Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
годах |
был |
организован ряд специальных |
партий и экспедиций. |
Так, |
после |
высокого половодья 1878 г. на |
р. Амударье, в резуль |
тате которого произошел прорыв ее вод в Сарыкамышскую кот ловину, МПС при участии Географического общества в 1879 г. снарядило особую экспедицию, возглавлявшуюся А. И. Глуховским, для исследования старого русла Амударьи между Араль ским и Каспийским морями. Главной задачей экспедиции было ис следование возможности и способов восстановления прежнего те чения Амударьи в Каспийское море. Кроме того, на экспедицию было возложено производство гидрометрических работ, выбор наиудобнейшего рукава дельты для регулирования стока в Араль ское море, а также изыскание мер к ограждению местности от ежегодных разливов, производящих в низовьях реки и в ее дельте громадные опустошения.
В результате работ экспедиции выяснилось, что пропуск вод Амударьи в Каспийское море может быть осуществлен по руслам Кунядарьи, Доудана и Узбоя двумя способами: 1) путем затопле ния Сарыкамышской котловины и 2) при помощи обхода этой кот ловины искусственными каналами. Было определено, что в дельту
Амударьи |
(у Нукуса) поступает расход воды, равный в |
среднем |
1460 м3 /с, |
и если из этого количества воды исключить 360 |
м3 /с, не |
обходимых для регулирования стока центрального рукава дельты
Ишана и |
для орошения полей, то |
«в |
крайнем случае около |
1100 м3 /с |
могут быть направлены |
по |
старому руслу Амударьи |
в Каспийское море, не причиняя ущерба... дельте и сохраняя при этом судоходное сообщение Амударьи с Аральским морем» [101].
Вопрос об Узбое и о возможности поворота Амударьи в Каспий ское море в 70—80-х годах поднимался много раз —в этом пред приятии некоторые усматривали исполнение завета Петра I . По этому вопросу было написано множество работ [220, 189, 226, 172, 92, 73 и др.].
В 1897—1901 гг. особой партией МПС во главе с И. В. Бушмакиным [54, 55] производились изыскания на Верхней Волге в це
лях устройства |
водохранилища для |
дополнительного ее |
питания. |
В программу |
изысканий входили: |
1) рекогносцировка |
притоков |
Волги с целью выбора мест для устройства водохранилищ; 2) ис следование оз. Селигер для преобразования его в водохранилище и р. Селижаровки для определения ее пропускной способности; 3) исследование возможности увеличения запаса воды в Верхне волжском водохранилище и 4) выяснение значения водохранилищ
для питания Верхней |
Волги и влияния их на судоходные глубины. |
||
В |
период |
изысканий |
было открыто 15 гидрометрических станций |
(4 |
на р. |
Волге и |
11 на ее притоках) и 4 водомерных поста на |
оз. Селигер. В результате изысканий выяснилось, что путем уст ройства новых водохранилищ и усиления Верхневолжского можно предоставить Верхней Волге на участке Тверь—Рыбинск в межень дополнительно около 400 млн. м 3 воды, что обеспечит в течение на вигации непрерывное плавание судов с осадкою 16—18 вершков на всем плёсе Тверь—Рыбинск.
72
Материалы произведенных ведомством путей сообщения иссле |
|
дований способствовали появлению |
ряда монографий и очерков |
по отдельным рекам: Волге — Н. А. |
Богуславского [40] и В. Раго |
зина [325], Днепру — Н. Моссаковского [262, |
263] и Н. И. Макси |
|||||||
мовича |
[243], Чусовой и Днестру — В. М. Лохтина |
[225, 227], Не |
||||||
ману— В. Н. Холщевникова |
[413], Дону — О. Гомалицкого |
[114] и |
||||||
П. |
Е. |
Белявского |
[25], Москве-реке — В. |
И. |
Астракова |
[17] и |
||
А. |
Н. |
Петунникова |
[311], |
Иртышу — М. |
С. |
Чернышева |
[424], |
|
Амуру — В. Е. Тимонова [395] и Р. С. Юргенсона |
[462], по |
гидро |
||||||
графии Кавказа — H . М. Герсеванова [97]. |
|
|
|
|
||||
|
Предположения и проекты по улучшению водных путей России, |
|||||||
относящиеся к этой |
эпохе, собраны в труде К. Завадского [146], |
|||||||
а обзор |
вышедших между 1875 и 1890 гг. трудов по исследованию |
и улучшению рек Европейской России дан в работе П. Е. Беляв ского [26].
Работы Навигационно-описной комиссии позволили создать ряд обобщений основных гидрографических характеристик. В этом отношении было много сделано известным географом А. А. Тилло [30]. В своих трудах он осветил основные вопросы гипсометрии страны и морфометрии речной сети Европейской России. Глав ными его трудами являются: «Карта длин и падения рек» [390]; «Свод нивелировок рек, их падение и каталог абсолютных высот уровней вод» [392]; «О годовых амплитудах колебания уровня воды в реках и озерах Европейской России» [389]; «Карта бассей нов внутренних водных путей» [393]; «Исчисление поверхности Азиатской России» [394]. Особое внимание русских и иностранных ученых привлекла к себе впервые опубликованная гипсометриче ская карта Европейской России [391], составление которой послу жило поводом к избранию Тилло в 1892 г. членом-коррес
пондентом |
Парижской, |
а |
в |
1894 |
г.— Петербургской |
академий |
||
наук. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1896 |
г. состоялся |
I I I |
съезд |
русских |
деятелей |
по |
водяным |
|
путям. На |
нем Л. И. Квицинский |
[174] впервые поставил вопрос |
||||||
о том, что, во-первых, |
для |
надлежащего изучения рек России не |
||||||
обходимы |
специалисты |
с соответствующей |
научной |
подготовкой |
||||
и, во-вторых, для организации наблюдений |
и производства иссле |
|||||||
дований необходимо создание |
центральной «гидрографической |
|||||||
службы», |
в состав которой |
должна |
входить |
«служба |
возвещения |
паводков».
