Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При реконструкции портов (пристаней) используют нормы техно­ логического проектирования, часть которых зависит от категории порта. Последняя определяется величиной приведенного среднесуточ­ ного грузо- и пассажирооборота [71]: к I категории относятся порты, среднесуточный приведенный грузооборот которых более 15 000 условных тонн и пассажирооборот более 9000 условных пассажиров, ко II категории — 3551—15 000 условных тонн и 501—2000 условных пассажиров, к III категории — 751—3500 условных тонн и 201—500 условных пассажиров, к IV категории — менее 750 условных тонн и менее 200 условных пассажиров.

Для перевода грузооборота в условные тонны и пассажирооборо­ та — в условные пассажиры служат коэффициенты: для угля — 1,0, тарно-штучных грузов — 5,0, грузов в контейнерах и на поддо­ нах — 4,0, метизов, машин, цемента в таре, плодоовощей — 3,5, зер­ на, леса — 2,5, соли — 1,8, руды — 1,4, песка, гравия — 0,2, нефтегрузов в судах — 0,25, для местных пассажиров — 1,0, транзит­ ны х— 2,5, пригородных и внутригородских — 0,15.

В зависимости от классификационной группы, которая присвое­ на порту (пристани), устанавливают штаты административно-управ­ ленческого и производственного персонала, ставки и фонды заработной платы, а также организуют управление (рис. 1).

Управление, ведающее работой портов и его производственных участков, состоит из отделов, служб и других административных подразделений. Возглавляет управление начальник порта. Он руко­ водит всей деятельностью порта и несет ответственность за выполне­ ние производственно-финансового плана и за обработку судов.

Заместитель начальника порта по эксплуатации, являющийся первым его заместителем, руководит через диспетчерский аппарат погрузочно-разгрузочными работами, местным, рейдовым флотом и пассажирскими вокзалами.

Заместитель начальника порта по грузовой и коммерческой работе ведает коммерческой работой. Ему подчинен коммерческий отдел.

В некоторых крупных портах имеется заместитель начальника порта по экономической работе (главный экономист).

Главный инженер (заместитель начальника порта) отвечает за техническое состояние, эксплуатацию и ремонт всех портовых соору­ жений, механизации, электрохозяйства, портового флота и других портовых объектов. Главный инженер ведает также вопросами строи­ тельства, техники безопасности, рационализации и освоения новой техники. Ему подчинены технический отдел, технологическая группа, ремонтные мастерские, строительно-ремонтный отдел и др.

Заместитель (помощник) начальника порта по кадрам отвечает за укомплектованность и подготовку кадров и работу жилищно-бытовых учреждений.

Подробно права и обязанности различных должностных лиц изло­ жены в специальных инструкциях.

Плановый отдел планирует работу порта, грузовых участков и отдельных подразделений и систематически анализирует результаты их производственной деятельности.

9



Рис, 1. Схема управления порта

Отдел труда и заработной платы контролирует применение сис­ тем оплаты труда, действующих норм выработки, расценок и должно­ стных окладов. При необходимости он разрабатывает местные нормы выработки.

Коммерческий отдел заключает договоры с клиентурой на перевозку грузов, контролирует прием и выдачу грузов на складах порта, сле­ дит за их сохранностью и правильностью взимания платы за произве­ денные работы и различные услуги, принимает меры к розыску недо­ стающих и реализации невостребованных грузов.

Технический отдел ведает технической эксплуатацией портовых сооружений и оборудования, составляет графики и техническую доку­ ментацию на их осмотр и ремонт, проверяет качество и сроки выполне­ ния ремонта, разрабатывает мероприятия по внедрению комплексной механизации и автоматизации перегрузочных работ.

Отдел капитального строительства оформляет техническую доку­ ментацию и ведет технический надзор за качеством строительных и ремонтных работ, оформляет расчеты с подрядчиками, принимает отре­ монтированные и построенные портовые сооружения.

Отдел кадров ведает приемом, увольнением, перемещением работ­ ников порта и подготовкой кадров.

В портах (пристанях), имеющих небольшой грузооборот, отдель­ ные подразделения управления объединены или выполнение соот­ ветствующих обязанностей возложено не на отделы, а на должностных лиц.

§ 3. Основные варианты перегрузочных работ

Перегрузочные работы, выполняемые средствами порта, в зави­ симости от их характера и места производства разделяются на порто­ вые и внепортовые.

К портовым относят работы, связанные с обработкой судов и дру­ гих видов транспорта на территории и акватории порта, а также по­ грузку и разгрузку судов на причалах клиентуры с использованием технических средств и рабочей силы порта, включая судовые команды и привлеченных рабочих.

Внепортовые (внепристанские) — работы, выполняемые на тер­ ритории других предприятий, а также на территории порта, если они не связаны с переработкой грузов, перевозимых водным транспортом

(уборка территории, погрузка и выгрузка вагонов

и

автомобилей

в зимнее время, ремонт контейнеров и др.).

же

перегружен

Прибывший в порт груз может быть или сразу

содного вида транспорта на другой или передан на склад. В связи

сэтим в порту устанавливают различные варианты погрузочно-раз­ грузочных работ.

