Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 2

Величина избыточного давления Лрф 'Скгс/сма), при котором наступают разрушения

Наименование сооружения

 

 

А

В

С

 

 

D

Деревянные

низководные

1 - 2

0 ,6 -1

0

 

1 О 05

мосты

 

 

 

 

 

 

 

Металлические

и железобе­

2

CN ! to

1 - 1 ,5

0

сл

1

тонные мосты

 

 

 

 

 

 

Сооружения из железобе­

1 ,5 -2

1 - 1 ,5

0 СЛ 1

0 ,2 5 -0 ,5

тонных плит

по железо­

 

 

 

 

 

 

бетонному каркасу

Воздушные высоковольтные

1—2

линии электропередач

 

 

Малоэтажные

здания

из

0,45—0,5

кирпича или блоков

 

 

Водонапорные башни

 

0,5— 1

Частично заглубленные

ре­

1

зервуары

 

 

 

Траншеи без

одежды

 

т

 

ОО О

Резервуары

для хранения

топлива необсыпные

 

 

Деревянные мосты

 

0,5—1

Столбы линий связи и элек­

0,4—0,6

тропередач

 

 

 

0 ,5 -1

0,35—0,45

0 со 1о Сл о ют о

0,7

0со1осл

0 со 1 о Сл

0,15—0,25

0,3—0,5

0

1 О ОО

 

0,2—0,4

0,2—0,3

0 ,1 -0 ,1 5

0 ,1 - 0 ,2

О

Т О со

0,3—0,4

0,008

0,5—2

0,1—0,2

Многоэтажные жилые дома

0,35—0,45

0,25—0,35

0,15—0,25

0,07—0,15

с каменными стенами

 

 

 

 

Автомобили, автокары, трак­

0,98

0,7

0,22

торы, грейдеры и другие

 

 

 

 

инженерные машины

 

 

 

 

Транспортные самолеты и ракеты на старте

Радиомачты (мачты грозо­ защитные)

Деревянные здания

0,42

0.35

О т о со

0,28

0,21—0,25

0,07

0,22 0,14

0,12—0,20 0,08—0,12 0 ,0 6 -0 ,0 8

32


Противник при отступлении будет стремиться не оставлять объекты в пригодном для эксплуатации состоянии. Он может производить на них массовые разрушения и заграждения. Однако даже если предположить, что при отходе противника почти все военные объекты, в первую очередь такие, как дороги и аэродро­ мы, будут разрушены, то все же объем работ по их восстановле­ нию может оказаться меньше, чем по строительству объектов, необходимых для обеспечения перемещения войск и подвоза им всего необходимого для жизни и боя. Это подтверждается опытом второй мировой войны. Исключение составляют случаи непосред­ ственного воздействия по объекту ядерного оружия (например, наземный или подземный ядерный взрыв в центре ВПП аэродрома).'

Восстановление мостов и дорог с капитальным покрытием, а также постоянных и в большинстве случаев полевых аэродромов, особенно с искусственной ВПП, менее трудоемко, чем их новое строительство. В период Великой Отечественной войны возведение нового полевого аэродрома требовало меньших затрат сил и средств по сравнению с восстановлением разрушенного, особенно сильно заминированного, аэродрома лишь на равнинной и степ­

ной местности, когда можно было ограничиться малыми объемами работ.

С появлением ядерного оружия и дальнейшим развитием авиа­ ции трудоемкость как восстановительных работ, так и работ по строительству новых аэродромов значительно возросла. В совре­ менных условиях в связи с увеличением размеров аэродромов воз­ можности изыскания новых земельных участков сильно сократи­ лись. Поэтому все труднее становится изыскивать новые участки, где трудоемкость строительства была бы меньше, чем восстанов­ ление разрушенных аэродромов *. Все это приводит к повышению значения восстановительных работ.

Из опыта Великой Отечественной войны известны примеры, когда в наступательных операциях, особенно в период распутицы и на лесисто-болотистых ТВД, количество восстановленных аэрод­ ромов достигало 75—85% общего количества подготовленных аэро­ дромов, а в некоторых операциях (Петсамо-Киркинесская насту­ пательная операция) составляло 100%.

Вследствие возрастания насыщенности территории аэродромами удельный вес аэродромов, подготавливаемых за счет восстановле­ ния, повышается: Вместе с тем в связи с возможным применением

ядерного оружия увеличивается трудоемкость восстановительных работ.

Подготовка дорог и аэродромов за счет максимального исполь­ зования разрушенных наиболее широко будет осуществляться в периоды распутицы, а также в болотистой и гористой местности,

* Кроме того, теперь и в воздухе становится тесно. В ряде случаев даже при наличии соответствующих участков строительство аэродромов на них может оказаться невозможным из-за обилия пересекающихся трасс полета самолетов, взлетающих с соседних аэродромов. •

2 -683

33


так как в этих условиях на восстановление объектов потребуется меньше сил, средств и времени, чем на строительство новых.

Основные принципы восстановительных работ

Техника восстановительных работ зависит от характера разру­ шения сооружения и причин, его вызвавших. Разрушения и по­ вреждения объемных сооружений подразделяются на 8 основных видов (рис. 1.14), которые в свою очередь составляют две группы:

— повреждения сооружения в целом или изменение положения относительно его основания: смещения, просадки, наклоны, опро­ кидывания;

Рис. 1.14. Основные виды возможных повреждений сооружений:

/ — повреждение сооружения

в

целом — смещение;

6 — просадка;

в — наклон;

г — опро­

кидывание); II — повреждение

отдельных конструкций

сооружений

или их

элементов:

д — деформация;

е — обрушение; ж — повреждение; з — крушение)

 

повреждения отдельных конструкций сооружения или их элементов: деформации, обрушения, повреждения, крушения.

