Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

точный ВПР-1 (рис. 45) с шириной захвата 9 м, прицепной к трак­ тору Т-4Б мощностью 110 л. с. Для фрезерования залежи одно­ временно с валкованием к валкователю прицепляют фрезерный барабан БФ с шириной захвата 8,2 м.

Валкователь ВПР-1 состоит из четырех цилиндрических щеток 1, выдающего ленточного конвейера 2 с плужковым сбрасывателем,

г

оформителя валка фрезерного торфа 3, опорных катков 4, механизма подвески щеток 5, трансмиссии и гидросистемы. Все узлы валкователя смонтированы на раме.

Щетки валкователя предназначены для сбора фрезерной крошки с поверхности поля и забрасывания ее на ленту конвейера. Каждая щетка представляет собой трубу диаметром 500 мм. На поверхности трубы по винтовой линии сделана канавка, в которую укладывается и закрепляется тросом капроновый ворс. Длина каждой щетки 2000мм, скорость вращения 8,65 м/с. Щетки с помощью цапф и сфер попарно соединены между собой.

Ленточный конвейер служит для приема фрезерной крошки, отрываемой от поверхности поля щетками, и транспортирования ее

7*

99


к месту расположения валка. Ширина ленты конвейера 650 мм, скорость движения 5,6 м/с.

Оформитель валка представляет собой щит, который с помощью кронштейна соединен с рамой опорных катков с правой стороны по движению валкователя.

Для подъема щеток и выдающего конвейера в транспортное положение валкователь ВПР-1 оборудован гидросистемой.

Фрезерный барабан шарнирно прицепляется к раме опорных катков валкователя. Привод на фрезы осуществляется с помощью карданной передачи от ведущего вала центрального коническоцилиндрического редуктора валкователя.

Масса фрезерующе-валкующего агрегата ВПР-БФ без трактора составляет 5600 кг.

Валкователь ВПР-1 вместе с фрезерным барабаном прошел успеш­ ные производственные испытания и принят для изготовления опыт­ ной партии. Производительность агрегата за час чистой работы при КИРВ, равном 0,82, и скорости валкования в пределах 7,05— 9,1 км/ч в 1970 г. достигла 5,5 га. По данным ВНИИТП, валкователем ВПР-1 обеспечивается снижение потерь фрезерной крошки до 5,5%, с колебаниями от 1,3 до 21,6%, против 33—60% при работе агрегатов СВ, соответствующее повышение сбора и снижение влаж­ ности торфа в штабелях до 8%.

Глава VIII

УБОРКА ФРЕЗЕРНОГО ТОРФА

§ 35* Основные технические условия уборки фрезерного торфа

Уборка фрезерного торфа производится в штабели после заверше­ ния сушки. Основные технические требования к данной операции заключаются в том, чтобы собрать всю высушенную крошку без потерь и без подфрезеровывания подстилающего грунта.

Рабочие органы уборочных машин бывают скреперного типа и пневматического. При рабочем органе скреперного типа уборка торфа производится сдвиганием валка рабочей стенкой во внутреннее пространство скрепера, откуда торф выбирается и транспортируется специальными приспособлениями в бункер машины, или на соседний валок или в штабель. При рабочем органе пневматического типа уборка торфа заключается в засасывании струей воздуха фрезерной крошки из расстила через сопло в трубопровод и транспортировании торфовоздушной смеси по трубопроводам в циклон, где торфяные частицы отделяются из смеси и выпадают в бункер уборочной ма­ шины.

Подфрезеровывание сырых частиц торфа с подстила может на­ блюдаться только при уборке рабочим органом скреперного типа.

100


Количество подфрезерованного торфа зависит от того, как установлен скрепер относительно поверхности поля, и от состояния последнего. Чем суше и плотнее поле, тем меньше скрепером срезается сырых частиц с поверхности подстила. Подфрезеровывание увеличивается на картах с неровной поверхностью, особенно на буграх; в пониженных местах и около выступающих пней скреперы пропускают сухой торф.

