ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
дации, во вторую очередь — неразрушенные участки объекта, намеченные для эксплуатации.
Дезактивация, дегазация и дезинфекция производятся механи ческими, химическими и физическими способами.
К механическим способам относятся удаление заражающих веществ или создание защитных слоев из различных материалов, исключающих или снижающих вредное действие этих веществ.
Химические способы предусматривают обезвреживание ОВ и уничтожение болезнетворных микробов дегазирующими и дезинфи цирующими веществами, которые разрушают ОВ или убивают микробы. Применение химических способов не прекращает вред ного действия радиоактивных веществ, оно лишь облегчает удале ние этих веществ, переводя их из твердого состояния в жидкое.
К физическим способам относятся принудительное испарение ОВ и уничтожение болезнетворных микробов воздействием высокой температуры и усиленной циркуляцией воздуха.
Вредное действие отравляющих веществ и болезнетворных микробов снижается с течением времени в естественных условиях в результате распада радиоактивных веществ (самодезактивация), естественного испарения ОВ и гибели микробов под действием солнечных лучей, мороза, ветра и других факторов.
При одновременном заражении объекта радиоактивными и отравляющими веществами и бактериологическими средствами первоначально производится частичная или полная дегазация, которая обеспечивает дезинфекцию и частичную дезактивацию. Затем после дозиметрического контроля в случае необходимости выполняется полная дезактивация.
Дезактивация, дегазация |
и дезинфекция территории и техники |
(рис. IV.3) производятся с помощью специальных технических |
|
средств — авторазливочных |
станций, автодегазационных машин, |
ранцевых дегазационных приборов, а также обычными дорожно строительными машинами, применяемыми для строительства и эксплуатационного содержания дорог и аэродромов (бульдозера ми, скреперами, автогрейдерами, экскаваторами, катками, тепло выми, вакуумно-уборочными, поливо-моечными и подметально-убо рочными машинами, пескоразбрасывателями).
Наиболее эффективным способом дезактивации, дегазации и дезинфекции территории и техники является обработка заражен ных объектов мощными газовыми или газо-капельными потоками, создаваемыми тепловыми машинами с авиационными реактивны ми двигателями, снятыми с самолетов после полного израсходо вания моторесурсов.
С помощью тепловой машины могут также обрабатываться покрытия автодорог и ВПП аэродромов, залитые в целях загра ждения нефтью и другими веществами.
Перед началом работ на тепловой машине монтируется щеле видная насадка таким образом, чтобы середина щели насадки на ходилась над обрабатываемой поверхностью на высоте 40 см, а горизонтальный угол между осью реактивного двигателя и направ-
4* |
99 |
-------- ^ |
Н а п р а в л е н и е в е т р а |
i "
3
Рис. IV.3. Схемы производства работ по дезактивации дорог, площадок и аэро дромов:
/ — тепловой |
машиной |
(а —при |
отсутствии |
ветра или при ветре, параллельном оси |
|||||||||||||
участка; |
б — при |
ветре, |
направленном |
под углом |
к оси |
участка; |
/ — трасса |
движения |
|||||||||
машины; |
2 — граница |
захватки; |
3 — начало |
обработки; 4 — конец |
обработки); |
// — срез |
|||||||||||
кой зараженного |
грунта |
автогрейдерами |
(а — при |
отсутствии |
ветра; б, |
в — при |
ветре); |
||||||||||
I I I — срезкой |
зараженного грунта |
с засыпкой |
его |
в траншеи |
(а — срезка |
и обвалование |
|||||||||||
зараженного |
грунта; |
б — отрывка |
траншей; |
в — отсыпка |
грунта |
в траншеи; |
г — плани |
||||||||||
ровка и уплотнение участка; |
/ — незараженный |
грунт; |
2 — траншея; |
3 — зараженный |
|||||||||||||
грунт); I V — поливо-моечными |
машинами |
(о, |
б — при ветре, направленном |
вдоль |
участка; |
||||||||||||
в — при |
ветре, направленном |
поперек |
участка; / —направление поперечного |
уклона де |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
зактивируемой |
поверхности) |
|
|
|
|
|
|
лением движения машины составлял 30° (вправо или влево). Дезактивация и дегазация территории производятся при дви жении тепловой машины параллельно наибольшей стороне участ ка. Ширина полосы, обрабатываемой тепловой машиной за один проход, зависит от вида заражения, типа покрытия и времени года. Для снижения уровня радиации до допустимых норм нужно дезактивировать не только зараженный участок дороги, площадки или аэродрома, но и прилегающие к нему боковые и торцовые обочины. При обработке участков прямоугольной формы в зависимости от наличия, направления и силы ветра следует при менять одну из схем движения машины, приведенных на рис. IV.3,/. Если ветра нет или он дует в направлении, параллель ном длинной стороне участка, тепловая машина перемещается от середины к краям. При ветре, направленном под углом к продоль ной оси участка, перемещение осуществляется от наветренного края к подветренному.
