Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■отличаться от торфа, сжигаемого в крупных котельных, большей прочностью и меньшей крошимостыо, а также низкой влажностью.

Получение прочного кускового торфа машинами ДПК обеспе­ чивается только на торфяных месторождениях верхового и переход­ ного типов степенью разложения залежи 15% и более. Производ-

Рнс. 115. Схема планировки производственной

площади

для

работы комплектов машин

д п к -у п к :

 

 

1 — валовый канал; 2 — карговая канава; 3

— мост на

картовой канаве; 4 — штабель

торфа; 5 — площадь нетто;

б — складская

площадка

ственные площади для работы комплектов машин ДПК-УПК гото­ вятся и планируются так же, как и при фрезерном способе, и состоят из карт длиной 300 м и шириной 30 м на верховой и 40 м на переход­ ной залежи (рис. 115).

Технологический процесс производства кускового торфяного коммунально-бытового топлива состоит из щелевого фрезерования торфяной залежи на глубину 400 мм машиной ДПК-5 с одновремен­ ной переработкой и формованием получаемой фрезерной крошки в куски цилиндрической формы начальным диаметром 100 или 160 мм, сушки кирпичей на месте добычи до влажности 45% с применением

250

Ф900-

ворочки машинами УМС-3 и уборки готовой продукции маши­

нами УПК-5 в штабели.

Продолжительность технологического цикла производства ко­ леблется в пределах 15—25 календарных дней. После завершения одного цикла на площади начинается новый цикл и т. д. Всего за сезон, в зависимости от сложившихся метеорологических условий, может быть проведено три—пять технологических циклов.

Машина для добычи кускового торфа ДПК-5 (рис. 116) состоит из наклонной дисковой фрезы 1, формователя в виде шнекового пресса 2, опорных катков 3 и прицепного устройства 4 и трансмиссии.

Машина является прицепной и работает

4с трактором ДТ-75Б или ДТ-55А-С2 с ходоуменыиителем.

Дисковая фреза предназначена для по­ лучения фрезерной крошки путем щеле­ вого фрезерования. Она оборудована 30 сменными резцами, из которых 25 имеют ширину 40 мм и 5 резцов, служащих для подрезания боковых стенок щели, — 45 мм.

 

 

 

 

Диаметр фрезы по концам ножей 1116 мм,

 

 

 

 

окружная скорость вращения при работе

 

 

 

 

с трактором

ДТ-75Б

19,2

м/с

и с

 

 

 

 

ДТ-55А-С2 -

20,5 м/с.

 

 

 

 

 

 

 

Сверху фреза закрыта кожухом, слу­

Рис.

117. Схема работы машины

жащим для направления потока фрезер­

 

ДПК-5:

 

— рабо­

ной крошки в шнековый пресс.

Нижним

1 — машина ДПК-5;

2

концом кожух опирается на поверхность

чий

проход машины;

з

— пово­

рот

на складскую

площадку;

поля и работает как отбойное устройство.

 

4 — холостой проход

Подъем и опускание

фрезы в рабочее поло­

 

 

 

 

жение осуществляются

с помощью подъ­

емного механизма гидравлического действия.

Относительно верти­

кальной плоскости фреза установлена под углом 15—20°,

 

вмон­

 

Шнековый пресс состоит из корпуса с приемной камерой,

тированного в правый опорный каток, шнека и формующей головки со сменными мундштуками. Диаметр цилиндрической части шнека 272 мм, частота вращения 220 об/мин. Формующая головка обору­ дуется пятью мундштуками с начальным диаметром 65 мм каждого и общей площадью поперечного сечения 166 см2 или двумя мундшту­ ками d = 100 мм и / = 157 см2. При большой пнистости залежи {более 2,5%) и прочных пнях устанавливается один прямоточный мундштук d = 130 мм.

Привод трансмиссии осуществляется от вала отбора мощности трактора. Масса машины 1561 кг, удельное давление левого катка 0,107 кгс/см2 и правого — 0,137 кгс/см2, рабочие скорости 445—

672 м/ч.

Работа машины ДПК-5 осуществляется при движении по карте с заглубленной и вращающейся фрезой. Полученная крошка пере­ дается в шнековый пресс, где она перемешивается и перерабатывается.