При уборке рабочим органом пневматического типа увлажнение фрезерного торфа исключается, так как пневматические установки при работе не входят в контакт с подстилающим грунтом и механи­ чески на него не воздействуют. Кроме того, пневматические убороч­ ные установки обладают избирательной способностью захватывать только более сухие частицы торфа из верхней части расстила и оста­

влять

низ

слоя,

если он сырой,

 

на поле. Это

достигается регули­

 

рованием режима

работы рабочих

 

органов, и в частности соответ­

 

ствующим подбором скорости пе­

 

редвижения

машины и

скорости

 

воздушной

струи

при

входе в

 

сопло.

данным

ВНИИТП,

под­

 

По

 

твержденным

производственным

 

опытом,

пневматический

способ

Влажность торфа0расстиле, %

уборки

позволяет

с

получать

гото­

Рис. 46. Зависимость влажности торфа в

вую

продукцию

кондиционной

бункере машины БПФ от средней влаж­

влажностью

 

менее

50%

из

рас­

ности торфа в расстиле

стила средней влажностью до 58% при низинном (рис. 46) и до 68% при верховом типе залежи.

Недобор сухой крошки может наблюдаться при уборке как скреперным, так и пневматическим способом. Во избежание недобора сухой крошки скреперами скорость передвижения машины выби­ рается так, чтобы транспортирующие приспособления успевали выбирать из скрепера весь сдвигаемый торф без остатка, т. е. про­ изводительность транспортирующих механизмов была бы несколько выше производительности скрепера.

Чистота подбора сухих частиц пневматической установкой при минимально допустимой скорости всасывания зависит от толщины расстила и поступательной скорости машины. Чем выше цикловой сбор, тем поступательная скорость должна быть меньше, с тем чтобы увеличить продолжительность воздействия воздушной струи на единицу площади расстила. Например, при скорости всасыва­ ния 30 м/с и скорости передвижения машины 1,56 м/с сбор торфа с 1 га составляет 27 т; с уменьшением скорости передвижения до 0,856 м/с и при сохранении скорости всасывания цикловой сбор торфа с 1 га увеличивается до 31 т.

Как правило уборку торфа начинают не ранее чем через 2 ч после окончания валкования, в течение которых происходит подсушка сырой крошки на поверхности валков.

101


Торф, предназначенный на топливо и подстилку, валкуют при влажности 40—45%, для компостирования и удобрений — при влаж­ ности 55—60%.

Таким образом, качество уборки зависит от многих факторов, в том числе от конструктивного устройства рабочего органа и его технического состояния, режима уборки, а также от технического состояния поля — рельефа поверхности, влажности верхнего слоя залежи и др. Поэтому регулированию рабочих органов уборочных машин придается особое внимание.

По условиям обеспечения необходимого подбора торфа и безо­ пасности работы машин уборка фрезерного торфа рабочими органами скреперного типа может производиться в любое время суток. На участках работы пневматических машин, где торф сушится в более тонком расстиле, предпочтение следует отдавать дневному времени, что способствует понижению влажности готовой продукции и повы­ шению сбора. К тому же днем водить машины значительно легче, чем ночью. Иногда уборка торфа в ночное время пневматическими комбайнами приводит к браку продукции. К уборке ночью прибегают только в том случае, если торф склонен к саморазогреванию. Ночная уборка снижает интенсивность его разогревания.

Наиболее благоприятные условия для хранения фрезерного торфа на полях создаются в случае, если штабели будут иметь тре­ угольную форму поперечного сечения с углом откоса стенок, соответ­ ствующим углу естественного откоса фрезерной крошки; поверхность всех стенок штабеля должна быть гладкой и не иметь ни ям, ни бугров. В таких штабелях торф намокает меньше.

Ширина штабеля по основанию при треугольной форме попереч­

ного

сечения

 

 

 

 

 

я = 257# = 2 lAS/tg а, м,

(37)

где

S — поперечное сечение

штабеля,

м2;

 

Н — высота штабеля, м;

 

 

 

в градусах.

