Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

различать две схемы стабилизации и управления нормальными силами.

В первой схеме, наиболее простой, используется аэродина­ мическая стабилизация углов атаки и скольжения, а управление нормальными управляющими силами осуществляется с помощью рулевого привода, преобразующего сигналы наведения в откло­ нения органов управления. Система управления нормальными силами получается при этом разомкнутой.

Во второй схеме два канала замкнутой автоматической си­ стемы стабилизации используются для управления нормальны­ ми управляющими силами. Другими словами, система управ­ ления нормальными силами и соответствующие два канала си­ стемы стабилизации состоят из одних и тех же устройств, т. е~ тождественны. Такая система выполняет одновременно следую­ щие функции:

1)преобразует сигналы наведения в нормальные управляю­ щие силы;

2)стабилизирует при воздействии возмущений угловое по­ ложение летательного аппарата, задаваемое сигналами наве­ дения.

Этим функциям автоматической системы соответствуют два: режима ее работы: режим управления и режим стабилизации.

Вкачестве примера рассмотрим систему стабилизации угло­ вой скорости тангажа, приведенную на рис. 1.29. Работа этой системы в режиме стабилизации уже описывалась выше (см. рис. 1.29, а). В режиме управления (см. рис. 1.29, б) сигнал на­ ведения изменяется как функция времени uH(t), задавая непо­

средственно требуемое значение угловой скорости тангажа ■&(t) и косвенно —■нормальные силы

Р — — + Г ^ т І / Г .

57,3 1

Задача системы в режиме управления состоит в том, чтобы,, несмотря на воздействие возмущающего момента, создавать требуемые нормальные управляющие силы. Следует иметь в виду, что режимы управления и стабилизации представляют со­ бой модели или расчетные схемы реального сложного процесса,,

в котором функции управления и

стабилизации

выполняются

одновременно.

с т а б и л и з а ц и и , часто

ис­

Как видно, термин с и с т е м а

пользуемый для рассматриваемой

автоматической

системы,

не

вполне точен. В американской литературе такая система назы­ вается обычно с и с т е м о й у п р а в л е н и я . Так как в отечест­ венной литературе понятие системы управления имеет более ши­

* См. гл. VIII, XI.

62


рокий смысл, а точное определение система угловой стабилиза­ ции и управления нормальными силами слишком громоздко, приходится обычно пользоваться термином система стабили­ зации.

Таким образом, когда нормальные управляющие силы созда­ ются посредством изменения углового положения летательного

.аппарата, два канала системы стабилизации являются структур­ ными элементами системы наведения. Эти два канала системы •стабилизации, используемые для управления нормальными си­

лами, представляют собой по отношению к

системе наведения

некоторый сложный «объект управления».

 

Системй

наведения является

замкнутой

автоматической си­

стемой. Это

значит, что система

наведения

стремится уничто­

жить некоторую ошибку е, посылая в систему управления нор­ мальными силами соответствующие сигналы. За ошибку систе­ мы наведения е принимается обычно отклонение какой-либо •функции параметров движения летательного аппарата от зна­ чений этой функции, соответствующих требуемому движению. Так, например, при наведении летательного аппарата методом •совмещения за ошибку системы наведения принимается линей- <яое отклонение аппарата от линии «пункт управления — цель».

В замкнутую систему наведения входит в качестве одного из звеньев объект управления: либо сам летательный аппарат, либо система стабилизации — самостоятельная замкнутая си­ стема, в состав которой входит летательный аппарат. Хотя летательный аппарат и система (аппаратура) наведения как технические изделия существенно отличаются друг от друга, они вместе составляют единую динамическую систему. Поэтому под системой наведения будем понимать автоматическую систему,

состоящую

из а п п а р а т у р ы

н а в е д е н и я

и л е т а т е л ь ­

н о г о а п п а р а т а .

 

собой группу

Канал

управления скоростью представляет

устройств

системы наведения,

обеспечивающих

требуемый за­

кон изменения скорости полета путем соответствующего измене­ ния тангенциальных управляющих сил. Так как для решения ряда задач наведения управление скоростью не требуется, то этот канал часто отсутствует в составе системы управления по­ летом многих летательных аппаратов.

Каналы управления скоростью могут быть как разомкнуты­ ми, так и замкнутыми. Летательный аппарат входит в состав замкнутого капала управления скоростью как объект управ­ ления.

