бированием, использующая синхронный принцип, и пе редача с квитированием, в которой используется асин хронный принцип передачи.
На рис. 10-4 приводится временная диаграмма для передачи информации со стробированием. Информация передается по шинам Ши...,Шп в интервале времени, когда сигнал на шине Ш0 соответствует 1. При нулевом
Рис. 10-4. Передача информации со стробиро ванием
сигнале на шине Ш0 сигналы на шинах Ши..., Шп не имеют смысла.
Для гарантированной передачи данных по шинам Шп передаваемый код на этих шинах устанавли вается как минимум на время ДГ раньше, чем появляет ся единичный сигнал на шине Ш0. Снятие передаваемого кода с шин Ш1,..., Шп может закончиться на время АТ позже времени установления нулевого состояния на ши не Ш0. На рисунке приведены необходимые временные
соотношения между сигналами.
Передача параллельного кода по нескольким шинам с квитированием представлена на рис. 10-5. Отличие этого метода передачи информации от предыдущего со стоит в том, что минимальная продолжительность сиг налов единичного и нулевого состояния на шине Ш0 определяется временем поступления ответных сигналов от У2 к Уі через дополнительную шину Шп+\.
При передаче информации с квитированием перед ний фронт сигнала (установка единичного состояния) на шине Ш0 сигнализирует устройству У2, что устройст во У1 подготовило передаваемую информацию на ши
нах Ши ..., Шп. Передний |
фронт сигнала на шине Шп+і |
сигнализирует устройству |
Уь что устройство У2 приня- |
|
|
ш, |
|
V |
— |
к |
У2 |
−7 |
~ |
Шп |
Рис. 10-5. Передача информации с квитированием.
ло передаваемую информацию. Восприняв передний фронт сигнала по шине Шп+\, устройство Уі снимает информацию с шин Ш\, ..., Шп и гасит сигнал на ши не Ш0, задний фронт которого сигнализирует устройст ву У2 об окончании передачи данных. После снятия сиг нала на шине Ш0 устройство У2 гасит сигнал на шине Шп+1, задний фронт которого сигнализирует устройству У1 о готовности устройства У2 к приему следующей пор ции данных.
Передача с квитированием обычно используется, когда приемное устройство У2 не всегда готово к при ему информации (занято выполнением других опера ций). Этот способ передачи применяется в интерфейсе периферийных устройств в вычислительных системах IBM 360, ЕС ЭВМ и др.
Передача со стробированием используется главным образом для пересылок информации внутри устройства,
например между триггерными регистрами. В этом слу чае еще в процессе проектирования устройства можно для передачи информации выбрать такие моменты вре мени, когда участвующие в передаче элементы свобод ны и готовы к этой операции.
10-3. О Р Г А Н И З А Ц И Я С И С Т Е М Ы Ш И Н И Н Т Е Р Ф Е Й С А
В предыдущем параграфе были рассмотрены мето ды передачи информации между двумя устройствами. Однако при проектировании вычислительных систем приходится решать более сложную задачу — организа цию передачи информации в группе взаимосвязанных устройств. Наиболее характерным является случай цент рализованной связи, когда в группе устройств У0, Уи • ■•
..., У„ передача информации производится только меж ду устройством Уо и одним из устройств Уи ..., Уп, при чем одновременно в сеансе связи участвует только одно из устройств У1, ..., Уп- Примером является передача информации между каналом и периферийными устрой ствами.
При организации связи группы устройств возникает необходимость в обеспечении адресации и идентифика ции устройств У1, ..., Уп- Адресация в данном случае есть способ, посредством которого центральное устрой ство У0 может выбрать для сеанса связи любое из устройств У\, ..., Уп. Адресация является, например, со ставной частью процедуры начальной выборки, которая выполняется каналом при обращении к периферийному устройству. Идентификация состоит в определении цент ральным устройством того периферийного устройства, которое запрашивает сеанс связи. Идентификация вхо дит в состав процедуры обслуживания каналом пери ферийных устройств.
Адресация и идентификация устройства осуществля ется путем передачи соответствующей информации по шинам интерфейсов.
Различные способы выполнения шин интерфейса можно классифицировать следующим образом:
система индивидуальных шин; система коллективных шин;
комбинированная система индивидуальных и кол лективных шин.
Наиболее надежной является система индивидуаль ных шин, поскольку выход из строя одной группы шин не влияет на работу других устройств. В случае инди видуальных шин упрощаются адресация и идентифика ция, но велики затраты оборудования. Система инди видуальных шин используется в основном для связи вычислительной системы с устройствами технологиче ской автоматики.
Система коллективных шин имеет меньшую надеж ность, но при необходимости организации связи с боль шим числом устройств такое выполнение шин значи тельно экономит оборудование.
