Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузов на количество основных операции, которые выполнялись с эти­ ми грузами,

G-r-o— Gj tii,

(4)

i=1

 

где nt — количество операций, выполняемых с отдельными партиями груза.

Увеличение количества тонно-операций крайне нежелательно, так как при этом повышаются затраты труда на каждую тонну груза.

Перегрузочные работы средствами и силами порта выполняются

как на причалах портов, так

и на причалах

клиентуры.

К

перегрузочным работам,

выполняемым

портами (пристанями)

в обязательном порядке, относятся:

 

а)

перегрузка всех грузов, следующих в смешанном железнодорож­

но-водном сообщении;

 

 

б)

погрузка в суда и выгрузка из них мелкопартионных грузов;

в)

догрузка и выгрузка грузов в пути следования судов и бортовая

перевалка грузов.

Кроме указанных работ, порты (пристани) по специальным догово­ рам с клиентурой могут на своих причалах или причалах клиентуры погружать в суда и выгружать из них различные грузы.

В ряде случаев для характеристики работы порта, технико-эконо­ мических и других расчетов наряду с грузооборотом рассчитывают судооборот порта или отдельных его участков за определенный период времени. Этот показатель дает представление о количестве судов, проходящих через порт, но не характеризует объем перегрузочных работ.

Для планирования потребности в вагонах, необходимых для вывоза грузов из порта и ввоза их в порт, определяют вагонооборот порта, измеряемый количеством прибывших и отправленных вагонов за сутки. Его рассчитывают на основании планового суточного грузооборота порта с учетом рода груза, грузоподъемности вагонов и ее использо­ вания.

§ 5. Нормы обработки судов

Для планирования обработки судов в порту устанавливают нормы на грузовые, вспомогательные и технические операции.

Продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями определяется судо-часовыми нормами, которые разрабатывает Мини­ стерство речного флота [79].

Этими нормами установлено количество тонн данного груза, кото­ рое подлежит погрузке в судно или выгрузке из него в течение одного часа. Они устанавливают низший предел интенсивности грузовой об­ работки судна.

Судо-часовые нормы зависят от типа и грузоподъемности судна, рода груза, технической оснащенности причала и вида перегрузочных

14


работ (погрузка, выгрузка,

перегрузка на плаву). Они рассчитаны

на круглосуточную работу

причалов.

Всудо-часовые нормы входят затраты времени не только на вы­ полнение грузовых, но и на выполнение подготовительных, заключи­ тельных и других вспомогательных работ: установку, уборку мости­ ков, стоек, прокладок и перегрузочных машин; сепарацию и крепление грузов; очистку палуб и трюмов от остатков груза; оформление грузо­ вых документов и взятие проб груза для определения его качества и состояния. В норму стояночного времени также включают простои, вызванные перевеской грузов, перестановкой судна, перегрузочных машин и вагонов, сменой рабочих, обеденными перерывами.

Внорму стоянки судов под грузовыми операциями не включают время на швартовные операции; простои из-за технической неисправ­ ности судна; выгрузку груза, просыпавшегося под елань; мойку, дезинфекцию, дезинсекцию и дегезацию судна; простои из-за сильного ветра и непогоды, подтверждаемые справками метеослужбы.

Судо-часовые нормы установлены для четырех групп судов в за­ висимости от их конструктивных особенностей (площадки, открытые, полуоткрытые и закрытые) и грузоподъемности (до 400 т, от 401 до 1000, от 1001 до 2000 и свыше 2000 т) и для десяти групп грузов (в меш­ ках и бумажных пакетах; в кипах и тюках; катно-бочковые; в ящиках

ибез упаковки; .тяжеловесные; металлы и металлические изделия; лесные и дрова; навалочные; взрывоопасные; нефтеналивные).

Чем больше коэффициент вертикальной проницаемости судна1 и его грузоподъемность, тем выше судо-часовая норма. По действую­ щим нормам для полуоткрытых судов она снижается на 10%, закры­ тых — на 19%, а для судов-площадок увеличивается на 12%.

При перегрузке грузов по варианту судно — судно судо-часовая норма исчисляется по судну меньшей грузоподъемности.

При

выгрузке судо-часовая норма принимается на 10% ниже,

чем при

погрузке.

Взависимости от грузооборота причалы разделены на две группы.