Система управления полетом, как следует из вышеизложен­ ного, представляет собой сложную автоматическую систему, со­ стоящую в общем случае из систем стабилизации и наведения. Поскольку мы условились рассматривать летательный аппарат как элемент этих систем, то логично теперь в отличие от опре­ деления на стр. 59 понимать под системой управления полетом

63


автоматическую систему, состоящую

из л е т а т е л ь н о г о а п ­

п а р а т а (объекта управления) и

а п п а р а т у р ы у п р а в - '

л е н и я.

 

7.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ НАВЕДЕНИЯ

Системы управления полетом обычно классифицируют по ти­ пу системы наведения. Это объясняется тем, что системы стаби­ лизации у большинства беспилотных летательных аппаратов:

сходны. В то же время системы наведения могут

существенна

отличаться друг от друга по принципам своего действия.

Прежде всего все системы наведения можно

подразделить

на два типа:

 

1)программные системы наведения;

2)системы наведения, получающие информацию от цели.

В программных системах наведения управляющим воздейст­ вием служит сигнал, вырабатываемый программным механиз­ мом. Этот сигнал определяет требуемую траекторию полета, отклонения от которой система наведения стремится уничто­ жить. Программа полета задается перед пуском летательнога аппарата в зависимости от координат цели. Какая-либо инфор­ мация о координатах цели во время полета в систему наведения не поступает, и траектория летательного аппарата, заданная перед пуском, в процессе полета не может изменяться. По этой причине наводить летательные аппараты по программе можна только на неподвижные цели.

Напротив, системы наведения, имеющие устройства для по­ лучения информации о положении цели, могут изменять в тече­ ние полета траекторию летательного аппарата в соответствии с движением цели. Благодаря этому такие системы могут наво­ дить летательные аппараты как на неподвижные, так и на дви­ жущиеся цели. В рассматриваемом случае параметры движения цели или ее координаты служат управляющим воздействием для системы наведения.

Приведенная классификация систем наведения принимает во< внимание лишь самые общие свойства этих систем. Если в осно­ ву классификации положить принцип действия системы наведе­ ния, определяющий, на основании какой информации выраба­ тывается сигнал наведения и какие физические явления исполь­ зуются для определения координат цели и летательного» аппарата, то приходим к следующему общепринятому разделе­ нию систем наведения:

1)автономные системы;

2)системы самонаведения;

3)системы теленаведения;

4)комбинированные системы.

Рассмотрим краткую характеристику этих классов систем наведения.

64


Автономные системы

Автономные системы наведения в процессе полета летатель­ ного аппарата не получают никакой информации ни от цели, ни от командного пункта, ни от какого-либо другого искусственно­ го источника информации (например, от радиомаяка), что и объясняет название этих систем. Положение цели относительно поверхности Земли предполагается известным. Аппаратура на­ ведения, целиком размещенная на борту летательного аппара­ та, определяет его местонахождение относительно земной по­ верхности, вычисляет отклонения от заданной траектории поле­ та и в соответствии с этими отклонениями вырабатывает сигна­ лы наведения.

Системы самонаведения

В системах самонаведения устройства, находящиеся на бор­ ту летательного аппарата, получают информацию непосредст­ венно от цели.

Рис. 1.30. Система самонаведения

Блок-схема системы самонаведения показана на рис. 1.30. Для получения сигнала ошибки ие координатор цели определяет положение цели относительно системы осей, связанных с коор­ динатором и ориентированных в пространстве определенным образом в зависимости от принятого метода наведения. Сигнал ошибки преобразуется затем в сигнал наведения ин, поступаю­ щий в систему управления нормальными силами, в результате действия которых изменяется направление вектора скорости по­ лета и, следовательно, положение цели относительно осей, свя­ занных с координатором.

Системы самонаведения можно назвать полуавтономными, так как для них характерно отсутствие связи между летатель­ ным аппаратом и командным пунктом при наличии связи с целью.

Системы теленаведемия

В системах теленаведения бортовые устройства получают информацию (командные сигналы или опорные сигналы) от ис­

3—3422

65

точника, находящегося вне летательного аппарата: с командно­ го пункта, радиомаяков и т. п.

Системы теленаведения в свою очередь можно разбить на три подкласса:

1)командные системы наведения;

2)системы наведения по лучу;

3)радионавигационные системы.

