Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
■отличаться от торфа, сжигаемого в крупных котельных, большей прочностью и меньшей крошимостыо, а также низкой влажностью.
Получение прочного кускового торфа машинами ДПК обеспе чивается только на торфяных месторождениях верхового и переход ного типов степенью разложения залежи 15% и более. Производ-
Рнс. 115. Схема планировки производственной |
площади |
для |
работы комплектов машин |
д п к -у п к : |
|
|
|
1 — валовый канал; 2 — карговая канава; 3 |
— мост на |
картовой канаве; 4 — штабель |
|
торфа; 5 — площадь нетто; |
б — складская |
площадка |
ственные площади для работы комплектов машин ДПК-УПК гото вятся и планируются так же, как и при фрезерном способе, и состоят из карт длиной 300 м и шириной 30 м на верховой и 40 м на переход ной залежи (рис. 115).
Технологический процесс производства кускового торфяного коммунально-бытового топлива состоит из щелевого фрезерования торфяной залежи на глубину 400 мм машиной ДПК-5 с одновремен ной переработкой и формованием получаемой фрезерной крошки в куски цилиндрической формы начальным диаметром 100 или 160 мм, сушки кирпичей на месте добычи до влажности 45% с применением
250
Ф900-
ворочки машинами УМС-3 и уборки готовой продукции маши
нами УПК-5 в штабели.
Продолжительность технологического цикла производства ко леблется в пределах 15—25 календарных дней. После завершения одного цикла на площади начинается новый цикл и т. д. Всего за сезон, в зависимости от сложившихся метеорологических условий, может быть проведено три—пять технологических циклов.
Машина для добычи кускового торфа ДПК-5 (рис. 116) состоит из наклонной дисковой фрезы 1, формователя в виде шнекового пресса 2, опорных катков 3 и прицепного устройства 4 и трансмиссии.
Машина является прицепной и работает
4с трактором ДТ-75Б или ДТ-55А-С2 с ходоуменыиителем.
Дисковая фреза предназначена для по лучения фрезерной крошки путем щеле вого фрезерования. Она оборудована 30 сменными резцами, из которых 25 имеют ширину 40 мм и 5 резцов, служащих для подрезания боковых стенок щели, — 45 мм.
|
|
|
|
Диаметр фрезы по концам ножей 1116 мм, |
|||||
|
|
|
|
окружная скорость вращения при работе |
|||||
|
|
|
|
с трактором |
ДТ-75Б |
19,2 |
м/с |
и с |
|
|
|
|
|
ДТ-55А-С2 - |
20,5 м/с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сверху фреза закрыта кожухом, слу |
|||||
Рис. |
117. Схема работы машины |
жащим для направления потока фрезер |
|||||||
|
ДПК-5: |
|
— рабо |
ной крошки в шнековый пресс. |
Нижним |
||||
1 — машина ДПК-5; |
2 |
концом кожух опирается на поверхность |
|||||||
чий |
проход машины; |
з |
— пово |
||||||
рот |
на складскую |
площадку; |
поля и работает как отбойное устройство. |
||||||
|
4 — холостой проход |
Подъем и опускание |
фрезы в рабочее поло |
||||||
|
|
|
|
жение осуществляются |
с помощью подъ |
||||
емного механизма гидравлического действия. |
Относительно верти |
||||||||
кальной плоскости фреза установлена под углом 15—20°, |
|
вмон |
|||||||
|
Шнековый пресс состоит из корпуса с приемной камерой, |
тированного в правый опорный каток, шнека и формующей головки со сменными мундштуками. Диаметр цилиндрической части шнека 272 мм, частота вращения 220 об/мин. Формующая головка обору дуется пятью мундштуками с начальным диаметром 65 мм каждого и общей площадью поперечного сечения 166 см2 или двумя мундшту ками d = 100 мм и / = 157 см2. При большой пнистости залежи {более 2,5%) и прочных пнях устанавливается один прямоточный мундштук d = 130 мм.
Привод трансмиссии осуществляется от вала отбора мощности трактора. Масса машины 1561 кг, удельное давление левого катка 0,107 кгс/см2 и правого — 0,137 кгс/см2, рабочие скорости 445—
672 м/ч.
Работа машины ДПК-5 осуществляется при движении по карте с заглубленной и вращающейся фрезой. Полученная крошка пере дается в шнековый пресс, где она перемешивается и перерабатывается.