Кпервой группе отнесены все причалы Министерства речного флота и клиентуры, грузооборот которых по сухогрузам более 10 тыс. т, а ко второй группе — все остальные причалы. Для последних причалов судо-часовые нормы на 20% ниже норм, установленных для первой группы.

На речном транспорте действуют следующие судо-часовые нормы: общие судо-часовые нормы для всех судов, обрабатываемых в речных портах; специальные судо-часовые нормы для сухогрузных судов, обрабатываемых на причалах клиентуры; судо-часовые нормы на об­ работку речных судов в морских портах; специальные судо-часовые

нормы для судов Министерства морского флота, обрабатываемых

вАстраханском порту.

Воснову судо-часовых норм положены комплексные нормы выра­

ботки на одну механизированную установку, принимаемую по «Еди-

1 Коэффициент вертикальной проницаемости характеризуется отношением площади люков (раскрытой части трюмов) к площади грузовых трюмов.

15


ным комплексным нормам выработки и времени на погрузочно-разгру­ зочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях» [80].

Согласно судо-часовым нормам обработка судов грузоподъемностью до 400 т предусматривается одной механизированной установкой.

Плановое время стоянки судов под погрузкой-разгрузкой исчис­ ляется с момента окончания швартовки и рассчитывается по формуле

где G0 — количество груза, подлежащего погрузке в судно или вы' грузке из него, т;

Рс-ч — судо-часовая норма, т/ч.

При погрузке в судно или выгрузке из него разных грузов стоя­ ночное время определяется по судо-часовой норме, установленной для груза, которого имеется в наибольшем количестве.

Судо-часовые нормы по мере развития и совершенствования меха­ низации, технологии и организации перегрузочных работ пересматри­ вают и изменяют.

Если в результате технических мероприятий и совершенствования технологии и организации перегрузочных работ на данном причале принятые судо-часовые нормы оказались заниженными, то устанавли­ вают новые судо-часовые нормы, которые рассчитываются по формуле

РС - Ч

Ос

(6)

24Ge

 

 

 

 

 

 

+ /доп

 

 

 

п У Р у п см /см

 

где пу — количество перегрузочных установок

(линий) на причале;

Ру — производительность (комплексная норма выработки) одной

перегрузочной

установки (линии) на обработке судна дан­

ного типа с определенным грузом, принимаемая по техно­

логическим

картам,

т/ч;

 

/см — оперативное время работы установки

в течение смены, ч;

псм — количество рабочих смен в сутки;

 

/доп — время, необходимое для выполнения дополнительных тех­

нологических

 

работ

(открывание и закрывание люков,

сепарирование

груза,

подъем из трюма и спуск в трюм

погрузчиков

и т. п.),

ч.

 

Порт несет ответственность не только' за грузовую обработку судна, но также за полную обработку и отправление в рейс.

Время полной обработки судна в порту исчисляется с момента прибытия его в порт до момента отправления из порта.

Нормы на выполнение операций по комплексному обслуживанию судов в порту входят в нормативы графика движения.

Для улучшения эксплуатации флота устанавливается круглосу­ точное комплексное обслуживание судов в порту, которое включает снабжение судов топливом и смазкой, навигационными материалами, ценным и малоценным инвентарем, продовольственными и промышлен­ ными товарами, питьевой водой, выдачу заработной платы, подводку

16


судов к причалам и отводку их от причалов, расформирование и фор­ мирование составов, подачу судов с рейдов к ремонтным пунктам и отвод их на рейды после ремонта, оказание помощи транзитным судам рейдовым флотом, откачку воды из трюмов после погрузки, выгрузку обводненных трюмов, промывку трюмов горячей водой промывочны­ ми станциями, контроль за сдачей судами подсланевых вод и отрабо­ танных масел, контроль за выполнением на судах во время стоянок в порту правил техники безопасности, медицинское и культурнобытовое обслуживание, вручение корреспонденции и путевой ин­ формации (путевые листы, лоцманские карты, корректура к ним и др.), выполнение услуг для транзитного флота.

Если в порт прибывают суда, эксплуатируемые без команд, то порт организует прием барж от толкачей, постановку их на базы безъякорной стоянки и у причалов и отводку от мест стоянки и при­ чалов, контроль за соблюдением правил погрузки-разгрузки, за за­ чисткой трюмов и оформлением грузовых документов, обеспечивает сохранность судов, оборудования, инвентаря, грузов и безопасную стоянку судов, следит за несением ими световых сигналов.