К о м а н д н ы е с и с т е м ы н а в е д е н и я

 

Наиболее характерной чертой командной системы

является

наведение летательного аппарата с помощью сигналов

(команд),

которые формируются на командном пункте и по линии связи

передаются на борт летательного аппарата.

 

Для выработки сигналов наведения необходимо определять

положение в пространстве летательного аппарата и цели. С этой

точки зрения возможны два способа наведения. В первом спо­ собе координаты летательного аппарата и цели определяются относительно осей, связанных с командным пунктом (наведение в координатах командного пункта); во втором — координаты цели определяются относительно осей, связанных с летательным аппаратом (наведение в координатах летательного аппарата).

С и с т е м а н а в е д е н и я

в к о о р д и н а т а х

к о м а н д н о г о п у н

к т а (рис. 1.31)

Измерение координат цели и летательного аппарата относи­ тельно командного пункта производится с помощью устройств, называемых координаторами.

Координаты летательного аппарата и цели используются для определения отклонения летательного аппарата от требуемой теоретической траектории, а затем для формирования сигнала наведения.

Вычисление параметров теоретической траектории, определе­ ние отклонения летательного аппарата от этой траектории и выработка сигналов наведения выполняются с помощью устрой­

ства выработки команд.

(по радио или по прово­

Сигналы наведения по линии связи

дам) передаются на борт летательного аппарата и затем

посту­

пают в систему управления нормальными силами.

 

Таким образом, основными элементами командной системы

наведения в координатах командного

пункта являются

(см.

рис. 1.31):

 

 

1)(Координаторы цели и л етател ьн о го аппарата;

2)устройство выработки команд; .

3)устройства радиотелеуправления;

4)система управления нормальными силами.

66


Всю аппаратуру, предназначенную для определения коорди­ нат дели и летательного аппарата, выработки и передачи сигна­ лов наведения, часто называют станцией наведения.

Устройства радиотелеуправления состоят из блоков, располо­ женных на станции наведения (шифратор, передатчик сигналов наведения) и на борту летательного аппарата (приемник сиг­ налов наведения, дешифратор).

Апвпратпурные

Возмущаю­

ошибки ■

щие силы и

 

моменты

Станция наведения

Управляемый снаряд

Рис. 1.31. Командная система наведения в координатах командного пункта («н — сигнал наведения)

При наведении в координатах командного пункта для пра­ вильного выполнения команд, передаваемых со станции наведе­ ния на борт летательного аппарата, необходимо обеспечивать совпадение осей системы координат на станции наведения и на борту. Эта задача, характерная для рассматриваемых систем на­ ведения, решается системой стабилизации крена.

С и с т е м а н а в е д е н и я по л у ч у

Всистеме наведения по лучу сигналы наведения вырабаты­ ваются на борту летательного аппарата по измеренным отклоне­ ниям аппарата от оси луча радиолокатора, который перемещает­ ся в пространстве в соответствии с принятым методом наведения.

Взависимости от способа управления перемещением луча системы наведения по лучу могут быть двух вариантов: одно­ лучевые и двухлучевые.

Воднолучевой системе наведения (рис. 1.32) координатор цели (луч) непрерывно следит за целью, а координатор на бор­ ту аппарата определяет его отклонение от оси этого радиолуча.

з

'67

В двухлучевой системе один луч используется для определе­ ния координат цели, которые поступают в устройство выработки команд. Последнее вырабатывает сигналы, управляющие пере-

Рис. 1.32. Однолучевая система наведения по лучу

Станция наведения

Управляемый снаряд

Рис. 1.33. Двухлучевая система наведения по лучу

мещением второго луча радиолокатора, вдоль оси которого движется летательный аппарат. На рис. 1.33 приведена блоксхема двухлучевой системы наведения.

Р а д и о н а в и г а ц и о н н ы е с и с т е м ы

К системе наведения по лучу примыкают радионавигацион­ ные системы наведения. Несколько наземных станций наведения передают синхронизированные сигналы, задающие определен­ ным образом траекторию летательного аппарата. Бортовая ап­ паратура наведения, сравнивая эти сигналы, определяет откло­ нение летательного аппарата от заданной траектории и выраба­ тывает сигналы наведения, корректирующие движение аппарата.

68