Файл: Кутузов Б.Н. Взрывное и механическое разрушение горных пород учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

крутящего момента вращателя и конструктивных особенностей машин в большинстве случаев ими нельзя эффективно бурить при враща- тельно-ударном режиме.

Так, с увеличением осевого давления на погружной пневмоударник скорость бурения достигает максимума (рис. 149, б), после чего (300 кгс для диаметра 105 мм) она снижается. Это объясняется ухуд­ шением условий передачи энергии удара вследствие увеличения тре­ ния в шпоночном соединении долота с пневмоударником.

Зависимость скорости бурения от угла приострения и поворота бура. При бурении необходимо достигать полного разрушения секто­ ров породы между смежными ударами. С уменьшением угла при­

острения уменьшается

горизонтальный

размер

зоны разрушения

и, следовательно, должен быть уменьшен

угол

поворота бура. При

недостаточной энергии

единичного удара

угол

приострения долота

целесообразно уменьшить до 70°. С увеличением крепости буримых пород угол поворота долота должен быть уменьшен. Перфораторы с зависимым вращением целесообразно комплектовать сменными ге­ ликоидальными парами для изменения угла поворота бура между ударами, а машины с независимым вращением (перфораторы и по­ гружные пневмоударники) должны иметь регулируемую скорость вращения бурового инструмента. Угол приострения принимается равным 110° для долотчатых и 90° для крестовых коронок, а угол поворота между смежными ударами для перфораторов 15—20°. Ско­ рость вращения инструмента погружных пневмоударников 72 об/мин.

Оптимальный угол поворота бура, который обеспечивает полное разрушение породы в секторе, ограниченном двумя лунками, для заданных условий бурения может быть подсчитан по формуле

 

 

(XI.2)

где

d — диаметр долота, мм;

 

а3

— угол приострения долота,

град;

А — энергия единичного удара,

кгс-м;

асж

— предел прочности породы на сжатие, кгс/мм2 .

Зависимость скорости бурения от глубины шпуров. С увеличением глубины шпуров скорость бурения снижается. В связи с этим требуется увеличение крутящего момента на буровом инструменте с увеличе­ нием его длины. У перфораторов с зависимым вращением нормальное поступательно-вращательное движение поршня-ударника в цилиндре нарушается, и молоток начинает работать с перебоями. Условия передачи удара от поршня к инструменту ухудшаются в связи с уве­ личивающейся массой бура и постоянством массы поршня.

Согласно классической

теории удара коэффициент передачи энер­

гии при соударении двух

тел может быть определен по формуле

Л =

( 1 + е ) 2

(XI.3)


 

где

е — коэффициент

восстановления,

 

 

 

 

 

 

є = —

;

 

 

v'2

и

v\

— скорости движения тел после удара, м/с;

 

D, и

5[ — скорости движения тел до удара, м/с;

 

т1

и тг

— массы ударяемого и ударяющего

тел.

 

 

Для стальных закаленных соударяемых частей буровой машины

приближенно можно принять

є = = 1 . Тогда

формула

(XI.3) примет

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1 -

( т х + т 2 ) 2 •

 

 

 

В общем случае значение л

можно определять по

формуле

 

 

 

" ' • - Н ^ ? '

 

( Х 1 ' 4 >

где

а с

с

= а х а 2 — эмпирический коэффициент, учитывающий влия­

 

 

 

ние соотношения

длин

ударника

и штанги а х

 

 

 

и свойств

разрушаемой

породы

а 2 .

 

Из приведенных формул видно, что с увеличением длины (или

массы) бура уменьшаются

коэффициент передачи, скорость бурения

ипроизводительность бурильного молотка.

Е. В. Александров доказал, что передача удара имеет сложный характер и осуществляется вследствие взаимодействия масс и волно­ вых процессов, возникающих при соударении, зависит от формы со­ ударяемых тел и степени податливости торцов.

