Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
приятии, направленных на улучшение и оздоровление условий тру да, пропаганду безопасных методов работы, организацию инструк тажа по технике безопасности. Коллективными договорами опре деляются и затраты, которые администрация обязана произвести на выполнение намеченных мероприятий.
Для уточнения перечня и сроков проведения конкретных меро приятий между администрацией и профорганизацией заключаются специальные соглашения по охране труда, которые являются не отъемлемой частью коллективного договора.
Неуклонное соблюдение норм советского законодательства о
труде, правил по технике безопасности, осуществление |
мероприя |
|||||||
тий, намеченных |
в |
коллективных |
договорах, является |
исключи |
||||
тельно |
важным |
для |
предупреждения |
и |
сокращения |
количества |
||
несчастных случаев |
и профессиональных |
заболеваний. |
|
|||||
|
§ 2. |
Надзор |
и контроль за охраной труда |
|
||||
В Советском государстве большое внимание уделяется органи |
||||||||
зации |
государственного |
надзора |
и |
общественного контроля за |
охраной труда. Согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (ст. 104), надзор и контроль за соблю
дением законов о |
труде и правил по охране труда |
осуществляют: |
1) специально |
уполномоченные государственные |
органы и ин |
спекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждении, организаций и их вышестоящих орга нов;
2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда.
Высший надзор за точным исполнением законов о труде возло жен на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему про куроров.
Осуществляя надзор за соблюдением законов о труде и находя нарушения их, прокуроры опротестовывают в вышестоящих хозяйственных организациях неправильные действия администра ции или привлекают виновных к судебной ответственности.
Советы депутатов трудящихся осуществляют контроль за со блюдением законодательства о труде в порядке, определенном за конодательством Союза ССР и союзных республик.
Внутриведомственный контроль за охраной труда осуществляют министерства и ведомства в отношении подчиненных им предприя тий, учреждений и организации-
Профсоюзы осуществляют государственный надзор за соблюде нием законов о труде и правил по охране труда через техниче ских инспекторов, состоящих в штатах областных, краевых и рес публиканских советов профсоюзов.
|
Технический |
инспектор, осуществляя государственный |
надзор |
за |
безопасностью работ, состоянием производственной санитарии |
||
и |
соблюдением |
законодательства об охране труда, имеет |
право: |
12
беспрепятственно проходить на территорию предприятий, рабочие и служащие которых входят в соответствующий профсоюз; требо вать от администрации объяснений и документов, касающихся охраны труда; давать заключение о возможности открытия пред приятия или цеха; давать администрации обязательные предписа ния об устранении тех или иных недостатков в области охраны
труда; |
расследовать |
несчастные |
случаи; |
налагать денежные |
штрафы; |
привлекать |
виновных в |
нарушении |
законодательства об |
охране труда через прокуратуру к судебной ответственности; при останавливать производство, действуя через администрацию, в слу чае, если жизни работающих грозит явная опасность. Ни одно но вое или переоборудованное предприятие (цех, участок) не может быть пущено в эксплуатацию без санкции технического инспек тора.
Технический инспектор обязан оказывать помощь ФЗМК, ко миссиям охраны труда и общественным инспекторам в организации работы по охране труда, а также вести профилактическую работу по созданию безопасных и здоровых условий труда на производ стве.
Такие же права и обязанности имеют внештатные технические инспекторы, выбираемые из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих производства.
Специальный государственный надзор за безопасностью труда, производственной санитарией, пожарной профилактикой и рацио нальной организацией производства возложен на специализирован ные, инспекции государственных органов.
Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Минист ров СССР (Госгортехнадзор СССР) осуществляет государствен ный надзор за правильной эксплуатацией и состоянием паровых котлов и -сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных средств, за подземными горными работами и за разработкой от крытых карьеров, за ведением взрывных работ и т. д., с точки зре ния безопасности производства работ.
