Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
грузов на количество основных операции, которые выполнялись с эти ми грузами,
G-r-o— Gj tii, |
(4) |
i=1 |
|
где nt — количество операций, выполняемых с отдельными партиями груза.
Увеличение количества тонно-операций крайне нежелательно, так как при этом повышаются затраты труда на каждую тонну груза.
Перегрузочные работы средствами и силами порта выполняются
как на причалах портов, так |
и на причалах |
клиентуры. |
|
К |
перегрузочным работам, |
выполняемым |
портами (пристанями) |
в обязательном порядке, относятся: |
|
||
а) |
перегрузка всех грузов, следующих в смешанном железнодорож |
||
но-водном сообщении; |
|
|
|
б) |
погрузка в суда и выгрузка из них мелкопартионных грузов; |
||
в) |
догрузка и выгрузка грузов в пути следования судов и бортовая |
перевалка грузов.
Кроме указанных работ, порты (пристани) по специальным догово рам с клиентурой могут на своих причалах или причалах клиентуры погружать в суда и выгружать из них различные грузы.
В ряде случаев для характеристики работы порта, технико-эконо мических и других расчетов наряду с грузооборотом рассчитывают судооборот порта или отдельных его участков за определенный период времени. Этот показатель дает представление о количестве судов, проходящих через порт, но не характеризует объем перегрузочных работ.
Для планирования потребности в вагонах, необходимых для вывоза грузов из порта и ввоза их в порт, определяют вагонооборот порта, измеряемый количеством прибывших и отправленных вагонов за сутки. Его рассчитывают на основании планового суточного грузооборота порта с учетом рода груза, грузоподъемности вагонов и ее использо вания.
§ 5. Нормы обработки судов
Для планирования обработки судов в порту устанавливают нормы на грузовые, вспомогательные и технические операции.
Продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями определяется судо-часовыми нормами, которые разрабатывает Мини стерство речного флота [79].
Этими нормами установлено количество тонн данного груза, кото рое подлежит погрузке в судно или выгрузке из него в течение одного часа. Они устанавливают низший предел интенсивности грузовой об работки судна.
Судо-часовые нормы зависят от типа и грузоподъемности судна, рода груза, технической оснащенности причала и вида перегрузочных
14
работ (погрузка, выгрузка, |
перегрузка на плаву). Они рассчитаны |
на круглосуточную работу |
причалов. |
Всудо-часовые нормы входят затраты времени не только на вы полнение грузовых, но и на выполнение подготовительных, заключи тельных и других вспомогательных работ: установку, уборку мости ков, стоек, прокладок и перегрузочных машин; сепарацию и крепление грузов; очистку палуб и трюмов от остатков груза; оформление грузо вых документов и взятие проб груза для определения его качества и состояния. В норму стояночного времени также включают простои, вызванные перевеской грузов, перестановкой судна, перегрузочных машин и вагонов, сменой рабочих, обеденными перерывами.
Внорму стоянки судов под грузовыми операциями не включают время на швартовные операции; простои из-за технической неисправ ности судна; выгрузку груза, просыпавшегося под елань; мойку, дезинфекцию, дезинсекцию и дегезацию судна; простои из-за сильного ветра и непогоды, подтверждаемые справками метеослужбы.
Судо-часовые нормы установлены для четырех групп судов в за висимости от их конструктивных особенностей (площадки, открытые, полуоткрытые и закрытые) и грузоподъемности (до 400 т, от 401 до 1000, от 1001 до 2000 и свыше 2000 т) и для десяти групп грузов (в меш ках и бумажных пакетах; в кипах и тюках; катно-бочковые; в ящиках
ибез упаковки; .тяжеловесные; металлы и металлические изделия; лесные и дрова; навалочные; взрывоопасные; нефтеналивные).
Чем больше коэффициент вертикальной проницаемости судна1 и его грузоподъемность, тем выше судо-часовая норма. По действую щим нормам для полуоткрытых судов она снижается на 10%, закры тых — на 19%, а для судов-площадок увеличивается на 12%.
При перегрузке грузов по варианту судно — судно судо-часовая норма исчисляется по судну меньшей грузоподъемности.
При |
выгрузке судо-часовая норма принимается на 10% ниже, |
чем при |
погрузке. |
Взависимости от грузооборота причалы разделены на две группы.
