Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

толщина отсыпаемого слоя грунта. Так, при толщине засыпки 14 см уровень радиации уменьшается примерно в два раза. Тол­ щина слоя незаряженного грунта определяется по формуле

В =

- 4 - ,

 

2-ЗГ

 

где D — допустимая доза гамма-излучения,

р;

Ц>— доза гамма-излучения

засыпаемой поверхности;

h — толщина защитного слоя, см;

 

ch — слой половинного ослабления гамма-излучения; толщина его для грунта равна примерно 14 см.

Зараженные поверхности целесообразно засыпать при заделке воронок, рвов, траншей, а при строительстве и реконструкции дорог, площадок и аэродромов — на участках насыпей. При этом дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию следует совмещать с земляными работами.

Помимо перечисленных применяются комбинированные методы дезактивации, дегазации и дезинфекции грунтовой части летных нолей. В сухую погоду дезактивация может производиться пере­ пахиванием, а на участках с более высокими уровнями радиации, кроме того, дополнительной засыпкой грунтом. В сырую погоду целесообразно срезать зараженный слой грунта скреперами, а на участках с более высокими уровнями радиации делать дополни­ тельную засыпку грунтом.

Срезанный грунт можно не увозить с летной полосы, а зака­ пывать в траншеях или воронках тут же, на разгражденном участ­ ке. Траншеи отрывают вдоль валов срезанного грунта скреперами или экскаваторами. Зараженный грунт, сбрасываемый в траншеи, должен быть тщательно уплотнен и засыпан сверху слоем незаря­ женного грунта, ранее вынутого из траншеи и предварительно засыпанного слоем хлорной извести.

Для уменьшения пылимости при производстве дезактивацион­ ных, дегазационных и дезинфекционных работ поверхность грунта поливают водой. Расход воды в зависимости от температурных условий и состояния грунта от 0,3 до 3 л/м2. Наибольшее сниже­ ние пылимости достигается при добавлении к воде небольшого количества извести или хлористого кальция.

Дезактивация, дегазация и дезинфекция дорожных и аэродромных покрытий

Дезактивация, дегазация и дезинфекция капитальных покры­ тий дорог, площадок и аэродромов помимо газо-капельного спо­ соба с помощью тепловых машин производится соответствующими Дегазирующими, дезактивирующими и дезинфицирующими соста­ вами и веществами. В зависимости от агрегатного состояния ра­ диоактивных веществ (жидкие или пылевидные) и глубины

103


проникновения в поры покрытия они смываются водой, паром и специальными дезактивирующими составами, а также сметаются щетками или удаляются мощными пылесосами. Дезактивация покрытий смыванием облегчается при использовании химических веществ, переводящих твердые частицы радиоактивных веществ в жидкие (так называемый флотационный метод дезактивации). В сухую погоду и при наличии пылевидных радиоактивных ве­ ществ дезактивация покрытий производится сметанием, а на участ­ ках с более высокими уровнями радиации — повторным сметанием или обработкой мощными пылесосами. В сырую погоду и при на­ личии жидких радиоактивных веществ дезактивация выполняется смыванием, а на участках с более высокими уровнями радиации — повторным смыванием или обработкой пескоструйными аппара­ тами.

Для дегазации покрытий могут применяться хлорная известь или другие сухие дегазирующие материалы. Сначала зараженную поверхность с помощью автомобильного пескоразбрасывателя покрывают равномерным слоем дегазирующего материала из рас­ чета 1 кг на 1 м2 площади при дегазации жидких ОВ и 1—1,5 кг на 1 м2 при дегазации вязких стойких ОВ. После этого дегазирую­

щий материал с

помощью

поливо-моечных машин смачивается

водой из расчета

0,5 л на 1 м2, а в жаркую погоду 0,75—1 л на

1 м2 [60]. Для ускорения

дегазации дегазирующий материал

перетирают (перемешивают)

на обрабатываемой поверхности с

помощью подметально-уборочных машин или прицепных автомо­ бильных щеток. Через 10—15 мин после этого обработанную по­ верхность обмывают из поливо-моечных машин сильной струей воды до удаления дегазатора. При плотности рассева дегазирую­ щего материала 1 кг/м2 на обмыв расходуется 3—4 л воды, а при плотности 2 кг/'м2 — до 6—8 л.

Аналогично можно производить и дезинфекцию покрытий. Технологическая схема дегазации и дезинфекции грунтовой

части и покрытия летного поля аэродрома или дороги приведена на рис. IV.4. Рассев хлоркой извести или других сухих материалов производится только при положительной температуре воздуха и при скорости ветра не более 5—7 м/с. При значительном ветре рассеву сухих материалов должно предшествовать смачивание зараженной поверхности водой. В дождливую и сырую погоду смачивания не требуется, и дегазирующий материал перетирают тотчас после рассева. Небольшие участки покрытий и специальных аэродромных сооружений могут дегазироваться и дезинфициро­ ваться также специальными дегазирующими растворами № 1 и 2.

