кана лизация, топливопроводы). Это вызывает аварии, затопления и пожары сооружений. Ударная волна не только механически пора жает объекты, вызывая обрушение зданий, но и является причи ной пожаров, возникающих вследствие короткого замыкания элек тропроводов, разрыва газопроводов, разрушения печей. Она спо собствует также распространению пожаров, так как горящие пред меты под ее воздействием забрасываются в помещения через вы битые окна и двери- В связи с разрушением водопроводов тушение пожаров затруднено. В то же время взрывная волна может и по гасить пламя пожара.
Инженерные работы в очаге поражения объекта имеют целью способствовать успешному выполнению спасательных и необходи мых для их осуществления неотложных аварийно-восстановитель ных работ. К первоочередным инженерным задачам относятся обеспечение маршрутов ввода к очагу поражения восстановитель ных подразделений, техники и эвакуации пострадавших людей, спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы.
Работы по обеспечению маршрута ввода и эвакуации включают восстановление дорог и мостов, устройство объездов с прокладкой колонных дутей по целине, а также ликвидацию лесных, горных и уличных завалов.
К инженерно-спасательным работам относятся: разведка очага поражения в целях поиска пострадавших, прокладывание времен ных проездов на заваленной территории, тушение пожаров, откач ка воды, откопка и вскрытие заваленных защитных сооружений, подача в них воздуха, спасение пострадавших из-под завалов и из частично разрушенных или затопленных зданий и убежищ, вывод людей из районов заражения и затопления, санитарная обработка пострадавших, обезвреживание территории спасательных работ и техники.
74