Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

t

со| ш и а е з а

4-

V O Ц U U 0 0 U Ц ■' !Г п "'gr ' ^ T 1131

-о— у°о ° Н г

<6 о о

_2____а.

ОО

О

о

О О о о

*-*" я- 0

_

Го о

о "Л* о 11 и и

о °

V7T7T;

 

 

 

Условные обозначения:

а

 

 

 

 

 

 

 

 

.разрушенное и смещенное аэродромное

 

 

 

 

покрытие

 

 

 

^

1

 

 

 

 

 

 

-существующая ВПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-восст анавливаемая ВПП минимальных

 

 

1

 

размеров

 

 

~~~

 

1— -—j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.16. Возможные варианты

частичного

восстановления

летных

 

а — при

обычных разрушениях;

б — при

ядерном

взрыве;

I,

7 — восстановление

не

шенной

ВПП; 3, У —разбивка

рабочей

полосы с

частичным

использованием

наи

^

лосы под углом в направлении наименьшего количества

разрушений; 10 — восста

?

шенной

параллельной РД; /2 —изменение

радиоактивной

зараженности

восставав

^

 

 

 

 

 

 

 

 

удаления

воронки

']

А -воронки отназемного взрыва номинальной атомной

бомбы

Л-вол выброшенного взрывом грунта

О-воронки от обычцых средств поражения

полос разрушенных аэродромов

(при краткосрочном восстановлении):

 

на полную ширину

ВПП; 2,

S —разбивка грунтового

старта параллельно

разру-

менее разрушенной

стороны

ВПП

и полосы подхода;

4 — разбивка

рабочей

по-

новление не на полную длину

ВПП;

5,

II — использование под

ВПП

менее

разру­

ливаемой рабочей

части летной полосы

с течением времени и

в зависимости

от

от ВПП

42

4

43

 

 


К а п и т а л ь н о е восстановление объектов обеспечивает их длительную эксплуатацию и производится, как правило, с полной реставрацией, а если нужно, то и с реконструкцией (модерниза­ цией) разрушенных постоянных сооружений. Работы производятся с использованием сборных конструкций заводского изготовления. Сроки выполнения работ исчисляются месяцами, восстановленные сооружения служат десятки лет. Капитальное восстановление яв­ ляется основным видом восстановления разрушенных сооружений

Рис. 1.17. Принципиальная схема восстановления дорожных и аэродромных покрытий:

а — капитальное;

б — временное; в — краткосрочное; / — существующее бетонное покрытие;

2 — существующее

песчаное основание; 3 — грунтовая

засыпка воронки; 4 — восстановлен­

ное бетонное покрытие; 5 —восстановленное

песчаное

основание; 6 — восстановленное вре­

 

менное покрытие из

местных

материалов

в послевоенный период, а также после различных аварий и стихийных бедствий в мирное время. В военное же время оно может производиться в тылу и только в отдельных случаях на фронте, главным образом при небольших объемах разрушений и тогда, когда восстановительные работы с применением капитальных кон­ струкций могут быть выполнены в допустимые сроки.

В период боевых действий специфическими условиями, затруд­ няющими производство восстановительных работ, особенно в оча­ ге ядерного поражения, являются сжатые сроки и отсутствие проекта производства работ, отсутствие заранее подготовленной строительной площадки, попытки противника сорвать проведение спасательных и восстановительных работ *, необходимость разми­ нирования и обезвреживания — дегазации, дезактивации и дезин­ фекции.

* В борьбе за господство в воздухе противник старается не только унич­ тожить самолеты и аэродромы, но и не допустить восстановления разрушенных аэродромов. Как сообщалось в иностранной печати, во время войны Израиля против арабских стран в 1967 г. израильская авиация наносила удары по араб­ ским аэродромам в три этапа. Первый удар наносился специальными бетонобойными бомбами калибра 250 кг с ракетными ускорителями в целях разрушения ВПП и недопущения взлета арабских самолетов. Затем следовал удар по нахо­ дящимся там самолетам и в заключение удар бомбами замедленного действия, для того чтобы воспрепятствовать восстановлению аэродрома.

44


Требования к восстановительным работам

