Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

годах

был

организован ряд специальных

партий и экспедиций.

Так,

после

высокого половодья 1878 г. на

р. Амударье, в резуль­

тате которого произошел прорыв ее вод в Сарыкамышскую кот­ ловину, МПС при участии Географического общества в 1879 г. снарядило особую экспедицию, возглавлявшуюся А. И. Глуховским, для исследования старого русла Амударьи между Араль­ ским и Каспийским морями. Главной задачей экспедиции было ис­ следование возможности и способов восстановления прежнего те­ чения Амударьи в Каспийское море. Кроме того, на экспедицию было возложено производство гидрометрических работ, выбор наиудобнейшего рукава дельты для регулирования стока в Араль­ ское море, а также изыскание мер к ограждению местности от ежегодных разливов, производящих в низовьях реки и в ее дельте громадные опустошения.

В результате работ экспедиции выяснилось, что пропуск вод Амударьи в Каспийское море может быть осуществлен по руслам Кунядарьи, Доудана и Узбоя двумя способами: 1) путем затопле­ ния Сарыкамышской котловины и 2) при помощи обхода этой кот­ ловины искусственными каналами. Было определено, что в дельту

Амударьи

(у Нукуса) поступает расход воды, равный в

среднем

1460 м3 /с,

и если из этого количества воды исключить 360

м3 /с, не­

обходимых для регулирования стока центрального рукава дельты

Ишана и

для орошения полей, то

«в

крайнем случае около

1100 м3

могут быть направлены

по

старому руслу Амударьи

в Каспийское море, не причиняя ущерба... дельте и сохраняя при этом судоходное сообщение Амударьи с Аральским морем» [101].

Вопрос об Узбое и о возможности поворота Амударьи в Каспий­ ское море в 70—80-х годах поднимался много раз —в этом пред­ приятии некоторые усматривали исполнение завета Петра I . По этому вопросу было написано множество работ [220, 189, 226, 172, 92, 73 и др.].

В 1897—1901 гг. особой партией МПС во главе с И. В. Бушмакиным [54, 55] производились изыскания на Верхней Волге в це­

лях устройства

водохранилища для

дополнительного ее

питания.

В программу

изысканий входили:

1) рекогносцировка

притоков

Волги с целью выбора мест для устройства водохранилищ; 2) ис­ следование оз. Селигер для преобразования его в водохранилище и р. Селижаровки для определения ее пропускной способности; 3) исследование возможности увеличения запаса воды в Верхне­ волжском водохранилище и 4) выяснение значения водохранилищ

для питания Верхней

Волги и влияния их на судоходные глубины.

В

период

изысканий

было открыто 15 гидрометрических станций

(4

на р.

Волге и

11 на ее притоках) и 4 водомерных поста на

оз. Селигер. В результате изысканий выяснилось, что путем уст­ ройства новых водохранилищ и усиления Верхневолжского можно предоставить Верхней Волге на участке Тверь—Рыбинск в межень дополнительно около 400 млн. м 3 воды, что обеспечит в течение на­ вигации непрерывное плавание судов с осадкою 16—18 вершков на всем плёсе Тверь—Рыбинск.

72


Материалы произведенных ведомством путей сообщения иссле­

дований способствовали появлению

ряда монографий и очерков

по отдельным рекам: Волге — Н. А.

Богуславского [40] и В. Раго­

зина [325], Днепру — Н. Моссаковского [262,

263] и Н. И. Макси­

мовича

[243], Чусовой и Днестру — В. М. Лохтина

[225, 227], Не­

ману— В. Н. Холщевникова

[413], Дону — О. Гомалицкого

[114] и

П.

Е.

Белявского

[25], Москве-реке — В.

И.

Астракова

[17] и

А.

Н.

Петунникова

[311],

Иртышу — М.

С.

Чернышева

[424],

Амуру — В. Е. Тимонова [395] и Р. С. Юргенсона

[462], по

гидро­

графии Кавказа — H . М. Герсеванова [97].

 

 

 

 

 

Предположения и проекты по улучшению водных путей России,

относящиеся к этой

эпохе, собраны в труде К. Завадского [146],

а обзор

вышедших между 1875 и 1890 гг. трудов по исследованию

и улучшению рек Европейской России дан в работе П. Е. Беляв­ ского [26].

Работы Навигационно-описной комиссии позволили создать ряд обобщений основных гидрографических характеристик. В этом отношении было много сделано известным географом А. А. Тилло [30]. В своих трудах он осветил основные вопросы гипсометрии страны и морфометрии речной сети Европейской России. Глав­ ными его трудами являются: «Карта длин и падения рек» [390]; «Свод нивелировок рек, их падение и каталог абсолютных высот уровней вод» [392]; «О годовых амплитудах колебания уровня воды в реках и озерах Европейской России» [389]; «Карта бассей­ нов внутренних водных путей» [393]; «Исчисление поверхности Азиатской России» [394]. Особое внимание русских и иностранных ученых привлекла к себе впервые опубликованная гипсометриче­ ская карта Европейской России [391], составление которой послу­ жило поводом к избранию Тилло в 1892 г. членом-коррес­

пондентом

Парижской,

а

в

1894

г.— Петербургской

академий

наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1896

г. состоялся

I I I

съезд

русских

деятелей

по

водяным

путям. На

нем Л. И. Квицинский

[174] впервые поставил вопрос

о том, что, во-первых,

для

надлежащего изучения рек России не­

обходимы

специалисты

с соответствующей

научной

подготовкой

и, во-вторых, для организации наблюдений

и производства иссле­

дований необходимо создание

центральной «гидрографической

службы»,

в состав которой

должна

входить

«служба

возвещения

паводков».

К своему докладу Квицинский приложил положения о «Гидро­ графической службе в Австрии», «Службе гидрометрических ис­ следований и возвещения паводков» во Франции, а также инст­ рукции, правила, образцы бланков и издания материалов наблю­ дений.

В постановлении съезда по этому докладу было отмечено:

«1. Для возможности предсказаний колебания

горизонта воды

и глубины фарватера

в реках, для решения многих гидротехниче­

ских и экономических

вопросов и задач и вообще для

составления

гидрографии России

признать своевременным

и

необходимым

73


собрание, рассмотрение и систематизирование имеющихся

по сему

у нас в разных ведомствах данных, равно и производство

по за­

ранее составленной программе, соответствующих наблюдений и исследований.

2.Для указанных в предыдущем пункте действий признать не­ обходимым и своевременным учреждение у нас специальной гид­ рографической службы, организованной по образцу подобных служб в государствах Западной Европы, имеющей действовать по заранее выработанной программе, на основании особого положе­ ния и согласно специальным инструкциям и расширяющей круг своих действий постепенно, по мере средств, какие на нее будут назначены.

3.Так как означенную гидрографическую службу целесообраз­ нее всего учредить при Министерстве путей сообщения, то о при­ ведении в исполнение двух предыдущих пунктов предложений хо­ датайствовать в установленном порядке перед министром путей сообщения».

Мероприятия, указанные в постановлении съезда, осуществ­ лены не были, но некоторые мысли, высказанные в докладе, по­ лучили отражение при разработке программ дальнейших исследо­ ваний рек страны, выполнявшихся Министерством путей сооб­ щения.

ВXX столетии ведомство путей сообщения продолжало иссле­ дования еще недостаточно изученных рек Европейской России, од­ нако основное внимание было обращено на реки Сибири и Даль­ него Востока. Объем исследований, заметно снизившийся после окончания работ Навигационно-описной комиссии, стал вновь воз­ растать начиная с 1904 г. Но вплоть до 1910 г. исследования рек не носили планового характера и производились по мере возник­ новения практических задач на конкретных объектах.

В1909 г. при Министерстве путей сообщения в целях внесения

вдело водных сообщений планомерного начала была создана Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи под предсе­ дательством В. Е. Тимонова. В 1909—1910 гг. этой комиссией, во-пер­ вых, была намечена схема главных магистралей внутренних вод­ ных путей, во-вторых, составлен план производства систематиче­ ских исследований водных путей в течение 1911—1915 гг. и, в-третьих, намечен план гидротехнических работ на внутренних водных путях в 1912—1916 гг. Кроме того, М. Ф. Ционглинским было составлено «Обозрение исполненных с 1874 по 1909 г. на водя­ ных путях Империи изысканий» [276] с указанием протяжения ис­ следованных путей, характера исследования, времени его про­

изводства, по чьему распоряжению исполнены

работы, изданы ли

и кем результаты исследований. Наконец,

в

это же

время сове­

щанием начальников описных партий и

других

специалистов

(Е. В. Близняк, К. А. Воскресенский, Г. В. Ефимович, М. Д. Мочульский, Н. В. Попов, В. М. Родевич, В. Г. Розенталь, H. Н. Со­ колов, П. П. Стакле, А. К. Старицкий, О. О. Тейхман, А. И. Фид-

74



с Онежским

озером через Выг—Сегозеро—р. Кумсу; Печорско-

Вычегодского

(партия Е. Г. Иогансона); Волго-Донского

(партия

Н. П. Пузыревского) ; Камско-Иртышского (партия А.

И. Фид-

мана) и Обь-Енисейского (партия Е. В. Близняка), имевшие целью

установить наилучший вариант соединений

Камы с

Иртышом и

Оби с Енисеем.

 

 

Еще раньше, в 1902—1905 гг., партия Е. Л. Кенига

и И. А. Жи-

вилова провела исследования непрерывного

Псковско-Юрьевско-

Нарвского соединения. Эти исследования интересны тем, что состав­ ленный на их основе проект, помимо создания Чудско-Балтийского водного пути, предусматривал одновременную утилизацию водной энергии Нарвского водопада. В своем докладе на X I съезде рус­ ских деятелей по водяным путям Кениг указывал, что предполага­ ется «такое искусственное распределение в течение года расхода воды из Чудского озера по р. Нарве, которое наилучшим образом удовлетворяло бы потребностям судоходства, промышленной ути­ лизации гидравлической силы и нуждам сельского хозяйства и вместе с тем не причиняло бы напрасного вреда интересам рыбовод­ ства и частных лиц» [177]. Таким образом, в этом проекте впервые был осуществлен комплексный подход к решению водохозяйствен­ ной проблемы.

Значительные изыскания были проделаны в указанные годы и местными округами путей сообщения. Так, Киевский округ иссле­ довал почти все притоки рек Днепра и Припяти; Казанский округ повторил съемки р. Волги и изучил некоторые из второстепенных

рек ее

бассейна — Вятку, Ветлугу,

Колву, Сылву и др.; Томский

округ

экспедиционно обследовал

отдаленные реки — Пит, Ниж­

нюю Тунгуску, Подкаменную Тунгуску, Чарыш, Алей, Чумыш, Верхнюю Бию и др.; Амурское управление водных путей обследо­ вало реки Уркан, Деп, Гилюй и др.

Исследования после 1900 г. производились более полно и точно, чем исследования Навигационно-описной комиссии. Обращалось внимание на выяснение гидрологических особенностей реки, на приведение в отчетах всех водомерных данных и измеренных рас­ ходов воды.

Ежегодно с 1912 по 1916 г. в серии «Материалы для описания русских рек...» публиковались «Отчеты по исследованиям рек и изысканиям соединительных водных путей, произведенных парти­ ями Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог и округами путей сообщения», в которых содержатся детальные све­

дения о работах

изыскательских партий, выполненных в 1911 —

1915 гг. [247, вып.

1, 30, 44, 56, 65, 66].

К 1918 г. вышло из печати около 30 атласов «Судоходных карт», содержащих планы и сокращенные карты, продольные профили, во­ домерные графики и расходы воды и иногда пояснительные записки по следующим рекам: Вычегде, Выми и Кельтме — 3 атласа; Дону, Кубани — 2 атласа; Верхней Лене; Енисею — 5 атласов; Абакану, Тубе; Селенге — 2 атласа; Иртышу верхнему (до Усть-Каменогор-

77