Дезактивация, дегазация и дезинфекция разрушенных покры­ тий сильно затрудняется из-за наличия воронок, разрушенных кол­ лекторов, различных заграждений, а также слоя рыхлого грунта, камней и кусков покрытия, выброшенных взрывами снарядов и авиабомб.

При производстве работ необходимо учитывать качество грун­ тов и уклоны летного поля. На хорошо фильтрующих песчаных,

104


 

 

 

 

 

 

_______________ ------ -------

 

 

 

 

____ _____

1__ а

,~ w ~

Т

 

 

 

 

 

 

(

в *

*)

*

 

.

1

 

 

 

----

 

/*

 

aS>

J

,

W

.

 

 

1

W

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1------------- - с » »

i

 

 

 

 

 

 

_____ > S

-*@3

 

 

 

- i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______ ___

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гхя>

 

ЙпйвГ5»

 

 

 

 

 

Я '*'*? *- ''

-*"*"*"*"*>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| С р е з к а

зараж енн ого грун­ 2 Сброс вала в ворон к у

зЗасы пка

воронки нвза- й С т ал к и в ан и е

в ал а зара ­ Россы пь

и зв е ст и .

т а а в т о гр е й д в р о м Д -2 6 5

бульдозерам Д-271. З а ­

р а ж е н н ы м

гр у н т о м

ж е н н о го гр ун т а в т р а н ­

П ер е па х и в ан и е ,б о р о н о -

и о т в ал и в а н и е

н а р а с -

 

сы п к а и звест ью а в т о ­

Сам освал ГАЗ-УЗА Уплот­ ш е ю

б ул ьо о зер о м .За сы п -

вание, у п л о т н е н и е

 

с т о я н и и 2 5 м

 

 

 

м о б и л е м - п е ск о р а з б р а ­

нение грун т а в воронке

к а и в в е с т ь ю З а с ы п к а

6 Р а зр а в н и в а н и е незара -

 

 

 

 

 

 

с ы в а т е л е м

к р а н о м к-51 О т р ы в к а н е з а р а ж е н н ы м г р у н т о м ж е н н о г о г р у н т а

 

 

 

 

 

 

 

 

т р а н ш е и

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сэ<ё:

 

 

------ *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

)

-*

J

0 ^ 5

 

-------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.... -J-y-

 

 

 

 

 

 

м >

V----- J L d »

 

%

>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^—» - о

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...................

 

 

 

 

 

 

еа».

 

 

 

 

М-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з Россыпь

 

 

 

 

5 с м ы в

 

 

 

1 Сброс з а р а ж е н н о г о г р у н -

г З а с ы п к а в о р о н к и не-

и з в е с т и

4 п е р е т и р а н и е

п о д м е ­

и з в е с т и с

п о к ­

т а с п о к р ы т и я в воронку

з а р а ж е н н ы м г р у н т а м ;

п е с к о р а з б р а с ы в а т е ­

т а л ь н о - у б о р о ч н ы м и

р ы т и я

 

 

в ул ьй озером Д -271 . З а с ы п -

п о д ве зе н ны м на с а м о ­

л е м З И С - 1 5 0

м а ш и н а м и П У - 7 . П о д го ­

З а д е л к а в р е м е н н о й вода

к о

и з в е с т ь ю

а в т о м о б и ­

сва л а х ГАЗ-93А. Уплот ­

 

 

т о в к а в о д н о й

к а н а в к и

о т в о д н о й

к а н а в ы

 

л е м -п е с к о р а з б р а с ы в а т е ­

н е н и е кранамК-51 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лем У плот нение

краном

 

т р а м б у ю щ е й п л и т о й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к-Ыс т рамбую щ ей п л и т о й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис,

IV.4. Схема производства работ по дезинфекции и дегазации

разрушенных дорог,

 

площадок

и

 

 

 

 

 

 

аэродромов (пораженных ФАБ):

 

 

 

 

 

 

а — на грунтовой поверхности; б — на бетонном покрытии


гравелистых и супесчаных грунтах зараженную воду и специаль­ ные растворы отводят непосредственно в воронки. При этом для облегчения стока образовавшиеся вокруг воронок валы из грунта целесообразно предварительно сдвигать в воронки бульдозерами. В связных грунтах валы из выброшенного грунта должны сохра­ няться во избежание попадания в воронки зараженной воды. Если коллекторы разрушены и отвод воды по ним невозможен, дожде­ приемники необходимо закрывать досками, щели заливать биту­ мом или засыпать водонепроницаемым уплотненным грунтом, а для отвода воды по сторонам покрытий устраивать временные водоотводные канавы. Для отвода зараженных вод нужно специ­ ально оборудовать в пониженных участках местности временные водоотстойники. Сброс зараженных вод в местные водоемы запре­ щается.

