Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
При реконструкции портов (пристаней) используют нормы техно логического проектирования, часть которых зависит от категории порта. Последняя определяется величиной приведенного среднесуточ ного грузо- и пассажирооборота [71]: к I категории относятся порты, среднесуточный приведенный грузооборот которых более 15 000 условных тонн и пассажирооборот более 9000 условных пассажиров, ко II категории — 3551—15 000 условных тонн и 501—2000 условных пассажиров, к III категории — 751—3500 условных тонн и 201—500 условных пассажиров, к IV категории — менее 750 условных тонн и менее 200 условных пассажиров.
Для перевода грузооборота в условные тонны и пассажирооборо та — в условные пассажиры служат коэффициенты: для угля — 1,0, тарно-штучных грузов — 5,0, грузов в контейнерах и на поддо нах — 4,0, метизов, машин, цемента в таре, плодоовощей — 3,5, зер на, леса — 2,5, соли — 1,8, руды — 1,4, песка, гравия — 0,2, нефтегрузов в судах — 0,25, для местных пассажиров — 1,0, транзит ны х— 2,5, пригородных и внутригородских — 0,15.
В зависимости от классификационной группы, которая присвое на порту (пристани), устанавливают штаты административно-управ ленческого и производственного персонала, ставки и фонды заработной платы, а также организуют управление (рис. 1).
Управление, ведающее работой портов и его производственных участков, состоит из отделов, служб и других административных подразделений. Возглавляет управление начальник порта. Он руко водит всей деятельностью порта и несет ответственность за выполне ние производственно-финансового плана и за обработку судов.
Заместитель начальника порта по эксплуатации, являющийся первым его заместителем, руководит через диспетчерский аппарат погрузочно-разгрузочными работами, местным, рейдовым флотом и пассажирскими вокзалами.
Заместитель начальника порта по грузовой и коммерческой работе ведает коммерческой работой. Ему подчинен коммерческий отдел.
В некоторых крупных портах имеется заместитель начальника порта по экономической работе (главный экономист).
Главный инженер (заместитель начальника порта) отвечает за техническое состояние, эксплуатацию и ремонт всех портовых соору жений, механизации, электрохозяйства, портового флота и других портовых объектов. Главный инженер ведает также вопросами строи тельства, техники безопасности, рационализации и освоения новой техники. Ему подчинены технический отдел, технологическая группа, ремонтные мастерские, строительно-ремонтный отдел и др.
Заместитель (помощник) начальника порта по кадрам отвечает за укомплектованность и подготовку кадров и работу жилищно-бытовых учреждений.
Подробно права и обязанности различных должностных лиц изло жены в специальных инструкциях.
Плановый отдел планирует работу порта, грузовых участков и отдельных подразделений и систематически анализирует результаты их производственной деятельности.
9
Рис, 1. Схема управления порта
Отдел труда и заработной платы контролирует применение сис тем оплаты труда, действующих норм выработки, расценок и должно стных окладов. При необходимости он разрабатывает местные нормы выработки.
Коммерческий отдел заключает договоры с клиентурой на перевозку грузов, контролирует прием и выдачу грузов на складах порта, сле дит за их сохранностью и правильностью взимания платы за произве денные работы и различные услуги, принимает меры к розыску недо стающих и реализации невостребованных грузов.
Технический отдел ведает технической эксплуатацией портовых сооружений и оборудования, составляет графики и техническую доку ментацию на их осмотр и ремонт, проверяет качество и сроки выполне ния ремонта, разрабатывает мероприятия по внедрению комплексной механизации и автоматизации перегрузочных работ.
Отдел капитального строительства оформляет техническую доку ментацию и ведет технический надзор за качеством строительных и ремонтных работ, оформляет расчеты с подрядчиками, принимает отре монтированные и построенные портовые сооружения.
Отдел кадров ведает приемом, увольнением, перемещением работ ников порта и подготовкой кадров.
В портах (пристанях), имеющих небольшой грузооборот, отдель ные подразделения управления объединены или выполнение соот ветствующих обязанностей возложено не на отделы, а на должностных лиц.
§ 3. Основные варианты перегрузочных работ
Перегрузочные работы, выполняемые средствами порта, в зави симости от их характера и места производства разделяются на порто вые и внепортовые.
К портовым относят работы, связанные с обработкой судов и дру гих видов транспорта на территории и акватории порта, а также по грузку и разгрузку судов на причалах клиентуры с использованием технических средств и рабочей силы порта, включая судовые команды и привлеченных рабочих.
Внепортовые (внепристанские) — работы, выполняемые на тер ритории других предприятий, а также на территории порта, если они не связаны с переработкой грузов, перевозимых водным транспортом
(уборка территории, погрузка и выгрузка вагонов |
и |
автомобилей |
в зимнее время, ремонт контейнеров и др.). |
же |
перегружен |
Прибывший в порт груз может быть или сразу |
содного вида транспорта на другой или передан на склад. В связи
сэтим в порту устанавливают различные варианты погрузочно-раз грузочных работ.
