ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
толщина отсыпаемого слоя грунта. Так, при толщине засыпки 14 см уровень радиации уменьшается примерно в два раза. Тол щина слоя незаряженного грунта определяется по формуле
В = |
- 4 - , |
№ |
|
2-ЗГ |
|
где D — допустимая доза гамма-излучения, |
р; |
|
Ц>— доза гамма-излучения |
засыпаемой поверхности; |
|
h — толщина защитного слоя, см; |
|
ch — слой половинного ослабления гамма-излучения; толщина его для грунта равна примерно 14 см.
Зараженные поверхности целесообразно засыпать при заделке воронок, рвов, траншей, а при строительстве и реконструкции дорог, площадок и аэродромов — на участках насыпей. При этом дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию следует совмещать с земляными работами.
Помимо перечисленных применяются комбинированные методы дезактивации, дегазации и дезинфекции грунтовой части летных нолей. В сухую погоду дезактивация может производиться пере пахиванием, а на участках с более высокими уровнями радиации, кроме того, дополнительной засыпкой грунтом. В сырую погоду целесообразно срезать зараженный слой грунта скреперами, а на участках с более высокими уровнями радиации делать дополни тельную засыпку грунтом.
Срезанный грунт можно не увозить с летной полосы, а зака пывать в траншеях или воронках тут же, на разгражденном участ ке. Траншеи отрывают вдоль валов срезанного грунта скреперами или экскаваторами. Зараженный грунт, сбрасываемый в траншеи, должен быть тщательно уплотнен и засыпан сверху слоем незаря женного грунта, ранее вынутого из траншеи и предварительно засыпанного слоем хлорной извести.
Для уменьшения пылимости при производстве дезактивацион ных, дегазационных и дезинфекционных работ поверхность грунта поливают водой. Расход воды в зависимости от температурных условий и состояния грунта от 0,3 до 3 л/м2. Наибольшее сниже ние пылимости достигается при добавлении к воде небольшого количества извести или хлористого кальция.
Дезактивация, дегазация и дезинфекция дорожных и аэродромных покрытий
Дезактивация, дегазация и дезинфекция капитальных покры тий дорог, площадок и аэродромов помимо газо-капельного спо соба с помощью тепловых машин производится соответствующими Дегазирующими, дезактивирующими и дезинфицирующими соста вами и веществами. В зависимости от агрегатного состояния ра диоактивных веществ (жидкие или пылевидные) и глубины
103
проникновения в поры покрытия они смываются водой, паром и специальными дезактивирующими составами, а также сметаются щетками или удаляются мощными пылесосами. Дезактивация покрытий смыванием облегчается при использовании химических веществ, переводящих твердые частицы радиоактивных веществ в жидкие (так называемый флотационный метод дезактивации). В сухую погоду и при наличии пылевидных радиоактивных ве ществ дезактивация покрытий производится сметанием, а на участ ках с более высокими уровнями радиации — повторным сметанием или обработкой мощными пылесосами. В сырую погоду и при на личии жидких радиоактивных веществ дезактивация выполняется смыванием, а на участках с более высокими уровнями радиации — повторным смыванием или обработкой пескоструйными аппара тами.
Для дегазации покрытий могут применяться хлорная известь или другие сухие дегазирующие материалы. Сначала зараженную поверхность с помощью автомобильного пескоразбрасывателя покрывают равномерным слоем дегазирующего материала из рас чета 1 кг на 1 м2 площади при дегазации жидких ОВ и 1—1,5 кг на 1 м2 при дегазации вязких стойких ОВ. После этого дегазирую
щий материал с |
помощью |
поливо-моечных машин смачивается |
водой из расчета |
0,5 л на 1 м2, а в жаркую погоду 0,75—1 л на |
|
1 м2 [60]. Для ускорения |
дегазации дегазирующий материал |
|
перетирают (перемешивают) |
на обрабатываемой поверхности с |
помощью подметально-уборочных машин или прицепных автомо бильных щеток. Через 10—15 мин после этого обработанную по верхность обмывают из поливо-моечных машин сильной струей воды до удаления дегазатора. При плотности рассева дегазирую щего материала 1 кг/м2 на обмыв расходуется 3—4 л воды, а при плотности 2 кг/'м2 — до 6—8 л.
Аналогично можно производить и дезинфекцию покрытий. Технологическая схема дегазации и дезинфекции грунтовой
части и покрытия летного поля аэродрома или дороги приведена на рис. IV.4. Рассев хлоркой извести или других сухих материалов производится только при положительной температуре воздуха и при скорости ветра не более 5—7 м/с. При значительном ветре рассеву сухих материалов должно предшествовать смачивание зараженной поверхности водой. В дождливую и сырую погоду смачивания не требуется, и дегазирующий материал перетирают тотчас после рассева. Небольшие участки покрытий и специальных аэродромных сооружений могут дегазироваться и дезинфициро ваться также специальными дегазирующими растворами № 1 и 2.
