Файл: Кутузов Б.Н. Взрывное и механическое разрушение горных пород учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 5
|
|
|
Техническая |
характеристика кареток для вращательно-ударного |
бурения |
|||
|
Показатели |
|
КБМ - І |
БКГ |
КБШ |
СБУ-2М |
СБУ-4 |
|
|
|
|
|
8 |
|
8 |
7 |
7 |
Мощность |
всех двигателей |
26 к В т |
32 к В т |
30 кВ т |
59 л . с. |
39,4 кВ т |
||
Ходовой |
механизм |
|
Колесноэельсовый |
Колесно -шинный гусеншчный |
||||
Число буровых машин . . . |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
|||
Тип буровой |
машины . . . . |
КЕМ |
Б К Г |
К Б Ш |
Б У |
Б У |
||
Производительность |
бурения, |
24 - 2 6 |
— |
30 - 3 2 |
48 - 3 6 |
23—25 |
||
|
|
|
|
|||||
Наибольшие |
размеры |
обури- |
|
|
|
|
|
|
ваемого |
забоя, м: |
|
|
|
|
|
|
Б А-і
_
Колесный
1
Б А
—
4 |
4 |
2,5 |
5,5 |
12 |
4 |
4 |
5,5 |
2,5 |
6 |
8 |
5 |
Основные размеры каретки, |
|
|
|
|
|
4050 XI350 X |
5850Х1350Х |
3100 XI250 X |
7100X1870X |
8000X3200X |
4000 XI200X |
Х1540 |
Х1850 |
Х1360 |
Х1750 |
Х3300 |
Х1900 |
4730 |
5600 |
3000 |
6700 |
22 600 |
2560 |
7000
Техническая характеристика буровых машин приведена в табл. 34,
а схема |
вращательно-ударного узла |
одной из машин — на рис. 152. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 34 |
|
|
Техническая характеристика буровых |
машин |
|
||||||
|
Показатели |
|
|
БУ |
КЕМ |
КБШ |
БА |
||
Диаметр |
долота, |
мм |
|
|
40—46 |
4 0 - 4 6 |
4 0 - 4 6 |
4 0 - 4 6 |
|
Диаметр |
штанги, |
мм |
. . . . |
3 0 - 4 2 |
3 0 - 3 2 |
30 - 3 2 |
30 - 3 2 |
||
Крутящий момент |
на |
буро |
|
|
|
— |
|||
вой штанге, кгс • м |
. . . . |
25 |
20 |
14 |
|||||
Скорость |
вращения |
штанги, |
130 |
200 |
— |
210 |
|||
Энергия |
единичного |
удара, |
|||||||
5 |
9 |
8 |
8 - 9 |
||||||
Число ударов в минуту |
. . . |
||||||||
4000 |
2000 |
2000 |
3000 |
||||||
|
|
|
|
|
1100 |
1300 |
1000 |
1200 |
|
Величина |
подачи, |
см |
. . . . |
2750 |
2500 |
— |
2500 |
||
Давление |
сжатого |
воздуха, |
4 |
5 |
5 |
5 |
|||
|
|
|
|
|
Увеличение скорости бурения машиной вращательно-ударного действия с увеличением осевого давления и давления сжатого воз духа наиболее резко проявляется в породах невысокой крепости. Увеличение скорости вращения буровой штанги выше оптимальной
Рис. 152. Вращательно-ударный узел буровой машины К Б М :
1 — поршень-ударник; 2 — буровая штанга; 3 — редуктор вращателя; 4 — двигатель вращения; 5 — патрон
не приводит к резкому увеличению скорости бурения вследствие по вышения интенсивности износа режущих лезвий бурового долота.
Сравнительные данные испытаний буровых машин вращательноударного действия показывают, что производительность бурения оте чественных машин близка к зарубежным.
|
Скорость бурения |
вращательно-ударными буровыми машинами |
в |
породах / = 9-|-11 в 7—9 раз больше, чем перфоратором ПМ-508, |
|
в |
4,5—7 раз больше, |
чем перфоратором ПРС-Зм, и в 3—3,5 раза |
больше, чем перфоратором КЦМ-4. При сравнительных промышлен ных испытаниях буровой машины на каретке БУ-1 и перфораторов ПМ-508 в породах с / = 10 -f- 12 установлено, что максимальная скорость бурения с буровой каретки БУ-1 составляет 84 см/мин, сред няя — 71,6 см/мин, а перфоратором ПМ-508 максимальная — 21 см/мин и средняя — 15,9 см/мин.
