Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.СОПРОТИВЛЕНИЕ НОСОВОЙ ЧАСТИ

СВОЗДУХОЗАБОРНИКОМ

Рассмотрим тело вращения с размещенным внутри него воз­ душно-реактивным двигателем (ТРД или ПВРД). Пусть возду­ хозаборник двигателя представляет собой простой диффузор без центральной иглы (рис. 4.16).

Рис. 4.16. Простой диффузор на расчетном (а) и не­ расчетном (б) режимах работы

Как показывает опыт, сопротивление такого тела при сверх­ звуковых скоростях полета сильно зависит от безразмерного коэффициента расхода воздуха через двигатель, представляю­ щего собой отношение действительного секундного расхода к максимально возможному расходу

Ф

^в.сек

Рі^І ___

*^°°

 

POOPSBX

? . ѵ

S I

В этом выражении индексом «оо» обозначены параметры струи воздуха, проходящего через двигатель, в невозмущенном потоке (сечение 0—0 на рис. 4.16), а индексом «1» те же пара­ метры на входе в двигатель (сечение 11).

Величина коэффициента расхода влияет на характер обтека­

ния

носовой

части тела. Если ф—1, то

S i—Soo', W\ = V\ pi = p«>,

т.

е. поток

остается невозмущенным

до сечения 1— 1 (см.

рис. 4.16, а). Если же ф<1, то SocCSi, т. е. еще до входа в диф­ фузор начинается торможение потока. При этом перед носовой частью тела возникает отсоединенный скачок уплотнения (см. рис. 4.16, б) .

При ф=1 коэффициент сопротивления носовой части тела вращения с протоком можно определить по графикам рис. 4.17 и 4.18, построенным на основании приближенной теории. Гра-

218

фики дан ы в ф орм е зави си м остей

 

 

V М2-

 

,чНОС'-/ X но с

- f

і ) .

 

 

 

причем

каждая кривая соответствует

определенному сужению

носовой части r\30c= dH0cID.

 

лобового сопротивления

При

<р<1 разделение силы тяги и

сопряжено с некоторыми трудностями, связанными с появлени­ ем, с одной стороны, подсасывающей силы, и, с другой стороны, добавочного сопротивления воздухозаборника.

Я

Рис. 4 . 1 7 . График для расчета схн о с но­

Рис.

4.18.

График

для расчета

совой части с протоком при ср = 1 (пря­

Сжнос

носовой части

с протоком

молинейные сбводы)

при ф = 1

(параболические обво­

 

 

 

ды)

 

Подсасывающая сила. Выше было отмечено, что при <р<1 перед телом вращения возникает отсоединенный скачок уплотне­ ния, при прохождении через который поток становится дозвуко­ вым. Обтекание таким потоком выпуклой носовой части тела приводит к тому, что вблизи передней кромки воздухозаборника давление понижается. Следовательно, сопротивление носовой части в этом случае будет меньше, чем при <р=;1.

Разность

(■^нос)1?“’! (■^Гнос)у<1

назовем подсасывающей силой воздухозаборника. На рис. 4.19 приведены теоретические значения коэффициента подсасываю­ щей силы, отнесенного к площади входа. Необходимо отметить,

219


что эти теоретические значения могут быть полностью реализо­ ваны только при закругленных кромках воздухозаборника и при криволинейных обводах носовой части тела. При заостренных кромках и прямолинейных обводах носовой части величина под­ сасывающей силы, по-видимому, будет значительно меньше тео­ ретической.

Добавочное сопротивление. Кроме подсасывающей силы,

уменьшающей внешнее

сопротивление фюзеляжа или гондолы,

 

 

 

 

 

 

 

при ср<1 возникает так на­

 

 

 

 

 

 

 

зываемое добавочное

сопро­

 

 

 

 

 

 

 

тивление

воздухозаборника

 

 

 

 

 

 

 

АХѢ3. .Для объяснения сущ­

 

 

 

 

 

 

 

ности

 

этого сопротивления

 

 

 

 

 

 

 

введем

понятие эффектив­

 

 

 

 

 

 

 

ной

тяги

двигателя

Р Эфф.