При коллективных шинах к одному интерфейсу мо гут быть подсоединены передающее устройство и не сколько приемных устройств или несколько передаю щих устройств и только одно приемное устройство. Кол лективные шины интерфейса возможны в том случае, если передача между различными устройствами систе мы происходит по единым установленным правилам. В интерфейсе периферийных устройств современных вы числительных систем используется система коллектив ных шин. В некоторых случаях используется комбини рованная система индивидуальных и коллективных шин. Это позволяет использовать достоинства обоих способов выполнения шин.
Ниже в данном параграфе описываются системы с ин дивидуальными и коллективными шинами и рассматри вается, как производится адресация и идентификация пе риферийного устройства Уі центральным устройством Уо.
На рис. 10-6 представлена система с индивидуальны ми шинами. Жирными линиями изображены шины, по которым передается информация.
Центральное устройство Уо с любым устройством Уі связывается с помощью индивидуальных шин А { и ß*.
В центральном устройстве Уо имеется ряд переклю чателей Si, которые используются для подключения шин Ві к устройству Уо. На рисунках этого параграфа пере ключатели изображены в виде электромеханических контактов, однако, как правило, такие переключатели реализуются в виде электронных устройств, осущест вляющих необходимые коммутации шин.
Для адресации Уі устройство Уо должно включить соответствующий переключатель Sj.
Идентификация устройства У; осуществляется сле дующим образом: сначала устройство У» возбуждает сигнал требования на шине Л,, затем соответствующий узел уQi устройства Уо определяет, от какого устройства пришел сигнал требования. Как только устройство У0 будет готово к обмену информацией, замыкается пере ключатель Si и начинается передача данных. Передача
у* ~ |
|
и |
LiF1YU |
!? |
Yk |
1 |
Г |
|
|
~ |
т |
: |
|
I |
|
5£т> |
S i |
Wt |
|
|
|
|
|
1 1 |
1 |
|
|
_ £ ________ LJLJ____ |
J |
—LJLI___ |
' |
______LJ ____ |
А1 ( |
)ß7 |
|
Аг |
<1 |
в , |
Aj |
(■ |
УВ, |
у / |
|
У2 |
|
|
уз |
|
|
Рис. |
10-6. Система с индивидуальными шинами. |
|
|
информации производится одним из методов, рассмот ренных в § 10-2.
Система с индивидуальными и коллективными ши нами представлена на рис. 10-7. В этом случае передача
информации |
производится по коллективным шинам В, |
а управление |
процессом |
передачи — посредством инди |
видуальных шин А і и Сі. |
У, имеется переключатель 5,-, |
В каждом |
устройстве |
который используется для подключения У, к коллектив ным шинам В. Этими переключателями Si управляет центральное устройство Уо с помощью сигналов, пере даваемых по индивидуальным шинам С,. Выдача управ ляющих сигналов на шины Сі производится при вклю чении соответствующих переключателей 7\ устройства
У0. По индивидуальным шинам А і передаются |
сигналы |
требования от устройств Уг к центральному |
устройст |
ву Уо. |
|
Для адресации Угустройство Уо замыкает соответ ствующий переключатель Ті и через индивидуальную
шину |
Сі передает сигнал на |
подключение устройства |
Уі к |
коллективным шинам. |
Соответствующий узел |
управления у і0 после приема по шине команды про изводит включение переключателя 5г. В результате устройство У0 и соответствующее устройство У, подго товлены к передаче информации по коллективным ши нам В.
Рис. 10-7. Система с индивидуальными и коллективными шинами. Вариант 1.
Рис. 10-8. Система с индивидуальными и коллективными шинами. Вариант 2.
Идентификация устройства Уі, запросившего сеанс связи сигналом на шине А і, производится узлом управ ления уоі, входящим в состав устройства У0.
Другой вариант системы с индивидуальными и кол лективными шинами представлен на рис. 10-8. В этом варианте коллективные шины В последовательно про ходят через все устройства У*. В каждом устройстве У* шины В проходят через переключатели 5 И и S 2i, которые находятся в таком положении, что У, не может ни пере давать, ни принимать информацию через шины В. На значение индивидуальных шин А і, Сі, переключателей
Рис. 10-9. Система с коллективными шинами. Вариант 1.
Ті, узлов управления у0і и уіо такое же, как и в предыду щем варианте комбинированной системы шин. Адресация
и идентификация |
устройства Угпроисходят аналогично |
системе на рис. |
10-7. Отметим, что |
под |
воздействием |
узла |
управления |
уіо переключатели |
S H и |
S 2i срабаты |
вают |
одновременно. |
|
|
Система с коллективными шинами представлена на рис. 10-9. В каждом устройстве Уі имеется переключа тель Si, который используется для подключения Уі к коллективным шинам В. Переключение Si произво дится узлом управления і/;о- Коллективная шина А ис пользуется для передачи сигналов требования связи от устройств Уі в центральное устройство У0.
Для адресации Уі устройство У0 вместе с сигналом начала работы передает код номера устройства У,-. Эти