Кпервой группе отнесены все причалы Министерства речного флота и клиентуры, грузооборот которых по сухогрузам более 10 тыс. т, а ко второй группе — все остальные причалы. Для последних причалов судо-часовые нормы на 20% ниже норм, установленных для первой группы.
На речном транспорте действуют следующие судо-часовые нормы: общие судо-часовые нормы для всех судов, обрабатываемых в речных портах; специальные судо-часовые нормы для сухогрузных судов, обрабатываемых на причалах клиентуры; судо-часовые нормы на об работку речных судов в морских портах; специальные судо-часовые
нормы для судов Министерства морского флота, обрабатываемых
вАстраханском порту.
Воснову судо-часовых норм положены комплексные нормы выра
ботки на одну механизированную установку, принимаемую по «Еди-
1 Коэффициент вертикальной проницаемости характеризуется отношением площади люков (раскрытой части трюмов) к площади грузовых трюмов.
15
ным комплексным нормам выработки и времени на погрузочно-разгру зочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях» [80].
Согласно судо-часовым нормам обработка судов грузоподъемностью до 400 т предусматривается одной механизированной установкой.
Плановое время стоянки судов под погрузкой-разгрузкой исчис ляется с момента окончания швартовки и рассчитывается по формуле
где G0 — количество груза, подлежащего погрузке в судно или вы' грузке из него, т;
Рс-ч — судо-часовая норма, т/ч.
При погрузке в судно или выгрузке из него разных грузов стоя ночное время определяется по судо-часовой норме, установленной для груза, которого имеется в наибольшем количестве.
Судо-часовые нормы по мере развития и совершенствования меха низации, технологии и организации перегрузочных работ пересматри вают и изменяют.
Если в результате технических мероприятий и совершенствования технологии и организации перегрузочных работ на данном причале принятые судо-часовые нормы оказались заниженными, то устанавли вают новые судо-часовые нормы, которые рассчитываются по формуле
РС - Ч |
Ос |
(6) |
|||
24Ge |
|||||
|
|
|
|||
|
|
|
+ /доп |
|
|
|
|
п У Р у п см /см |
|
||
где пу — количество перегрузочных установок |
(линий) на причале; |
||||
Ру — производительность (комплексная норма выработки) одной |
|||||
перегрузочной |
установки (линии) на обработке судна дан |
||||
ного типа с определенным грузом, принимаемая по техно |
|||||
логическим |
картам, |
т/ч; |
|
||
/см — оперативное время работы установки |
в течение смены, ч; |
||||
псм — количество рабочих смен в сутки; |
|
||||
/доп — время, необходимое для выполнения дополнительных тех |
|||||
нологических |
|
работ |
(открывание и закрывание люков, |
||
сепарирование |
груза, |
подъем из трюма и спуск в трюм |
|||
погрузчиков |
и т. п.), |
ч. |
|
Порт несет ответственность не только' за грузовую обработку судна, но также за полную обработку и отправление в рейс.
Время полной обработки судна в порту исчисляется с момента прибытия его в порт до момента отправления из порта.
Нормы на выполнение операций по комплексному обслуживанию судов в порту входят в нормативы графика движения.
Для улучшения эксплуатации флота устанавливается круглосу точное комплексное обслуживание судов в порту, которое включает снабжение судов топливом и смазкой, навигационными материалами, ценным и малоценным инвентарем, продовольственными и промышлен ными товарами, питьевой водой, выдачу заработной платы, подводку
16
судов к причалам и отводку их от причалов, расформирование и фор мирование составов, подачу судов с рейдов к ремонтным пунктам и отвод их на рейды после ремонта, оказание помощи транзитным судам рейдовым флотом, откачку воды из трюмов после погрузки, выгрузку обводненных трюмов, промывку трюмов горячей водой промывочны ми станциями, контроль за сдачей судами подсланевых вод и отрабо танных масел, контроль за выполнением на судах во время стоянок в порту правил техники безопасности, медицинское и культурнобытовое обслуживание, вручение корреспонденции и путевой ин формации (путевые листы, лоцманские карты, корректура к ним и др.), выполнение услуг для транзитного флота.