 

 

 

 

 

 

 

Под эффективной тягой бу­

 

 

 

 

 

 

 

дем понимать равнодейству­

 

 

 

 

 

 

 

ющую

всех сил давления и

 

 

 

 

 

 

 

трения, приложенных к внут­

 

 

 

 

 

 

 

ренним

и

внешним поверх­

О

О?

W

0,6

0,8

ср

ностям

двигательной

уста­

Рис. 4.19.

Зависимость коэффициен­

новки:

 

 

 

 

 

 

 

 

та

подсасывающей

силы

воздухоза­

^ э ф ф =

^ в н у Т р “Ь ^ в н е ш н - ( 4 . 2 3 )

борника

от

коэффициента расхода

Первое слагаемое можно

 

 

 

воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

найти

из уравнения количе­

ства движения, написанного для сечений 1— 1 и а—а струи воз­ духа, проходящей через двигатель (см. рис. 4.16):

^ в н у т р = ( " Ѵ с е к + ^ т . с е к ) Wa ~ " Ѵ с е к ™ 1 + S ap a - S xp v ( 4 , 2 4 )

Следует отметить, что величина ^внутр не равна силе тяги. Дей­ ствительно, общепринятое выражение силы тяги воздушно-реак­ тивного двигателя имеет вид

Р = (maсек + т т.сек) wa— mBсек1/ + (ра - /> .) .

(4.25)

Следовательно,

^ в н у т р = p j T т в.сек ( V Щ) + s ap « — 5 грѵ

( 4 . 2 6 )

Равнодействующая сил трения и давления, приложенных к внешней поверхности тела, связана с внешним лобовым сопро­ тивлением таким равенством:

■^внешн= — [ 2 б внешн + ( $ а — ^ j ) /?оо].

( 4 . 2 7 )

Наличие слагаемого (Sa—5і)роо объясняется тем, что под внешним сопротивлением принято понимать равнодействующую сил трения и и з б ы т о ч н о г о давления Ар = ррж.

220



Подставив (4.26) и (4.27) в равенство (4.23), получим

= р — А гвнешн - [ S 1( p 1- p x ) - m BCeK{ V — w j ] .

(4.28)

Как видно из этого выражения, эффективная тяга не равна разности между тягой двигателя и внешним сопротивлением. Величина

ДА'в3= 51!і — рос) твык (V — тг)

(4.29)

может рассматриваться как уменьшение тяги двигателя по сравнению со значением, определяемым по формуле (4.25), или как некоторое сопротив­ ление, приложенное к внутренним поверхностям двигателя. Обычно поль­ зуются второй трактовкой и называют ААВЗ добавоч­ ным сопротивлением воз­ духозаборника *.

Очевидно, что при ф= = 1 добавочное сопротив­ ление отсутствует, так как в этом случае wi = K; р\ —

= Р оо .

рис. 4.20 представ­

 

 

 

 

 

 

На

 

 

 

 

 

 

лены

теоретические

зна­

 

 

 

 

 

 

чения

коэффициента

до­

0

0,г

0,0

0,6

0/

ср

бавочного сопротивления,

Рис.

4.20. Зависимость коэффициен­

отнесенного

к площади

та добавочного

сопротивления

про­

входа.

 

 

стого

диффузора

от

коэффициента

 

Общее выражение ко­

 

 

расхода воздуха

 

эффициента

сопротивле­

 

е

воздухозаборником

имеет

ния носовой

части

тела вращения

вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^JTHOC

(^'*НОс)ч>=,1 “Н ( ДОгвЗ '

С р в з )

~~І

)

(4 .30)

 

 

 

 

 

 

 

•Эф

 

 

где

SBX= Si — площадь входа воздухозаборника;

 

 

(Сжнос)? =1 —• определяется по рис. 4.17 и 4.18.

 

 

 

Как показывают теоретические расчеты, при дозвуковых ско­

ростях полета ACxb3= CFbS. Поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

(К гн ос)?^ ! = (К гнос)|Р—!•

 

 

( 4 - 3 1 )

Соотношение

(4.31)

справедливо в том случае,

когда подсасы­

вающая сила реализуется полностью, т. е. при закругленных кромках воздухозаборника.

