Файл: Кутузов Б.Н. Взрывное и механическое разрушение горных пород учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 5
крутящего момента вращателя и конструктивных особенностей машин в большинстве случаев ими нельзя эффективно бурить при враща- тельно-ударном режиме.
Так, с увеличением осевого давления на погружной пневмоударник скорость бурения достигает максимума (рис. 149, б), после чего (300 кгс для диаметра 105 мм) она снижается. Это объясняется ухуд шением условий передачи энергии удара вследствие увеличения тре ния в шпоночном соединении долота с пневмоударником.
Зависимость скорости бурения от угла приострения и поворота бура. При бурении необходимо достигать полного разрушения секто ров породы между смежными ударами. С уменьшением угла при
острения уменьшается |
горизонтальный |
размер |
зоны разрушения |
и, следовательно, должен быть уменьшен |
угол |
поворота бура. При |
|
недостаточной энергии |
единичного удара |
угол |
приострения долота |
целесообразно уменьшить до 70°. С увеличением крепости буримых пород угол поворота долота должен быть уменьшен. Перфораторы с зависимым вращением целесообразно комплектовать сменными ге ликоидальными парами для изменения угла поворота бура между ударами, а машины с независимым вращением (перфораторы и по гружные пневмоударники) должны иметь регулируемую скорость вращения бурового инструмента. Угол приострения принимается равным 110° для долотчатых и 90° для крестовых коронок, а угол поворота между смежными ударами для перфораторов 15—20°. Ско рость вращения инструмента погружных пневмоударников 72 об/мин.
Оптимальный угол поворота бура, который обеспечивает полное разрушение породы в секторе, ограниченном двумя лунками, для заданных условий бурения может быть подсчитан по формуле
|
|
(XI.2) |
где |
d — диаметр долота, мм; |
|
а3 |
— угол приострения долота, |
град; |
А — энергия единичного удара, |
кгс-м; |
|
асж |
— предел прочности породы на сжатие, кгс/мм2 . |
Зависимость скорости бурения от глубины шпуров. С увеличением глубины шпуров скорость бурения снижается. В связи с этим требуется увеличение крутящего момента на буровом инструменте с увеличе нием его длины. У перфораторов с зависимым вращением нормальное поступательно-вращательное движение поршня-ударника в цилиндре нарушается, и молоток начинает работать с перебоями. Условия передачи удара от поршня к инструменту ухудшаются в связи с уве личивающейся массой бура и постоянством массы поршня.
Согласно классической |
теории удара коэффициент передачи энер |
|
гии при соударении двух |
тел может быть определен по формуле |
|
Л = |
( 1 + е ) 2 |
(XI.3) |
|
где |
е — коэффициент |
восстановления, |
|
|
|||
|
|
|
|
є = — |
; |
|
|
|
v'2 |
и |
v\ |
— скорости движения тел после удара, м/с; |
|
||||
D, и |
5[ — скорости движения тел до удара, м/с; |
|
||||||
т1 |
и тг |
— массы ударяемого и ударяющего |
тел. |
|
||||
|
Для стальных закаленных соударяемых частей буровой машины |
|||||||
приближенно можно принять |
є = = 1 . Тогда |
формула |
(XI.3) примет |
|||||
вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 1 - |
( т х + т 2 ) 2 • |
|
|
|
|
В общем случае значение л |
можно определять по |
формуле |
|||||
|
|
|
" ' • - Н ^ ? ' |
|
( Х 1 ' 4 > |
|||
где |
а с |
с |
= а х а 2 — эмпирический коэффициент, учитывающий влия |
|||||
|
|
|
ние соотношения |
длин |
ударника |
и штанги а х |
||
|
|
|
и свойств |
разрушаемой |
породы |
а 2 . |
||
|
Из приведенных формул видно, что с увеличением длины (или |
|||||||
массы) бура уменьшаются |
коэффициент передачи, скорость бурения |
ипроизводительность бурильного молотка.
Е. В. Александров доказал, что передача удара имеет сложный характер и осуществляется вследствие взаимодействия масс и волно вых процессов, возникающих при соударении, зависит от формы со ударяемых тел и степени податливости торцов.
