Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

движения скребков 1,13 м/с. Расход воздуха каждым вентилято­

ром 15 м3/с.

Для фрезерования торфяной залежи к пневмокомбайну прице­ пляется фрезерный барабан БФ-6,5. В качестве силовой установки служит двигатель ЯМЗ-М238А.

Пневмоуборочный комбайн КПФ-6,4 оборудован гидромехани­ ческой системой управления из кабины. Масса комбайна 18 т; удель­ ное давление при загрузке торфом в количестве 5 т — 0,32 кгс/см2; ширина захвата 6,4 м, радиус поворота 10—12 м, скорости передви­

жения вперед — 3,09;

3,62; 4,16;

4,64; 5,62; 6,59; 7,62

и 8,5 км/ч

и назад — 4,19; 4,86;

5,63 и 6,18

км/ч. Рабочие скорости

равны 6,59

и 7,62 км/ч, средняя — 7 км/ч.

Производительность пневмоуборочного комбайна КПФ-6,4 в 2— 2,5 раза превышает производительность комбайна БПФ.

Комбайн КПФ-6,4 работает по такой же схеме, что и ком­

байн БПФ.

Пневмоуборочная машина ППФ-4 (см. рис. 17) служит для уборки фрезерного торфа, предназначенного на подстилку. Машина является прицепной к гусеничному трактору ДТ-75. Она состоит из рамы на гусеничном ходу 1, на которой монтируется ленточный конвейер 2 для выгрузки торфа, герметически закрытый бункер 3 и пневмати­ ческая установка, состоящая из центробежного вентилятора 4, вер­ тикального циклона 5, всасывающих трубопроводов 6 и двух вса­ сывающих сопл 7 и трансмиссии. Привод трансмиссии машины осу­ ществляется от вала отбора мощности трактора.

Сопла такой же конструкции, как и на пневмоуборочном ком­ байне БПФ, шарнирно подвешены к выносной раме машины и с по­ мощью гибких соединений связаны с трубопроводами. На поверх­ ность поля сопла опираются катками, причем расстояние между входной щелью и поверхностью расстила можно регулировать с по­ мощью винтов. Высота всасывающей щели сопла 80 мм. Сопла рас­ положены с левой по движению стороны бункера.

Пневматическая установка машины оборудована центробежным вентилятором Ц7-40, всасывающим воздух со скоростью на входе в сопла 30 м/с.

Бункер емкостью 15,4 м3 заполняется за один проход на карте длиной 500 мм. Ширина захвата 2,4 м.

Рабочие скорости передвижения машины ППФ-4 6,3; 7,0; 7,8 км/ч, масса 5,9 т. Схема работы и рабочий цикл такие же, как и у пневмо­ уборочных комбайнов.

При оборудовании соплами со щелью высотой 50 мм машину ППФ-4 можно использовать и на уборке топливного торфа.

На торфяных предприятиях наряду с машиной ППФ-4 можно встретить и пневмоуборочные машины ППФ-3, прицепные к трактору ДТ-55, с бункером емкостью 13,7 м3, работающие на скоростях 3,59; 4,65; 5,43 км/ч. В настоящее время выпускаются машины ППФ-5, которые в принципе не отличаются от машины ППФ-4.

112


§ 38. Штабелирующие машины

На штабелировании навалов фрезерного торфа наибольшее рас­ пространение получила штабелирующая машина ОФ-8 (см. рис. 7). Она состоит из рабочего органа — скребковой коленчатой само­ таски 1 с кронштейном 2, вертикальной рамы 3, контргруза 4, дви­ гателя 5 с трансмиссией и гусеничного самоходного шасси 6.

Скребковая самотаска представляет собой две тяговые втулочно­ роликовые цепи, на которых пальцами закреплены вертикальные скребки (рис. 55); шаг скребков 500 мм, скорость цепи 1,16 м/с.

