Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как главную роль играет первое слагаемое, то числен­ ная величина удельной тяги в первую очередь определяется ско­ ростью истечения газа из сопла, которая в основном зависит от теплотворной способности топлива и от отношения давлений в камере сгорания и на срезе сопла рк/ра.

Наиболее широкое применение для Ж РД в настоящее время нашли две основные группы топлив, отличающиеся типом окис­

лителя:

 

а) топлива на основе азотной кислоты

и других кислород­

ных соединений азота;

 

б) топлива на основе жидкого кислорода.

Характеристики некоторых топлив для

Ж РД приведены в

табл. 1.2.

 

Таблица 1.2

Основные характеристики некоторых жидких топлив при рк=400 Па (40 ата),

Ра=Рн = 10

Па (1 ата)

и оптимальных соотношениях

горіочего

и окислителя

 

 

Состав топлива

 

Темпера-

 

Удельная тяга

 

 

 

 

Плотность

 

 

 

 

 

тура горе­

РУа'

 

Окислитель

Гррючее

рт, КГ/мЗ

ния

 

 

 

гк, к

 

Н с/кг топл

98%-ная

азотная

Тонка-250

1320

3045

 

2450

кислота HNO3

Тонка-250

1360

3150

 

2550

60%

НІМОз+40%

 

N2O4

 

кислород

93,5%-ный этило-

990

3300,

 

2700

Жидкий

 

Жидкий кислород

вый спирт

 

3610

 

2800

Керосин

1 0 0 0

 

Жидкий кислород

Жидкий водород

260

2755

 

3640.

Для РДТТ применяются топлива двух видов: баллиститные, представляющие собой твердые растворы органических ве­ ществ, содержащие горючее и окислитель, и смесевые — меха­ нические смеси органического горючего и неорганического, а иногда и органического окислителя.

Характеристики некоторых твердых топлив приведены в табл. 1.3.

Скорость горения большинства твердых топлив растет при повышении давления в камере сгорания, так как при этом уве­ личивается теплоотдача к поверхности горения. Кроме того, скорость горения зависит от начальной температуры заряда: чем она ниже, тем большее количество тепла необходимо под­ вести, чтобы началась реакция разрушения твердой фазы топ­ лива, следовательно, тем меньше будет скорость горения.

Примерная зависимость скорости горения от давления в ка­ мере и начальной температуры заряда приведена на рис. 1.9.

Для оценки экономичности воздушно-реактивных двигателей наряду с удельной тягой часто применяют другую величину —

36


Таблица 1.3

Основные характеристики некоторых твердых топлив при рк = 700 Па (70 ата), Ра = Рп = 10 Па (1 ата) и t= 20° С

Марка или

Состав топлива

 

Д

 

 

н»

 

условное

 

 

о

 

обозначе­

 

 

её

 

Окислитель

Горючее

о

*

ние

*

 

 

 

К о*

1О) Ü Я) си

Темпеі тура гс ния Гк

Л

Удельная

о s О

тяга Руд,

g* s

Оgo

Нс кг топл

и £ а

 

 

Баллисшитные

 

 

 

 

JPN

Нитроглицерин + Нитроклетчатка

1610

3160

1,65

2300

 

Смесевые

 

 

 

 

А

Перхлорат аммо­

Полибутадиен

1700

1Д7

2500.

Б

ния

Полиуретан

1680

0,56

2380

Перхлорат аммо­

 

ния

 

 

 

1,28.

 

В

Перхлорат аммо­

1*

1700.

 

2360

 

ния и калия

 

 

 

 

 

удельный расход топлива Суд, т. е. часовой расход топлива, при­ ходящийся на 1 Н развиваемой двигателем тяги:

Суд'

3600/те.

(1.27)

 

Между удельным расходом топлива и удельной тягой можно установить следующую связь:

Суд

3600

РуА

Р

о

m

800

mo

mo р„,н/смг 1

 

 

 

 

 

 

Рис.

1.9.

Примерная

зависимость

Рис.

1.10. Изменение

силы тяги

Ж РД

скорости

горения твердых

топлив

 

во время полета ракеты:

 

от давления и

начальной

темпе­

1 — команда

на запуск;

2 — воспламенение;

 

 

ратуры

заряда.:

 

3 — отделение

ракеты

от

стартового

устрой­

1 — баллиститное топливо;

2 — смесевое

ства;

4—5 — участок

номинальной тяги; 6

команда на

выключение двигателя;

5—6

топливо

на

основе нитрата

аммония ■

 

участок последействия

 

37


Тяга ракетного двигателя существенно меняется по времени на переходных режимах (при запуске и выключении двигате­ ля). Зависимость тяги от времени (переходная характеристика ракетного двигателя) представлена на рис. 1.10. Как видно, дав­ ление в камере сгорания, а следовательно, и сила тяги дости­ гают номинального значения не сразу после запуска. Некоторое время проходит от момента подачи команды на запуск двигате­ ля до начала воспламенения. Тяга появляется практически в момент воспламенения.

При выключении двигателя тяга также исчезает не мгновен­ но — наблюдается так называемое явление последействия.

