Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приятии, направленных на улучшение и оздоровление условий тру­ да, пропаганду безопасных методов работы, организацию инструк­ тажа по технике безопасности. Коллективными договорами опре­ деляются и затраты, которые администрация обязана произвести на выполнение намеченных мероприятий.

Для уточнения перечня и сроков проведения конкретных меро­ приятий между администрацией и профорганизацией заключаются специальные соглашения по охране труда, которые являются не­ отъемлемой частью коллективного договора.

Неуклонное соблюдение норм советского законодательства о

труде, правил по технике безопасности, осуществление

мероприя­

тий, намеченных

в

коллективных

договорах, является

исключи­

тельно

важным

для

предупреждения

и

сокращения

количества

несчастных случаев

и профессиональных

заболеваний.

 

 

§ 2.

Надзор

и контроль за охраной труда

 

В Советском государстве большое внимание уделяется органи­

зации

государственного

надзора

и

общественного контроля за

охраной труда. Согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (ст. 104), надзор и контроль за соблю­

дением законов о

труде и правил по охране труда

осуществляют:

1) специально

уполномоченные государственные

органы и ин­

спекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждении, организаций и их вышестоящих орга­ нов;

2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде возло­ жен на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему про­ куроров.

Осуществляя надзор за соблюдением законов о труде и находя нарушения их, прокуроры опротестовывают в вышестоящих хозяйственных организациях неправильные действия администра­ ции или привлекают виновных к судебной ответственности.

Советы депутатов трудящихся осуществляют контроль за со­ блюдением законодательства о труде в порядке, определенном за­ конодательством Союза ССР и союзных республик.

Внутриведомственный контроль за охраной труда осуществляют министерства и ведомства в отношении подчиненных им предприя­ тий, учреждений и организации-

Профсоюзы осуществляют государственный надзор за соблюде­ нием законов о труде и правил по охране труда через техниче­ ских инспекторов, состоящих в штатах областных, краевых и рес­ публиканских советов профсоюзов.

 

Технический

инспектор, осуществляя государственный

надзор

за

безопасностью работ, состоянием производственной санитарии

и

соблюдением

законодательства об охране труда, имеет

право:

12


беспрепятственно проходить на территорию предприятий, рабочие и служащие которых входят в соответствующий профсоюз; требо­ вать от администрации объяснений и документов, касающихся охраны труда; давать заключение о возможности открытия пред­ приятия или цеха; давать администрации обязательные предписа­ ния об устранении тех или иных недостатков в области охраны

труда;

расследовать

несчастные

случаи;

налагать денежные

штрафы;

привлекать

виновных в

нарушении

законодательства об

охране труда через прокуратуру к судебной ответственности; при­ останавливать производство, действуя через администрацию, в слу­ чае, если жизни работающих грозит явная опасность. Ни одно но­ вое или переоборудованное предприятие (цех, участок) не может быть пущено в эксплуатацию без санкции технического инспек­ тора.

Технический инспектор обязан оказывать помощь ФЗМК, ко­ миссиям охраны труда и общественным инспекторам в организации работы по охране труда, а также вести профилактическую работу по созданию безопасных и здоровых условий труда на производ­ стве.

Такие же права и обязанности имеют внештатные технические инспекторы, выбираемые из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих производства.

Специальный государственный надзор за безопасностью труда, производственной санитарией, пожарной профилактикой и рацио­ нальной организацией производства возложен на специализирован­ ные, инспекции государственных органов.

Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Минист­ ров СССР (Госгортехнадзор СССР) осуществляет государствен­ ный надзор за правильной эксплуатацией и состоянием паровых котлов и -сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных средств, за подземными горными работами и за разработкой от­ крытых карьеров, за ведением взрывных работ и т. д., с точки зре­ ния безопасности производства работ.

Государственная инспекция по энергонадзору Министерства энергетики и электрификации СССР (Госэнергоиадзор) ведет предупредительный и текущий надзор за выполнением всеми ве­ домствами правил техники безопасности при технической эксплуа­ тации энергетических установок.