Рама самотаски составлена из двух частей: горизонтальной и наклонной, шарнирно соединенных между собой так, что наклон­ ную часть можно устанавливать по отношению к горизонтальной

плоскости под углом 42°, что соответствует углу естественного откоса фрезерной крошки. Горизонтальная часть рамы установлена в крон­ штейне, шарнирно соединенном с вертикальной рамой. Такая под­ веска позволяет изменять угол наклона кронштейна в вертикальной плоскости и этим поднимать горизонтальную часть рамы самотаски при транспортировке и опускать в рабочее положение. Длина гори­ зонтальной части рамы выбирается исходя из необходимости получе­ ния наибольшей производительности машины, а наклонной — полу­ чения штабелей высотой не менее 8 м. При этом учитывается, что, чем длиннее горизонтальная часть, тем больше она одновременно может забирать торфа из навала.

Скребковая самотаска установлена консольно относительно гусе­ ничного шасси и перпендикулярно к продольной оси машины. С противоположной стороны гусеничного шасси на специальных кронштейнах установлен контргруз, который уравновешивает само­ таску и предотвращает опрокидывание машины.

На машине установлен дизельный двигатель Д-50 мощностью 55 л. с. и коробка передач с 16 диапазонами скоростей передвижения вперед и назад в пределах 226—3180 м/ч. Длина горизонтальной части самотаски 2,4 м, наклонной — 10,2 м; предельная высота

8 А В Лгзарев

ИЗ

создаваемых штабелей 8 м; масса машины 14,3 т, в том числе контр­ груза 3 т; удельное давление 0,28 кгс/см2. Управление машиной —

гидромеханическое.

Штабелирование навалов фрезерного торфа машиной ОФ-8 осу­ ществляется во время движения ее вдоль штабеля с включенной скребковой самотаской так, что горизонтальная часть самотаски оказывается погруженной в навал, а наклонная — установлена под углом 40—42° к поверхности поля. Тогда движущиеся скребки за­ хватывают фрезерный торф, поднимают и распределяют его ровным слоем на боковом откосе штабеля со стороны машины. Незначитель­ ная часть торфа может переваливаться через конек штабеля на противоположный откос.

Количество торфа, сдвигаемого каждым скребком, регулируется поступательной скоростью машины, которую выбирают так, чтобы ширина стружки, снимаемой каждым скребком, не превышала ширину скребка.

Для штабелирования навалов от одного двухдневного или двух однодневных технологических циклов достаточно двух рабочих про­ ходов машины вдоль штабеля — вперед и назад; навалы от двух двухдневных и четырех однодневных технологических циклов шта­ белируются за три рабочих прохода — вперед—назад—вперед. После каждого рабочего прохода машина несколько смещается в сторону штабеля для того, чтобы можно было штабелировать следующий слой навала.

Оправка торцов штабеля производится после обработки навалов. Наибольшая производительность машины достигается при одновре­ менной обработке навалов от двух двухдневных и четырех одно­ дневных технологических циклов. На производительность ма­ шины ОФ-8 существенное влияние оказывает положение навалов по отношению к штабелю. Нарушение установленного порядка раз­ грузки бункеров уборочных машин приводит к увеличению рабочих проходов машин ОФ-8 у каждого штабеля и, как следствие, к сни­ жению производительности.

На штабелировании навалов торфа можно встретить ма­ шины ОФ-6, снятые с производства как менее производительные. Машина ОФ-6 оборудована самотаской длиной горизонтальной части 2,4 м и наклонной — 10,2 м, дизелем мощностью 38 л. с. и коробкой перемены передач с 12 диапазонами скоростей передвижения вперед и назад от 120 до 2424 м/ч. Максимальная высота штабелей, созда­ ваемых машиной ОФ-6, составляет 7,3 м. Масса машины 14,8 т, в том числе контргруза 3,3 т. В настоящее время заводом выпускается наиболее современная машина ОФ-9, сконструированная на основе машины ОФ-8.

§ 39. Уборочные перевалочные машины

На уборке фрезерного торфа методом перевалки валков приме­ няются две модели машин — ФПУ-1 и ФПУ-2.

Уборочная перевалочная машина ФПУ-1 конструкции ВНИИТП

114


Рис. 57. Принципиальная схема устройства рабочего ап­ парата машины ФПУ-1

8:

была освоена в 1960 г. и заменила собой менее производительнук> и более громоздкую перевалочную машину УПФ с электроприводом.

