Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ра скорости набегающего воздушного потока, плотности возду­

ха и т. д.

В динамике летательных аппаратов для определения ориен­ тации аппарата относительно вектора воздушной скорости и разложения силы Л и момента М по осям координат обычно ис­ пользуются поточная и связанная системы осей координат.

Связанная система осей координат O x i y i Z i представляет со­

бой

декартову прямоуголь­

 

 

 

 

 

 

ную

правую

систему

осей

 

 

 

 

 

 

координат, неподвижную от­

 

 

 

 

 

 

носительно летательного ап­

 

 

 

 

 

 

парата

(рис. 1.6). Оси этой

 

 

 

 

 

 

системы

сокращенно

назы­

 

 

 

 

 

 

вают связанными осями.

свя­

 

 

 

 

 

 

Начало

 

координат

 

 

 

 

 

 

 

занной системы помещают в

 

 

 

 

 

 

центре масс, который .будем

 

 

 

 

 

 

считать неподвижным

отно­

 

 

 

 

 

 

сительно корпуса

аппарата.

 

 

 

 

 

 

Оси

Ох1 и Оу 1 располагают

 

 

 

 

 

 

в плоскости симметрии лета­

 

 

 

 

 

 

тельного

аппарата, причем

 

 

 

 

 

 

ось

Ох1 направляется

 

впе­

 

 

 

 

 

 

ред,

а

ось

Оу 1 располагают

 

 

 

 

 

 

в той

плоскости

симметрии

 

 

 

 

 

 

аппарата, которая .в момент

 

 

 

 

 

 

пуска

 

совпадает

с

плос­

Рис.

1.6.

Связанная

система

осей

костью

стрельбы. Тогда

ось

координат

(стрелками

показаны по­

Ozi,

 

перпендикулярная

к

ложительные

направления отсчета

плоскости

симметрии

Ох^уі,

моментов, угловых скоростей и углов

отклонения органов управления)

будет направлена

в сторону

 

 

 

 

 

 

правого крыла.

 

 

направлена

либо

параллельно

хорде

Осй Ох\

может быть

крыла летательного аппарата, либо вдоль оси корпуса. В этой книге будем направлять ее вдоль оси корпуса аппарата.

Обычно связанные оси близки к главным центральным осям инерции летательного аппарата.

Поточная система осей координат Oxnynza — декартова пря­ моугольная правая (рис. 1.7). Начало координат этой системы совпадает с центром масс аппарата; ось Охп направлена по вектору скорости Vw аппарата относительно воздушной среды; ось Оуп лежит в плоскости симметрии Ох\ух и направлена вверх при нормальном расположении летательного аппарата относи­ тельно Земли. Если летательный аппарат имеет две плоскости симметрии, то ось Оуп располагается в той плоскости симметрии, которая вертикальна при нормальном положении летательного аппарата в полете. Боковая ось Ozn, перпендикулярная этой пло­ скости симметрии, очевидно, будет направлена в сторону правого

31


горизонтального крыла. Ориентация аппарата относительно век­ тора воздушной скорости Vw в общем случае определяется угла­ ми атаки а и скольжения ß, т. е. углом ß — между вектором скорости Vw и плоскостью симметрии ОхіУі и углом а — между

Рис. 1.7. Поточная система осей координат

проекцией вектора скорости Vw на плоскость симметрии аппа­

рата О х і У і

продольной

ОСЬЮ

Ох1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПереходИ

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

произвольному положению связанных осей отно­

сительно поточных осуществляется

посредством

двух

враще­

 

 

 

 

 

ний — поворота

связан­

 

 

 

 

 

ных

 

осей

 

относительно

 

 

 

 

 

оси Оу 1 на

угол скольже­

 

 

 

 

 

ния ß и затем относитель­

 

 

 

 

 

но

оси

Oz1

на

угол

и

 

 

 

 

 

(рис.

1.8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Косинусы

углов

меж­

 

 

 

 

 

ду

связанными и

поточ­

 

 

 

 

 

ными

осями

приведены

в

 

 

 

 

 

табл.

1.1.

 

ограничиться

 

 

 

 

 

Если

 

 

 

 

 

 

только

поворотом

вокруг

 

 

 

 

 

оси Оуа на угол ß, то при­

 

 

 

 

 

дем

 

к

полусвязанной си­

 

 

 

 

 

стеме

координат

Ox2yz\.

 

 

 

 

 

В этой

системе

коорди­

 

 

 

 

 

нат

ось Ох2 совпадает с

Рйс. 1.8. Переход от поточных к связан­

проекцией

скорости

Vw

 

 

ным осям

 

 

на

плоскость симметрии

 

 

 

 

 

летательного

аппарата

Ох\у\, ось ОуП— с аналогичной поточной

осью,

а

ось

Oz\ — с

аналогичной связанной осью. Следовательно, косинусы углов между лоточными и полусвязанными осями легко получить из табл. 1.1, положив в ней а = 0.

При исследовании в аэродинамических трубах аэродинами­ ческие силы измеряют непосредственно в полусвязанной систе-

32


 

 

 

 

 

 

Таблица

1.1

Косинусы углов между связанными и поточными осями

 

Оси

O xп

° У п

 

° zn

 

О х і

cos a cos ß

sin a

— cos a sin ß

 

О у і

— sin

a COS ß

COS a

sin a sin ß

 

Oz\

sin

ß

0

 

cos ß

 

ме координат.

Это

обусловлено

особенностями

конструкции

аэродинамических весов.

_

 

 

 

 

Полную аэродинамическую силу Л, зависящую

от

углов

а

и ß, обычно раскладывают на составляющие X,

Y, Z

по поточ­

ным осям координат или на составляющие Xi,

Y\, Zj по связан­

ным осям:

 

 

 

 

 

 

 

 

/? =

Ar + K + Z =

A'1 + K1 + Z 1.