 

а — угол наклона стенок штабеля к горизонту

Поперечное сечение штабеля зависит от сезонного сбора торфа qc,

плотности торфа в штабеле

уш,

эксплуатационной

площади

с которой производится уборка в

штабель, и средней длины шта­

беля Ьср:

qcFy

 

 

 

 

 

 

 

5 = Yiu^cp

 

(38)

При расчете ожидаемых размеров штабелей плотность фрезерного

торфа может приниматься по графику (см. рис. 9).

 

Средняя длина штабеля

2Li -f- L3

 

 

 

->ср

м,

(39)

 

 

 

где Ь г — длина штабеля по основанию,

принимается по схеме рас­

 

положения штабелей, м;

 

 

 

L s — длина штабеля по

коньку, м,

 

 

L3 = L x2H/tga, м.

(40

102


Так как размеры штабеля а, Н и Ьср взаимно зависят друг от друга, то определение их величины ведется методом подбора. За­ даются значениями Ь 1 и II и по формулам (40) и (39) определяют длины штабеля Lcp и L 3, а по формулам (37) и (38) — площадь попе­ речного сечения S и ширину по основанию а. Затем по полученному значению а уточняют высоту Н и длину штабеля по основанию L v Если последняя оказалась равной или несколько меньше заданной по схеме, то расчет оставляют. Если длина штабеля по основанию окажется больше, то задаются другим значением Н и расчет повто­ ряют до получения удовлетворительного результата, когда расчетная длина окажется равной или несколько меньше заданной.

§36. Бункерные уборочные машины

срабочим органом скреперного типа

Первой уборочной машиной фрезерного торфа, нашедшей широ­ кое промышленное применение, была машина УМПФ-4 прицепная

ктрактору ДТ-54 (55). Впоследствии эту машину усовершенствовали

иона получила марку УМПФ-6.

Машина УМПФ-6 (рис. 47) состоит из основной рамы 1 на двух гусеницах, пластинчатого конвейера 2, бункера 3, скрепера 4, ковшового элеватора 5 и трансмиссии. Рабочим органом машины является скрепер с ковшовым элеватором.

103

Скрепер (рис. 48) состоит из двух боковых 1 и одной задней 2, жестко скрепленных между собой стенок, катка 3 установленного на П-образной раме, шарнирно подвешенной к раме скрепера в точ­ ках 4, двух винтов 5, опирающихся на раму катка, и двух гаек 6, закрепленных у задней стенки скрепера, прицепной серьги 7, с по­ мощью которой скрепер прицепляется к раме машины сзади.

Ковшовый элеватор вмонтирован в бункер машины под углом 65° к горизонту, так что его нижняя часть размещается в скрепере, а верхняя — над серединой бункера. Элеватор состоит из верхней грузовой и нижней холостой ветвей с ковшами, закрепленными на двух параллельных пластинчатых цепях. Емкость ковшей 13 л, шаг 0,2 м и скорость ковшовых цепей 1,2 м/с. Ветви элеватора

перемещаются в кожухе. Элеватор служит для непрерывного вычерпы­ вания торфа из скрепера и транспортирования его в бункер машины.

Полезная емкость бункера 12 м3. Дном бункера служит пластин­ чатый конвейер, приводимый от трансмиссии машины. На правой стороне в бункере (считая по движению) имеется люк, закрытый откидной крышкой, через который производится выгрузка торфа.

Трансмиссия машины приводится от вала отбора мощности трак­ тора. Масса машины 5,3 т, радиус поворота 10 м.

В связи с прекращением выпуска тракторов ДТ-54 (55) и перехо­ дом на работу с более мощным трактором ДТ-75 имеющиеся на торфопредприятиях машины УМПФ-6 подверглись модернизации, на основе которой с 1966 г. машиностроительный завод стал выпускать ма­ шину УМПФ-7.

Машины УМПФ-7 оборудованы бункером полезной емкостью 14,5 м3; емкость ковшей увеличена до 14,5 л; скорость ковшовой цепи 1,2—1,4 м/с, масса машины повысилась до 6 т, удельное давле­

104