Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дации, во вторую очередь — неразрушенные участки объекта, намеченные для эксплуатации.

Дезактивация, дегазация и дезинфекция производятся механи­ ческими, химическими и физическими способами.

К механическим способам относятся удаление заражающих веществ или создание защитных слоев из различных материалов, исключающих или снижающих вредное действие этих веществ.

Химические способы предусматривают обезвреживание ОВ и уничтожение болезнетворных микробов дегазирующими и дезинфи­ цирующими веществами, которые разрушают ОВ или убивают микробы. Применение химических способов не прекращает вред­ ного действия радиоактивных веществ, оно лишь облегчает удале­ ние этих веществ, переводя их из твердого состояния в жидкое.

К физическим способам относятся принудительное испарение ОВ и уничтожение болезнетворных микробов воздействием высокой температуры и усиленной циркуляцией воздуха.

Вредное действие отравляющих веществ и болезнетворных микробов снижается с течением времени в естественных условиях в результате распада радиоактивных веществ (самодезактивация), естественного испарения ОВ и гибели микробов под действием солнечных лучей, мороза, ветра и других факторов.

При одновременном заражении объекта радиоактивными и отравляющими веществами и бактериологическими средствами первоначально производится частичная или полная дегазация, которая обеспечивает дезинфекцию и частичную дезактивацию. Затем после дозиметрического контроля в случае необходимости выполняется полная дезактивация.

Дезактивация, дегазация

и дезинфекция территории и техники

(рис. IV.3) производятся с помощью специальных технических

средств — авторазливочных

станций, автодегазационных машин,

ранцевых дегазационных приборов, а также обычными дорожно­ строительными машинами, применяемыми для строительства и эксплуатационного содержания дорог и аэродромов (бульдозера­ ми, скреперами, автогрейдерами, экскаваторами, катками, тепло­ выми, вакуумно-уборочными, поливо-моечными и подметально-убо­ рочными машинами, пескоразбрасывателями).

Наиболее эффективным способом дезактивации, дегазации и дезинфекции территории и техники является обработка заражен­ ных объектов мощными газовыми или газо-капельными потоками, создаваемыми тепловыми машинами с авиационными реактивны­ ми двигателями, снятыми с самолетов после полного израсходо­ вания моторесурсов.

С помощью тепловой машины могут также обрабатываться покрытия автодорог и ВПП аэродромов, залитые в целях загра­ ждения нефтью и другими веществами.

Перед началом работ на тепловой машине монтируется щеле­ видная насадка таким образом, чтобы середина щели насадки на­ ходилась над обрабатываемой поверхностью на высоте 40 см, а горизонтальный угол между осью реактивного двигателя и направ-

4*

99


-------- ^

Н а п р а в л е н и е в е т р а

i "

3

Рис. IV.3. Схемы производства работ по дезактивации дорог, площадок и аэро­ дромов:

/ — тепловой

машиной

(а —при

отсутствии

ветра или при ветре, параллельном оси

участка;

б — при

ветре,

направленном

под углом

к оси

участка;

/ — трасса

движения

машины;

2 — граница

захватки;

3 — начало

обработки; 4 — конец

обработки);

// — срез­

кой зараженного

грунта

автогрейдерами

— при

отсутствии

ветра; б,

в — при

ветре);

I I I — срезкой

зараженного грунта

с засыпкой

его

в траншеи

(а — срезка

и обвалование

зараженного

грунта;

б — отрывка

траншей;

в — отсыпка

грунта

в траншеи;

г плани­

ровка и уплотнение участка;

/ — незараженный

грунт;

2 — траншея;

3 — зараженный

грунт); I V — поливо-моечными

машинами

(о,

б — при ветре, направленном

вдоль

участка;

в — при

ветре, направленном

поперек

участка; / —направление поперечного

уклона де­

 

 

 

 

 

 

зактивируемой

поверхности)

 

 

 

 

 

 



лением движения машины составлял 30° (вправо или влево). Дезактивация и дегазация территории производятся при дви­ жении тепловой машины параллельно наибольшей стороне участ­ ка. Ширина полосы, обрабатываемой тепловой машиной за один проход, зависит от вида заражения, типа покрытия и времени года. Для снижения уровня радиации до допустимых норм нужно дезактивировать не только зараженный участок дороги, площадки или аэродрома, но и прилегающие к нему боковые и торцовые обочины. При обработке участков прямоугольной формы в зависимости от наличия, направления и силы ветра следует при­ менять одну из схем движения машины, приведенных на рис. IV.3,/. Если ветра нет или он дует в направлении, параллель­ ном длинной стороне участка, тепловая машина перемещается от середины к краям. При ветре, направленном под углом к продоль­ ной оси участка, перемещение осуществляется от наветренного края к подветренному.

