ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
Продолжение табл. 2
Величина избыточного давления Лрф 'Скгс/сма), при котором наступают разрушения
Наименование сооружения
|
|
А |
В |
С |
|
|
D |
Деревянные |
низководные |
1 - 2 |
— |
0 ,6 -1 |
0 |
|
1 О 05 |
мосты |
|
|
|
|
|
|
|
Металлические |
и железобе |
2 |
CN ! to |
1 - 1 ,5 |
0 |
сл |
1 |
тонные мосты |
|
|
|
|
|
|
|
Сооружения из железобе |
1 ,5 -2 |
1 - 1 ,5 |
0 СЛ 1 |
0 ,2 5 -0 ,5 |
|||
тонных плит |
по железо |
|
|
|
|
|
|
бетонному каркасу
Воздушные высоковольтные |
1—2 |
||
линии электропередач |
|
|
|
Малоэтажные |
здания |
из |
0,45—0,5 |
кирпича или блоков |
|
|
|
Водонапорные башни |
|
0,5— 1 |
|
Частично заглубленные |
ре |
1 |
|
зервуары |
|
|
|
Траншеи без |
одежды |
|
т |
|
ОО О |
||
Резервуары |
для хранения |
— |
|
топлива необсыпные |
|
|
|
Деревянные мосты |
|
0,5—1 |
|
Столбы линий связи и элек |
0,4—0,6 |
||
тропередач |
|
|
|
0 ,5 -1
0,35—0,45
0 со 1о Сл о ют о
—
0,7
0со1осл
—
0 со 1 о Сл
0,15—0,25
—
0,3—0,5
0 |
1 О ОО |
|
— |
—
0,2—0,4
0,2—0,3
0 ,1 -0 ,1 5
0 ,1 - 0 ,2
О |
Т О со |
0,3—0,4
0,008
0,5—2
0,1—0,2
Многоэтажные жилые дома |
0,35—0,45 |
0,25—0,35 |
0,15—0,25 |
0,07—0,15 |
с каменными стенами |
|
|
|
|
Автомобили, автокары, трак |
— |
0,98 |
0,7 |
0,22 |
торы, грейдеры и другие |
|
|
|
|
инженерные машины |
|
|
|
|
Транспортные самолеты и ракеты на старте
Радиомачты (мачты грозо защитные)
Деревянные здания
0,42
0.35
О т о со
0,28 |
0,21—0,25 |
0,07 |
—0,22 0,14
0,12—0,20 0,08—0,12 0 ,0 6 -0 ,0 8
32
Противник при отступлении будет стремиться не оставлять объекты в пригодном для эксплуатации состоянии. Он может производить на них массовые разрушения и заграждения. Однако даже если предположить, что при отходе противника почти все военные объекты, в первую очередь такие, как дороги и аэродро мы, будут разрушены, то все же объем работ по их восстановле нию может оказаться меньше, чем по строительству объектов, необходимых для обеспечения перемещения войск и подвоза им всего необходимого для жизни и боя. Это подтверждается опытом второй мировой войны. Исключение составляют случаи непосред ственного воздействия по объекту ядерного оружия (например, наземный или подземный ядерный взрыв в центре ВПП аэродрома).'
Восстановление мостов и дорог с капитальным покрытием, а также постоянных и в большинстве случаев полевых аэродромов, особенно с искусственной ВПП, менее трудоемко, чем их новое строительство. В период Великой Отечественной войны возведение нового полевого аэродрома требовало меньших затрат сил и средств по сравнению с восстановлением разрушенного, особенно сильно заминированного, аэродрома лишь на равнинной и степ
ной местности, когда можно было ограничиться малыми объемами работ.
С появлением ядерного оружия и дальнейшим развитием авиа ции трудоемкость как восстановительных работ, так и работ по строительству новых аэродромов значительно возросла. В совре менных условиях в связи с увеличением размеров аэродромов воз можности изыскания новых земельных участков сильно сократи лись. Поэтому все труднее становится изыскивать новые участки, где трудоемкость строительства была бы меньше, чем восстанов ление разрушенных аэродромов *. Все это приводит к повышению значения восстановительных работ.
Из опыта Великой Отечественной войны известны примеры, когда в наступательных операциях, особенно в период распутицы и на лесисто-болотистых ТВД, количество восстановленных аэрод ромов достигало 75—85% общего количества подготовленных аэро дромов, а в некоторых операциях (Петсамо-Киркинесская насту пательная операция) составляло 100%.
Вследствие возрастания насыщенности территории аэродромами удельный вес аэродромов, подготавливаемых за счет восстановле ния, повышается: Вместе с тем в связи с возможным применением
ядерного оружия увеличивается трудоемкость восстановительных работ.
Подготовка дорог и аэродромов за счет максимального исполь зования разрушенных наиболее широко будет осуществляться в периоды распутицы, а также в болотистой и гористой местности,
* Кроме того, теперь и в воздухе становится тесно. В ряде случаев даже при наличии соответствующих участков строительство аэродромов на них может оказаться невозможным из-за обилия пересекающихся трасс полета самолетов, взлетающих с соседних аэродромов. •
2 -683 |
33 |
так как в этих условиях на восстановление объектов потребуется меньше сил, средств и времени, чем на строительство новых.
Основные принципы восстановительных работ
Техника восстановительных работ зависит от характера разру шения сооружения и причин, его вызвавших. Разрушения и по вреждения объемных сооружений подразделяются на 8 основных видов (рис. 1.14), которые в свою очередь составляют две группы:
— повреждения сооружения в целом или изменение положения относительно его основания: смещения, просадки, наклоны, опро кидывания;
Рис. 1.14. Основные виды возможных повреждений сооружений:
/ — повреждение сооружения |
в |
целом (а — смещение; |
6 — просадка; |
в — наклон; |
г — опро |
кидывание); II — повреждение |
отдельных конструкций |
сооружений |
или их |
элементов: |
|
д — деформация; |
е — обрушение; ж — повреждение; з — крушение) |
|
—повреждения отдельных конструкций сооружения или их элементов: деформации, обрушения, повреждения, крушения.