Государственный санитарный

надзор

(Госсаннадзор)

возложен

на органы и

учреждения санитарно-эпидемиологической

службы

Министерства

здравоохранения

СССР и

осуществляется

санитар­

но-эпидемиологическими станциями в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением установленных санитарно-ги­ гиенических правил и норм.

Государственный пожарный надзор разрабатывает правила и нормы пожарной охраны и контролирует соблюдение их на произ­ водстве-

13


Государственный надзор п контроль в области охраны труда не мол-сет быть повседневным, поэтому наряду с государственным применяется еще общественный контроль за соблюдением законо­ дательства об охране труда, осуществляемый месткомами, цехко­ мами, фабзавкомами, при которых на предприятиях организуются комиссии охраны труда.

Комиссия охраны труда создается для широкого привлечения членов профсоюза к работе по оздоровлению условий труда и контролю над выполнением на предприятии законов об охране труда, правил и норм по технике безопасности и промышленной санитарии. Эта комиссия возглавляется членом ФЗМК, который одновременно является старшим общественным инспектором пред­ приятия (цеха, экспедиции).

Комиссия охраны труда принимает участие в разработке кол­ лективных договоров и планов мероприятий по технике безопасно­ сти, проверяет использование денежных средств, отпущенных на эти мероприятия, контролирует соблюдение администрацией законода­ тельства о труде, ведет борьбу за надлежащее санитарное состоя­ ние предприятия, добивается своевременного снабжения работаю­ щих спецодеждой и защитными приспособлениями, изучает при­ чины несчастных случаев и профессиональных заболеваний, при­ нимает меры к их предупреждению, контролирует организацию обучения работающих безопасным методам работы.

Для улучшения работы по охране труда и технике безопасно­ сти непосредственно на производственных участках и усиления контроля рабочей общественности за проведением в жизнь законов о труде на общем собрании каждой профгруппы открытым голосо­ ванием избирается общественный инспектор по охране труда. Вся деятельность этого инспектора тесно увязывается с работой ко­ миссии по охране труда и технического инспектора профсоюза. Об­ щественным инспектором не может быть лицо, занимающее адми­ нистративно-хозяйственную должность или не знающее хорошо технологию производственного процесса.

Общественный инспектор по охране труда контролирует: про­ ведение инструктажа вновь принятых рабочих по безопасным ме­ тодам работы непосредственно на рабочем месте; исьравность обо­ рудования, инструментов; своевременное снабжение спецодеждой и правильное ее использование; правильность составления актов о несчастных случаях и сообщает о каждом несчастном случае ко­ миссии по охране труда.

Общественный инспектор по охране труда облечен правами тех­ нического инспектора профсоюза, за исключением права привлече­ ния виновных к административной и судебной ответственности и права непосредственно давать администрации предписания по уст­ ранению нарушения законодательства по охране труда. Права об­ щественного инспектора охраняются законом.

Администрация предприятий всю свою работу в области охраны труда должна проводить в контакте с ФЗМК, комиссией охраны

14


труда и общественными инспекторами. Местные профорганизации имеют право периодически заслушивать доклады хозяйственных руководителей о проведении мероприятий по охране труда-

§ 3. Ответственность за нарушение законов об охране труда

Всякое нарушение советского законодательства по охране тру­ да, правил по технике безопасности, коллективных договоров, не­ выполнение предписаний технических инспекторов влечет за собой ответственность виновных лиц административно-технического пер­ сонала.

Ответственность за подобные нарушения установлена дисцип­ линарная, административная, уголовная и материальная в зависи­ мости от тяжести проступка, наличия состава преступления и от последствий несчастного случая.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания на виновных руководителями выше­ стоящей организации в виде замечания или постановки на вид, выговора, строгого выговора, перевода на иижеоплачиваемую ра­ боту или на низшую должность на срок до трех месяцев. Наличие в каком-либо производственном подразделении несчастных случаев или нарушений в области охраны труда дает основание также к лишению администрации этого подразделения премий. Виновные лица административно-технического персонала (кроме хозяйствен­ ных руководителей) могут подвергаться и мерам общественного воздействия через товарищеские суды.

