Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 16
Так как главную роль играет первое слагаемое, то числен ная величина удельной тяги в первую очередь определяется ско ростью истечения газа из сопла, которая в основном зависит от теплотворной способности топлива и от отношения давлений в камере сгорания и на срезе сопла рк/ра.
Наиболее широкое применение для Ж РД в настоящее время нашли две основные группы топлив, отличающиеся типом окис
лителя: |
|
а) топлива на основе азотной кислоты |
и других кислород |
ных соединений азота; |
|
б) топлива на основе жидкого кислорода. |
|
Характеристики некоторых топлив для |
Ж РД приведены в |
табл. 1.2. |
|
Таблица 1.2
Основные характеристики некоторых жидких топлив при рк=400 Па (40 ата),
Ра=Рн = 10 |
Па (1 ата) |
и оптимальных соотношениях |
горіочего |
и окислителя |
|||
|
|
Состав топлива |
|
Темпера- |
|
Удельная тяга |
|
|
|
|
|
Плотность |
|
||
|
|
|
|
тура горе |
РУа' |
||
|
Окислитель |
Гррючее |
рт, КГ/мЗ |
ния |
|
||
|
|
гк, к |
|
Н с/кг топл |
|||
98%-ная |
азотная |
Тонка-250 |
1320 |
3045 |
|
2450 |
|
кислота HNO3 |
Тонка-250 |
1360 |
3150 |
|
2550 |
||
60% |
НІМОз+40% |
|
|||||
N2O4 |
|
кислород |
93,5%-ный этило- |
990 |
3300, |
|
2700 |
Жидкий |
|
||||||
Жидкий кислород |
вый спирт |
|
3610 |
|
2800 |
||
Керосин |
1 0 0 0 |
|
|||||
Жидкий кислород |
Жидкий водород |
260 |
2755 |
|
3640. |
Для РДТТ применяются топлива двух видов: баллиститные, представляющие собой твердые растворы органических ве ществ, содержащие горючее и окислитель, и смесевые — меха нические смеси органического горючего и неорганического, а иногда и органического окислителя.
Характеристики некоторых твердых топлив приведены в табл. 1.3.
Скорость горения большинства твердых топлив растет при повышении давления в камере сгорания, так как при этом уве личивается теплоотдача к поверхности горения. Кроме того, скорость горения зависит от начальной температуры заряда: чем она ниже, тем большее количество тепла необходимо под вести, чтобы началась реакция разрушения твердой фазы топ лива, следовательно, тем меньше будет скорость горения.
Примерная зависимость скорости горения от давления в ка мере и начальной температуры заряда приведена на рис. 1.9.
Для оценки экономичности воздушно-реактивных двигателей наряду с удельной тягой часто применяют другую величину —
36
Таблица 1.3
Основные характеристики некоторых твердых топлив при рк = 700 Па (70 ата), Ра = Рп = 10 Па (1 ата) и t= 20° С
Марка или |
Состав топлива |
|
Д |
|
|
н» |
|
||
условное |
|
|
о |
|
обозначе |
|
|
её |
|
Окислитель |
Горючее |
о |
* |
|
ние |
* |
|||
|
|
|
К о* |
1О) Ü Я) си
Темпеі тура гс ния Гк
Л |
Удельная |
|
о s О |
||
тяга Руд, |
||
g* s |
||
Оgo |
Нс кг топл |
|
и £ а |
|
|
Баллисшитные |
|
|
|
|
|
JPN |
Нитроглицерин + Нитроклетчатка |
1610 |
3160 |
1,65 |
2300 |
|
|
Смесевые |
|
|
|
|
|
А |
Перхлорат аммо |
Полибутадиен |
1700 |
— |
1Д7 |
2500. |
Б |
ния |
Полиуретан |
1680 |
— |
0,56 |
2380 |
Перхлорат аммо |
||||||
|
ния |
|
|
|
1,28. |
|
В |
Перхлорат аммо |
1* |
1700. |
|
2360 |
|
|
ния и калия |
|
|
|
|
|
удельный расход топлива Суд, т. е. часовой расход топлива, при ходящийся на 1 Н развиваемой двигателем тяги:
Суд' |
3600/те. |
(1.27) |
|
Между удельным расходом топлива и удельной тягой можно установить следующую связь:
Суд
3600
РуА
Р
о |
m |
800 |
mo |
mo р„,н/смг 1 |
|
|
|
|
|
|
||
Рис. |
1.9. |
Примерная |
зависимость |
Рис. |
1.10. Изменение |
силы тяги |
Ж РД |
|||||
скорости |
горения твердых |
топлив |
|
во время полета ракеты: |
|
|||||||
от давления и |
начальной |
темпе |
1 — команда |
на запуск; |
2 — воспламенение; |
|||||||
|
|
ратуры |
заряда.: |
|
3 — отделение |
ракеты |
от |
стартового |
устрой |
|||
1 — баллиститное топливо; |
2 — смесевое |
ства; |
4—5 — участок |
номинальной тяги; 6 — |
||||||||
команда на |
выключение двигателя; |
5—6 — |
||||||||||
топливо |
на |
основе нитрата |
аммония ■ |
|
участок последействия |
|
37
Тяга ракетного двигателя существенно меняется по времени на переходных режимах (при запуске и выключении двигате ля). Зависимость тяги от времени (переходная характеристика ракетного двигателя) представлена на рис. 1.10. Как видно, дав ление в камере сгорания, а следовательно, и сила тяги дости гают номинального значения не сразу после запуска. Некоторое время проходит от момента подачи команды на запуск двигате ля до начала воспламенения. Тяга появляется практически в момент воспламенения.