252


а затем выходит через мундштуки в виде лент, которые при падении на поверхность поля разламываются на куски. Образующаяся при фрезеровании наклонная щель шириной 45 мм сдавливается гусе­ ницей трактора при следующем рабочем проходе по карте.

Машина ДПК-5 работает одновременно на двух соседних картах по кольцу. Так как при каждой обработке у одной картовой канавы остается незастилаемая полоса шириной 3,7 м, для обеспечения равномерной сработки залежи работа машины начинается в одном цикле от внутренней картовой канавы, а в следующем — от внеш­ них и т. д. Схема работы представлена на рис. 117. В первом проходе по карте кирпичи располагаются на расстоянии 0,3 м от бермы кар­

товой канавы.

Уборочная машина УПК-3 (рис. 118) является прицепной к трак­ тору ДТ-75Б или ДТ-55А-С2 с ходоуменынителем и состоит из рабо­ чего аппарата 2, наклонного элеватора 2, кузова 3 с дном, в виде конвейера 4, ходового устройства 5. Все узлы смонтированы на

раме.

Рабочий аппарат представляет собой сочетание наклонного пла­ стинчатого конвейера и приводного ребристого валика, установлен­ ного впереди конвейера. Пластинчатый конвейер шарнирно устано­ влен на раме машины. Нижний конец его опирается на поверхность поля двумя катками, оборудованными расчистителями. Ширина ленты конвейера 640 мм, скорость перемещения 1,88 м/с; диаметр ребристого валика 80 мм и окружная скорость вращения 2,06 м/с.

При движении машины по карте с опущенным конвейером вра­ щающийся ребристый валик подхватывает торфяные кирпичи и за­ брасывает их на конвейер, по которому они транспортируются на

элеватор.

Элеватор — скребкового типа, наклонный, жестко закреплен нижним концом на раме машины, а верхним — к кузову. Дно эле­ ватора сделано из прутков, что способствует сепарации из потока торфа сырой торфяной крошки, которая подфрезеровывается ребри­ стым валиком. Высота скребков 180 мм, шаг 400 мм, ширина 700 мм, угол наклона 60° и скорость цепи 0,732 м/с. Скребковый элеватор служит для транспортирования потока торфа в кузов машины объ­ емом 10 м3. Дном кузова служит наклонный пластинчатый конвейер, лента которого перемещается со скоростью 1,24 м/с. Торф может

выгружаться на высоту 2,9 м.

На поверхность поля машина опирается двумя передними и тремя

задними катками шириной 1100 мм и диаметром 950 мм.

Привод машины осуществляется от вала отбора мощности трак­ тора. Масса машины без груза 4680 кг, среднее Удельное давление

порожней машины 0,231 кгс/см2 и

загруженной -

0,401 кгс/см ,

рабочие скорости 1,64—2,88 км/ч.

w

А

_

Схема работы машины приведена на рис. 119. Уборка торфа

ос>

ществляется одновременно на двух смежных картах. Машина пере­ мещается по кольцу. В первом рабочем проходе на карте машина перемещается по незастлаштой полосе.

253


Рис. 118

Рис. 119. Схема работы ма­ шины УПК-3:

- машина УПК-3;

2 —

рабочий

проход

машины;

з — поворот;

4 — холостой

проход

по

складской

пло­

щадке

с

разгрузкой;

5

последний

рабочий

проход

по карте;

6 — площадь, за­

 

нятая торфом

 

-1300

-1600

1670

Рис. 118. Уборочная машина УПК-3; а — вид спереди; б — вид сбоку

§ 97. Сушка и уборка торфа. Качественная характеристика готовой продукции

Кусковой торф, добываемый машинами ДПК, обладает низкой начальной влажностью, не превышающей 84%. Из-за пониженной влажности в начальном периоде сушки торфяные кирпичи в мень­ шей степени подвергаются намоканию атмосферными осадками. Поэтому снижение их влажности протекает более устойчиво и дли­ тельность цикла сушки сокращается.

Сушка производится в расстиле и по упрощенной технологической схеме, предусматривающей только одну ворочку торфяных кирпичей машинами УМС-3.

Уборка готового торфа осуществляется в штабели, которые рас­ полагаются на концах карт вдоль валовых каналов. Причем на ка­ ждые четыре карты заводится два штабеля, по одному на каждом конце. Наименьшее расстояние между торцами штабелей в одной линии принимается равным 5 м.