252
а затем выходит через мундштуки в виде лент, которые при падении на поверхность поля разламываются на куски. Образующаяся при фрезеровании наклонная щель шириной 45 мм сдавливается гусе ницей трактора при следующем рабочем проходе по карте.
Машина ДПК-5 работает одновременно на двух соседних картах по кольцу. Так как при каждой обработке у одной картовой канавы остается незастилаемая полоса шириной 3,7 м, для обеспечения равномерной сработки залежи работа машины начинается в одном цикле от внутренней картовой канавы, а в следующем — от внеш них и т. д. Схема работы представлена на рис. 117. В первом проходе по карте кирпичи располагаются на расстоянии 0,3 м от бермы кар
товой канавы.
Уборочная машина УПК-3 (рис. 118) является прицепной к трак тору ДТ-75Б или ДТ-55А-С2 с ходоуменынителем и состоит из рабо чего аппарата 2, наклонного элеватора 2, кузова 3 с дном, в виде конвейера 4, ходового устройства 5. Все узлы смонтированы на
раме.
Рабочий аппарат представляет собой сочетание наклонного пла стинчатого конвейера и приводного ребристого валика, установлен ного впереди конвейера. Пластинчатый конвейер шарнирно устано влен на раме машины. Нижний конец его опирается на поверхность поля двумя катками, оборудованными расчистителями. Ширина ленты конвейера 640 мм, скорость перемещения 1,88 м/с; диаметр ребристого валика 80 мм и окружная скорость вращения 2,06 м/с.
При движении машины по карте с опущенным конвейером вра щающийся ребристый валик подхватывает торфяные кирпичи и за брасывает их на конвейер, по которому они транспортируются на
элеватор.
Элеватор — скребкового типа, наклонный, жестко закреплен нижним концом на раме машины, а верхним — к кузову. Дно эле ватора сделано из прутков, что способствует сепарации из потока торфа сырой торфяной крошки, которая подфрезеровывается ребри стым валиком. Высота скребков 180 мм, шаг 400 мм, ширина 700 мм, угол наклона 60° и скорость цепи 0,732 м/с. Скребковый элеватор служит для транспортирования потока торфа в кузов машины объ емом 10 м3. Дном кузова служит наклонный пластинчатый конвейер, лента которого перемещается со скоростью 1,24 м/с. Торф может
выгружаться на высоту 2,9 м.
На поверхность поля машина опирается двумя передними и тремя
задними катками шириной 1100 мм и диаметром 950 мм.
Привод машины осуществляется от вала отбора мощности трак тора. Масса машины без груза 4680 кг, среднее Удельное давление
порожней машины 0,231 кгс/см2 и |
загруженной - |
0,401 кгс/см , |
|
рабочие скорости 1,64—2,88 км/ч. |
w |
А |
_ |
Схема работы машины приведена на рис. 119. Уборка торфа |
ос> |
ществляется одновременно на двух смежных картах. Машина пере мещается по кольцу. В первом рабочем проходе на карте машина перемещается по незастлаштой полосе.
253
Рис. 118
Рис. 119. Схема работы ма шины УПК-3:
- машина УПК-3; |
2 — |
||||
рабочий |
проход |
машины; |
|||
з — поворот; |
4 — холостой |
||||
проход |
по |
складской |
пло |
||
щадке |
с |
разгрузкой; |
5 — |
||
последний |
рабочий |
проход |
|||
по карте; |
6 — площадь, за |
||||
|
нятая торфом |
|
-1300 |
-1600 |
1670 |
Рис. 118. Уборочная машина УПК-3; а — вид спереди; б — вид сбоку
§ 97. Сушка и уборка торфа. Качественная характеристика готовой продукции
Кусковой торф, добываемый машинами ДПК, обладает низкой начальной влажностью, не превышающей 84%. Из-за пониженной влажности в начальном периоде сушки торфяные кирпичи в мень шей степени подвергаются намоканию атмосферными осадками. Поэтому снижение их влажности протекает более устойчиво и дли тельность цикла сушки сокращается.
Сушка производится в расстиле и по упрощенной технологической схеме, предусматривающей только одну ворочку торфяных кирпичей машинами УМС-3.
Уборка готового торфа осуществляется в штабели, которые рас полагаются на концах карт вдоль валовых каналов. Причем на ка ждые четыре карты заводится два штабеля, по одному на каждом конце. Наименьшее расстояние между торцами штабелей в одной линии принимается равным 5 м.