Дезактивация, дегазация и дезинфекция разрушенных покры тий сильно затрудняется из-за наличия воронок, разрушенных кол лекторов, различных заграждений, а также слоя рыхлого грунта, камней и кусков покрытия, выброшенных взрывами снарядов и авиабомб.
При производстве работ необходимо учитывать качество грун тов и уклоны летного поля. На хорошо фильтрующих песчаных,
104
|
|
|
|
|
|
_______________ ------ ------- |
|
|
|
|
____ _____ |
|||||
1__ а |
,~ w ~ — |
Т |
|
|
|
|
|
|
( |
‘ |
в * |
*) |
||||
* |
|
. |
1 |
|
|
|
— |
---- |
|
/* |
|
s®— aS> |
J |
|||
, |
W |
. |
|
|
1 |
W |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1------------- - с » » |
i |
|
|
|
|
|
|
_____ > S |
-*@3 |
|
||||||
|
|
- i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______ ___ |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
гхя> |
|
ЙпйвГ5» |
|
|
|
|
|
||||
Я '*'*? *- '' |
-*"*"*"*"*> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| С р е з к а |
зараж енн ого грун 2 Сброс вала в ворон к у |
зЗасы пка |
воронки нвза- й С т ал к и в ан и е |
в ал а зара 5а Россы пь |
и зв е ст и . |
|||||||||||
т а а в т о гр е й д в р о м Д -2 6 5 |
бульдозерам Д-271. З а |
р а ж е н н ы м |
гр у н т о м |
ж е н н о го гр ун т а в т р а н |
П ер е па х и в ан и е ,б о р о н о - |
|||||||||||
и о т в ал и в а н и е |
н а р а с - |
|
сы п к а и звест ью а в т о |
Сам освал ГАЗ-УЗА Уплот ш е ю |
б ул ьо о зер о м .За сы п - |
вание, у п л о т н е н и е |
|
|||||||||
с т о я н и и 2 5 м |
|
|
|
м о б и л е м - п е ск о р а з б р а |
нение грун т а в воронке |
к а и в в е с т ь ю З а с ы п к а |
6 Р а зр а в н и в а н и е незара - |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
с ы в а т е л е м |
к р а н о м к-51 О т р ы в к а н е з а р а ж е н н ы м г р у н т о м ж е н н о г о г р у н т а |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
т р а н ш е и |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
►сэ<ё: |
|
|
------ * |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(— |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
г |
) |
-* |
J |
0 ^ 5 |
|
------- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.... -J-y- |
|||||
|
|
|
|
|
|
м > |
V----- J L d » |
|
% |
> |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
^—» - о |
|
|
|
|
ы |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
................... |
|
|
|
|
|
||
|
еа». |
|
|
|
|
■М- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з Россыпь |
|
|
|
|
5 с м ы в |
|
|
|
||
1 Сброс з а р а ж е н н о г о г р у н - |
г З а с ы п к а в о р о н к и не- |
и з в е с т и |
4 п е р е т и р а н и е |
п о д м е |
и з в е с т и с |
п о к |
||||||||||
т а с п о к р ы т и я в воронку |
з а р а ж е н н ы м г р у н т а м ; |
п е с к о р а з б р а с ы в а т е |
т а л ь н о - у б о р о ч н ы м и |
р ы т и я |
|
|
||||||||||
в ул ьй озером Д -271 . З а с ы п - |
п о д ве зе н ны м на с а м о |
л е м З И С - 1 5 0 |
м а ш и н а м и П У - 7 . П о д го |
З а д е л к а в р е м е н н о й вода |
||||||||||||
к о |
и з в е с т ь ю |
а в т о м о б и |
сва л а х ГАЗ-93А. Уплот |
|
|
т о в к а в о д н о й |
к а н а в к и |
о т в о д н о й |
к а н а в ы |
|
||||||
л е м -п е с к о р а з б р а с ы в а т е |
н е н и е кранамК-51 с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
лем У плот нение |
краном |
|
т р а м б у ю щ е й п л и т о й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
к-Ыс т рамбую щ ей п л и т о й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис, |
IV.4. Схема производства работ по дезинфекции и дегазации |
разрушенных дорог, |
|
площадок |
и |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
аэродромов (пораженных ФАБ): |
|
|
|
|
|
|
а — на грунтовой поверхности; б — на бетонном покрытии
гравелистых и супесчаных грунтах зараженную воду и специаль ные растворы отводят непосредственно в воронки. При этом для облегчения стока образовавшиеся вокруг воронок валы из грунта целесообразно предварительно сдвигать в воронки бульдозерами. В связных грунтах валы из выброшенного грунта должны сохра няться во избежание попадания в воронки зараженной воды. Если коллекторы разрушены и отвод воды по ним невозможен, дожде приемники необходимо закрывать досками, щели заливать биту мом или засыпать водонепроницаемым уплотненным грунтом, а для отвода воды по сторонам покрытий устраивать временные водоотводные канавы. Для отвода зараженных вод нужно специ ально оборудовать в пониженных участках местности временные водоотстойники. Сброс зараженных вод в местные водоемы запре щается.