При волновой схеме передачи энергии от ударника к буру энер гия на лезвии, начиная с определенной длины, будет постоянной. Допуская, что в хрупких породах разрушение может происходить не только в результате внедрения, но и вследствие передачи породе волнового импульса, Е. В. Александров указывает, что скорость бурения бурильными молотками в этом случае при достаточных крутя щем моменте, осевом усилии и нормальной очистке забоя будет постоянной независимо от глубины шпура. Условием постоянства скорости бурения является более жесткое взаимодействие соударя
ющихся тел, |
когда передача энергии в основном осуществляется |
в результате |
действия волновых процессов. |
Условием эффективного разрушения породы в этом случае яв ляется плотное прилегание лезвия инструмента к породе. Радиусы закругления торцов соударяемых тел должны быть максимальными, чтобы их пластические деформации были минимальны.
При бурении вязких пород следует стремиться к максимальным перемещениям коронки. Для этого целесообразно применение со ставных буров, представляющих собой систему одинаковых стерж ней, масса каждого из которых равна массе ударника (рис. 150).
Зависимость скорости бурения от диаметра коронки или долота.
Установлено, что интенсивность изменения скорости бурения с из менением диаметра коронки имеет вид:
|
J - * = ( - £ . Y \ |
|
(XI.5) |
|
где |
п ^ 1; |
|
|
|
v6l и v62 |
— скорости бурения |
при диаметрах dx |
и |
d 2 . |
Э. О. Миндели считает, что п может колебаться |
от 1 до 2,5 в за |
|||
висимости от свойств породы, |
энергии единичного |
удара, диапазона |
изменения диаметра и степени затупления инструмента. Если при бурении энергия удара недостаточна для образования всех зон раз рушения, то скорость бурения резко снижается, особенно при за
туплении |
инструмента. |
В этом случае показатель |
п = 2 и более. |
|||||
|
|
/77л |
При бурении мощным перфора- |
|||||
/77, |
/77* |
тором |
шпуров |
небольшого |
диа |
|||
|
|
|
метра, особенно в породах сред |
|||||
|
|
|
ней крепости, |
когда |
удельная |
|||
|
|
|
энергия удара |
1,4—2 |
кгс«м/см, |
|||
|
|
|
часть |
подведенной энергии рас |
||||
Р и с . 150. Составной бур |
Е . В . Алек- |
ходуется на бесполезные формы |
||||||
|
сандрова |
|
работы. |
Увеличив |
диаметр, |
|||
|
|
|
можно |
|
приблизиться |
к |
опти |
мальному режиму разрушения, при этом линейная скорость будет изменяться менее интенсивно, а объемная может возрастать.
У погружных пневмоударников удельная энергия удара значи тельно ниже, чем у перфораторов (0,8—1,2 кгс-м/см), поэтому уве личение диаметра долота приводит к резкому снижению скорости бурения (п 2).
Зависимость скорости бурения от давления сжатого воздуха.
Мощность буровой машины пропорциональна давлению сжатого воздуха в степени 3 / 2 . С увеличением давления увеличиваются энер гия единичного удара и число ударов, а следовательно, растут ско рость бурения и производительность буровой машины.
При повышении давления сжатого воздуха частота ударов перфо ратора повышается, в связи с чем увеличиваются шум и вибрация. Повышенные ударные нагрузки, возникающие в машине при работе на высоком давлении, значительно быстрее выводят ее из строя, поэтому повышать давление сжатого воздуха выше 6—7 кгс-см2 не рекомендуется. Зарубежные исследования указывают на целесо образность увеличения давления сжатого воздуха до 15 кгс/см2 , особенно при бурении погружными пневмоударниками (табл. 32).
