Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

удельное давление при заполненном бункере 0,295 кгс/см2. Рас­ стояние между валками на залежи низинного типа принимается,

в зависимости от сбора торфа, 3,2 и 4,25 м и верхового типа

3,6 м.

В рабочем проходе трактор с машиной УМПФ-8М передвигается по карте так, что скрепер размещается над валком и, опираясь на поверхность поля, задней стенкой сдвигает торф во внутреннее пространство, откуда он непрерывно вычерпывается ковшовым элеватором и транспортируется в бункер машины. Необходимая чистота подбора торфа из валка обеспечивается регулированием винтом положения скрепера относительно поверхности поля и уста­ новкой цепей ковшового элеватора так, чтобы расстояние от нижнего

Л

Рис. 50. Схема расположения скрепера машины УМПФ относительно ковшового элеватора

ковша до поверхности поля составляло около 120 мм и до задней стенки скрепера 200—250 мм, как показано на рис. 50.

Убрав один валок, машина подъезжает к штабелю, где вклю­ чается пластинчатый или скребковый конвейер и торф выгружается из бункера навалом вплотную к боковой стенке штабеля. Затем кон­ вейер выключается, машина холостым ходом переезжает на другую карту, на которой, двигаясь в обратном направлении, убирает новый валок и собранный торф выгружает к штабелю на противоположной подштабельной полосе и т. д. Выгрузка может производиться без остановки машины.

Для обеспечения наиболее производительной работы штабели­ рующих машин навалы фрезерного торфа следует располагать как можно плотнее к откосу штабеля с тем, чтобы максимально снизить их толщину и увеличить высоту. В этой целью бункера уборочных машин должны разгружаться по схеме, показанной на рис. 51.

106

Первый бункер от уборки первого валка на карте № 3, разгружается у наиболее удаленного конца штабеля, а с карты № 4 — у середины штабеля. Последний бункер торфа с карты № 3 разгружается у се­ редины штабеля, а с карты № 4 — у края штабеля. Таким образом,

II'-

f t

t

Рис. 51. Схема

расположения навалов фрезерного торфа у штабеля при выгрузке

 

из бункера машины

УМПФ

место выгрузки смещается навстречу движению уборочной машины по подштабельной полосе.

Под уборкой на технологической площадке одновременно нахо­ дятся две карты, которые располагаются через одну (1 и 3, 2 и 4)

при ширине

карт

40 м и через

 

 

 

три (1

и 5;

2

и

6;

3 и 7; 4 и

 

 

 

8) при

ширине

карт 20 м. Та­

 

 

 

кой порядок работы обусловли­

 

 

 

вается схемой расстановки шта­

 

 

 

белей, когда

длина

штабеля и

 

 

 

разрывы

между

 

штабелями

 

 

 

равны

между

собой и

состав­

 

 

 

ляют 75—80 м.

 

 

машины

 

 

 

Схема

движения

 

 

 

при уборке

одного

валка

по­

 

 

 

казана

на

рис. 52.

Весь путь

 

 

 

состоит

из

четырех

участков:

 

 

 

ОА — рабочий

проход,

А Б

 

 

 

поворот

 

груженой

машины к

 

 

 

штабелю,

БВ —холостой

про­

Рис. 52

Схема движения машины УМПФ-7

езд машины

по подштабельной

 

 

при уборке валка:

полосе

с

одновременной

раз­

—штабель; 2 — картовая канава; О А Б В Г

грузкой

бункера

и ВГ — пово­

путь машины в первом рабочем проходе

рот на следующую карту для

 

 

 

уборки

нового валка. Перечисленные операции, от начала уборки

одного

валка до начала следующего

рабочего прохода, составляют

рабочий цикл

уборочной

машины.

Они

разбиваются на основную

107


(рабочий проход) и вспомогательные (два поворота и холостой про­

езд по подштабельной полосе).

Машины УМПФ могут работать и на картах длиной менее 500 м. Если при этом объема торфа в одном валке недостаточно для заполне­ ния бункера, то убирается второй валок и выгрузка производится после двух рабочих проходов всегда на одной стороне карты. В этом случае рабочий цикл будет состоять из первого рабочего прохода, поворота на 90°, холостого проезда поперек карты, поворота на 90° для заезда на карту, второго рабочего прохода, поворота к штабелю, холостого проезда по подштабельной полосе с выгрузкой торфа и поворота на 90° с заездом на первую карту для уборки третьего валка.