Затраты времени на обуривание 50 шпуров в выработке сечением 8,2 м 2 составляли 120 мин, при этом на бурение затрачивалось 70 мин, на раскрепление машины до и после бурения — 15 мин, на
замену инструмента — 12 мин, на переход от одного шпура |
к |
дру |
|||
гому — 1 мин (из расчета на один шпур). На тот же объем |
бурения |
||||
перфораторами ПМ-508 затрачивается |
210 мин. |
|
|
||
На обуривание |
забоя в породах с коэффициентом крепости |
/ = |
|||
= 6 -f-8 буровой |
установкой БУ-1 требуется |
в 2 раза меньше |
вре |
||
мени, чем перфоратором ПР-24Л и в 3 |
раза |
меньше, чем перфора |
|||
тором ОМ-506Л. Трудоемкость бурения |
снижается в 4—6 раз. |
|
§ 71. Буровой инструмент
Инструмент для вращательно-ударного бурения состоит из буро вых штанг и буровых долот.
Буровые штанги (рис. 153) выпускают длиной 1; 1,5; 2; 2,8 и 3,2 м. Отечественные буровые штанги изготовляют диаметром 32 мм с осе
вым каналом |
диаметром |
9 мм для подачи воды. |
|
|
( |
|
|
Экспериментальными |
исследо |
|
|
ваниями по изысканию рациональ- |
||
|
т- |
ной геометрии лезвий долот опре- |
||
I |
г - Ч |
1 |
делено, что наилучшее |
разруше- |
I |
|
|
! |
ние породы |
происходит |
при их |
|||
>^ |
\ / |
/ |
выполнении |
в форме |
асимметрич- |
||||
? я т а 7 с т > _ ^ 4 |
ґ |
у |
і\y//ysxrrL"ih/£<r |
н о г о к л |
и н а с |
углом приострения |
|||
У^У^У^'/^^^Ш^^У1^^^Р' |
|
' для слабых пород 70°, а для креп- |
|||||||
|
|
*Щ0' |
' |
ких — 90°. |
|
|
|
|
|
Рис. 154. Взаимодействие инстру- |
Биссектриса |
угла |
заострения |
||||||
мента с породой |
при вращательно- |
лезвия |
с вертикальной линией об- |
||||||
ударном |
бурении |
разует |
угол |
в |
15—20°, |
что спо |
|||
|
|
|
|
собствует лучшему внедрению его |
в породу. Передняя грань инструмента располагается к плоскости забоя под углом 60—65° (рис. 154).
Отечественные буровые коронки, армированные пластинками твердого сплава ВК8В, обычно выдерживают от 3 до 8 заточек.
§ 72. Физическая сущность и основные закономерности разрушения пород при вращательно-ударном бурении
При вращательно-ударном бурении разрушение породы проис ходит как в момент нанесения удара по буровому инструменту, так и в интервалах между ударами в результате скалывания породы лез виями вращающегося долота. Эффект разрушения при совместном воздействии статических и динамических усилий при вращательноударном бурении получается значительно большим, чем при простом сложении объемов разрушения от ударного и вращательного бурения.
Объемное разрушение породы происходит в случае, когда
|
|
PCT + |
A^aKpS, |
|
|
где Рсг |
— статическое |
усилие |
подачи, |
кгс; |
|
А — энергия единичного |
удара, |
кгс-м; |
|||
о к р |
— критическое |
напряжение породы |
при динамическом на- |
||
S |
гружении, |
кгс/мм2 ; |
|
|
|
— площадь контакта лезвий бурового долота с породой, мм2 . |
|||||
Когда напряжения |
в породе |
от действия |
статической и динами |
ческой нагрузок будут находиться в пределах упругой зоны, не до стигая критического значения, происходит поверхностное разруше ние породы. С учетом динамики взаимодействия разрушение и в этом случае может быть достаточно эффективным.
Под действием ударной нагрузки лезвие внедряется в породу, образуя зону разрушения. Порода, расположенная рядом с разрушен ной зоной, скалывается вращающимся лезвием. В процессе скалы вания породы между ударами лезвие из-за упругих свойств штанги