Зависимость скорости бурения от формы бурового инструмента и степени его затупления. Наибольшее распространение получили долотчатая и крестовая (Х-образная) формы лезвий бурового ин струмента. Результаты исследований показали, что долотчатое лез
вие |
обеспечивает |
более высокие скорости бурения по сравнению |
|
с крестовым, |
что |
объясняется большей ударной нагрузкой на еди |
|
ницу |
длины |
лезвия. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 32 |
||
|
Скорость бурения |
пневмоударниками и расход воздуха |
|
||||
|
|
в зависимости от его давления і |
|
|
|||
|
|
Скорость бурения, м/ч |
|
Расход воздуха, м3 /мин |
|||
Пневмоударник |
в граните |
|
|
|
|||
|
в известняке |
при |
при |
||||
|
|
крепком |
средней |
средней |
бурении |
продувке |
|
|
|
абразивном |
крепости |
крепости |
|
|
|
VR-3 |
2,74 |
3,04 |
4,26 |
2,12 |
3,82 |
||
5,48 |
6,09 |
9,14 |
3,68 |
6,09 |
|||
|
|
||||||
VR-4 |
3,96 |
4,57 |
6,09 |
2,88 |
5,94 |
||
7,62 |
9,14 |
11,58 |
4,53 |
9,91 |
|||
|
|
||||||
1 |
В числителе — при давлении сжатого воздуха |
5,6 кгс/см2 , |
в знаменателе |
— при давле |
|||
нии |
10,5 кгс/см2 . |
|
|
|
|
|
В связи с недостаточной мощностью перфораторов были созданы долота с прерывистым лезвием, в которых суммарная длина лезвий меньше, чем у обычного инструмента. При достаточной удельной энергии удара (1,8—2,5 кгс-м на 1 см лезвия) лучшие результаты бурения наблюдались у крестовых долот. Применение долот с опе режающим лезвием не улучшает условия разрушения пород в связи с ограниченностью зоны ослабления породы передовой выемкой. Наибольший износ лезвий наблюдается на периферийной части, раз рушающей породу у стенок шпура или скважины. Попытки создать лезвия равного износа S- и Z-образной формы пока не дали обнаде живающих результатов.
Для любого притупления лезвия имеется оптимальное значение энергии единичного удара, при котором эффект разрушения будет максимальным. С увеличением площадки притупления оптимальное значение энергии единичного удара растет. Опытом установлено, что инструмент надо заменять, когда скорость бурения снизится на 30—50% от первоначальной. В начальный период при работе острым лезвием наблюдаются высокие скорости бурения и весьма интенсивный износ твердого сплава. С увеличением площади при тупления на некотором участке скважины достигаются условия, при которых удельный износ сплава будет минимальным.
Для уменьшения расхода твердого сплава целесообразно в новом лезвии после переточки оставлять площадку притупления шири ной 0,5—1 мм.
Г л а в а X I I
ВРАЩАТЕЛЬНО-УДАРНОЕ БУРЕНИЕ ШПУРОВ И СКВАЖИН
§ 69. Общие сведения
Внедрение вращательно-ударного бурения начато с 1953 г., когда фирмы ФРГ «Зальцгиттер» и «Хаусхер» выпустили буровые каретки с установленными на них мощными буровыми машинами с независи мым вращением. Длинноходовой податчик позволял бурить шпуры без смены или наращивания буровых штанг. Благодаря высокой энергии единичного удара (6—8 кгс-м) и высокой частоте ударов (3000—4000 в минуту в сочетании с большими осевыми давлениями (до 2 тс) на долото диаметром 42 мм в породах средней крепости и невысокой абразивности скорость бурения в 6—10 раз превышала скорость бурения перфораторами. В настоящее время вращательноударные буровые машины выпускаются в СССР, Швеции, США, Франции и в других странах, а область их применения непрерывно расширяется.
Оборудование буровой каретки, состоящее из автоподатчиков, манипуляторов, маслостанции и пульта управления, монтируется на платформе, установленной на колесио-рельсовом или гусеничном ходу с электрическим или пневматическим приводом.
Наиболее распространены в СССР буровые каретки БУ - 1, СБУ-2м (рис. 151), СБУ-4, КБМ-1, ТБЭ, КБШ, БА-1 (табл. 33).
Фирмы «Хаусхер», «Зальцгиттер» и другие выпускают большое число буровых кареток, оборудованных машинами вращательноударного действия. Компоновка узлов и техническая характери стика зарубежных машин не имеет принципиальных отличий от оте чественных.
Вращательно-ударный способ бурения в СССР и за рубежом раз
вивается |
в |
направлении расширения |
области применения машин |
|
(для проведения выработок, |
отбойки |
руды в породах увеличенной |
||
крепости) |
и |
подбора оптимальных энергетических параметров воз |
||
действия |
на |
породу. |
|
|
|
|
§ 70. |
Буровые |
машины |
Машина вращательно-ударного бурения состоит из вращательного, ударного и подающего механизмов. Все механизмы располагают в общем корпусе и устанавливают на каретке.