элероном и крылом и т. д.), то правильнее считать точку перехода совпадаю-
,щей с этим источником, т. е. значение xt надо соответственно уменьшить.
5.В местах сопряжения крыльев с корпусом и гондолами существование
ламинарного пограничного_слоя маловероятно. Для учета этого обстоятель
ства найденное значение xt надо уменьшить еще на 10—20%, а при наличии гондол на крыльях на 40—60%. У летательного аппарата схемы «утка» погра ничный слой на части поверхности крыльев, находящейся за оперением, сле дует считать полностью турбулизированным.
6. Если на поверхность крыла падает скачок уплотнения, вызванный какой-либо другой частью летательного аппарата, топограничный слой за скачком также следует считать турбулентным.
На этапах предэскизного и эскизного проектирования лета тельного аппарата не всегда известны некоторые факторы, от которых зависит положение точки перехода. В этих случаях t обычно принимают в расчетах xt —0, несколько завышая тем
самым профильное сопротивление.
2.2. ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Согласно теории крыльев конечного размаха в сверхзвуко вом потоке коэффициент волнового сопротивления с*в зависит от числа М, формы крыльев в плане, а также от толщины и фор мы профиля
Схъ= /( М , |
Ч]к, 'I, с, форма профиля). |
(4.46) |
Число независимых переменных можно уменьшить, преобра зовав выражение (4.46) к виду
Акс2 = /(Л < / М 2 — 1, \ t g x , ijK, форма профиля). (4.47)
На рис. 4.30 штрих-пунктирными линиями нанесены теорети ческие зависимости
Акс2
для .трапециевидных крыльев с ромбовидным профилем. Каждая кривая соответствует определенным значениям параметров ^ntgXc и г|к (%с — угол стреловидности по линии максимальных толщин крыла). Сплошными линиями показаны аналогичные зависимости, полученные в результате обработки эксперимен тальных данных. Характерно, что при X,Ktg%c = 0 и М ~1 значи-
тельное влияние оказывает параметр Хк]/ с , как это и следу ет из трансзвуковых правил подобия.
Экспериментальные значения коэффициента волнового со противленияjsaMerao расходятся с теоретическими, особенно в
области ЯКУМ2—1 «Як tg хс (звуковая линия максимальных тол щин), где теоретические кривые имеют резко выраженные пики. Здесь линейная теория неприменима. При больших значениях
ЯКУМ2—1, когда линия максимальных толщин становится суще ственно сверхзвуковой, сходимость значительно лучше, но все