4.3. ВЫСОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Сила тяги ракетного двигателя при заданном режиме рабо­ ты, как следует из формулы (1.24), зависит только от величины атмосферного давления на данной высоте {р^ = рн)- Следова­ тельно, наибольшая тяга ракет­ ного двигателя будет в пустоте, когда .противодавление «а срезе

сопла равно нулю (рн = 0):

 

•^п

^ т сек®а "I" ^ a P a -

( Е 28)

 

Если тягу на любой высоте

 

Рн выразить через тягу на земле

 

Ро, то получим

зависимость, на­

 

зываемую

высотной характерис­

Рис. 1.11. Высотная характери­

тикой ракетного двигателя

 

P H = P0 + (P0 — PH)Sa> О '29)

стика ракетного двигателя с

постоянным соплом

где через

ро

обозначено

атмо­

 

сферное давление на земле.

-

Высотная характеристика ракетного двигателя с постоянным сечением сопла представлена на рис. 1.11.

4.4. СКОРОСТНАЯ И ВЫСОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Турбореактивные двигатели

Характеристики турбореактивных двигателей зависят глав­ ным образом от степени повышения давления в компрессоре як* и от температуры газа перед турбиной Т3*. У современных двигателей значение як* колеблется в довольно широких преде­ лах. Двигатели, предназначенные для длительного полета с до­ звуковыми скоростями, имеют высокие значения як*=10-УІ4, при которых достигается минимальный расход топлива. При

38


Рис. 1.12. Зависимость относительной тяги ТРД от скорости и высо­ ты полета:

а) **=6, Г3=1200 К;

\

б) тс*=і2,

г^ігоо к

к

3

увеличении скорости и при уменьшении дальности полета более важное значение приобретает вес двигателя. Для снижения веса уменьшают степень повышения давления до 4—6.

Температура газа перед турбиной ограничивается жаростой­ костью ее лопаток и достигает в настоящее время примерно

1100— 1200 к.

На рис. 1.12 показан график примерной зависимости относи­

тельной тяги ТРД t,— PJP0 от числа М и высоты полета.

Через

Ро обозначена стендовая тяга двигателя (Л4= 0; # = 0),

а через

Р — тяга двигателя на данной высоте при данном числе М.

На рис. 1.13 представлен график зависимости удельного рас­ хода топлива Суд (т. е. расхода топлива в час на 1 Н тяги) от тех же параметров.

Графики на рис. 1.12 и 1.13 получены расчетным путем при условии идеального регулирования геометрии входного диффу­ зора и сопла в зависимости от режима полета.

Зная силу тяги на каком-либо режиме полета и пользуясьрис. 1.12 и 1.13, можно построить характеристики двигателя во всем интересующем нас диапазоне скоростей и высот полета.

Прямоточные двигатели

Силу тяги прямоточного ВРД принято характеризовать ко­ эффициентом тяги CR, равным отношению силы тяги Р к скоро­ стному напору q и площади сечения камеры сгорания двигателя 5 ДВ.

Я ^ Кв

При данной скорости и высоте полета коэффициент тяги и удельный расход топлива зависят, главным образом, от геомет­ рии входного диффузора двигателя и сопла, а также от темпе-

Рис. 1.14. Скоростные характеристики ПВРД (Я ^гП км)

а) Cß=f (М):

б) Суд=/'М)

40


ратуры газов в камере сгорания Та*, которая определяется со­ ставом смеси.

В зависимости от перечисленных факторов характеристики ПВРД могут колебаться в широких пределах. На рис. 1.14 изо­ бражен примерный характер скоростной характеристики ПВРД, полученной расчетным путем при различных значениях темпе­ ратуры в камере сгорания.

Сплошные кривые соответствуют случаю полного регулиро­ вания геометрии диффузора и сопла в зависимости от режима

О

4

8

 

1 1

16 Н ,к м

 

 

 

 

 

а)

 

 

О

 

 

Рис. 1.15. Высотная характеристика ПВРД

 

 

а)

-

С р

-/(Я);

б,

'-уд

 

 

Н

--- -----=/(//)

 

 

 

 

CR U

 

 

СУДП

полета. Пунктиром показаны примерные характеристики нере­ гулируемых прямоточных двигателей, геометрические парамет­ ры которых подобраны для режимов полета М=2,5; 3,5 и 4,5 при

Та*= 2000 К-

 

 

де

На рис. 1.15 показана высотная характеристика ПВРД в ви­

графиков зависимостей

 

 

 

- £ * - = / (tf)

и

^удП

 

'-'R11

 

где

Сдп и Суди — коэффициент тяги и удельный расход топлива

 

на высотах Я ^ П км.

§5. УПРАВЛЯЮЩИЕ СИЛЫ И МОМЕНТЫ. СХЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Схема летательного аппарата характеризуется способом со­ здания управляющих сил и управляющих моментов, а также взаимным расположением устройств, создающих эти силы и мо­ менты.

Правильный выбор схемы аппарата обеспечивает возмож­ ность управления его полетом, которое необходимо для выпол­ нения поставленной задачи — доставки полезного груза в задан­ ную точку пространства (цель) с приемлемой точностью.

41