Газовый и газо-капельный способы позволяют в 2—5 раз (а в отдельных случаях и больше) сократить время дезактивации, дега зации и дезинфекции по сравнению со всеми другими способами, которые применяются лишь в тех случаях, когда специальная обработка газовым и газо-капельным потоками не может быть обеспечена (из-за отсутствия необходимой техники, трудности водоснабжения или топливоснабжения, неудобного расположения обрабатываемых объектов на местности и т. п.).
Для дегазации используют как специальные дегазирующие вещества — хлорную известь, гипохлорит кальция, дегазирующие растворы и растворители — бензин, керосин, дизельное топливо, дихлорэтан, так и местные дегазирующие материалы — сухие измельченные глины и суглинки, торф, гашеную и негашеную из весть, золы и промышленные отходы, содержащие щелочи, кислоты или активный хлор.
Могут применяться также вода, эмульгаторы, кальцинирован ная сода и обычные растворители. Все эти вещества, за исключе нием воды, используются, как правило, только для обработки тех ники. В качестве дезинфицирующих веществ служат формальде гиды (формалин, фенол) и те же дегазирующие вещества.
Проходы к местам производства спасательных и восстанови тельных работ в зараженной зоне устраиваются обычными мето дами дезактивации, дегазации и дезинфекции, включая смыв, сре зание грунта, засыпку зараженных участков подручными материа лами (грунтом, шлаком, опилками и т. п.), а также укладку сборных колейных покрытий.
Ширина проходов при дегазации должна быть не менее 45 см, при дезактивации она назначается в соответствии с требуемой величиной кратности ослабления радиоактивного излучения в се редине прохода и может определяться по табл. 7.
Из соображений безопасности необходимо, чтобы дезактива ция, дегазация и дезинфекция предшествовали восстановительным
10Д
работам. Однако в ряде случаев эти работы приходится совмещать, так как разграждение воронок, образованных взрывом химических
снарядов |
и снарядов, |
снаряженных |
бактериальными средствами, |
||||||
|
|
|
|
|
|
именно и |
заключается в |
||
|
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
засыпке их сначала со |
||||
|
|
|
|
|
|
бранным |
вокруг заражен |
||
Кратность |
ослабления |
|
|
|
|
ным грунтом, а затем за |
|||
радиоактивного излу |
1.5 |
2 |
3 |
|
щитным |
слоем |
незаря |
||
чения в середине про |
|
|
|
|
женного грунта, |
подвезен |
|||
хода |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
ного со стороны и при |
|||
|
|
|
|
|
|
необходимости |
смешан |
||
Ширина |
дезактиви- |
5 |
10 |
15 |
|
ного с дегазирующими |
и |
||
рованной |
полосы, м |
|
|
|
|
дезинфицирующими |
ве |
||
|
|
|
|
|
|
ществами. |
|
|
|
Дезактивация, дегазация и дезинфекция грунтовых дорог, летных полей аэродромов, площадок и участков местности, предназначенных для строительства или расширения существующих объектов
Дезактивация грунтовых участков помимо обработки газовым потоком с помощью тепловых машин может быть осуществлена срезкой зараженного грунта на 3—4 см, удаляемого затем за пре делы участка (рис. IV.3, II) или укладываемого в траншеи (рис. IV.3, III), а также засыпкой зараженного участка слоем незаряженного грунта толщиной 8—15 см и перемешиванием верх него слоя с нижним, незаряженным. Снижение уровня радиации при этом обеспечивается соответственно в 2,5—6; 1,5 и 2—3 раза.
Для срезки, засыпки и перепахивания грунта используются следующие машины: автогрейдеры (срезка и обвалование), экска ваторы (отрывка траншей и погрузка), бульдозеры (срезка, отсып ка в траншеи, обвалование и разравнивание), скреперы и автомоби ли-самосвалы (вывозка грунта), тракторные плуги и бороны (пере пахивание и боронование), катки (уплотнение) и другие машины. При срезке и обваловании зараженного грунта автогрейдером длину захватки следует принимать до 400—500 м, ширина полосы смещения грунта в одну сторону не должна превышать 15—20 м. Срезанный грунт отвозится за пределы дезактивируемого участка и складируется в специально отведенных местах, находящихся на безопасном расстоянии от мест пребывания людей. При укладке грунта в траншеи и выемки необходимо устраивать над ним защитный слой из незаряженного грунта толщиной не менее 40 см.
Перемешивание зараженного грунта с нижележащими слоями производится многократной вспашкой на глубину 20 см и боро нованием.
Засыпка незаряженным грунтом зараженной поверхности менее эффективна, ее применяют на скальных, промерзших, болотистых или переувлажненных грунтах. На эффективность дезактивации, дегазации и дезинфекции большое влияние оказывают плотность и
102