Причинами, вызывающими повреждения первой группы, яв­ ляются:

недостаточная или неравномерная несущая способность основания;

чрезмерные неравномерные нагрузки, превышающие расчет­

ные.

Методы восстановления: подъем аварийных сооружений в це­ лом или по частям, стабилизация их в том положении, в котором они оказались, чтобы не допустить дальнейшей просадки или пол­ ного крушения.

Причинами, вызывающими повреждения второй группы, явля­ ются:

силовые воздействия (статические и динамические) — разры­

вы, потеря устойчивости, трещины, потеря прочности соединений

ит. п.;

механические воздействия — вмятины, прогибы, искривления, истирания и т. д.;

— физические воздействия — коробление и разрушение при высоких температурах, хрупкие трещины при отрицательных тем­ пературах; .

— химические воздействия — коррозия.

34


Восстановление таких сооружений может осуществляться путем устройства полностью новой конструкции взамен разрушенной, изготовления отдельных элементов конструкции взамен повреж­ денных, ликвидации поврежденной конструкции в целом или от­ дельных ее элементов.

В зависимости от эксплуатационных требований поврежденная конструкция может быть восстановлена в прежнем виде с неко­ торыми упрощениями, с усилением или реконструкцией (модерни­ зацией) .

Определение технической возможности и целесообразности вос­ становления сооружений, а также выбор способов и схем их вос­ становления должны производиться в каждом отдельном случае

взависимости:

от эксплуатационных требований (величины полезных и

повторных нагрузок, жесткости и т. п.);

от величины свободных габаритов внутренних помещений сооружений;

от экономической эффективности восстановления по сравне­ нию с возведением нового сооружения, конструкции или ее отдель­ ных элементов взамен поврежденных (с учетом расходов по раз­ борке существующей конструкции).

При проведении восстановительных работ следует иметь в виду, что в ряде поврежденных сооружений могут содержаться скрытые запасы прочности и устойчивости конструкции. Это объясняется следующими причинами:

а) в довоенные годы возведение сооружений производилось в соответствии с действовавшими тогда техническими условиями,

предусматривавшими завышенные запасы

прочности конструкций

и заниженные нормы допускаемых напряжений по

сравнению с

современными техническими условиями;

 

 

б) при проектировании и статическом

расчете

определенного

комплекса конструкций они условно расчленяются на отдельные плоские схемы. В действительности же этот комплекс представ­ ляет собой пространственную многократно статически неопредели­ мую систему. Поэтому элементы перекрытий сооружений часто не разрушаются, несмотря на подрыв отдельных опор (см. рис. 1.2), несущих эти перекрытия;

в) при исключении отдельных элементов из стержневой систе­ мы она может нести относительно большую нагрузку за счет же­ сткости узлов и собственной жесткости отдельных стержней, не­ смотря на то что теоретически схема этой системы стала геомет­ рически изменяемой;

г) положительное влияние также оказывают свойства пластич­ ности металла и других материалов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что величину снижения до­ пускаемых напряжений вследствие износа, повреждения и корро­ зии конструкций заранее установить невозможно. Например, для конструкций, подвергавшихся в течение многих лет действию вы­

2*

35


соких температур (доменные печи и т. п.), возможно снижение допускаемих напряжений против норм на 10—15%.

В зависимости от степени повреждения конструкции разрушен­ ных сооружений можно разбить на следующие группы [41]:

— конструкции, совершенно непригодные для восстановления (такие конструкции расчленяются на части и удаляются за преде­ лы объекта);

конструкции, которые могут быть восстановлены после прав­ ки в демонтированном виде;

конструкции, которые могут быть восстановлены без демон­ тажа путем выправления, усиления или замены отдельных повреж­

денных элементов.

Как показала практика восстановительных организаций во время второй мировой войны и в послевоенный период, при произ­ водстве работ по восстановлению разрушенных сооружений дол­ жны соблюдаться следующие основные принципы:

1)минимум демонтажных работ;

2)максимальное использование поврежденных конструкций;

3)подъем конструкций крупными блоками;

4)максимальная механизация работ;

5)широкое применение заранее заготовленных стандартных элементов заводского и полигонного изготовления.

К демонтажу конструкций следует прибегать лишь в случаях сильного их повреждения. Демонтаж осевших или упавших блоков является обычно технически сложной задачей вследствие трудно­ сти определения усилий в элементах и точек закрепления нависших или упавших частей сооружения. Кроме того, он связан с большим объемом высотных работ по разрубке и резке поврежденных эле­ ментов и требует закрепления соседних элементов путем устрой­ ства специальных приспособлений. При восстановлении металличе­ ских конструкций без их демонтажа приходится привлекать верхо­ лазов, рабочих высокой квалификации (сборщиков, клепальщиков, сварщиков), устраивать специальные леса и рештования. При этом ограничивается фронт работ и снижается производительность тру­ да рабочих. Известно также, что при монтаже крупными блоками необходима более сложная подготовка работ, чем при обычном способе их производства. Однако практика показала, что все за­ траты полностью окупаются.

Необходимо также максимально использовать поврежденные конструкции, так как изготовление новых связано с затратами ме­ талла и других дефицитных (особенно во время войны) материа­ лов и является процессом индивидуальным (немассовым) и, сле­ довательно, весьма трудоемким.

С учетом конкретных местных условий восстановительные ра­ боты рекомендуется вести с максимальным укрупнением монтаж­ ных элементов в крупные блоки перед их подъемом и установкой.

Выбор конструктивной схемы восстановления сооружения за­ висит от местных условий, степени повреждения сооружения,

36