При волновой схеме передачи энергии от ударника к буру энер­ гия на лезвии, начиная с определенной длины, будет постоянной. Допуская, что в хрупких породах разрушение может происходить не только в результате внедрения, но и вследствие передачи породе волнового импульса, Е. В. Александров указывает, что скорость бурения бурильными молотками в этом случае при достаточных крутя­ щем моменте, осевом усилии и нормальной очистке забоя будет постоянной независимо от глубины шпура. Условием постоянства скорости бурения является более жесткое взаимодействие соударя­

ющихся тел,

когда передача энергии в основном осуществляется

в результате

действия волновых процессов.

Условием эффективного разрушения породы в этом случае яв­ ляется плотное прилегание лезвия инструмента к породе. Радиусы закругления торцов соударяемых тел должны быть максимальными, чтобы их пластические деформации были минимальны.

При бурении вязких пород следует стремиться к максимальным перемещениям коронки. Для этого целесообразно применение со­ ставных буров, представляющих собой систему одинаковых стерж­ ней, масса каждого из которых равна массе ударника (рис. 150).


Зависимость скорости бурения от диаметра коронки или долота.

Установлено, что интенсивность изменения скорости бурения с из­ менением диаметра коронки имеет вид:

 

J - * = ( - £ . Y \

 

(XI.5)

где

п ^ 1;

 

 

 

v6l и v62

— скорости бурения

при диаметрах dx

и

d 2 .

Э. О. Миндели считает, что п может колебаться

от 1 до 2,5 в за­

висимости от свойств породы,

энергии единичного

удара, диапазона

изменения диаметра и степени затупления инструмента. Если при бурении энергия удара недостаточна для образования всех зон раз­ рушения, то скорость бурения резко снижается, особенно при за­

туплении

инструмента.

В этом случае показатель

п = 2 и более.

 

 

/77л

При бурении мощным перфора-

/77,

/77*

тором

шпуров

небольшого

диа­

 

 

 

метра, особенно в породах сред­

 

 

 

ней крепости,

когда

удельная

 

 

 

энергия удара

1,4—2

кгс«м/см,

 

 

 

часть

подведенной энергии рас­

Р и с . 150. Составной бур

Е . В . Алек-

ходуется на бесполезные формы

 

сандрова

 

работы.

Увеличив

диаметр,

 

 

 

можно

 

приблизиться

к

опти­

мальному режиму разрушения, при этом линейная скорость будет изменяться менее интенсивно, а объемная может возрастать.

У погружных пневмоударников удельная энергия удара значи­ тельно ниже, чем у перфораторов (0,8—1,2 кгс-м/см), поэтому уве­ личение диаметра долота приводит к резкому снижению скорости бурения (п 2).

Зависимость скорости бурения от давления сжатого воздуха.

Мощность буровой машины пропорциональна давлению сжатого воздуха в степени 3 / 2 . С увеличением давления увеличиваются энер­ гия единичного удара и число ударов, а следовательно, растут ско­ рость бурения и производительность буровой машины.

При повышении давления сжатого воздуха частота ударов перфо­ ратора повышается, в связи с чем увеличиваются шум и вибрация. Повышенные ударные нагрузки, возникающие в машине при работе на высоком давлении, значительно быстрее выводят ее из строя, поэтому повышать давление сжатого воздуха выше 6—7 кгс-см2 не рекомендуется. Зарубежные исследования указывают на целесо­ образность увеличения давления сжатого воздуха до 15 кгс/см2 , особенно при бурении погружными пневмоударниками (табл. 32).

Зависимость скорости бурения от формы бурового инструмента и степени его затупления. Наибольшее распространение получили долотчатая и крестовая (Х-образная) формы лезвий бурового ин­ струмента. Результаты исследований показали, что долотчатое лез­

вие

обеспечивает

более высокие скорости бурения по сравнению

с крестовым,

что

объясняется большей ударной нагрузкой на еди­

ницу

длины

лезвия.