Эффективность дезактивации, дегазации и дезинфекции покры­ тий дорог и аэродромов зависит от их исправности, шероховатости поверхности и качества швов между бетонными плитами. Поэтому для обеспечения быстрого обезвреживания необходимо уделять особое внимание содержанию покрытий в исправном состоянии. При строительстве капитальных покрытий и в процессе их эксплу­ атации целесообразно обрабатывать их защитными составами, например лаком «этиноль» или битумом.

Сложность дезактивации, дегазации и дезинфекции покрытий дорог, площадок и полевых аэродромов зависит от их конструк­ тивных особенностей. Наиболее затруднительны эти работы на упрощенных покрытиях из местных камневидных материалов — грунтощебеночных и грунтогравийных. Смывание и сметание с них зараженных веществ малоэффективно из-за шероховатой поверх­ ности, а при срезании зараженного слоя может быть разрушено само покрытие. В этих случаях наиболее рациональна засыпка покрытий гравием слоем толщиной 8—10 см с тщательным уплот­ нением и обработкой его вяжущими материалами. Учитывая боль­ шую трудоемкость работ, дезактивацию и дегазацию таким спосо­ бом следует начинать в местах первой необходимости — на доро­ гах (при отсутствии объезда), на взлетно-посадочных полосах минимальных размеров, стоянках, стартовых площадках.

Значительно легче производить дезактивацию, дегазацию и дез­ инфекцию упрощенных покрытий с ровной поверхностью: грунтоцементных, черных, щебеночных, гравийных, из битуминизирован-

ных тканей и т. п. Их можно обрабатывать теми

же способами,

что и бетонные покрытия.

металлических

При дезактивации, дегазации и дезинфекции

сборно-разборных покрытий необходимо учитывать наличие конст­ руктивных и монтажных отверстий, через которые при смывании и сметании зараженные вещества проникают в основание. Поэтому сначала обезвреживают всю поверхность покрытия смыванием или сметанием зараженных веществ, а затем его разбирают на отдель­ ные элементы или звенья и обрабатывают их. Одновременно про­ изводятся дезактивация, дегазация и дезинфекция основания

10S


путем перепахивания или срезания слоя грунта или засыпкой под­ везенным со стороны незаряженным грунтом с последующим уплотнением.

Можно значительно ускорить обработку основания сборно-раз­ борного покрытия из металлических плит, свертывая его в рулоны на отдельных участках ВПП, РД или МС. Свертывать ВПП в рулоны можно на участках длиной до 20—30 м с помощью авто­ мобилей или тракторов. После того как покрытие будет свернуто в рулоны на нескольких участках, оно дополнительно может быть обработано смыванием или опрыскиванием дегазационным раство­ ром. Поливо-моечные или автодегазационные машины при этом проходят вдоль свернутых рулонов. Открывшееся основание обез­ вреживается теми же способами, что и грунтовые покрытия.

Для очистки и дезактивации покрытий от пылевидных радиоак­ тивных веществ применяются специальные вакуумные машины,

действующие

по

принципу

всасывания

или

сдувания

(рис. 1.18, л).

 

 

 

 

 

Для дезактивации покрытий приспосабливают пневмоуборочные машины различных типов, например применяемые на торфоразра­ ботках. Для этого основные агрегаты машин переставляются с гусеничной тележки на автомобиль. При дезактивации покрытий машинами, действующими по принципу пылесосов, особое внима­ ние необходимо обращать на надежную защиту операторов ввиду большой концентрации радиоактивной пыли, собираемой машиной. Защита обеспечивается созданием толстых стальных или бетонных оболочек вокруг резервуара, предназначенного для сбора пыли, и устройством защитных экранов позади кабины водителя.

Дезинфекция огнестойких упрощенных и металлических сбор­ но-разборных покрытий, а также бетонных покрытий и наиболее ответственных грунтовых участков дорог, площадок и аэродромов осуществляется термическим способом с помощью тепловых машин (рис. 1.18, д). Поверхность обрабатывается продольными прохо­ дами машин с некоторым перекрытием предыдущих ходов, с тем чтобы не осталось необезвреженных участков. Во избежание чрез­ мерного разогрева покрытия нельзя допускать остановки машины с работающим на больших оборотах реактивным двигателем. По этой же причине запуск и опробование реактивного двигателя необходимо производить вне покрытия.

В зимнее время, если на искусственных покрытиях лежит слой уплотненного снега толщиной не менее 5—6 см, дезактивация про­ изводится срезкой или сметанием снега, который затем удаляют за пределы обрабатываемого участка. Срезку выполняют автогрей­ деры, плужные снегоочистители и бульдозеры, а сметание — меха­ нические щетки.

Радиоактивная пыль с незаснеженных покрытий удаляется газо­ вым потоком или путем распределения на участке тонкого слоя незаряженного снега и последующего сметания его механическими щетками.

107