 

 

(1.21)

Так как проекция силы Л на поточную ось Охп всегда отри­ цательна, принято рассматривать составляющие X и Х\ силы R по отрицательным направлениям осей Охп и О х Поэтому про­ екции силы R на эти оси — сила лобового сопротивления и осе­ вая сила соответственно равны:

R x = - X - , R xl= - X v

На основании теории аэродинамического подобия аэродина­ мические силы обычно выражают следующим образом:

X = cxq S ;

(1.221

Y = cyqS\ Y x— cylqS,

V 2

где q = р vw -скоростной напор;.

p — плотность воздуха;

5 — характерная площадь;

сх и Су, схI и Су1— безразмерные аэродинамические коэффи­ циенты. ,

Аэродинамические коэффициенты зависят в основном от формы летательного аппарата, его ориентации относительно

вектора воздушной скорости (т. е. углов а, ß, бв,

 

 

и от кри­

териев аэродинамического подобия — чисел

Маха

М = V w/a и

 

0Н,

6э)

 

Рейнольдса Re = Vv?L - ,

2—3422

33


где а — скорость распространения звука в воздухе; L — характерный размер;

V — кинематический коэффициент вязкости воздуха. Учитывая изложенное выше, можно сказать, что аэродина­

мические силы зависят от формы и размеров летательного аппа­ рата, углов атаки, скольжения и отклонения рулей, скорости воздушного потока и высоты полета.

Полный аэродинамический момент, действующий на лета­ тельный аппарат, обычно раскладывают на составляющие по осям Ох 1, Оуи Ozi. Эти составляющие Мх, Му и Mz называются соответственно моментами крена, рыскания и тангажа.

Величина и направление полного аэродинамического момен­ та зависят от тех же факторов, что гі величины аэродинамиче­ ских сил, и, кроме того, от некоторых дополнительных факто­ ров (например, угловой скорости летательного аппарата).

Аэродинамические характеристики детально изучаются в гл. Ill—VII.

§ 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

4.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

На современных летательных аппаратах, как правило, применяются двигатели, использующие силу прямой реакции газо­ вой струи. В таких двигателях, называемых реактивными, не требуется дополнительного устройства — движителя (напри­ мер, воздушного винта, отбрасывающего назад массу воздуха), так как двигатель и движитель совмещены в одном' агрегате. Газообразные продукты сгорания топлива непосредственно воз­ действуют на внутренние поверхности двигателя с силой, про­

тивоположной по направлению выбрасываемой

газовой струе.

Реактивные двигатели можно разделить на две основные

группы: воздушно-реактивные и ракетные.

(ВРД) ис­

В о з д у ш н о - р е а к т и в н ы е д в и г а т е л и

пользуют для создания газовой струи атмосферный воздух, ко­ торый участвует в реакции горения; с этой целью воздух перед поступлением в камеру сгорания двигателя сжимается и смеши­ вается с топливом — керосином, бензином и т. п.

По способу сжатия воздуха перед поступлением его в каме­ ру сгорания воздушно-реактивные двигатели разделяются на

бескомпрессорные и компрессорные.

К бескомпрессорным двигателям относятся прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД) воздушно-реактивные дви­ гатели, а к компрессорным — турбореактивные (ТРД).

Ракетные двигатели используют для создания реактивной струи газы, образующиеся в камере сгорания двигателя без участия атмосферного воздуха. Благодаря этому ракетные дви­

34


гатели создают тягу как в воздушной среде, так и в безвоздуш­ ном пространстве.

В ракетных двигателях возможно использование трех видов энергии: химической, ядерной и солнечной.

Химические ракетные двигатели делятся на жидкостные ра­ кетные двигатели (Ж РД), работающие на жидком топливе, подаваемом в камеру сгорания из баков, ракетные двигатели твердого топлива (РДТТ), в которых топливо находится непо­ средственно внутри камеры сгорания, и смешанные («гибрид­ ные») двигатели, работающие на твердо-жидком топливе.

Ракетные двигатели на химическом топливе имеют в не­ сколько раз большие по сравнению с воздушно-реактивными дви­ гателями расходы топлива на 1 Н создаваемой тяги.

4.2. СИЛА ТЯГИ

Как известно, сила тяги реактивного двигателя Р связана с секундными расходами топлива т т.сек и воздуха т в.сек. ско­ ростью истечения продуктов сгорания wa, давлением газов на срезе сопла ра, атмосферным давлением рх , скоростью поле­ та К и площадью выходного сечения сопла S a зависимостью

Р = ("Ѵсек+ Я*т.сек) Wa ~ тв сеД7 +{Ра ~Р°°) Sa

(1*23)

Тяга ракетного двигателя (при т в.Сек= 0 ):

 

Р = тт.сек™а + ІР а - P~)Sa-

(1-24)

В этом выражении первый член характеризует собой тягу, создаваемую за счет отбрасывания газа из сопла и называемую реактивной силой; второй член характеризует тягу, которая оп­ ределяется разностью статических давлений на срезе сопла ІРп) И в окружающей среде (р<х) ■

Сила тяги ракетного двигателя не зависит от скорости поле­ та летательного аппарата.

Одним из наиболее важных показателей экономичности ре­ активных двигателей является удельная тяга (называемая так­

же удельным импульсом). Под удельной

тягой Руд понимают

тягу двигателя, отнесенную к массовому

секундному

расходу

топлива:

 

 

Р

 

1.25)

уд

 

В соответствии с формулой (1.24) получим выражение удель­

ной тяги ракетного двигателя

 

 

PyA = wa-\---- —----ІР а-Р ^)-

(1-26)

ж т . с е к

 

 

2

-35