В положении о советах профсоюзов предусмотрено их право вносить предложения об освобождении от работы хозяйственных руководителей и других должностных лиц за систематическое на­ рушение законодательства о труде.

Дисциплинарную ответственность за нарушение требований охраны труда несут все рабочие и служащие как за нарушение трудовой дисциплины по правилам внутреннего трудового распо­ рядка.

Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении правил тех­ ники безопасности и охраны труда, представителями государствен­ ного надзора. Главные технические инспекторы советов профсою­ зов имеют право налагать штраф до 50 руб., а технические инспек­ торы — до 10 руб. Размер штрафов, налагаемых органами госу­ дарственного санитарного надзора, колеблется от 10 до 50 руб.

Уголовная ответственность должностных лиц за преступное на­ рушение правил охраны труда предусмотрена ст140 Уголовного кодекса РСФСР.

Основанием для привлечения к уголовной ответственности должностных лиц предприятий является нарушение ими правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, связанное с преступным действием или бездействием

15


их, если это нарушение повлекло за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия (например, профзаболева­ ния), либо могло повлечь таковые.

В качестве меры наказания должностных лиц за нарушение правил и требований охраны труда УК РСФСР (ч. I , ст. 140) уста­ навливает: лишение свободы на срок до одного года или исправи­ тельные работы на тот же срок, или освобождение от должности, или штраф до 100 руб., а при нарушении, охватывающем группу (два человека и более), — штраф до 1000 руб.

Нарушение правил и требований охраны труда, повлекшее за собой причинение телесных повреждений или утрату трудоспособ­

ности (ч. I I , ст.

140

УК РСФСР), а также смерть человека или

причинение

тяжких

телесных повреждений нескольким

лицам

(ч. I I I , ст.

140 УК РСФСР)

влечет за

собой: в первом случае —

лишение свободы

на

срок до

3 лет или

исправительные работы на

срок до 1 года,

а

во втором

случае — лишение свободы

на срок

до 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

Привлечение

рядовых работников к

уголовной-ответственности

в порядке применения ст140 УК РСФСР запрещено. Рядовые рабочие, преступно нарушившие правила по технике безопасности, что повлекло за собой несчастный случай с другими рабочими, привлекаются к уголовной ответственности, как за преступление против личности.

Материальная ответственность предприятий и должностных лиц возникает при необходимости возмещения материального ущерба, причиненного пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего по вине предприятия, обязанного уплачивать за него взносы по государственному социальному страхованию. До­ казательством вины предприятия могут служить: акт о несчастном случае, связанном с производством; приказ о наложении дисцип­ линарного взыскания на конкретных виновников увечья или иного повреждения здоровья; обвинительный приговор суда и другие до­ кументы.

Право на возмещение ущерба за счет предприятия пострадав­ ший имеет в том случае, когда в порядке социального страхования полностью нанесенный ущерб не возмещается. Кроме возмещения утраченного заработка, предприятие оплачивает потерпевшему расходы на уход за ним, на дополнительное питание, протезиро­ вание, санаторно-курортное лечение и др.

Представитель администрации, виновный в несчастном случае, обязан полностью возместить предприятию дополнительные рас­ ходы, если в ходе следствия установлен состав преступления с его стороны. При отсутствии состава преступления в порядке мате­

риальной ответственности виновный возмещает ущерб в

размере,

не превосходящем '/з своей месячной ставки (ст. 89 КЗоТ

РСФСР) .

В этом случае полное возмещение материального ущерба потер­ певшему работнику производится за счет предприятия по ре­ грессному иску, предъявляемому администрации профсоюзом.

16