Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ео

Рис. П.5. Воронки, образованные взрывом авиабомб (ФАБ), ракет, снарядов и фугасов:

а — открытые воронки; I — от ФАБ; 2 — от взрыва фугасов (усиленный горн);

б — закрытые воронки от ФАБ; 3 — выпирающий гор»;

4 — камуфлетная полость; в — большие воронки от

наземного ядерного взрыва

здания на арматуре, определяют, нет ли опасности дальнейшего распространения обрушений на уцелевшие части сооружения и соседние здания. Кроме того, устанавливают характер завалов от разрушенных сооружений, возможность их объезда, устройства проходов и объем работ по их уборке.

Осмотр внутренних конструкций начинается, как правило, от места взрыва. Порядок осмотра назначается в зависимости от состояния здания. Поврежденные конструкции здания обычно обру­ шиваются не мгновенно после взрыва, а в течение некоторого бо­ лее или менее длительного времени. При сотрясениях от проезда тяжелого транспорта или повторных взрывов вблизи сооружения поврежденные конструкции могут обрушиться незамедлительно. К поврежденным конструкциям следует подходить с наименее опасной стороны, прислушиваясь при этом, нет ли характерного шума, шороха и потрескиваний, указывающих на продолжаю­ щуюся деформацию и возможность скорого обрушения. Проводя осмотр в такой зоне, надо предусматривать возможность быстрого отхода в случае угрозы падения поврежденных конструкций.

При обследовании отдельных частей здания особое внимание необходимо обращать:

при осмотре каменных конструкций — на отклонение стен, наличие трещин, на связь стен с перекрытием;

при осмотре железобетонных конструкций — на состояние бетона и арматуры, трещины и деформации, целость затяжек свода

иарок и на места опирания сборных конструкций;

— при осмотре металлических конструкций— на искривление и разрыв элементов, состояние сварных швов и заклепочных сое­ динений опорных частей;

— при осмотре деревянных конструкций — на излом элементов, повреждение сопряжений, сохранность поковок, выпучивание или незначительное провисание конструкций и состояние опор.

Для безопасности личного состава инженерной разведки реко­ мендуется принимать следующие меры предосторожности: к частям зданий, подлежащим осмотру, выбирать безопасный от обрушения вышележащих конструкций надежный проход; осмотр воронок, колодцев и подземных сооружений производить с использованием средств защиты от отравления и спасательных веревок.

В ходе инженерной разведки разрушенных зданий и специаль­ ных сооружений выявляются материалы в виде кирпичного боя, деревянных и металлических элементов, которые могут быть ис­ пользованы для восстановления разрушенных дорожных и аэро­ дромных покрытий и других конструкций. Приближенный подсчет выявленных материалов в зависимости от первоначальных разме­ ров зданий приведен в табл. 6.

При разведке внутриобъектных и подъездных дорог, а также путей движения восстановительных подразделений к очагу пора­ жения устанавливается состояние „проезжей части и земляного полотна, грузоподъемность (если она неизвестна заранее) и состо­ яние мостов; возможность движения гусеничных инженерных

69


машин параллельно дороге. При необходимости дополнительно определяют возможность оборудования переправ (вброд, по льду), а также устройства объездов отдельных разрушенных участков дорог и искусственных сооружений на них.

Т а б л и ц а 6

Выход материалов на 100 м3 объема жилого здания при полной разборке

Наименование Единица материалов измерения

Кирпичные здания

на цемент­ на извест­ ном рас­ ковом творе растворе

Рубле­ Смешан­ ные ные здания здания

Глыбы

м3

(или т)

9(17)

3(5)

4(7)

Щебень и мусор

м3

(или т)

13(16)

18(24)

6(8)

Лесоматериалы

м3

(или т)

6(4)

6(4)

15(9)

8(5)

Металл (балки и др.)

 

т

0,35

0,28

Всего . . .

 

т

37—38

33—34

9

20

Результаты разведки дорог отражаются в специальном журнале инженерной разведки дорог.

В тех случаях, когда нельзя использовать существующие доро­ ги, для движения инженерно-спасательных и восстановительных подразделений к очагу поражения, а также для эвакуации постра­ давших разведываются колонные пути по целине *.

Возможность проезда машин и транспорта по целине (особенно в период распутицы или по заболоченным участкам) ориентиро­ вочно устанавливается с помощью гиревого ударника (рис. П.З,

поз. 31).

Грузоподъемность балочных мостов определяется по отдельным элементам моста с использованием специальных таблиц [30]. При этом толщина элементов, пораженных гниением, не учитывается. Если грузоподъемность отдельных элементов окажется неодинако­ вой, то в целом ее принимают по наиболее слабым элементам.

Грузоподъемность автодорожных мостов с металлическими и железобетонными пролетными строениями, если они не подверг­ лись разрушению в результате воздействия ударной волны ядерного взрыва, определять обычно не требуется.

При обследовании моста, подвергшегося воздействию ядерного взрыва, тщательно осматриваются с привлечением опециалистовмостостроителей опоры и несущие элементы пролетного строения.

* Колонным путем называется выбранное и обозначенное на местности направление, на котором простейшими дорожно-мостовыми работами обеспечи­ вается разовый проход (или кратковременное движение) войск ц боевой техники.

70



Если пролетное строение обрушилось, устанавливается возмож­ ность использования его в качестве опоры временно восстанавли­ ваемого моста.