Государственная инспекция по энергонадзору Министерства энергетики и электрификации СССР (Госэнергоиадзор) ведет предупредительный и текущий надзор за выполнением всеми ве домствами правил техники безопасности при технической эксплуа тации энергетических установок.
Государственный санитарный |
надзор |
(Госсаннадзор) |
возложен |
|
на органы и |
учреждения санитарно-эпидемиологической |
службы |
||
Министерства |
здравоохранения |
СССР и |
осуществляется |
санитар |
но-эпидемиологическими станциями в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением установленных санитарно-ги гиенических правил и норм.
Государственный пожарный надзор разрабатывает правила и нормы пожарной охраны и контролирует соблюдение их на произ водстве-
13
Государственный надзор п контроль в области охраны труда не мол-сет быть повседневным, поэтому наряду с государственным применяется еще общественный контроль за соблюдением законо дательства об охране труда, осуществляемый месткомами, цехко мами, фабзавкомами, при которых на предприятиях организуются комиссии охраны труда.
Комиссия охраны труда создается для широкого привлечения членов профсоюза к работе по оздоровлению условий труда и контролю над выполнением на предприятии законов об охране труда, правил и норм по технике безопасности и промышленной санитарии. Эта комиссия возглавляется членом ФЗМК, который одновременно является старшим общественным инспектором пред приятия (цеха, экспедиции).
Комиссия охраны труда принимает участие в разработке кол лективных договоров и планов мероприятий по технике безопасно сти, проверяет использование денежных средств, отпущенных на эти мероприятия, контролирует соблюдение администрацией законода тельства о труде, ведет борьбу за надлежащее санитарное состоя ние предприятия, добивается своевременного снабжения работаю щих спецодеждой и защитными приспособлениями, изучает при чины несчастных случаев и профессиональных заболеваний, при нимает меры к их предупреждению, контролирует организацию обучения работающих безопасным методам работы.
Для улучшения работы по охране труда и технике безопасно сти непосредственно на производственных участках и усиления контроля рабочей общественности за проведением в жизнь законов о труде на общем собрании каждой профгруппы открытым голосо ванием избирается общественный инспектор по охране труда. Вся деятельность этого инспектора тесно увязывается с работой ко миссии по охране труда и технического инспектора профсоюза. Об щественным инспектором не может быть лицо, занимающее адми нистративно-хозяйственную должность или не знающее хорошо технологию производственного процесса.
Общественный инспектор по охране труда контролирует: про ведение инструктажа вновь принятых рабочих по безопасным ме тодам работы непосредственно на рабочем месте; исьравность обо рудования, инструментов; своевременное снабжение спецодеждой и правильное ее использование; правильность составления актов о несчастных случаях и сообщает о каждом несчастном случае ко миссии по охране труда.
Общественный инспектор по охране труда облечен правами тех нического инспектора профсоюза, за исключением права привлече ния виновных к административной и судебной ответственности и права непосредственно давать администрации предписания по уст ранению нарушения законодательства по охране труда. Права об щественного инспектора охраняются законом.
Администрация предприятий всю свою работу в области охраны труда должна проводить в контакте с ФЗМК, комиссией охраны
14
труда и общественными инспекторами. Местные профорганизации имеют право периодически заслушивать доклады хозяйственных руководителей о проведении мероприятий по охране труда-
§ 3. Ответственность за нарушение законов об охране труда
Всякое нарушение советского законодательства по охране тру да, правил по технике безопасности, коллективных договоров, не выполнение предписаний технических инспекторов влечет за собой ответственность виновных лиц административно-технического пер сонала.
Ответственность за подобные нарушения установлена дисцип линарная, административная, уголовная и материальная в зависи мости от тяжести проступка, наличия состава преступления и от последствий несчастного случая.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания на виновных руководителями выше стоящей организации в виде замечания или постановки на вид, выговора, строгого выговора, перевода на иижеоплачиваемую ра боту или на низшую должность на срок до трех месяцев. Наличие в каком-либо производственном подразделении несчастных случаев или нарушений в области охраны труда дает основание также к лишению администрации этого подразделения премий. Виновные лица административно-технического персонала (кроме хозяйствен ных руководителей) могут подвергаться и мерам общественного воздействия через товарищеские суды.
