Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 295

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ших числах М. Если кормовая часть корпуса — расширяющая­ ся, т. е.

1 ''Ікорм

< 0 ,

ЗХкорм’Ікорм

то донное разрежение возрастает (£,,>1).

При дозвуковых скоростях полета (М ^0,8) коэффициент донного разрежения может быть приближенно найден по фор­ муле

 

,

 

0,0155

 

(4.39)

 

С/^ДН)ц==1--

------ »

 

 

 

 

V

Cf

 

 

где Cf — коэффициент

трения

плоской

пластинки,

длина кото­

рой равна длине тела Ьф.

 

 

 

 

Величина kv при М ^0 ,8 определяется равенством

 

k-q

^корм'

 

 

(4.40)

Таким образом, коэффициент донного сопротивления тела

вращения, отнесенный

к площади

миделя,

подсчитывается по

формуле

 

 

 

Л

-7 *.

1 W

 

(Рдн)т)-1^

 

 

(4.41)

При определении 5ДНи k n следует учитывать замечание, сде­ ланное в разд. 1.4. Если обводы кормовой части достаточно кру­ ты (угол наклона образующей больше 20°), то предварительно находят фиктивные п а р а ­

Рис. 4.27. Влияние сужения кормовой части на коэффициент донного дав­ ления

м етры ?ѵ *корм И Т)*корм В СО'­

ответствии с рис. 4.25, а так­

же

фиктивную

относитель­

ную

площадь

донного

сре­

за

*5*дн/ 5 ф = (т]*к ор м )2.

По

этим параметрам подсчиты­ вают kf\ И Сх дн.

Выражение (4.41) не учитывает таких факторов, как температура тела и др. Для оценки влияния темпе­ ратуры можно привести ре­ зультаты одного из опытов:

при

переходе

от

г‘Ст= 0

к

^ст = 200°С

значение

рдн те­

ла

вращения

при

М=3,24

изменилось

от

—0,091

до

—0,085.

 

 

 

 

230



Бели из донного среза вытекает іреактивная струя (при ра­ ботающем двигателе), сждн рассчитывается также по формуле (4.41), но в этом случае за 5ДН принимается площадь кольца, заключенного между внешней окружностью донного среза и окружностью среза сопла. Следует отметить, что такой расчет не учитывает влияния струи на рдн. В большинстве случаев давление в струе на срезе сопла значительно превышает величи­ ну донного давления. Это повышенное давление будет переда­ ваться в какой-то степени и на застойную область вокруг струи, что приведет к уменьшению схдн. Количественная оценка влия­ ния струи может быть дана только в результате эксперименталь­ ных исследований.

§ 2. КОЭФФИЦИЕНТ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРИ а= б= О

Методы расчета коэффициента схо передних и задних несу­ щих поверхностей почти идентичны. Единственное отличие со­ стоит в том, что расчет сж0і следует вести при числе Маха Мі =

' =Му&ті, а расчет cx0ii при Мц = МУ&тн. Поэтому далее излагает­ ся только методика расчета сх01.

Лобовое сопротивление несущей поверхности с заостренны­ ми задними кромками при а = б=0 складывается из профильно­ го и волнового сопротивления. В соответствии с этим можно на­ писать

с.*оі— С х р ^ г с х в -

(4.42)

Профильное сопротивление обусловлено вязкостью воздуха. Оно определяется в основном силами трения и в незначительной степени — разностью давлений в носовой и хвостовой частях профиля.

Волновое сопротивление — это сопротивление давления, обус­ ловленное сжимаемостью воздуха. Оно возникает при М >М кр, когда обтекание крыльев сопровождается появлением скачков уплотнения.

При больших числах М нашли применение несущие поверх­ ности с затупленными задними кромками. В этих случаях к про­ фильному и волновому сопротивлению добавляется донное со­ противление, связанное с отрывом потока на задней кромке:

Croi = c * p + c * .B-j-£ > *H.

(4.43)

Рассмотрим отдельные слагаемые выражений (4.42) и (4.43).

" •'ч

2.1. ПРОФИЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ____

Коэффициент профильного сопротивления можно подсчитать по формуле

C x v = 2 c f r ic ,

(4.44)

231


где 2Cf — удвоенный коэффициент

трения

плоской пластинки;

т]с — поправочный множитель,

учитывающий влияние

тол­

щины профиля.

 

 

 

Величина 2С} определяется по графикам и формулам, приве­

денным в разд. 1.1, в зависимости

от числа

Re, найденного по

средней аэродинамической хорде консолей

ЬА.К и относительно­

го положения точки перехода ламинарного

пограничного

слоя

в турбулентный xt-

 

относительной

тол-

Коэффициент т]с зависит в основном от

• щины профиля с и і( (рис. 4.28).