Вариант погрузочно-разгрузочных работ определяет направление перемещения прибывшего груза внутри порта (с транспорта на транс порт, с транспорта на склад или со склада на транспорт и т. д.).
Основными вариантами погрузочно-разгрузочных работ в портах являются: судно — вагон, вагон— судно, судно — склад, склад —
И
судно, вагон — склад, склад — вагон, судно — автомобиль, авто мобиль — судно, автомобиль — склад, склад — автомобиль, судно —- судно, склад — склад, плот — судно.
Вариант, при котором груз перегружают непосредственно с одного вида транспорта на другой, минуя склад, называется прямым, на пример судно — вагон, вагон — судно, судно — автомобиль, авто мобиль — судно, судно — судно.
Перегрузка грузов по прямому варианту в большинстве случаев наиболее эффективна. Она позволяет сократить трудоемкость перег рузочных операций, уменьшить сроки доставки грузов потребителям, сократить потребность в рабочей силе, снизить себестоимость перегру зочных работ и повысить сохранность груза.
Однако следует иметь в виду, что с народнохозяйственной точки зрения перегрузка всех грузов по прямым вариантам не всегда целесо образна. В тех случаях, когда время прибытия различных видов транспорта в пункт перевалки не совпадает и непосредственная пере дача груза из одних транспортных средств в другие связана с большими простоями судов или вагонов, перегрузка грузов через склад может оказаться более экономичной, так как при этом хотя и возрастают расходы на перегрузочные работы, сокращаются эксплуатационные расходы на содержание транспортных средств в ожидании грузовых работ.
Долю грузооборота, проходящего через склад, оценивают коэф фициентом складочноети (коэффициентом прохождения грузов через
склад): |
|
|
|
где G0 — общее |
количество физических |
тонн; |
|
GCK— количество физических |
тонн, |
перегруженных через склад. |
|
В отдельных |
случаях грузы |
в смешанном сообщении перевозят |
без производства перегрузочных операций, т. е. в процессе транспор тировки груза от отправителя до получателя его не перегружают. К таким перевозкам относят перевозки грузов в железнодорожных вагонах на паромах, в трейлерах на судах-трейлевозах и т. п.
Бесперегрузочным перевозкам уделяется большое внимание, по скольку они исключают из транспортного процесса наиболее трудоем кие операции — перегрузку в портах.
§ 4. Грузооборот и грузопереработка порта
Производственная работа порта (пристани) характеризуется грузо оборотом и грузопереработкой. Эти показатели являются основными для проектирования порта и планирования его работы.
Под грузооборотом понимается количество грузов в тоннах, при бывших в порт и на приписанные к нему причалы клиентуры и отправ ленных портом и приписанными к нему причалами клиентуры за определенный период в судах, принадлежащих Министерству речного
12
флота или им арендованных, а также в плотах и оформленных транс портными документами порта (пристани).
Грузы, прибывшие в вагонах и автомобилях и после их хранения вновь отправленные сухопутными видами транспорта, в грузооборот порта не включаются, так как водным транспортом не перевозятся.
В зависимости от вида грузов грузооборот порта разделяется на сухогрузы (лес, уголь, руда, хлеб, штучные и другие грузы), налив ные грузы и лес в плотах, а в зависимости от направления грузопото ков — на грузооборот по отправлению и грузооборот по прибытию. Полный грузооборот порта (пристани) равен грузообороту по отправ лению и прибытию.
Грузооборот порта не равномерен в течение навигации. Величина неравномерности грузооборота характеризуется коэффициентами ме сячной и суточной неравномерности.
Коэффициент месячной неравномерности определяется отношением максимального месячного грузооборота G™ax к среднемесячному грузо
обороту GmP: |
|
■^м.н |
(2) |
|
GPМ |
Месячная неравномерность грузооборота объясняется сезонностью производства и перевозок ряда грузов, навигационно-метеорологи ческими условиями (падение глубин и т. п.) и другими факторами.
Суточная неравномерность определяется в пределах наиболее дея тельного месяца. Она возникает вследствие недостатка планирования и неравномерного прихода судов в порты, вызываемого нарушением графика движения, метеорологическими условиями и другими при чинами.
Под грузопереработкой понимается количество груза, которое перегружается на причалах порта и клиентуры средствами и силами порта. Объем грузопереработки измеряется в физических тоннах и в тонно-операциях.
Под тонно-операцией понимается законченное перемещение одной тонны груза по какому-либо варианту (судно — склад, склад — ва гон, судно — вагон и пр.) независимо от расстояния перемещения и дополнительных работ (перевески, затаривания, сортировки и т. д.).
Общий объем погрузочно-разгрузочных работ за расчетный период (сутки, месяц, навигация) в физических тоннах
т |
|
|
g = Е |
g„ |
(3) |
г = |
1 |
|
где Gi — вес отдельных партий грузов (t = 1,2, ..., т), |
прошедших |
|
через причальный фронт за данный период, т; |
|
|
т — количество партий различных грузов. |
|
Общее количество тонно-операций, выполненных в порту за опре деленный период, равно сумме произведений весов отдельных партий
13