Ось штабелей в первом цикле располагается на расстоянии 6 м от бермы валового канала. Во всех последующих циклах уборка производится в привалку к ранее убранному торфу. Штабели в попе речном сечении должны иметь трапецеидальную форму с шириной поверху не более 2 м. Предельная высота штабелей определяется высотой подвески пластинчатого конвейера кузова уборочной ма шины и равняется 2,9 м.
Уборка должна производиться без оставления на поле сухих кирпичей и с минимальным засорением сырой крошкой, которая подфрезеровывается ребристым валиком. В целях предохранения от намокания штабели должны иметь правильную форму и гладкие боковые поверхности, без бугров, ям и понижений.
Плотность торфяных кирпичей находится в пределах 0,63—0,8, водопоглотительная способность за 24 ч — 30—70%, прочность на сжатие — 11—34 кгс/см2, содержание крошки в штабеле не пре вышает 8%, а после погрузки и транспортировки потребителям коли чество мелочи в торфе возрастает не более чем до 11%.
§ 98. Расчет производственно-технических показателей
Продолжительность сезона производства торфа зависит от метео рологических условий района. Добыча торфа машинами ДПК может начинаться при наступлении благоприятных условий для сушки торфа и надежной устойчивой работы машин. Требуемые для сушки погодные условия в центральных районах создаются во второй поло вине апреля. Надежная же работа машин обеспечивается при оттаи вании верхнего слоя залежи на глубину не менее 250 мм. Поэтому дата начала добычи торфа машинами ДПК совпадает с календарной датой начала сезона при фрезерном способе.
Окончание сезона добычи устанавливается исходя из необходимо сти получения готовой продукции требуемого качества и завершения
256
уборки ее в штабели не позднее 20 сентября. К этому времени по погодным условиям практически прекращается испарение влаги из торфяных кирпичей во всех торфодобывающих районах.
Число рабочих дней машин ДПК меньше календарной продолжи тельности сезона добычи на пять-шесть дней, в течение которых выпа дают крупные атмосферные осадки, из-за которых работа машин временно прерывается.
Ворочка торфяных кирпичей в расстиле начинается в среднем через 10 дней после начала добычи и заканчивается за 10 дней до завершения уборки.
Работа уборочных машин УПК начинается через 15—25 дней после начала добычи. Число рабочих дней машин на ворочке и уборке торфа можно принимать равным сезонному числу рабочих дней добы вающих мантии ДПК.
Число технологических циклов производства торфа комплектами
машин ДПК-УПК устанавливается по формуле |
|
||
Иц == ^'сеэ/"1'Ц> |
|
||
где Тсез — продолжительность |
сезона |
добычи, |
дней; |
тц — продолжительность |
одного |
цикла |
производства, дней- |
Цикловой сбор кускового |
торфа |
|
|
дц = № р к п/Ъ, |
(123) |
где р — съем воздушно-сухого торфа с 1 м длины рабочего прохода
|
машины ДПК, т; |
поля, |
занимаемая выстланным торфом |
||||||||
|
Ъ — ширина полосы |
||||||||||
|
за один проход машины ДПК, или расстояние между ще |
||||||||||
|
лями, м; |
учитывающий |
потери |
торфа |
при |
сушке |
|||||
|
кп — коэффициент, |
||||||||||
|
и уборке; принимается равным 0,95. |
|
|
|
|
||||||
|
Съем торфа с 1 м длины рабочего прохода машины ДПК в тоннах |
||||||||||
условной влажности |
|
/V (100 — ш„)/гп |
|
|
|
|
|
||||
|
|
Р |
|
|
|
|
(124) |
||||
|
|
юз( 1 0 0—!гу) Аупл ’ |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
где |
/ — общее поперечное |
сечение |
торфяных |
лент, |
выходящих |
||||||
|
из мундштуков |
машины |
ДПК, |
м2; |
|
|
|
|
|||
|
у — плотность разрабатываемого слоя залежи, кг/м3; |
слоя |
|||||||||
|
wH— эксплуатационная |
влажность |
разрабатываемого |
||||||||
|
залежи, %; |
|
|
кускового |
торфа, |
равная |
33%; |
||||
|
wy — условная |
влажность |
|||||||||
|
куПл — коэффициент уплотнения торфа-сырца при переработке. |
||||||||||
|
Ширина полосы поля, занимаемая торфяными кирпичами в рабо |
||||||||||
чем проходе машины ДПК, |
Ъ = dn/knn, |
|
|
|
|
(125) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
где |
d — диаметр мундштука |
или кирпича |
торфа, |
м; |
|
|
17 А. В. Лазарев |
257: |