* В литературе встречаются также равнозначные термины: волновое со­ противление диффузора, сопротивление жидкого контура и т. д.

221


Для расчета подсасывающей силы и добавочного сопротив­ ления при сверхзвуковых скоростях необходимо знать коэффи­ циент расхода воздуха ф. Из выражения

Р °° V5 ВХ

следует, что при выбранной площади входного сечения коэффи­ циент расхода пропорционален тв.сек. Для существующих дви­ гателей зависимость т в.Сек от режима полета иногда дается: вместе с другими характеристиками (тягой, расходом топлива и т. д.). Если эти характеристики неизвестны или же двигатель, например ПВРД, проектируется одновременно с летательным аппаратом, то т в.сек определяется расчетным путем. Для турбо­ реактивных двигателей можно принимать в первом приближе­ нии (при Jt„* = 6)

_1________________Р____________

(4.32)

g 70 — 0,2t — 3,5М (7,5 — М)

 

где t — температура атмосферы на данной высоте в ° С.

Все рассуждения относились к воздухозаборникам, выпол­ ненным в форме дозвукового диффузора. При числах М, превы-

Рис. 4.21. Диффузор с центральным конусом на расчетном (а) и нерас­ четных (б, в, г) режимах работы

шающих 1,8—2, целесообразно применять многоскачковые диф­ фузоры, простейший из которых схематически изображен на рис. 4.21.

Основными геометрическими параметрами такого диффузо­ ра являются угол выноса центрального конического тела отно­ сительно передней кромки воздухозаборника ß и полуугол при вершине конуса Ѳ. Геометрические параметры диффузора и чис­ ло М определяют положение косого скачка уплотнения и вели­ чину максимально возможного расхода воздуха через двига­ тель.

222

При определенном числе М , называемом расчетным числом

М(М р а с ч ), косой скачок проходит через переднюю кромку воз­

духозаборника, т. е. т)ск= ß (см. рис. 4.21, а). В этом случае мак­ симально возможный секундный расход определяется равен­ ством

 

 

^ в .с е к т а х — РооН >5вх,

( 4 . 3 3 )

где S nX

—— ——

площадь круга, образованного передней кром-

 

4

кой воздухозаборника.

 

При

 

воздухозаборни­

М > М р а с ч

косой скачок входит внутрь

ка, т. е. r|cK<ß (см. рис. 4.21, б). При этом пгв.сектах также опре­ деляется равенством (4.32).

Если же М<Мрасч, то косой

скачок проходит впереди кром­

ки воздухозаборника, т. е. r)CK> ß

(см. рис. 4.21, в). В этом слу­

чае тв.сектах уменьшится вследствие отклонения струек воздуха

за косым скачком:

 

тв

:< P -V S B

Назовем отношение

 

ф ___

^ в . с е к т а х

Рес^ІіХ

предельным коэффициентом расхода. Из сказанного выше сле­ дует, что при М^Мрасч Ф=і1, а при М< Мрасч Ф < 1 • Значе­ ния Ф определяются по формулам конических течений в зави­ симости от Ѳ, ß и М. Результаты расчетов по этим формулам приведены на рис. 4.22.

По рис. 4.22 легко установить связь между расчетным числом М и геометрическими параметрами диффузора Ѳ и ß. Пусть, на­ пример, Мрасч= 3; Ѳ= 20°. Так как на расчетном режиме Ф =1, то по рис. 4.22, б находим ß = 31°.

Фактический коэффициент расхода воздуха

РооЕ^ВХ

зависит от конструктивных параметров двигателя и режима его работы. Величина ср определяет положение замыкающего скач­ ка уплотнения. Если <р = Ф, то замыкающий скачок находится во входном сечении или внутри диффузора (см. рис. 4.21, а, б, в); если же ф<Ф, то скачок располагается перед срезом диффузора (см. рис. 4.21, г).

На основании тех же рассуждений, что и для случая диффу­ зора без центрального тела, можно прийти к выводу, что при <р<1 появляется добавочное сопротивление воздухозаборника.

223