Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При поступательном движении машины по трассе нартовой ка­ навы фреза, опущенная в рабочее положение, вращается с частотой 150 об/мин, фрезерует залежь вместе с прочно закрепленными пнями и получающуюся при этом крошку выбрасывает на поверхность, укладывая ровным слоем на полосе шириной б—8 м.

Масса машины МК-1,8П с контргрузом 10 т, среднее удельное давление 0,24 кгс/см2, рабочие скорости передвижения в первом диапазоне 0,332, 0,445, 0,638 и 0,765 км/ч и во втором — 0,105, 0,14, 0,2 и 0,24 км/ч. Глубина прорываемых канав до 1,8 м, ширина поверху 1,2 м, расчетная производительность за час чистой работы на залежи низинного типа 120—240 м3 и верховой — 140 м3.

Применяемыми в настоящее время экскаваторами и канавными машинами представляется возможным вести регулирование водо­ приемников и строительство магистральных, валовых и других кана­ лов в течение всего календарного года, а картовых канав — с мая по ноябрь. По условиям погоды рытье картовых канав в Свердловской и Тюменской областях может начинаться на месяц позднее и закан­ чиваться на месяц раньше указанного выше срока, а в БССР и УССР—

производиться круглый

год.

 

§ 101.

П о д г о т о в к а

п о в е р хн о с ти

э к с п л у а т а ц и о н н ы х п л о щ а д е й

ф р езе р н о го спо со б а

м ето дом ф р е зе р о в а н и я

Технология подготовки поверхности торфяных месторождений должна обеспечивать получение новых эксплуатационных площадей в полном соответствии с техническими требованиями, которые предъ­ являются к ним с целью создания всех условий для успешного произ­ водства торфа.

Подготовка поверхности эксплуатационных площадей фрезер­ ного способа наиболее широко производится методом фрезерования верхнего слоя торфяной залежи на глубину до 0,4 м вместе с очесом и древесными включениями.

Для обеспечения требуемого качества разрабатываемого слоя залежи и уменьшения степени засоренности фрезерного торфа мелкими кусками древесины на залесенных участках все деревья, вне зависимости от их диаметра и высоты, подлежат срезке перед фре­ зерованием верхнего слоя залежи. Причем срезанные деревья диа­ метром более 8 см разделываются, сортируются и вывозятся с поля для использования по назначению, а деревья диаметром до 8 см и срубленные сучья с крупных деревьев собираются в кучи и сжи­ гаются на месте. Кроме того, перед фрезерованием корчуются крупные пни от древостоя.

В результате такой обработки залежи на поверхности карт на­ капливаются мелкие куски древесины, которые собираются и выво­

зятся за пределы поля.

На заключительной стадии подготовки поверхность эксплуата­ ционных площадей профилируется, после чего производится повторное

265


фрезерование торфяной залежи на полосах, примыкающих к нар­ товым канавам, где в результате срезки слоя залежи при профилиро­ вании на поверхности обнажаются мертвые пни. Повторному фрезе­ рованию подвергается также торфяная масса на середине карты, сдви­ нутая сюда профилировщиком, с целью дополнительной ее переработки вместе с остатками древесных включений. Общая ширина повторно фрезеруемых полос на картах шириной 20 м принимается равной 5 м и на карте шириной 40 м—7 м.

После профилирования и повторного фрезерования подготавли­ ваемая площадь дополнительно очищается от мелких кусков древесины и вводится в эксплуатацию.

Работы по подготовке поверхности эксплуатационной площади проводятся в такое время года, когда машины могут свободно переме­ щаться по полю и удовлетворительно справляться с выполнением всех рабочих операций. Исходя из этого, сводку леса, разделку и вывозку древесины принято выполнять в течение всего календарного года, сжигание хвороста — с октября по апрель, а в остальное время года — только при дождливой погоде и по специальному разрешению, а корчевку пней, фрезерование, профилирование поверхности и сбор мелких кусков древесины — с мая по ноябрь. На торфопредприятиях Свердловской и Тюменской областей, из-за более глубокого промер­ зания залежи, фрезерование может начинаться на месяц позднее и заканчиваться на месяц раньше. Профилирование в этих районах может заканчиваться на месяц раньше.