Если в порт прибывают суда, эксплуатируемые без команд, то порт организует прием барж от толкачей, постановку их на базы безъякорной стоянки и у причалов и отводку от мест стоянки и при чалов, контроль за соблюдением правил погрузки-разгрузки, за за чисткой трюмов и оформлением грузовых документов, обеспечивает сохранность судов, оборудования, инвентаря, грузов и безопасную стоянку судов, следит за несением ими световых сигналов.
Для технического обслуживания судов соответствующие заводы и РЭБы вместе с портом создают береговые производственные участ ки (БПУ), на которые возлагаются: технический уход за главными и вспомогательными двигателями, обслуживание, наладка и испытание судового электрооборудования, средств автоматики, холодильников, контрольно-измерительных приборов.
Ответственность за портовое обслуживание судов возлагается на заместителя начальника порта по эксплуатации, а текущее руководство осуществляет диспетчер по комплексному обслуживанию.
Портовым обслуживанием обеспечиваются все суда, прибывшие в порт или следующие в границах порта без остановки. Время обслу живания не должно превосходить норм времени на обработку судов, установленных графиком движения. Суда, не делающие остановок в порту, обслуживаются специальными плавучими базами на ходу.
Для получения того или иного вида комплексного обслуживания капитан судна должен через соответствующие средства связи за сутки до прихода в порт дать заявку, на основании которой порт проводит необходимые подготовительные работы.
Начальники пароходств могут устанавливать порту и пристани (отдельно для общих и специализированных причалов) норму одно временной обработки судов. Однако если есть свободные причалы и рабочая сила, порт обязан принимать к обработке суда и сверх уста новленной нормы одновременной обработки.
На причалах клиентуры норма одновременной обработки судов устанавливается по согласованию с владельцами причалов и фикси руется специальным соглашением.
Если в порту причалов меньше, чем требуется, необходимо осу ществить организационно-технические мероприятия по уменьшению времени обработки судов, рассмотреть вопрос о дополнительном осна щении причалов перегрузочным оборудованием и замене машин более производительными или о строительстве новых пр}|чалоБ©с, п бличнзя
I |
научно-течкич^г |
I |
бибтио она : Сс |
Так как во многих случаях прибытие судов в порт носит неравно мерный характер, необходимо иметь резерв пропускной способности причалов (см. гл. XIII).
Реальность выполнения графика движения судов зависит от свое
временной их |
обработки |
в порту. |
В целях |
повышения |
заинтересованности портов и пароходств |
в обеспечении работы флота по графику приказом МРФ предусмотре ны материальная ответственность и поощрение портов за обработку транзитных судов по нормам графика движения с момента прибытия их'в порт по момент отправления в рейс без учета норм одновремен ной обработки.
. Нормы времени на грузовую обработку судов и нормы времени на технические операции устанавливаются на всю навигацию годо вым планом эксплуатационной работы (в графике движения в разделе «План портового обслуживания»), а нормы на технологические опе рации (на ожидание выгрузки и погрузки) должны уточняться пароходствами при составлении технического плана в зависимости от планируемой в данном месяце плотности (частоты) подачи судов на причалы под обработку.
Начальникам пароходств разрешено вводить материальную от ветственность портов за задержку судов под обработкой и поощрение за досрочную обработку.
Пароходства несут материальную ответственность за неравномер ную подачу в порты груженого тоннажа или подачу его сверх средне суточных норм выгрузки и возмещают портам ущерб, причиненный тем, что не подано под выгрузку или перевалку с воды на другие виды транспорта запланированное месячным планом количество транзит ных грузов.
Размер взаимной материальной ответственности портов и паро ходств определяется соответствующими приказами министерства и начальниками пароходств.
Учет фактического времени обработки судов в портах ведется в специальном журнале, в котором указывают плановые и фактические затраты времени на технологические и технические операции до и после грузовых работ и на грузовые работы, а также среднесуточное плановое и фактическое поступление груза под выгрузку.
Расчеты пароходства и портов по результатам обработки судов производятся за каждый отчетный месяц.
§ 6. Основные показатели эксплуатационной работы порта (пристани)
Объем основной производственной деятельности порта (пристани) измеряется количественными показателями: грузооборотом, судо оборотом, пассажирооборотом и грузопереработкой.
Для оценки качества эксплуатационной работы и использования портов (пристаней) применяется система качественных показателей: средняя норма обработки тоннажа, интенсивность грузовой обработки
18