Тщательному обследованию подлежат покрытия внутриобъектных дорог, аэродромов и специальных площадок для выявления частично деформированных элементов, требующих замены (вспу­ ченность и просадка бетонных плит, наличие трещин и отколов, прочность бетона и т. п.). Прочность покрытий может опреде­ ляться путем упрощенных, неразрушающих методов контроля (акустический, радиометрический и др.) [58].

При инженерной разведке разрушенных объектов осмотру под­ лежат все открытые сооружения дренажно-водосточных систем, а также поверхности по трассам скрытых инженерных сетей. Для этого вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с крыш­ ками, скрытыми землей (после осмотра колодцы должны быть закрыты во избежание их засорения). Для обследования состоя­ ния трубопроводов диаметром до 0,7 м используются зеркало и фонарь, устанавливаемые в смежных колодцах; свет фонаря направляется на зеркало через осматриваемую трубу. Трубы диа­ метром более 0,7 м обследуются продвигающимся внутри их раз­ ведчиком. Чтобы разведчик не отравился скапливающимися в тру­ бопроводах газами, он должен быть снабжен противогазовой мас­ кой с длинным шлангом. Кроме того, к его поясу прикрепляется спасательный канат, с помощью которого разведчик может быть вытащен на поверхность по установленному сигналу. При раз­ ведке трубопроводов, поврежденных в местах попадания ФАБ, необходимо иметь в виду, что они разрушаются (вследствие гид­ равлического удара и по другим причинам) не только непосредст­ венно в воронке, но и на некотором расстоянии от нее.

При образовании воронки вблизи трубопровода нарушения в его стыках вследствие сейсмического колебания почвы могут про­ изойти и на значительном расстоянии от нее. В связи с этим сле­ дует отрывать траншеи для осмотра трех-четырех стыков каждой бетонной трубы, идущей от воронки.

4. ДЕТАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА РАЗРУШЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Детальная инженерная разведка проводится при необходимости реконструкции, а также капитального или временного восстанов­ ления специальных сооружений, покрытий 'площадок, аэродромов

иподъездных дорог, осушительных и водосточных систем, зданий

иразличных инженерных сетей. В боевой обстановке ее проводят, как правило, после ускоренной инженерной разведки параллельно с восстановлением объекта. Она является не самостоятельным эта­ пом работы, а лишь дополняющим ускоренную инженерную раз­ ведку в той мере, в какой это требуется при восстановлении кон­ кретного сооружения.

71


При этом инженерная разведка поврежденных сооружений проводится в два этапа: ускоренная разведка для получения общего представления о состоянии сооружения, затем детальная инженер­ ная разведка, выполняемая параллельно с восстановительными работами (в частности, параллельно с работами по разграждению

и разборке конструкций,

угрожающих обрушением) или по окон­

чании расчистки

конструкций.

 

При детальной инженерной разведке используется подвижная

лаборатория (рис.

П.6)

с

ультразвуковыми,

радиометрическими

и другими дефектоскопами.

В ходе детальной

разведки неразру­

шающими методами контроля подвижная лаборатория позволяет выполнять следующее:

— с помощью импульсного акустического микросекундомера проверять и определять прочность, статические и динамические модули, плотность и однородность материалов и конструкций (в частности, замерять прочность бетона с точностью до 10%);

— с помощью универсального радиометра проверять плотность материала в конструкции, наличие и ширину раскрытия трещин, наличие раковин, каверн, пустот и т. п.;

— с помощью измерителя магнитной проницаемости ИПМ определять толщину защитного слоя железобетона, расположение и направление арматуры, закладных деталей.

ГЛАВА III

ИНЖЕНЕРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. СОСТАВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ

При поражении объекта артиллерийскими снарядами, ФАБ и особенно ударной волной ядерного взрыва разрушаются не только здания, но и инженерные сети (воздухопроводы, водопровод, кана­ лизация, топливопроводы). Это вызывает аварии, затопления и пожары сооружений. Ударная волна не только механически пора­ жает объекты, вызывая обрушение зданий, но и является причи­ ной пожаров, возникающих вследствие короткого замыкания элек­ тропроводов, разрыва газопроводов, разрушения печей. Она спо­ собствует также распространению пожаров, так как горящие пред­ меты под ее воздействием забрасываются в помещения через вы­ битые окна и двери- В связи с разрушением водопроводов тушение пожаров затруднено. В то же время взрывная волна может и по­ гасить пламя пожара.

Инженерные работы в очаге поражения объекта имеют целью способствовать успешному выполнению спасательных и необходи­ мых для их осуществления неотложных аварийно-восстановитель­ ных работ. К первоочередным инженерным задачам относятся обеспечение маршрутов ввода к очагу поражения восстановитель­ ных подразделений, техники и эвакуации пострадавших людей, спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы.

Работы по обеспечению маршрута ввода и эвакуации включают восстановление дорог и мостов, устройство объездов с прокладкой колонных дутей по целине, а также ликвидацию лесных, горных и уличных завалов.

К инженерно-спасательным работам относятся: разведка очага поражения в целях поиска пострадавших, прокладывание времен­ ных проездов на заваленной территории, тушение пожаров, откач­ ка воды, откопка и вскрытие заваленных защитных сооружений, подача в них воздуха, спасение пострадавших из-под завалов и из частично разрушенных или затопленных зданий и убежищ, вывод людей из районов заражения и затопления, санитарная обработка пострадавших, обезвреживание территории спасательных работ и техники.

74