Для технического обслуживания судов соответствующие заводы и РЭБы вместе с портом создают береговые производственные участ­ ки (БПУ), на которые возлагаются: технический уход за главными и вспомогательными двигателями, обслуживание, наладка и испытание судового электрооборудования, средств автоматики, холодильников, контрольно-измерительных приборов.

Ответственность за портовое обслуживание судов возлагается на заместителя начальника порта по эксплуатации, а текущее руководство осуществляет диспетчер по комплексному обслуживанию.

Портовым обслуживанием обеспечиваются все суда, прибывшие в порт или следующие в границах порта без остановки. Время обслу­ живания не должно превосходить норм времени на обработку судов, установленных графиком движения. Суда, не делающие остановок в порту, обслуживаются специальными плавучими базами на ходу.

Для получения того или иного вида комплексного обслуживания капитан судна должен через соответствующие средства связи за сутки до прихода в порт дать заявку, на основании которой порт проводит необходимые подготовительные работы.

Начальники пароходств могут устанавливать порту и пристани (отдельно для общих и специализированных причалов) норму одно­ временной обработки судов. Однако если есть свободные причалы и рабочая сила, порт обязан принимать к обработке суда и сверх уста­ новленной нормы одновременной обработки.

На причалах клиентуры норма одновременной обработки судов устанавливается по согласованию с владельцами причалов и фикси­ руется специальным соглашением.

Если в порту причалов меньше, чем требуется, необходимо осу ществить организационно-технические мероприятия по уменьшению времени обработки судов, рассмотреть вопрос о дополнительном осна­ щении причалов перегрузочным оборудованием и замене машин более производительными или о строительстве новых пр}|чалоБ©с, п бличнзя

I

научно-течкич^г

I

бибтио она : Сс


Так как во многих случаях прибытие судов в порт носит неравно­ мерный характер, необходимо иметь резерв пропускной способности причалов (см. гл. XIII).

Реальность выполнения графика движения судов зависит от свое­

временной их

обработки

в порту.

В целях

повышения

заинтересованности портов и пароходств

в обеспечении работы флота по графику приказом МРФ предусмотре­ ны материальная ответственность и поощрение портов за обработку транзитных судов по нормам графика движения с момента прибытия их'в порт по момент отправления в рейс без учета норм одновремен­ ной обработки.

. Нормы времени на грузовую обработку судов и нормы времени на технические операции устанавливаются на всю навигацию годо­ вым планом эксплуатационной работы (в графике движения в разделе «План портового обслуживания»), а нормы на технологические опе­ рации (на ожидание выгрузки и погрузки) должны уточняться пароходствами при составлении технического плана в зависимости от планируемой в данном месяце плотности (частоты) подачи судов на причалы под обработку.

Начальникам пароходств разрешено вводить материальную от­ ветственность портов за задержку судов под обработкой и поощрение за досрочную обработку.

Пароходства несут материальную ответственность за неравномер­ ную подачу в порты груженого тоннажа или подачу его сверх средне­ суточных норм выгрузки и возмещают портам ущерб, причиненный тем, что не подано под выгрузку или перевалку с воды на другие виды транспорта запланированное месячным планом количество транзит­ ных грузов.

Размер взаимной материальной ответственности портов и паро­ ходств определяется соответствующими приказами министерства и начальниками пароходств.

Учет фактического времени обработки судов в портах ведется в специальном журнале, в котором указывают плановые и фактические затраты времени на технологические и технические операции до и после грузовых работ и на грузовые работы, а также среднесуточное плановое и фактическое поступление груза под выгрузку.

Расчеты пароходства и портов по результатам обработки судов производятся за каждый отчетный месяц.

§ 6. Основные показатели эксплуатационной работы порта (пристани)

Объем основной производственной деятельности порта (пристани) измеряется количественными показателями: грузооборотом, судо­ оборотом, пассажирооборотом и грузопереработкой.

Для оценки качества эксплуатационной работы и использования портов (пристаней) применяется система качественных показателей: средняя норма обработки тоннажа, интенсивность грузовой обработки

18