Причинами, вызывающими повреждения первой группы, яв ляются:
—недостаточная или неравномерная несущая способность основания;
—чрезмерные неравномерные нагрузки, превышающие расчет
ные.
Методы восстановления: подъем аварийных сооружений в це лом или по частям, стабилизация их в том положении, в котором они оказались, чтобы не допустить дальнейшей просадки или пол ного крушения.
Причинами, вызывающими повреждения второй группы, явля ются:
—силовые воздействия (статические и динамические) — разры
вы, потеря устойчивости, трещины, потеря прочности соединений
ит. п.;
—механические воздействия — вмятины, прогибы, искривления, истирания и т. д.;
— физические воздействия — коробление и разрушение при высоких температурах, хрупкие трещины при отрицательных тем пературах; .
— химические воздействия — коррозия.
34
Восстановление таких сооружений может осуществляться путем устройства полностью новой конструкции взамен разрушенной, изготовления отдельных элементов конструкции взамен повреж денных, ликвидации поврежденной конструкции в целом или от дельных ее элементов.
В зависимости от эксплуатационных требований поврежденная конструкция может быть восстановлена в прежнем виде с неко торыми упрощениями, с усилением или реконструкцией (модерни зацией) .
Определение технической возможности и целесообразности вос становления сооружений, а также выбор способов и схем их вос становления должны производиться в каждом отдельном случае
взависимости:
—от эксплуатационных требований (величины полезных и
повторных нагрузок, жесткости и т. п.);
—от величины свободных габаритов внутренних помещений сооружений;
—от экономической эффективности восстановления по сравне нию с возведением нового сооружения, конструкции или ее отдель ных элементов взамен поврежденных (с учетом расходов по раз борке существующей конструкции).
При проведении восстановительных работ следует иметь в виду, что в ряде поврежденных сооружений могут содержаться скрытые запасы прочности и устойчивости конструкции. Это объясняется следующими причинами:
а) в довоенные годы возведение сооружений производилось в соответствии с действовавшими тогда техническими условиями,
предусматривавшими завышенные запасы |
прочности конструкций |
|
и заниженные нормы допускаемых напряжений по |
сравнению с |
|
современными техническими условиями; |
|
|
б) при проектировании и статическом |
расчете |
определенного |
комплекса конструкций они условно расчленяются на отдельные плоские схемы. В действительности же этот комплекс представ ляет собой пространственную многократно статически неопредели мую систему. Поэтому элементы перекрытий сооружений часто не разрушаются, несмотря на подрыв отдельных опор (см. рис. 1.2), несущих эти перекрытия;
в) при исключении отдельных элементов из стержневой систе мы она может нести относительно большую нагрузку за счет же сткости узлов и собственной жесткости отдельных стержней, не смотря на то что теоретически схема этой системы стала геомет рически изменяемой;
г) положительное влияние также оказывают свойства пластич ности металла и других материалов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что величину снижения до пускаемых напряжений вследствие износа, повреждения и корро зии конструкций заранее установить невозможно. Например, для конструкций, подвергавшихся в течение многих лет действию вы
2* |
35 |
соких температур (доменные печи и т. п.), возможно снижение допускаемих напряжений против норм на 10—15%.
В зависимости от степени повреждения конструкции разрушен ных сооружений можно разбить на следующие группы [41]:
— конструкции, совершенно непригодные для восстановления (такие конструкции расчленяются на части и удаляются за преде лы объекта);
—конструкции, которые могут быть восстановлены после прав ки в демонтированном виде;
—конструкции, которые могут быть восстановлены без демон тажа путем выправления, усиления или замены отдельных повреж
денных элементов.
Как показала практика восстановительных организаций во время второй мировой войны и в послевоенный период, при произ водстве работ по восстановлению разрушенных сооружений дол жны соблюдаться следующие основные принципы:
1)минимум демонтажных работ;
2)максимальное использование поврежденных конструкций;
3)подъем конструкций крупными блоками;
4)максимальная механизация работ;
5)широкое применение заранее заготовленных стандартных элементов заводского и полигонного изготовления.
К демонтажу конструкций следует прибегать лишь в случаях сильного их повреждения. Демонтаж осевших или упавших блоков является обычно технически сложной задачей вследствие трудно сти определения усилий в элементах и точек закрепления нависших или упавших частей сооружения. Кроме того, он связан с большим объемом высотных работ по разрубке и резке поврежденных эле ментов и требует закрепления соседних элементов путем устрой ства специальных приспособлений. При восстановлении металличе ских конструкций без их демонтажа приходится привлекать верхо лазов, рабочих высокой квалификации (сборщиков, клепальщиков, сварщиков), устраивать специальные леса и рештования. При этом ограничивается фронт работ и снижается производительность тру да рабочих. Известно также, что при монтаже крупными блоками необходима более сложная подготовка работ, чем при обычном способе их производства. Однако практика показала, что все за траты полностью окупаются.
Необходимо также максимально использовать поврежденные конструкции, так как изготовление новых связано с затратами ме талла и других дефицитных (особенно во время войны) материа лов и является процессом индивидуальным (немассовым) и, сле довательно, весьма трудоемким.
С учетом конкретных местных условий восстановительные ра боты рекомендуется вести с максимальным укрупнением монтаж ных элементов в крупные блоки перед их подъемом и установкой.
Выбор конструктивной схемы восстановления сооружения за висит от местных условий, степени повреждения сооружения,
36