§ 102. Механизация подготовительных работ. Схемы работы машин

Все работы по подготовке поверхности эксплуатационных площа­ дей, за исключением обрубки, сбора и сжигания сучьев, выполняются механизированным способом.

Сводка леса, разделка, погрузка и вывозка древесины. Сводка деревьев производится машинами ЭТУ-ЭСЛ-4 и МТП-43 (рис. 122).

Машина ЭТУ-ЭСЛ-4 сделана на базе экскаватора, а машина МТП-43 — на базе погрузочного крана КПТ-1. Рабочим органом машины МТП-43 является дисковая фреза 1 диаметром 1500 мм, установленная на выносной раме 2. Перемещаясь вместе с поворот­ ной платформой крана и рамой по дуге с радиусом 7,4 м и вращаясь с окружной скоростью 46,4 м/с, фреза подрезает деревья на уровне поверхности. Срезанные деревья накапливаются в откладчике 3, из которого они по окончании рабочего цикла фрезы, т. е. после

поворота на 180°, выталкиваются и укладываются на поверхности поля.

Поворотная платформа машины МТП-43 совершает 2,4 об/мин, поступательная скорость передвижения 0,78 км/ч, масса машины

266


Рис. 124. Машина МПГ-1,7:

1 — фреза; г — отбойная плита; 3 — передняя опора; 4 — задняя опора; 5 — механизм подъема; в — рама

5

Рис. 125. Рабочий нож фрезы

Рис. 126. Схема обработки карт машиной МПГ-1,7:

машины МПГ-1,7

а — на картах шириной 20 м;

б — на картах шириной

 

40 м; 1 — картовая

канава;

2 — валовый канал; 3

 

машина МПГ-1,7;

4 — рабочие проходы машины


40°. Общая длина шнека равняется 6500 мм, рабочая ширина захвата 5700 мм. Левая часть шнека по ходу машины на длине 800 мм предста­ вляет собой усеченный конус с диаметром на конце 400 мм.

Масса машины ТПШ-1 5,7 т, удельное давление под задними кат­ ками 0,28 и под передними 0,295 кгс/см2. Рабочие скорости: 0,445; 0,576; 0,672; 0,778; 0,881; 1,243; 1,484 и 1,716 км/ч.

а

s ' ~ y

~ Г ~

в ' - у

-а- ^

г '—у-

~ \ Г

д'~у

■V”

Рис. 128. Схема работы шнекового профилировщика ТПШ-2:

а — на картах шириной 40 м; б — на картах шириной 20 м; в — поперечное сечение 40-мет­ ровой карты по стадиям обработки: а' — после первого и второго проходов машины; б' — после третьего и четвертого проходов; в' — после пятого и шестого проходов; г' — после седьмого и восьмого проходов; 9' — после девятого и десятого проходов; 1 — валовый ка­ нал; 2 — картовая канава; з — рабочие проходы машины; 4 — валки срезанного торфа

Шнековый профилировщик ТПШ-2 является прицепным к трак­ тору Б-75 или ДТ-75 с ходоуменынителем и сконструирован на базе профилировщика ТПШ-1, от которого он отличается усиленной трансмиссией, более прочными узлами и увеличенной на 30—35% производительностью. Ширина захвата 5,7 м, скорости передвиже­ ния в первом диапазоне 0,421—0,887 и во втором — 1,29—2,71 км/ч. Частота вращения шнека 164 об/мин.

Профилирование поверхности карт осуществляется нри поступа­ тельном движении машины параллельно картовым канавам с враща­ ющимся и наклонным к горизонту шнеком. В зависимости от положе­ ния шнека относительно поверхности карты в рабочем проходе можно производить следующие работы: срезать торфяной грунт на заданную глубину и одновременно перемещать его вдоль шнека на левую

271

сторону в валок; разравнивать по поверхности карты валок, обра­ зованный в предыдущем рабочем проходе, или перемещать его на

новое место.