Ret

Рис.

4.28. График

для

определе­

 

Рис. 4.29. Влияние угла стрело­

 

ния

поправочного

коэффициента

 

видности на критическое число

 

 

По

 

 

 

 

 

Рейнольдса

 

 

Положение точки перехода на крыле можно определить следующим спо­

 

собом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. По рис. 4.5 найти (Re*)о в зависимости от предполагаемой чистоты по­

 

верхности. Если форма профиля обеспечивает отрицательный градиент дав­

",

ления, значение (Re;)o следует увеличить на 30—50% (при

М >1). Кроме

того,

необходимо учесть влияние угла стреловидности передней кромки. Как пока-

J

зывают

эксперименты,

при

увеличении

стреловидности

критическое

число

^

Рейнольдса уменьшается (рис. 4.29).

расчетов,

температуру поверхности

С

2. Зная, хотя бы из прикидочных

крыльев Ест, найти Re; по рис. 4â.

координату точки перехода по формуле

<г’ ''

3. Определить относительную

.•>

 

 

 

xt —

Xt

Re/

 

(4.45)

 

 

 

 

b

Re

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

t

U« fc

части

профиля возникает © О

При дозвуковых скоростях ПпотокаО ТО К

в

носовой

отрицательный градиент давления,

а в

хвостовой части — положительный, '^ ^ ,

ускоряющий турбулизацию пограничного

слоя. Без большой ошибки можно .

 

считать, что при М <М Кр точка

перехода

гладкого крыла совпадает с точкой

'

минимального давления, близкой

к точке

наибольшей толщины профиля. По-

ЭТОМУ Xt— Xc-

4. Если впереди найденной таким способом точки перехода имеется какойлибо источник сильной турбулизации (стык листов обшивки или панелей, сва­ рочный шов, ряд винтов или заклепок, излом обвода профиля, щель между

232


элероном и крылом и т. д.), то правильнее считать точку перехода совпадаю-

,щей с этим источником, т. е. значение xt надо соответственно уменьшить.

5.В местах сопряжения крыльев с корпусом и гондолами существование

ламинарного пограничного_слоя маловероятно. Для учета этого обстоятель­

ства найденное значение xt надо уменьшить еще на 10—20%, а при наличии гондол на крыльях на 40—60%. У летательного аппарата схемы «утка» погра­ ничный слой на части поверхности крыльев, находящейся за оперением, сле­ дует считать полностью турбулизированным.

6. Если на поверхность крыла падает скачок уплотнения, вызванный какой-либо другой частью летательного аппарата, топограничный слой за скачком также следует считать турбулентным.

На этапах предэскизного и эскизного проектирования лета­ тельного аппарата не всегда известны некоторые факторы, от которых зависит положение точки перехода. В этих случаях t обычно принимают в расчетах xt 0, несколько завышая тем

самым профильное сопротивление.

2.2. ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Согласно теории крыльев конечного размаха в сверхзвуко­ вом потоке коэффициент волнового сопротивления с*в зависит от числа М, формы крыльев в плане, а также от толщины и фор­ мы профиля

Схъ= /( М ,

Ч]к, 'I, с, форма профиля).

(4.46)

Число независимых переменных можно уменьшить, преобра­ зовав выражение (4.46) к виду

Акс2 = /(Л < / М 2 — 1, \ t g x , ijK, форма профиля). (4.47)

На рис. 4.30 штрих-пунктирными линиями нанесены теорети­ ческие зависимости

Акс2

для .трапециевидных крыльев с ромбовидным профилем. Каждая кривая соответствует определенным значениям параметров ^ntgXc и г|к (%с — угол стреловидности по линии максимальных толщин крыла). Сплошными линиями показаны аналогичные зависимости, полученные в результате обработки эксперимен­ тальных данных. Характерно, что при X,Ktg%c = 0 и М ~1 значи-

тельное влияние оказывает параметр Хк]/ с , как это и следу­ ет из трансзвуковых правил подобия.

Экспериментальные значения коэффициента волнового со­ противленияjsaMerao расходятся с теоретическими, особенно в

области ЯКУМ2—1 «Як tg хс (звуковая линия максимальных тол­ щин), где теоретические кривые имеют резко выраженные пики. Здесь линейная теория неприменима. При больших значениях

ЯКУМ2—1, когда линия максимальных толщин становится суще­ ственно сверхзвуковой, сходимость значительно лучше, но все

233