В зависимости от вида восстановительных работ определяется их организация и предъявляются соответствующие технические требования к восстанавливаемым сооружениям.

Т р е б о в а н и я к з д а н и я м и с о о р у ж е н и я м . При крат­ косрочном восстановлении разрушенные здания и сооружения не восстанавливаются, а для тех или иных целей приспосабливаются подвалы разрушенных зданий или строится минимально необходи­ мое количество временных (дерево-земляных и т. п.) сооружений. При временном восстановлении целесообразность восстановления сооружений устанавливается в зависимости от степени их разру­ шения и имеющихся сил и средств, причем производится оно с применением временных конструкций. При капитальном восста­ новлении сооружения восстанавливаются до первоначального со­ стояния.

Т р е б о в а н и я к ж е л е з н о д о р о ж н ы м в е т к а м , п о д ъ ­ е з д н ы м и в н у т р и о б ъ е к т н ы м а в т о м о б и л ь н ы м д о ­ р о г а м . При краткосрочном восстановлении разрушенные подъ­ ездные железнодорожные ветки не восстанавливаются. Автомо­ бильные дороги восстанавливаются только в том случае, если не­ возможно устроить объезды, причем не на полную ширину и без создания покрытий. При временном восстановлении разрушенные дороги восстанавливаются в пределах минимальной необходимо­ сти, при этом применяются конструкции покрытий временного типа. При капитальном восстановлении подъездных путей их конструк­

ция восстанавливается

полностью.

Т р е б о в а н и я к

л е т н о м у полю. При краткосрочном и

временном восстановлении летного поля для уменьшения объема земляных работ можно оставлять незаделанными воронки и дру­ гие разрушения, расположенные на неиспользуемых участках взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и мест стоянки. Это допускается при условии, что размеры восстанавливаемых уча­ стков ВПП, рулежных дорожек и мест стоянки самолетов достаточ­ ны для работы авиации. Заделка больших разрушений может про­ изводиться с увеличением продольных и поперечных уклонов до пределов, предусмотренных тактико-техническими условиями и нормами. При капитальном восстановлении работы по ликвидации разрушений на летном поле должны обеспечивать приведение его в первоначальное состояние.

Т р е б о в а н и я к и с к у с с т в е н н ы м п о к р ы т и я м до ­

рог, п л о щ а д о к и а э р о д р о м о в .

При краткосрочном вос­

становлении искусственные покрытия

не

восстанавливаются,

при

временном — создаваемые упрощенные

покрытия по прочности

не

должны уступать ранее существовавшим. При недостатке сил и средств требования к покрытиям сводятся к тому, чтобы последние выдерживали лишь нагрузки от автомобилей и самолетов задан­ ного типа. При капитальном восстановлении создаваемые покры­ тия должны быть тождественны прежним.

45


О с н о в н ы е т р е б о в а н и я к п р о и з в о д с т в у и о р г а ­ н и з а ц и и в о с с т а н о в и т е л ь н ы х ра бот .

1.Организация работ, применяемая при обследовании и вос­ становлении объекта, должна обеспечивать окончание работ в ми­ нимальные сроки времени. Работы должны выполняться в любых условиях местности, погоды, времени года и суток и, как правило, круглосуточно, в две смены. Восстановительные работы в боевых условиях нужно уметь производить в основном без проектов, поль­ зуясь типовыми конструкциями и принимая на месте наиболее це­ лесообразные технические решения.

2.Применяемые при восстановлении конструкции должны удо­ влетворять техническим требованиям их эксплуатации лишь в дан­

ных конкретных условиях. По возможности следует обходиться за­ ранее заготовленными, а также местными или подручными восста­ новительными материалами.

3. Работы по восстановлению сооружений в ряде случаев тре­ буется производить в условиях воздействия огня противника и в зоне, зараженной радиоактивными и отравляющими вещества­ ми, поэтому они должны вестись по возможности скрытно, с со­ блюдением мер маскировки и безопасности.