Машина ФПУ-1 состоит из рабочего органа, выдающего конвейера с направляющей воронкой, подъемно-уравнительного устройства и двигателя с трансмиссией. Все узлы смонтированы на основной раме машины с гусеничным ходом.

Рабочий аппарат (рис. 56) состоит из двух скреперных стенок 2, двух лопастных или ребристых валиков 2, вращающихся навстречу друг другу, ленточного конвейера 3, расположенного между ребри­ стыми валиками, и четырех направляющих открылков 4 на колесах. Принципиальная схема устройства рабочего аппарата показана

на рис. 57.

Каждая пара рабочих стенок скрепера подвешена на оси, распо­ ложенной над ленточным конвейером. В опущенном состоянии рабо­ чие стенки сверху закрывают ребристые валики и катками опираются на поверхность поля. Величина давления рабочих стенок на грунт регулируется съемными грузами в зависимости от состояния поля и влажности убираемого торфа так, чтобы при уборке не захватывать низ валка, если он сырой, не подфрезеровывать сырой торф с под­ стила и убирать сухую крошку без остатка.

Ребристые валики длиной 2500 мм и диаметром по образующей лопастей 150 мм приводятся во вращение от трансмиссии машины со скоростью 355 об/мин.

Ленточный конвейер рабочего аппарата состоит из двух частей — горизонтальной в зоне ребристых валиков и наклонной. Ширина ленты конвейера 1100 мм, скорость движения 4,88 м/с.

Открылки служат для направления потока фрезерного торфа из валка к ребристому валику и предотвращения потерь фрезерной крошки при перевалке.

Все части рабочего аппарата смонтированы на самостоятельной раме, которая одной стороной шарнирно и консольно подвешивается к основной раме машины, а другой — катками опирается на поверх­ ность поля. С помощью троса рабочий аппарат может быть поднят для транспортировки и опущен в рабочее положение.

Рабочий аппарат машины ФПУ-1 рассчитан на перевалку валков фрезерного торфа высотой до 1,15 м, шириной по основанию до 3,1 м и поперечным срчением до 1,75 м2.

Выдающий ленточный конвейер служит для приема фрезерного торфа из рабочего аппарата и перевалки его на валок или в штабель. С помощью подъемно-уравнительного устройства представляется возможным изменять угол наклона выдающего конвейера к горизон­ тальной поверхности в пределах 5—22°. Верхний конец рамы выда­ ющего конвейера оборудован направляющей воронкой, поворачи­ вающейся в вертикальной плоскости, которая служит для направле­ ния потока торфа на конек валка или штабеля. Скорость движения ленты выдающего конвейера 5,15 м/с, длина ленты 15 150 мм и ши­ рина 900 мм. Расстояние между осью рабочего аппарата и осью ведомого барабана выдающего конвейера по горизонтальной проек­

116


ции, представляющее собой расстояние перевалки валка торфа,

равно 20 м.

На машине ФГ1У-1 установлен дизельный двигатель мощно­ стью 75 л. с. и коробка передач с десятью диапазонами скоростей вперед и назад: 0,877; 1,31; 1,69; 1,98; 2,3; 2,95; 3,82; 4,46; 5,16

и 6,5 км/ч. Производительность рабочего аппарата за час чистой

работы 1500 м3. Масса машины 14 т.

Перевалка фрезерного торфа из валка производится во время движения машины вдоль карты. При этом ось рабочего аппарата совмещена с осью валка, передние по движению стенки скрепера подняты, а задние опущены и опираются на поверхность поля.

Тогда передний

ребристый

ва­

 

 

лик,

вращаясь,

врезается в ва­

 

 

лок

и

обрушает его основную

 

 

массу

на

движущуюся

ленту

 

 

конвейера.

Остающийся

под

 

 

конвейером слой торфа толщи­

 

 

ной 30—50 мм сдвигается скре­

 

 

перной стенкой и задним ре­

 

 

бристым валиком и забрасывает­

 

 

ся на ленту

конвейера в общий

 

 

поток.