В положении о советах профсоюзов предусмотрено их право вносить предложения об освобождении от работы хозяйственных руководителей и других должностных лиц за систематическое на рушение законодательства о труде.
Дисциплинарную ответственность за нарушение требований охраны труда несут все рабочие и служащие как за нарушение трудовой дисциплины по правилам внутреннего трудового распо рядка.
Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении правил тех ники безопасности и охраны труда, представителями государствен ного надзора. Главные технические инспекторы советов профсою зов имеют право налагать штраф до 50 руб., а технические инспек торы — до 10 руб. Размер штрафов, налагаемых органами госу дарственного санитарного надзора, колеблется от 10 до 50 руб.
Уголовная ответственность должностных лиц за преступное на рушение правил охраны труда предусмотрена ст140 Уголовного кодекса РСФСР.
Основанием для привлечения к уголовной ответственности должностных лиц предприятий является нарушение ими правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, связанное с преступным действием или бездействием
15
их, если это нарушение повлекло за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия (например, профзаболева ния), либо могло повлечь таковые.
В качестве меры наказания должностных лиц за нарушение правил и требований охраны труда УК РСФСР (ч. I , ст. 140) уста навливает: лишение свободы на срок до одного года или исправи тельные работы на тот же срок, или освобождение от должности, или штраф до 100 руб., а при нарушении, охватывающем группу (два человека и более), — штраф до 1000 руб.
Нарушение правил и требований охраны труда, повлекшее за собой причинение телесных повреждений или утрату трудоспособ
ности (ч. I I , ст. |
140 |
УК РСФСР), а также смерть человека или |
|||||
причинение |
тяжких |
телесных повреждений нескольким |
лицам |
||||
(ч. I I I , ст. |
140 УК РСФСР) |
влечет за |
собой: в первом случае — |
||||
лишение свободы |
на |
срок до |
3 лет или |
исправительные работы на |
|||
срок до 1 года, |
а |
во втором |
случае — лишение свободы |
на срок |
|||
до 5 лет. |
|
|
|
|
|
|
|
Привлечение |
рядовых работников к |
уголовной-ответственности |
в порядке применения ст140 УК РСФСР запрещено. Рядовые рабочие, преступно нарушившие правила по технике безопасности, что повлекло за собой несчастный случай с другими рабочими, привлекаются к уголовной ответственности, как за преступление против личности.
Материальная ответственность предприятий и должностных лиц возникает при необходимости возмещения материального ущерба, причиненного пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего по вине предприятия, обязанного уплачивать за него взносы по государственному социальному страхованию. До казательством вины предприятия могут служить: акт о несчастном случае, связанном с производством; приказ о наложении дисцип линарного взыскания на конкретных виновников увечья или иного повреждения здоровья; обвинительный приговор суда и другие до кументы.
Право на возмещение ущерба за счет предприятия пострадав ший имеет в том случае, когда в порядке социального страхования полностью нанесенный ущерб не возмещается. Кроме возмещения утраченного заработка, предприятие оплачивает потерпевшему расходы на уход за ним, на дополнительное питание, протезиро вание, санаторно-курортное лечение и др.
Представитель администрации, виновный в несчастном случае, обязан полностью возместить предприятию дополнительные рас ходы, если в ходе следствия установлен состав преступления с его стороны. При отсутствии состава преступления в порядке мате
риальной ответственности виновный возмещает ущерб в |
размере, |
не превосходящем '/з своей месячной ставки (ст. 89 КЗоТ |
РСФСР) . |
В этом случае полное возмещение материального ущерба потер певшему работнику производится за счет предприятия по ре грессному иску, предъявляемому администрации профсоюзом.
16