4. Восстановительные работы должны выполняться в порядке очередности, установленной с таким расчетом, чтобы в минимально короткий срок были завершены работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию. Эксплуатируемые объекты при ликвида­ ции последствий нападения противника могут обследоваться и

восстанавливаться с

временным прекращением

эксплуатации,

в короткие перерывы

или в процессе ее. Например,

при восста­

новлении аэродромов, занятых авиацией, иногда придется произ­ водить работы с прекращением полетов, в короткие перерывы ме­ жду ними и без прекращения полетов.

Состав, очередность и стадийность восстановительных работ

В состав восстановительных работ на пораженных объектах входят:

инженерная разведка пораженного объекта (с систематиче­ ским радиационным, химическим и бактериологическим наблюде­ нием) ;

инженерно-спасательные и первоочередные аварийно-восста­ новительные работы (включая тушение пожаров, откачку воды при затоплениях и локализацию повреждений);

разграждение (включая дезактивацию, дегазацию, дезин­ фекцию, разминирование и уборку завалов);

восстановление зданий, промышленных сооружений, транс­ портных коммуникаций и инженерных сетей.

Вцелях сокращения сроков подготовки объектов при восста­ новлении необходимо распределять силы и средства с таким рас­ четом, чтобы соблюдалась очередность работ. Так, например, на

46


аэродроме в первую очередь, как правило, должны быть восстанов­ лены летная полоса минимальных размеров, места стоянки само­ летов с рулежными дорожками, подъездные и внутриаэродромные дороги, сооружения управления полетами, укрытия для личного состава. Во вторую очередь восстанавливаются дренажно-водосточ­ ная система, искусственные покрытия взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянки, подъездных и внутриаэродромных дорог, укрытия для самолетов и аэродромной техники, техни­ ческие помещения, склады авиационного топлива, боеприпасов и т. п. В третью очередь восстанавливаются остальные сооружения аэродрома.

Ориентировочные сроки и очередность подготовки сооружений объектов в зависимости от вида восстановительных работ и обста­ новки приведены в табл.3.

При краткосрочном восстановлении работы выполняются в объеме первой очереди, при временном ■— в объеме первой и второй очередей (причемразмеры летной полосы доводятся до нормаль­ ных), при капитальном — в полном объеме. При этом должна со­ блюдаться стадийность работ, обеспечивающая промежуточную го­ товность объекта после завершения работ каждой очереди. На­ пример, по окончании работ первой очереди автомобильная дорога или аэродром могут иметь в восстановленных местах грунтовое по­ крытие, второй очереди — гравийное, третьей очереди — гравийное, обработанное органическими вяжущими веществами и т. п. Планом организации работ должна предусматриваться возможность изме­ нения в зависимости от обстановки принятых конструктивных ре­ шений, а также порядка и сроков восстановления.

Все мероприятия по разведке и восстановлению разрушенных автомобильных и железных дорог, мостов, аэродромов и других объектов в ходе боевых действий выполняются в такой последова­ тельности:

изучение существующей дорожной и аэродромной сети и других объектов противника по картам и описаниям;

■— аэрофотосъемка объектов противника;

рекогносцировка дорожной и аэродромной сети после отхо­ да противника, выбор объектов для восстановления;

обследование объекта командой инженерной разведки или проектно-изыскательской группой и составление упрощенной доку­ ментации по организации восстановительных работ;

разминирование объекта и ликвидация невзорвавшихся авиа­

бомб и снарядов;

дегазация, дезактивация и дезинфекция объекта;

разграждение объекта от различных завалов, надолб и дру­ гих препятствий, уборка разбитой техники;

восстановление подъездных путей и сооружений, подлежа­ щих восстановлению в первую очередь.

Последовательность и состав работ могут изменяться в зависи­

мости от сочетания применяемых видов заграждений и разрушений и от особенностей обстановки,

47