С ленты конвейера рабо­

 

 

чего

аппарата

торф поступает

 

 

на ленту выдающего конвейера,

 

 

с которой через направляющую

 

 

воронку сбрасывается

на

со­

Рис. 58. Схема работы машины ФПУ-1:

седний валок или в штабель.

1 — валовый канал;

2 — штабель; 3 — валок

фрезерного торфа; 4,

— рабочий проход маши­

На каждой технологической

ны; 5 — машина ФПУ-1

площадке перевалка начинается с валка, наиболее удаленного от штабеля. Перевалив его, машина

на конце карты переезжает к соседнему удвоенному, опущенные рабочие стенки поднимаются, а ранее поднятые опускаются и обрат­ ным ходом торф из второго валка переваливается на третий и т. д. Последний валок, расположенный рядом со штабелем, переваливается в штабель. Затем машина переезжает на вторую половину техноло­ гической площадки и находящиеся здесь валки переваливает в изло­ женном порядке. Схема проходов приведена на рис. 58.

При уборке методом последовательной перевалки количество перерабатываемого машиной торфа значительно превышает коли­ чество убранного торфа в штабель. Отношение объема торфа, находя­

щегося

на половине технологической площадки в валках

m V х,

к объему перерабатываемого торфа при уборке этих валков V назы­

вается

к о э ф ф и ц и е н т о м

в ы д а ч и

кв:

 

 

 

k ^ m V j V ,

 

(41)

где т — число

валков, переваливаемых в

один штабель на

поло­

 

вине

технологической

площадки;

 

 

— объем торфа в одном валке, м3.

117


Объем перерабатываемого торфа при уборке валков на одной половине технологической площадки

V = f (m + i)V v

(42)

Подставив значение V в формулу (41), получим

2

К (43)

/71+1

Из формулы (43) видно, что с уменьшением числа валков, пере­ валиваемых в один штабель, коэффициент выдачи и, следовательно, производительность перевалочной машины возрастают. Однако рас­ стояние между штабелями и размеры штабелей при этом снижаются, что приводит к увеличению потерь торфа от намокания при хранении и к удорожанию погрузки и вывозки. Поэтому число валков на тех­ нологической площадке должно обосновываться экономическим рас­ четом в зависимости от производительности рабочего аппарата пере­ валочной машины, плотности и влагоемкости фрезерного торфа.

Как правило, машиной ФПУ-1 в один штабель переваливают 12 валков, по шесть штук с каждой стороны штабеля. Однако из этого правила возможны исключения. В зависимости от конфигура­ ции полей число валков на отдельных технологических площадках может быть большим или меньшим. Бывают случаи, когда при после­ довательной перевалке поперечное сечение последнего укрупненного валка может получиться более допустимого и рабочий аппарат ма­ шины не в состоянии переработать его даже при наименьшей скорости передвижения. На такой площадке сначала переваливают два или три ближайших к штабелю валка, а после этого — оставшиеся наи­ более удаленные от штабеля валки, перемещая торф из них через места, где ранее находились уже убранные валки.

Так как поперечное сечение валков по мере перевалки увеличи­ вается, а производительность рабочего аппарата остается постоян­ ной, машина ФПУ-1 работает на переменных скоростях. Расчетная, или максимально допустимая скорость движения машины, при кото­ рой перевалка производится с допустимыми потерями сухой крошки,

Qо . ym a x = + p ^ - , КМ/Ч,

где Q0 — производительность рабочего аппарата, м3/ч;

/п — поперечное сечение переваливаемого валка, м2.

При работе на скорости, превышающей максимально допустимую, рабочий аппарат не справляется с подбором всего торфа и часть его остается на поле. Поэтому рабочая скорость выбирается по тех­ нической характеристике машины ближайшей к максимально допу­ стимой. Например, при i/max = 1,81 км/ч рабочая скорость составит

1,69 км/ч и т. д.

Поперечное сечение валка, переваливаемого в данном рабочем проходе,

fn = tnfo, м2,

118