Эффективность дезактивации, дегазации и дезинфекции покры тий дорог и аэродромов зависит от их исправности, шероховатости поверхности и качества швов между бетонными плитами. Поэтому для обеспечения быстрого обезвреживания необходимо уделять особое внимание содержанию покрытий в исправном состоянии. При строительстве капитальных покрытий и в процессе их эксплу атации целесообразно обрабатывать их защитными составами, например лаком «этиноль» или битумом.
Сложность дезактивации, дегазации и дезинфекции покрытий дорог, площадок и полевых аэродромов зависит от их конструк тивных особенностей. Наиболее затруднительны эти работы на упрощенных покрытиях из местных камневидных материалов — грунтощебеночных и грунтогравийных. Смывание и сметание с них зараженных веществ малоэффективно из-за шероховатой поверх ности, а при срезании зараженного слоя может быть разрушено само покрытие. В этих случаях наиболее рациональна засыпка покрытий гравием слоем толщиной 8—10 см с тщательным уплот нением и обработкой его вяжущими материалами. Учитывая боль шую трудоемкость работ, дезактивацию и дегазацию таким спосо бом следует начинать в местах первой необходимости — на доро гах (при отсутствии объезда), на взлетно-посадочных полосах минимальных размеров, стоянках, стартовых площадках.
Значительно легче производить дезактивацию, дегазацию и дез инфекцию упрощенных покрытий с ровной поверхностью: грунтоцементных, черных, щебеночных, гравийных, из битуминизирован-
ных тканей и т. п. Их можно обрабатывать теми |
же способами, |
что и бетонные покрытия. |
металлических |
При дезактивации, дегазации и дезинфекции |
сборно-разборных покрытий необходимо учитывать наличие конст руктивных и монтажных отверстий, через которые при смывании и сметании зараженные вещества проникают в основание. Поэтому сначала обезвреживают всю поверхность покрытия смыванием или сметанием зараженных веществ, а затем его разбирают на отдель ные элементы или звенья и обрабатывают их. Одновременно про изводятся дезактивация, дегазация и дезинфекция основания
10S
путем перепахивания или срезания слоя грунта или засыпкой под везенным со стороны незаряженным грунтом с последующим уплотнением.
Можно значительно ускорить обработку основания сборно-раз борного покрытия из металлических плит, свертывая его в рулоны на отдельных участках ВПП, РД или МС. Свертывать ВПП в рулоны можно на участках длиной до 20—30 м с помощью авто мобилей или тракторов. После того как покрытие будет свернуто в рулоны на нескольких участках, оно дополнительно может быть обработано смыванием или опрыскиванием дегазационным раство ром. Поливо-моечные или автодегазационные машины при этом проходят вдоль свернутых рулонов. Открывшееся основание обез вреживается теми же способами, что и грунтовые покрытия.
Для очистки и дезактивации покрытий от пылевидных радиоак тивных веществ применяются специальные вакуумные машины,
действующие |
по |
принципу |
всасывания |
или |
сдувания |
(рис. 1.18, л). |
|
|
|
|
|
Для дезактивации покрытий приспосабливают пневмоуборочные машины различных типов, например применяемые на торфоразра ботках. Для этого основные агрегаты машин переставляются с гусеничной тележки на автомобиль. При дезактивации покрытий машинами, действующими по принципу пылесосов, особое внима ние необходимо обращать на надежную защиту операторов ввиду большой концентрации радиоактивной пыли, собираемой машиной. Защита обеспечивается созданием толстых стальных или бетонных оболочек вокруг резервуара, предназначенного для сбора пыли, и устройством защитных экранов позади кабины водителя.
Дезинфекция огнестойких упрощенных и металлических сбор но-разборных покрытий, а также бетонных покрытий и наиболее ответственных грунтовых участков дорог, площадок и аэродромов осуществляется термическим способом с помощью тепловых машин (рис. 1.18, д). Поверхность обрабатывается продольными прохо дами машин с некоторым перекрытием предыдущих ходов, с тем чтобы не осталось необезвреженных участков. Во избежание чрез мерного разогрева покрытия нельзя допускать остановки машины с работающим на больших оборотах реактивным двигателем. По этой же причине запуск и опробование реактивного двигателя необходимо производить вне покрытия.
В зимнее время, если на искусственных покрытиях лежит слой уплотненного снега толщиной не менее 5—6 см, дезактивация про изводится срезкой или сметанием снега, который затем удаляют за пределы обрабатываемого участка. Срезку выполняют автогрей деры, плужные снегоочистители и бульдозеры, а сметание — меха нические щетки.
Радиоактивная пыль с незаснеженных покрытий удаляется газо вым потоком или путем распределения на участке тонкого слоя незаряженного снега и последующего сметания его механическими щетками.
107