§ 37. Бункерные пневматические уборочные машины

Для уборки фрезерного торфа пневматическим способом созданы три типа бункерных уборочных машин: самоходные комбайны БПФ и КПФ и прицепные ППФ.

Пневматический уборочный комбайн БПФ разработан ВНИИТП в 1958 г. Впоследствии он подвергался модернизации и получил марки БПФ-2М и БПФ-ЗМ.

Пневматический комбайн БПФ-2М (рис. 53) состоит из рамы 1 на гусеничном ходу, на которой смонтирован бункер 2 с дном в виде ленточного конвейера 3, пневматической установки, включающей четыре всасывающих сопла 4 с трубопроводами 5, два циклона отде­ лителя 6 и вентилятор 7, фрезерный барабан 8 и трансмиссии с дви­ гателем 9. Управление комбайном осуществляется из кабины води­ теля 10. Пневматическая система машины работает по всасывающей схеме. Поэтому все ее соединения и бункер герметически закрыты, с тем чтобы исключить посторонний подсос воздуха.

Сопла служат для засасывания воздуха вместе с фрезерной крош­ кой из расстила. Они шарнирно подвешены к выносной раме, что позволяет им копировать рельеф поверхности поля в продольном

ипоперечном направлениях. Подъем и опускание сопл осуще­ ствляется гидроподъемником на высоту до 350 мм. Сопло состоит из коллектора с входной щелью шириной 1150 мм, высотой 50 мм

икозырьком 11 для направления потока воздуха и гибкого рукава 12, которым сопло соединяется с трубопроводом. Общая ширина захвата комбайна 4,8 м.

Каждая пара сопл через трубопроводы герметически соединена

содним циклоном, служащим для разделения торфовоздушной смеси на торф и воздух. Циклон, принципиальная схема которого изобра­ жена на рис. 54, состоит из двух труб — внешней 1 и внутренней 2. Внешняя труба на входе сообщается с всасывающим трубопроводом 3, по которому поступает торфовоздушная смесь. На выходе она сооб­ щается с бункером машины 4. Внутренняя труба сообщается на входе

свнешней трубой, а на выходе — через трубопровод 5 с всасыва­ ющим патрубком вентилятора.

108


Рис. 53. Схема пневматического комбайна БПФ-2М


Бункер машины имеет геометрический объем 24,5 м3. С левой по движению стороны в бункере имеется люк, через который произ­ водится выгрузка торфа. В рабочем положении люк закрыт шар­ нирно подвешенной крышкой, окантованной уплотнительной рези­ ной. Бункер служит не только для приема торфа, но и в качестве осадителя. Поэтому по мере заполнения его торфом эффект осажде­ ния снижается и увеличивается унос фрезерной крошки в атмосферу. Для предотвращения данного явления высоту бункера увеличивают на величину Н, равную 400 мм, как показано на рис. 54.

Дном бункера служит ленточный или скребковый элеватор шири­

ной 1400 мм.

На пневматическом комбайне Б11Ф установлен центробежный вентилятор Ц7-40 с направляющим аппаратом, служащим для регу­ лирования расхода воздуха. К уменьшению расхода воздуха прибегают для снижения влажности убираемого торфа без изменения поступательной скорости машины. При мень­ шем расходе будут засасываться только бо­ лее сухие частицы торфа. К этой же мере прибегают и при уборке торфа низкой сте­ пени разложения, отличающейся легкими частицами, подъем которых может осуще­

ствляться на пониженных скоростях.

 

Рабочее колесо вентилятора вращается со

 

скоростью 1240 об/мин при уборке торфа на

 

топливо и 1460 об/мин при сборе торфяной

 

подстилки. Такие скорости вращения обес­

Рве. 54. Схема циклона ком

печивают скорости воздуха при входе в

байна БПФ

сопло соответственно 32 и 28 м/с; расход

 

воздуха составляет около 10 м3/с.

Для фрезерования залежи комбайн оборудован фрезерным бара­ баном БФ-4,8. В качестве силовой установки служит шестицилин­ дровый двухтактный дизель-двигатель ЯМЗ-М238А номинальной мощностью 180 л. с. Масса пневматического комбайна БПФ 13 т, скорости передвижения комбайна БПФ-2М — 3,96; 4,6; 4,93; 5,62 км/ч и БФП-ЗМ — 4,6; 5,15; 5,7; 6,35 км/ч. Рабочими скоро­ стями на уборке топливного торфа являются вторая и третья и на уборке подстилочного торфа — первая и вторая. Удельное давление комбайна с загруженным бункером 0,34 кгс/см2; радиус поворота 12 м.

Принцип работы пневматического комбайна заключается в сле­ дующем. При движении машины по полю с опущенными соплами включенный вентилятор создает в пневматической установке и бун­ кере разрежение, вследствие чего в сопла через входные щели устре­ мляется воздух, захватывая с собой фрезерную крошку из расстила. Получающаяся при этом торфовоздушная смесь по трубопроводу поступает в циклон, где направление движения ее меняется на винто­ образное, а скорость перемещения резко снижается. В результате снижения скорости и под действием центробежной силы торфяные

110


частицы прижимаются к стенке циклона и падают в бункер. Отде­ ленный вентилятором воздух вместе с мельчайшими и наиболее су­ хими частицами торфа выбрасываются в атмосферу. Унос торфа с воз­ духом колеблется в пределах 2—5% и увеличивается с повышением степени разложения и уменьшением влажности торфа.

Количество собираемого торфа из расстила регулируется скоро­ стью всасывания воздуха и поступательной скоростью машины. Если слой торфа не просушен на полную глубину, то уменьшением расхода воздуха и увеличением поступательной скорости машины достигается сбор требуемой части слоя по глубине. При более сухом торфе в расстиле скорость передвижения уменьшают, а расход воз­ духа увеличивают.

Сделав по карте рабочий проход, пневмоуборочный комбайн поворачивает направо, подъезжает к штабелю и включением элева­ тора выгружает торф навалом к боковой стенке. Затем машина пере­ езжает на другую карту и делает по ней следующий рабочий проход и т. д. Цикл работы пневмоуборочного комбайна БПФ состоит из тех же операций, что и уборочной машины УМПФ.

Мощность двигателя комбайна БПФ расходуется на работу вен­ тилятора — около 40 л. с., на передвижение машины — 30 л. с., на фрезерование залежи — 30 л. с. и на перевозку торфа — до 10 л. с. Общий расход мощности достигает 110 л. с.

Пневматический комбайн БПФ, несмотря на ряд положительных качеств, обладает недостатками. Основные из них — сложность кон­ струкции машины и вытекающая отсюда трудность и дороговизна технического обслуживания, недостаточная надежность работы, низкая сезонная производительность (8—15 тыс. т) и унос в атмосферу большого количества сухого торфа, что создает трудности управле­ ния машиной из-за запыленности воздуха вокруг движущегося ком­ байна. С целью устранения этих недостатков был создан пневмоубо­ рочный комбайн КПФ-6,4 (см. рис. 10), который состоит из рамы на гусеничном ходу, бункера с дном в виде скребкового конвейера, двух пневматических установок, фрезера и трансмиссии с двигателями.

Пневматическая установка комбайна КПФ-6,4 оборудована тремя всасывающе-нагнетательными соплами с трубопроводами, цикло­ ном, центробежным вентилятором ЦЧ-62 с направляющим аппаратом и тремя трубопроводами для рециркуляции или поддува, по которым воздух, после отделения в циклоне, в количестве 70—80% подается через специальные устройства в соплах к слою убираемого торфа в непосредственной близости от всасывающих сопл, подживляет фре­ зерную крошку и вместе с ней вновь засасывается в сопла. И только остальная часть воздуха в количестве 20—30% выбрасывается в окружающую среду. Система поддува позволяет снизить расход энергии на уборку, повысить сбор торфа, уменьшить потери от уноса и снизить запыленность атмосферы вокруг пневмокомбайна.

Всасывающие сопла имеют ширину 1000 мм и высоту всасывающей щели 60 мм. Подвеска сопл шарнирная, геометрическая емкость бункера 29 м3. Ширина скребкового конвейера 1548 мм, скорость

111