Ось штабелей в первом цикле располагается на расстоянии 6 м от бермы валового канала. Во всех последующих циклах уборка производится в привалку к ранее убранному торфу. Штабели в попе­ речном сечении должны иметь трапецеидальную форму с шириной поверху не более 2 м. Предельная высота штабелей определяется высотой подвески пластинчатого конвейера кузова уборочной ма­ шины и равняется 2,9 м.

Уборка должна производиться без оставления на поле сухих кирпичей и с минимальным засорением сырой крошкой, которая подфрезеровывается ребристым валиком. В целях предохранения от намокания штабели должны иметь правильную форму и гладкие боковые поверхности, без бугров, ям и понижений.

Плотность торфяных кирпичей находится в пределах 0,63—0,8, водопоглотительная способность за 24 ч — 30—70%, прочность на сжатие — 11—34 кгс/см2, содержание крошки в штабеле не пре­ вышает 8%, а после погрузки и транспортировки потребителям коли­ чество мелочи в торфе возрастает не более чем до 11%.

§ 98. Расчет производственно-технических показателей

Продолжительность сезона производства торфа зависит от метео­ рологических условий района. Добыча торфа машинами ДПК может начинаться при наступлении благоприятных условий для сушки торфа и надежной устойчивой работы машин. Требуемые для сушки погодные условия в центральных районах создаются во второй поло­ вине апреля. Надежная же работа машин обеспечивается при оттаи­ вании верхнего слоя залежи на глубину не менее 250 мм. Поэтому дата начала добычи торфа машинами ДПК совпадает с календарной датой начала сезона при фрезерном способе.

Окончание сезона добычи устанавливается исходя из необходимо­ сти получения готовой продукции требуемого качества и завершения

256


уборки ее в штабели не позднее 20 сентября. К этому времени по погодным условиям практически прекращается испарение влаги из торфяных кирпичей во всех торфодобывающих районах.

Число рабочих дней машин ДПК меньше календарной продолжи­ тельности сезона добычи на пять-шесть дней, в течение которых выпа­ дают крупные атмосферные осадки, из-за которых работа машин временно прерывается.

Ворочка торфяных кирпичей в расстиле начинается в среднем через 10 дней после начала добычи и заканчивается за 10 дней до завершения уборки.

Работа уборочных машин УПК начинается через 15—25 дней после начала добычи. Число рабочих дней машин на ворочке и уборке торфа можно принимать равным сезонному числу рабочих дней добы­ вающих мантии ДПК.

Число технологических циклов производства торфа комплектами

машин ДПК-УПК устанавливается по формуле

 

Иц == ^'сеэ/"1'Ц>

 

где Тсез — продолжительность

сезона

добычи,

дней;

тц — продолжительность

одного

цикла

производства, дней-

Цикловой сбор кускового

торфа

 

 

дц = № р к п/Ъ,

(123)

где р — съем воздушно-сухого торфа с 1 м длины рабочего прохода

 

машины ДПК, т;

поля,

занимаемая выстланным торфом

 

Ъ — ширина полосы

 

за один проход машины ДПК, или расстояние между ще­

 

лями, м;

учитывающий

потери

торфа

при

сушке

 

кп — коэффициент,

 

и уборке; принимается равным 0,95.

 

 

 

 

 

Съем торфа с 1 м длины рабочего прохода машины ДПК в тоннах

условной влажности

 

/V (100 — ш„)/гп

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

(124)

 

 

юз( 1 0 0—!гу) Аупл ’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

/ — общее поперечное

сечение

торфяных

лент,

выходящих

 

из мундштуков

машины

ДПК,

м2;

 

 

 

 

 

у — плотность разрабатываемого слоя залежи, кг/м3;

слоя

 

wH— эксплуатационная

влажность

разрабатываемого

 

залежи, %;

 

 

кускового

торфа,

равная

33%;

 

wy — условная

влажность

 

куПл — коэффициент уплотнения торфа-сырца при переработке.

 

Ширина полосы поля, занимаемая торфяными кирпичами в рабо­

чем проходе машины ДПК,

Ъ = dn/knn,

 

 

 

 

(125)

 

 

 

 

 

 

 

где

d — диаметр мундштука

или кирпича

торфа,

м;

 

 

17 А. В. Лазарев

257: