Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зимой 1912 г. отряд Обь-Енисейской партии под руководством Близняка [247, вып. 59] произвел исследования р. Енисея на уча­ стке длиной около 400 км от г. Красноярска до г. Енисейска. В результате произведенных исследований, являвшихся первым опытом такого рода работ на столь значительном протяжении реки, были получены:

1) данные о толщине и характере ледяного покрова, плотности

снега и льда и строении последнего;

 

2)

данные, освещающие явление вскрытия реки и характер ле­

дохода, скорость движения льда, размеры отдельных

льдин и пр.;

3)

сведения о распределении температуры воды по вертикали;

4)

сведения о прохождении льда и весенних вод

у затонов и

об условиях зимовки судов.

Наблюдения на функционировавших в период наблюдений 25 свайных водомерных постах и 12 автоматических максимальных рейках системы Близняка позволили построить продольный про­ филь весенних вод 1912 г., а собранные сведения по ледяному

покрову — составить карту

реки с показанием характера

ледяного

покрова, мест образования

наледей, полыней, торосов,

весенних

и осенних заторов.

 

 

Измерения расходов воды. Навигационно-описная комиссия положила прочное начало не только русской водомерной сети, но

ипланомерному измерению расходов воды в реках.

В1879 г. НОК была выработана «Инструкция для собирания описными партиями гидрометрических данных» [88, Максимов]. Согласно этой инструкции, пункты наблюдений, названные гидро­ метрическими станциями, должны размещаться с таким расчетом,

чтобы иметь возможность изучать изменение водоносности по длине реки. Сообразно этому гидрометрические станции необходимо

устраивать

ниже впадения каждого значительного притока

реки.

В том

же году были организованы гидрометрические

станции

на тех

реках, на которых производились

описные работы:

на

Волге

их было открыто

девять, на Днепре — три, Северной

Дви­

не— одна,

Каме и Оке

— по две. С началом

деятельности

партий

на других реках были открыты новые станции: одна на Сухоне и Две на Западной Двине.

Всего за время работ с 1879 по 1890 г. было устроено 20 гид­ рометрических станций (рис. 13 и 14). Все они действовали очень короткий период — от 1 до 3 лет — и были закрыты на всех Реках по окончании съемочных работ каждой описной партии.1

Скорости течения на станциях измерялись выписанными из-за границы вертушками Баумгартена и Амслера, опускавшимися с помощью лебедок, снабженных счетчиками глубины. В програм­ му работ станций, помимо измерений расходов воды и наблюде­ ний за уровнями и ледовыми фазами, входило измерение расхода

1 Тем не менее в эти годы был собран достаточно большой материал. Как Указывает Богуславский [42], только на Волге на 9 станциях было измерено до ЮОО расходов воды.

87


взвешенных наносов и производство метеорологических наблю­ дений.

Результаты работ первых гидрометрических станций по бас­ сейну р. Волги опубликованы в работах Н. А. Богуславского [40], Н. П. Коломийцова [185, 186], С. П. Максимова [88] и H. Н. Соко­ лова [365]; по бассейну Северной Двины — в работах Л. К- Юсту­

са [464] и Д. Д. Гнусина

[109]; по бассейну Днепра — в моногра­

фиях Н. И. Максимовича,

отдельных статьях

Н. С. Лелявского и

в докладах на I и I I съездах русских деятелей

по водяным путям.

К сожалению, результаты измерений расходов взвешенных нано­ сов оказались «не настолько вескими, чтобы их можно было опуб­ ликовать» [40].

Измерения расходов воды производились также при разработке проектов и строительстве разного рода гидрометрических сооруже­ ний на реках. Так, например, В. И. Чарномским [421] были опре­ делены расходы воды р. Невы в створе предполагаемого Охтенского моста, расходы воды р. Невы определялись также Богуслав­ ским [41].

Расходы воды измерялись по инициативе и других ведомств и учреждений. Например, в 1879 и 1881 гг. по поручению Москов­ ской городской управы были измерены расходы воды Москвыреки [311].

Хотя расходы воды и измерялись в целом ряде пунктов, но

подсчеты стока были выполнены всего для семи

из них и притом,

за исключением одного,

за

короткие

периоды

наблюдений: на

р. Волге у г. Ярославля

за

1880—1883 гг. [40], у

Васильсурска

за

1883—1885 гг. [40], выше г. Сызрани

за

1877—1880 гг. [80]

и

У г. Екатериненштадта

(близ г. Саратова)

за

1883—1884 [40] и

1892—1898 гг. [420]; на Москве-реке у г. Москвы за 1880 г. [311],

на р. Днепре

у г. Киева за 1893—1896 гг. [243] и на р. Днестре

У г. Могилева

за 1854—1885 гг. [227]. Сток за 32-летний период по

р. Днестру у г. Могилева, подсчитанный Лохтиным, являлся пер­ вым в России рядом по стоку за длительный период наблюдений.

Крайне ограниченное число пунктов, по которым был подсчи­ тан сток, объясняется не только отсутствием практических запро­ сов, но и недостатком, а большею частью даже и полным отсутст­ вием измеренных расходов при высоких уровнях и под ледяным покровом. Полностью этот материал был использован для под­ счета стока уже в послереволюционный период, когда он был до­ полнен недостающими данными и были разработаны приближен­ ные методы подсчета зимнего стока при недостаточном количе­ стве или даже полном отсутствии фактических измерений.

После некоторого перерыва гидрометрические работы на стан­ циях Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог возобновились с 1903 г. За год до этого Управлением была утверж­ дена «Инструкция для гидрометрических станций в г. Тетюшах Н а р. Волге», принятая за образец при дальнейшем устройстве гид­ рометрических станций в пределах Казанского округа путей со­ общения (первоначальный проект этой инструкции был составлен

89.


Максимовым

и изменен и дополнен Саковичем)

[88, Максимов].

В период с 1903 до 1912 г. в бассейнах рек Волги

[88, 365, 136,

247], Невы

[136], Дона [364; 247, вып. 23, 25], Днепра

[247, вып. 26,

38], Оби [247, вып. 34]. Енисея

[247, вып. 33], Лены

[247, вып. 41]

и Амура

[247, вып. 34, 264]

действовало 26

гидрометрических

станций Управления, часть из них имела

выездные створы. Резуль­

таты работ

гидрометрических

станций

частично

опубликованы

в указанных выше (по бассейнам рек) источниках.

 

Гидрометрические работы велись также партиями по изучению водных сил, описными партиями, местными округами путей со­ общения (С.-Петербургским, Казанским, Киевским и др.), желез­ нодорожными строительными управлениями [419] и др.

Согласно инструкции, выработанной Комиссией по электро­ гидравлической описи водных сил России, главное внимание было обращено на возможно более частые измерения расходов воды с охватом по возможности всего зимнего периода вплоть до ясно обозначившейся весенней прибыли воды. Поэтому когда в 1909 г. было выдвинуто предложение об электрификации С.-Петербург­ ского железнодорожного узла путем использования энергии Вол­

ховских

порогов, С.-Петербургским округом

путей сообщения

в 1910 г.

были поставлены под руководством

Ционглинского ра­

боты по измерению зимних расходов р. Волхова [136]. В последу­ ющие годы гидрометрические работы на Волхове велись описной партией Е. А. Палицына [247, вып. 29], а с мая 1911 г. — С.-Пе­

тербургским

округом путей сообщения, при котором в 1912 г. был

организован

гидрометрический район во

главе

с H. М. Вернад­

ским [136].

 

 

 

Подсчеты

стока, так же как и ранее,

были

выполнены только

для ограниченного числа пунктов и притом для большинства из них за короткие ряды наблюдений: р. Волга выше и ниже Верхне­ волжского бейшлота за 1897—1901 гг. [54], у Ярославля за 1877— 1912 гг. [363], у Самары и Царицына за 1881 — 1912 гг. [439]; Ока у Орла за 1884—1897 гг.; р. Москва у Москвы за 1892—1909 гг.

[453]; Чусовая

у

Ревды за 1911 —1913 гг. [194];

Волхов

у Гостино-

полья за 1881 —1910 гг. [247, вып. 29]; Западная

Двина

близ устья

за 1873—1887 гг. [254]; Лучесса у Бабиновичей

за

1904—1906 гг.

[415]; Верхита

за

1904—1906 гг. [415]; Вента (Виндава)

у Слободы

за 1903, 1904

и

1913 гг. [418]; Дубиса у Бубье за

1903,

1904 и

1913 гг. [416] и Днепр у Киева за 1877—1908 гг. [296].

 

 

 

В 1912 г. при Бюро исследований водных путей

была

создана

небольшая гидрометрическая часть (из инженера и техника), за­ дачей которой являлось руководство работой вновь открываемых гидрометрических станций. Эти станции группировались по семи гидрометрическим районам: Камско-Тобольскому (шесть станций),

Обь-Енисейскому (пять станций), Донскому (пять

станций), Се­

верного пути (пять

станций), Черноморско-Балтийскому

(пять

станций),

Днепровско-Висленскому

(пять станций), Северо-За­

падному (четыре-пять станций)—и

располагались

на

исследуе­

мых реках,

трассах

вновь проектируемых водных путей,

а

также

00


на порожистых участках некоторых рек, изучавшихся с целью ис­ пользования их водной энергии. На большей части станций име­ лись выездные створы. Срок действия станций предусматривался до 5 лет, а в последующие годы их предполагалось перенести на главнейшие реки страны. Число открытых в 1912 г. гидрометри­ ческих станций первой очереди достигало 23, но гидрометрическая часть Бюро исследований не смогла своевременно обработать и издать материалы их наблюдений. Были опубликованы лишь ре­ зультаты работ гидрометрических станций на реках Чусовой и Исети [247, вып. 61].

Из ранее существовавших гидрометрических станций действо­ вали до 1915 г. волжские станции у Ярославля, Вязовых, Тетюшей и Дубовки и их выездные створы на притоках Волги.

По примеру и указаниям Управления внутренних водных пу­ тей и шоссейных дорог начиная с 1912 г. местные округи путей со­

общения начали

проявлять

интерес

к работам

по изысканиям

и наблюдениям

на водных

путях.

Большинство

округов стало

стремиться к упорядочению и расширению производившихся ис­ следований путем образования специальных отделов изысканий, гидрологических бюро и пр., а также к организации новых изы­ скательских партий и гидрометрических станций [144].

На гидрометрических станциях ведомства путей сообщения, помимо производства обычных гидрометрических измерений, ста­ вились и методические исследования. Изучалась, например, пуль­ сация и ее влияние на точность определения скорости в точке, производились испытания различных приборов для измерения ско­ ростей, проверялась точность определения уклона поверхности во­ ды, осуществлялись поверки существующих формул для вычисле­ ния средней скорости на вертикали и по живому сечению реки, различных способов обработки расходов и др. Особую ценность представляют работы Зейской гидрометрической станции (1908— 1909 гг.), выполненные под руководством H. Н. Соколова и пос­ лужившие основой при составлении обобщающего труда А. И. Фидманом и А. В. Шафаловичем [247, вып. 34], а также материалы гид­ рометрических станций на реках Чусовой и Исети — С. И. Моисеенко [247, вып. 61], на р. Енисее —А. А. Зиринга [247, вып. 33] и на р. Волге —А. Е. Коровина [190].

К методическим исследованиям относится и работа H . М. Вер­ надского и А. О. Юркова [33], которые в 1912 г. впервые в Рос­ сии сделали попытку определить расход воды химическим спо­

собом.

Этот

метод

был

применен

ими к

потоку

с расходом

от

Ю до

60

м3

(р. Волга

у Верхневолжского

бейшлота), тогда

как

З а границей

таким

способом

измерялись

преимущественно

не­

большие

расходы

(1—3

м3 /с).

В

результате выяснилась

полная

пригодность метода

в данных

условиях, причем

расход

поварен­

ной соли составлял около

11 кг на 1 м3

расхода воды. Краткий

°черк работ иностранных

исследователей

по этому вопросу дан

в статье А. М. Рундо [334].

 

Вопросам методики гидрометрических работ посвящены также

91