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 32

 

Скорость бурения

пневмоударниками и расход воздуха

 

 

 

в зависимости от его давления і

 

 

 

 

Скорость бурения, м/ч

 

Расход воздуха, м3 /мин

Пневмоударник

в граните

 

 

 

 

в известняке

при

при

 

 

крепком

средней

средней

бурении

продувке

 

 

абразивном

крепости

крепости

 

 

VR-3

2,74

3,04

4,26

2,12

3,82

5,48

6,09

9,14

3,68

6,09

 

 

VR-4

3,96

4,57

6,09

2,88

5,94

7,62

9,14

11,58

4,53

9,91

 

 

1

В числителе — при давлении сжатого воздуха

5,6 кгс/см2 ,

в знаменателе

— при давле­

нии

10,5 кгс/см2 .

 

 

 

 

 

В связи с недостаточной мощностью перфораторов были созданы долота с прерывистым лезвием, в которых суммарная длина лезвий меньше, чем у обычного инструмента. При достаточной удельной энергии удара (1,8—2,5 кгс-м на 1 см лезвия) лучшие результаты бурения наблюдались у крестовых долот. Применение долот с опе­ режающим лезвием не улучшает условия разрушения пород в связи с ограниченностью зоны ослабления породы передовой выемкой. Наибольший износ лезвий наблюдается на периферийной части, раз­ рушающей породу у стенок шпура или скважины. Попытки создать лезвия равного износа S- и Z-образной формы пока не дали обнаде­ живающих результатов.

Для любого притупления лезвия имеется оптимальное значение энергии единичного удара, при котором эффект разрушения будет максимальным. С увеличением площадки притупления оптимальное значение энергии единичного удара растет. Опытом установлено, что инструмент надо заменять, когда скорость бурения снизится на 30—50% от первоначальной. В начальный период при работе острым лезвием наблюдаются высокие скорости бурения и весьма интенсивный износ твердого сплава. С увеличением площади при­ тупления на некотором участке скважины достигаются условия, при которых удельный износ сплава будет минимальным.

Для уменьшения расхода твердого сплава целесообразно в новом лезвии после переточки оставлять площадку притупления шири­ ной 0,5—1 мм.


Г л а в а X I I

ВРАЩАТЕЛЬНО-УДАРНОЕ БУРЕНИЕ ШПУРОВ И СКВАЖИН

§ 69. Общие сведения

Внедрение вращательно-ударного бурения начато с 1953 г., когда фирмы ФРГ «Зальцгиттер» и «Хаусхер» выпустили буровые каретки с установленными на них мощными буровыми машинами с независи­ мым вращением. Длинноходовой податчик позволял бурить шпуры без смены или наращивания буровых штанг. Благодаря высокой энергии единичного удара (6—8 кгс-м) и высокой частоте ударов (3000—4000 в минуту в сочетании с большими осевыми давлениями (до 2 тс) на долото диаметром 42 мм в породах средней крепости и невысокой абразивности скорость бурения в 6—10 раз превышала скорость бурения перфораторами. В настоящее время вращательноударные буровые машины выпускаются в СССР, Швеции, США, Франции и в других странах, а область их применения непрерывно расширяется.

Оборудование буровой каретки, состоящее из автоподатчиков, манипуляторов, маслостанции и пульта управления, монтируется на платформе, установленной на колесио-рельсовом или гусеничном ходу с электрическим или пневматическим приводом.

Наиболее распространены в СССР буровые каретки БУ - 1, СБУ-2м (рис. 151), СБУ-4, КБМ-1, ТБЭ, КБШ, БА-1 (табл. 33).

Фирмы «Хаусхер», «Зальцгиттер» и другие выпускают большое число буровых кареток, оборудованных машинами вращательноударного действия. Компоновка узлов и техническая характери­ стика зарубежных машин не имеет принципиальных отличий от оте­ чественных.

Вращательно-ударный способ бурения в СССР и за рубежом раз­

вивается

в

направлении расширения

области применения машин

(для проведения выработок,

отбойки

руды в породах увеличенной

крепости)

и

подбора оптимальных энергетических параметров воз­

действия

на

породу.

 

 

 

 

§ 70.

Буровые

машины

Машина вращательно-ударного бурения состоит из вращательного, ударного и подающего механизмов. Все механизмы располагают в общем корпусе и устанавливают на каретке.