Схема работы профилировщика ТПШ-2 показана на рис. 128. На каждой половине карты шириной 40 м выполняется пять прохо­ дов. В двух первых проходах производится срезка грунта на полосе, примыкающей к картовой канаве, и перемещение его к середине карты, причем первый раз профилировщик проходит по полосе, удаленной от картовой канавы на 2,8 м, и второй — непосредственно

укартовой канавы. В третьем проходе два вала перемещаются в одном

итом же направлении и в четвертом и пятом проходах вал грунта разравнивается по поверхности на середине карты под заданным углом. Одновременно обрабатываются две соседние карты, на которых выполняется 20 рабочих проходов. В первых восьми проходах сре­ зается грунт сначала на первой карте, а затем на второй; на каждой карте профилировщик проходит 4 раза по кольцу против часовой стрелки. В последних 12 проходах профилировщик перемещает и разравнивает грунт из валов по поверхности карты. Работа выпол­ няется также по кольцу и после каждого прохода машина переезжает на соседнюю карту. Сначала обрабатываются внешние половины карт (проходы 9—14), затем — внутренние (проходы 15—20). На рис. 128, в представлен поперечный разрез карты на различных стадиях обработки.

Карты шириной 20 м профилируются за четыре рабочих прохода. По одному разу профилировщик проходит у картовых канав и срезает торфяной грунт, а за два последующих прохода — разравнивает валы торфяной массы по поверхности середины карты. Одновременно обрабатываются две карты, расположенные через одну. Схема про­ ходов показана на рис. 128, б. Сначала за четыре прохода обрабаты­ ваются внешние половины карт, затем направление движения машины изменяется на обратное и профилируются внутренние половины карт. При этом после каждого прохода машина переезжает на соседнюю карту.

Рабочие скорости передвижения профилировщика выбираются таким образом, чтобы производительность шнека-фрезы равнялась

или была несколько выше производительности машины, подсчитан­ ной на срезке торфяного грунта по скорости vp и ширине захвата Ъ и на перемещении и разравнивании грунта по скорости ур и попереч­ ному сечению перемещаемого вала грунта /:

на срезке грунта

рЬЛср ’

на перемещении и разравнивании грунта

vp= V j f ,

где Vm — производительность шнека-фрезы за час чистой работы, м3; ^сР — средняя толщина слоя срезаемого грунта, м.

272


§ 103. Технологические схемы подготовки поверхности эксплуатационных площадей.

Расчет объемов подготовительных работ

В табл. 29 приведены технологические схемы подготовки эксплу­ атационных площадей фрезерного способа, построенные в зависимости от характеристики поверхности, главным образом древесного яруса

ипнистости верхнего слоя торфяной залежи толщиной до 0,5 м. При подготовке полей сушки экскаваторного способа выполняются:

а) сводка древесной растительности, разборка навалов деревьев, обрубка сучьев, раскряжевка и складирование древесины, сбор и сжигание сучьев и деревьев диаметром менее 8 см, погрузка и вывозка древесины тракторами с последовательностью, изложенной в табл. 29; б) сплошная корчевка пней из верхнего слоя залежи корчевателями МТП-26 с погрузкой на тележки ГПС и вывозкой за пределы полей;

в) выравнивание поверхности планировщиком

или

бульдозером

и обработка верхнего слоя залежи на глубину

10—15

см фрезер­

ным барабаном ФП-4.

Объем подготовительных работ по всем операциям, за исключе­ нием разделки, погрузки, складирования и вывозки древесины и пней, измеряется в гектарах обрабатываемой машинами площади и опреде­ ляется по формуле

= ^ р М 'о б р ■

где Fn — обрабатываемая площадь той или иной операцией, га; F6р — площадь брутто подготавливаемого участка, га;

кп — коэффициент повторности операции; кобр — коэффициент обработки площади.

Коэффициент повторности операций сводки леса и профилирова­ ния k n = 1 и сбора мелких кусков древесины кп — 2 -ф- 4. Коэф­ фициент повторности фрезерования машиной МПГ определяется по формуле

д '+ 2 >'

где В' — ширина части карты нетто, обрабатываемой машиной МПГ, м,

В' = В - ( Ь %+ 2АЪ),

2 Ь' — суммарная ширина трех полос, на которых производится вторичное фрезерование;

В — общая ширина карты, м; Ь2 ■— ширина картовой канавы поверху, м;

ДЪ — ширина приканавной полосы, которая не обрабатывается и принимается равной 0,3—0,5 м.

Коэффициент обработки кобр представляет собой отношение пло­ щади FK, подвергаемой обработке той или иной операцией (площади нетто), к площади карты брутто ^ бр:

^ о б Р F j F 6 p .

274