Газовый и газо-капельный способы позволяют в 2—5 раз (а в отдельных случаях и больше) сократить время дезактивации, дега­ зации и дезинфекции по сравнению со всеми другими способами, которые применяются лишь в тех случаях, когда специальная обработка газовым и газо-капельным потоками не может быть обеспечена (из-за отсутствия необходимой техники, трудности водоснабжения или топливоснабжения, неудобного расположения обрабатываемых объектов на местности и т. п.).

Для дегазации используют как специальные дегазирующие вещества — хлорную известь, гипохлорит кальция, дегазирующие растворы и растворители — бензин, керосин, дизельное топливо, дихлорэтан, так и местные дегазирующие материалы — сухие измельченные глины и суглинки, торф, гашеную и негашеную из­ весть, золы и промышленные отходы, содержащие щелочи, кислоты или активный хлор.

Могут применяться также вода, эмульгаторы, кальцинирован­ ная сода и обычные растворители. Все эти вещества, за исключе­ нием воды, используются, как правило, только для обработки тех­ ники. В качестве дезинфицирующих веществ служат формальде­ гиды (формалин, фенол) и те же дегазирующие вещества.

Проходы к местам производства спасательных и восстанови­ тельных работ в зараженной зоне устраиваются обычными мето­ дами дезактивации, дегазации и дезинфекции, включая смыв, сре­ зание грунта, засыпку зараженных участков подручными материа­ лами (грунтом, шлаком, опилками и т. п.), а также укладку сборных колейных покрытий.

Ширина проходов при дегазации должна быть не менее 45 см, при дезактивации она назначается в соответствии с требуемой величиной кратности ослабления радиоактивного излучения в се­ редине прохода и может определяться по табл. 7.

Из соображений безопасности необходимо, чтобы дезактива­ ция, дегазация и дезинфекция предшествовали восстановительным

10Д


работам. Однако в ряде случаев эти работы приходится совмещать, так как разграждение воронок, образованных взрывом химических

снарядов

и снарядов,

снаряженных

бактериальными средствами,

 

 

 

 

 

 

именно и

заключается в

 

 

 

Т а б л и ц а

7

засыпке их сначала со­

 

 

 

 

 

 

бранным

вокруг заражен­

Кратность

ослабления

 

 

 

 

ным грунтом, а затем за­

радиоактивного излу­

1.5

2

3

 

щитным

слоем

незаря­

чения в середине про­

 

 

 

 

женного грунта,

подвезен­

хода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного со стороны и при

 

 

 

 

 

 

необходимости

смешан­

Ширина

дезактиви-

5

10

15

 

ного с дегазирующими

и

рованной

полосы, м

 

 

 

 

дезинфицирующими

ве­

 

 

 

 

 

 

ществами.

 

 

 

Дезактивация, дегазация и дезинфекция грунтовых дорог, летных полей аэродромов, площадок и участков местности, предназначенных для строительства или расширения существующих объектов

Дезактивация грунтовых участков помимо обработки газовым потоком с помощью тепловых машин может быть осуществлена срезкой зараженного грунта на 3—4 см, удаляемого затем за пре­ делы участка (рис. IV.3, II) или укладываемого в траншеи (рис. IV.3, III), а также засыпкой зараженного участка слоем незаряженного грунта толщиной 8—15 см и перемешиванием верх­ него слоя с нижним, незаряженным. Снижение уровня радиации при этом обеспечивается соответственно в 2,5—6; 1,5 и 2—3 раза.

Для срезки, засыпки и перепахивания грунта используются следующие машины: автогрейдеры (срезка и обвалование), экска­ ваторы (отрывка траншей и погрузка), бульдозеры (срезка, отсып­ ка в траншеи, обвалование и разравнивание), скреперы и автомоби­ ли-самосвалы (вывозка грунта), тракторные плуги и бороны (пере­ пахивание и боронование), катки (уплотнение) и другие машины. При срезке и обваловании зараженного грунта автогрейдером длину захватки следует принимать до 400—500 м, ширина полосы смещения грунта в одну сторону не должна превышать 15—20 м. Срезанный грунт отвозится за пределы дезактивируемого участка и складируется в специально отведенных местах, находящихся на безопасном расстоянии от мест пребывания людей. При укладке грунта в траншеи и выемки необходимо устраивать над ним защитный слой из незаряженного грунта толщиной не менее 40 см.

Перемешивание зараженного грунта с нижележащими слоями производится многократной вспашкой на глубину 20 см и боро­ нованием.

Засыпка незаряженным грунтом зараженной поверхности менее эффективна, ее применяют на скальных, промерзших, болотистых или переувлажненных грунтах. На эффективность дезактивации, дегазации и дезинфекции большое влияние оказывают плотность и

102