Вариант погрузочно-разгрузочных работ определяет направление перемещения прибывшего груза внутри порта (с транспорта на транс­ порт, с транспорта на склад или со склада на транспорт и т. д.).

Основными вариантами погрузочно-разгрузочных работ в портах являются: судно — вагон, вагон— судно, судно — склад, склад —

И


судно, вагон — склад, склад — вагон, судно — автомобиль, авто­ мобиль — судно, автомобиль — склад, склад — автомобиль, судно —- судно, склад — склад, плот — судно.

Вариант, при котором груз перегружают непосредственно с одного вида транспорта на другой, минуя склад, называется прямым, на­ пример судно — вагон, вагон — судно, судно — автомобиль, авто­ мобиль — судно, судно — судно.

Перегрузка грузов по прямому варианту в большинстве случаев наиболее эффективна. Она позволяет сократить трудоемкость перег­ рузочных операций, уменьшить сроки доставки грузов потребителям, сократить потребность в рабочей силе, снизить себестоимость перегру­ зочных работ и повысить сохранность груза.

Однако следует иметь в виду, что с народнохозяйственной точки зрения перегрузка всех грузов по прямым вариантам не всегда целесо­ образна. В тех случаях, когда время прибытия различных видов транспорта в пункт перевалки не совпадает и непосредственная пере­ дача груза из одних транспортных средств в другие связана с большими простоями судов или вагонов, перегрузка грузов через склад может оказаться более экономичной, так как при этом хотя и возрастают расходы на перегрузочные работы, сокращаются эксплуатационные расходы на содержание транспортных средств в ожидании грузовых работ.

Долю грузооборота, проходящего через склад, оценивают коэф­ фициентом складочноети (коэффициентом прохождения грузов через

склад):

 

 

 

где G0 — общее

количество физических

тонн;

GCK— количество физических

тонн,

перегруженных через склад.

В отдельных

случаях грузы

в смешанном сообщении перевозят

без производства перегрузочных операций, т. е. в процессе транспор­ тировки груза от отправителя до получателя его не перегружают. К таким перевозкам относят перевозки грузов в железнодорожных вагонах на паромах, в трейлерах на судах-трейлевозах и т. п.

Бесперегрузочным перевозкам уделяется большое внимание, по­ скольку они исключают из транспортного процесса наиболее трудоем­ кие операции — перегрузку в портах.

§ 4. Грузооборот и грузопереработка порта

Производственная работа порта (пристани) характеризуется грузо­ оборотом и грузопереработкой. Эти показатели являются основными для проектирования порта и планирования его работы.

Под грузооборотом понимается количество грузов в тоннах, при­ бывших в порт и на приписанные к нему причалы клиентуры и отправ­ ленных портом и приписанными к нему причалами клиентуры за определенный период в судах, принадлежащих Министерству речного

12


флота или им арендованных, а также в плотах и оформленных транс­ портными документами порта (пристани).

Грузы, прибывшие в вагонах и автомобилях и после их хранения вновь отправленные сухопутными видами транспорта, в грузооборот порта не включаются, так как водным транспортом не перевозятся.

В зависимости от вида грузов грузооборот порта разделяется на сухогрузы (лес, уголь, руда, хлеб, штучные и другие грузы), налив­ ные грузы и лес в плотах, а в зависимости от направления грузопото­ ков — на грузооборот по отправлению и грузооборот по прибытию. Полный грузооборот порта (пристани) равен грузообороту по отправ­ лению и прибытию.

Грузооборот порта не равномерен в течение навигации. Величина неравномерности грузооборота характеризуется коэффициентами ме­ сячной и суточной неравномерности.

Коэффициент месячной неравномерности определяется отношением максимального месячного грузооборота G™ax к среднемесячному грузо­

обороту GmP:

 

■^м.н

(2)

 

GPМ

Месячная неравномерность грузооборота объясняется сезонностью производства и перевозок ряда грузов, навигационно-метеорологи­ ческими условиями (падение глубин и т. п.) и другими факторами.

Суточная неравномерность определяется в пределах наиболее дея­ тельного месяца. Она возникает вследствие недостатка планирования и неравномерного прихода судов в порты, вызываемого нарушением графика движения, метеорологическими условиями и другими при­ чинами.

Под грузопереработкой понимается количество груза, которое перегружается на причалах порта и клиентуры средствами и силами порта. Объем грузопереработки измеряется в физических тоннах и в тонно-операциях.

Под тонно-операцией понимается законченное перемещение одной тонны груза по какому-либо варианту (судно — склад, склад — ва­ гон, судно — вагон и пр.) независимо от расстояния перемещения и дополнительных работ (перевески, затаривания, сортировки и т. д.).

Общий объем погрузочно-разгрузочных работ за расчетный период (сутки, месяц, навигация) в физических тоннах

т

 

 

g = Е

g

(3)

г =

1

 

где Gi — вес отдельных партий грузов (t = 1,2, ..., т),

прошедших

через причальный фронт за данный период, т;

 

т — количество партий различных грузов.

 

Общее количество тонно-операций, выполненных в порту за опре­ деленный период, равно сумме произведений весов отдельных партий

13