При выключении двигателя тяга также исчезает не мгновен но — наблюдается так называемое явление последействия.
4.3. ВЫСОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Сила тяги ракетного двигателя при заданном режиме рабо ты, как следует из формулы (1.24), зависит только от величины атмосферного давления на данной высоте {р^ = рн)- Следова тельно, наибольшая тяга ракет ного двигателя будет в пустоте, когда .противодавление «а срезе
сопла равно нулю (рн = 0):
|
•^п |
^ т сек®а "I" ^ a P a - |
( Е 28) |
||
|
Если тягу на любой высоте |
||||
|
Рн выразить через тягу на земле |
||||
|
Ро, то получим |
зависимость, на |
|||
|
зываемую |
высотной характерис |
|||
Рис. 1.11. Высотная характери |
тикой ракетного двигателя |
|
|||
P H = P0 + (P0 — PH)Sa> О '29) |
|||||
стика ракетного двигателя с |
|||||
постоянным соплом |
где через |
ро |
обозначено |
атмо |
|
|
сферное давление на земле. |
- |
Высотная характеристика ракетного двигателя с постоянным сечением сопла представлена на рис. 1.11.
4.4. СКОРОСТНАЯ И ВЫСОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Турбореактивные двигатели
Характеристики турбореактивных двигателей зависят глав ным образом от степени повышения давления в компрессоре як* и от температуры газа перед турбиной Т3*. У современных двигателей значение як* колеблется в довольно широких преде лах. Двигатели, предназначенные для длительного полета с до звуковыми скоростями, имеют высокие значения як*=10-УІ4, при которых достигается минимальный расход топлива. При
38
Рис. 1.12. Зависимость относительной тяги ТРД от скорости и высо ты полета:
а) **=6, Г3=1200 К;
\
б) тс*=і2, |
г^ігоо к |
к |
3 |
увеличении скорости и при уменьшении дальности полета более важное значение приобретает вес двигателя. Для снижения веса уменьшают степень повышения давления до 4—6.
Температура газа перед турбиной ограничивается жаростой костью ее лопаток и достигает в настоящее время примерно
1100— 1200 к.
На рис. 1.12 показан график примерной зависимости относи
тельной тяги ТРД t,— PJP0 от числа М и высоты полета. |
Через |
Ро обозначена стендовая тяга двигателя (Л4= 0; # = 0), |
а через |
Р — тяга двигателя на данной высоте при данном числе М.
На рис. 1.13 представлен график зависимости удельного рас хода топлива Суд (т. е. расхода топлива в час на 1 Н тяги) от тех же параметров.
Графики на рис. 1.12 и 1.13 получены расчетным путем при условии идеального регулирования геометрии входного диффу зора и сопла в зависимости от режима полета.
Зная силу тяги на каком-либо режиме полета и пользуясьрис. 1.12 и 1.13, можно построить характеристики двигателя во всем интересующем нас диапазоне скоростей и высот полета.
Прямоточные двигатели
Силу тяги прямоточного ВРД принято характеризовать ко эффициентом тяги CR, равным отношению силы тяги Р к скоро стному напору q и площади сечения камеры сгорания двигателя 5 ДВ.
Я ^ Кв
При данной скорости и высоте полета коэффициент тяги и удельный расход топлива зависят, главным образом, от геомет рии входного диффузора двигателя и сопла, а также от темпе-
Рис. 1.14. Скоростные характеристики ПВРД (Я ^гП км)
а) Cß=f (М): |
б) Суд=/'М) |
40
ратуры газов в камере сгорания Та*, которая определяется со ставом смеси.
В зависимости от перечисленных факторов характеристики ПВРД могут колебаться в широких пределах. На рис. 1.14 изо бражен примерный характер скоростной характеристики ПВРД, полученной расчетным путем при различных значениях темпе ратуры в камере сгорания.
Сплошные кривые соответствуют случаю полного регулиро вания геометрии диффузора и сопла в зависимости от режима
О |
4 |
8 |
|
1 1 |
16 Н ,к м |
|
|
|
|
|
а) |
|
|
О |
|
|
|
Рис. 1.15. Высотная характеристика ПВРД |
|||||
|
|
а) |
- |
С р |
-/(Я); |
б, |
'-уд |
|
|
Н |
--- -----=/(//) |
||||
|
|
|
|
CR U |
|
|
СУДП |
полета. Пунктиром показаны примерные характеристики нере гулируемых прямоточных двигателей, геометрические парамет ры которых подобраны для режимов полета М=2,5; 3,5 и 4,5 при
Та*= 2000 К- |
|
|
|
де |
На рис. 1.15 показана высотная характеристика ПВРД в ви |
||
графиков зависимостей |
|
|
|
|
- £ * - = / (tf) |
и |
^удП |
|
'-'R11 |
|
|
где |
Сдп и Суди — коэффициент тяги и удельный расход топлива |
||
|
на высотах Я ^ П км. |
§5. УПРАВЛЯЮЩИЕ СИЛЫ И МОМЕНТЫ. СХЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Схема летательного аппарата характеризуется способом со здания управляющих сил и управляющих моментов, а также взаимным расположением устройств, создающих эти силы и мо менты.
Правильный выбор схемы аппарата обеспечивает возмож ность управления его полетом, которое необходимо для выпол нения поставленной задачи — доставки полезного груза в задан ную точку пространства (цель) с приемлемой точностью.
41