К своему докладу Квицинский приложил положения о «Гидро графической службе в Австрии», «Службе гидрометрических ис следований и возвещения паводков» во Франции, а также инст рукции, правила, образцы бланков и издания материалов наблю дений.
В постановлении съезда по этому докладу было отмечено:
«1. Для возможности предсказаний колебания |
горизонта воды |
||
и глубины фарватера |
в реках, для решения многих гидротехниче |
||
ских и экономических |
вопросов и задач и вообще для |
составления |
|
гидрографии России |
признать своевременным |
и |
необходимым |
73
собрание, рассмотрение и систематизирование имеющихся |
по сему |
у нас в разных ведомствах данных, равно и производство |
по за |
ранее составленной программе, соответствующих наблюдений и исследований.
2.Для указанных в предыдущем пункте действий признать не обходимым и своевременным учреждение у нас специальной гид рографической службы, организованной по образцу подобных служб в государствах Западной Европы, имеющей действовать по заранее выработанной программе, на основании особого положе ния и согласно специальным инструкциям и расширяющей круг своих действий постепенно, по мере средств, какие на нее будут назначены.
3.Так как означенную гидрографическую службу целесообраз нее всего учредить при Министерстве путей сообщения, то о при ведении в исполнение двух предыдущих пунктов предложений хо датайствовать в установленном порядке перед министром путей сообщения».
Мероприятия, указанные в постановлении съезда, осуществ лены не были, но некоторые мысли, высказанные в докладе, по лучили отражение при разработке программ дальнейших исследо ваний рек страны, выполнявшихся Министерством путей сооб щения.
ВXX столетии ведомство путей сообщения продолжало иссле дования еще недостаточно изученных рек Европейской России, од нако основное внимание было обращено на реки Сибири и Даль него Востока. Объем исследований, заметно снизившийся после окончания работ Навигационно-описной комиссии, стал вновь воз растать начиная с 1904 г. Но вплоть до 1910 г. исследования рек не носили планового характера и производились по мере возник новения практических задач на конкретных объектах.
В1909 г. при Министерстве путей сообщения в целях внесения
вдело водных сообщений планомерного начала была создана Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи под предсе дательством В. Е. Тимонова. В 1909—1910 гг. этой комиссией, во-пер вых, была намечена схема главных магистралей внутренних вод ных путей, во-вторых, составлен план производства систематиче ских исследований водных путей в течение 1911—1915 гг. и, в-третьих, намечен план гидротехнических работ на внутренних водных путях в 1912—1916 гг. Кроме того, М. Ф. Ционглинским было составлено «Обозрение исполненных с 1874 по 1909 г. на водя ных путях Империи изысканий» [276] с указанием протяжения ис следованных путей, характера исследования, времени его про
изводства, по чьему распоряжению исполнены |
работы, изданы ли |
||
и кем результаты исследований. Наконец, |
в |
это же |
время сове |
щанием начальников описных партий и |
других |
специалистов |
(Е. В. Близняк, К. А. Воскресенский, Г. В. Ефимович, М. Д. Мочульский, Н. В. Попов, В. М. Родевич, В. Г. Розенталь, H. Н. Со колов, П. П. Стакле, А. К. Старицкий, О. О. Тейхман, А. И. Фид-
74
с Онежским |
озером через Выг—Сегозеро—р. Кумсу; Печорско- |
|
Вычегодского |
(партия Е. Г. Иогансона); Волго-Донского |
(партия |
Н. П. Пузыревского) ; Камско-Иртышского (партия А. |
И. Фид- |
мана) и Обь-Енисейского (партия Е. В. Близняка), имевшие целью
установить наилучший вариант соединений |
Камы с |
Иртышом и |
Оби с Енисеем. |
|
|
Еще раньше, в 1902—1905 гг., партия Е. Л. Кенига |
и И. А. Жи- |
|
вилова провела исследования непрерывного |
Псковско-Юрьевско- |
Нарвского соединения. Эти исследования интересны тем, что состав ленный на их основе проект, помимо создания Чудско-Балтийского водного пути, предусматривал одновременную утилизацию водной энергии Нарвского водопада. В своем докладе на X I съезде рус ских деятелей по водяным путям Кениг указывал, что предполага ется «такое искусственное распределение в течение года расхода воды из Чудского озера по р. Нарве, которое наилучшим образом удовлетворяло бы потребностям судоходства, промышленной ути лизации гидравлической силы и нуждам сельского хозяйства и вместе с тем не причиняло бы напрасного вреда интересам рыбовод ства и частных лиц» [177]. Таким образом, в этом проекте впервые был осуществлен комплексный подход к решению водохозяйствен ной проблемы.
Значительные изыскания были проделаны в указанные годы и местными округами путей сообщения. Так, Киевский округ иссле довал почти все притоки рек Днепра и Припяти; Казанский округ повторил съемки р. Волги и изучил некоторые из второстепенных
рек ее |
бассейна — Вятку, Ветлугу, |
Колву, Сылву и др.; Томский |
округ |
экспедиционно обследовал |
отдаленные реки — Пит, Ниж |
нюю Тунгуску, Подкаменную Тунгуску, Чарыш, Алей, Чумыш, Верхнюю Бию и др.; Амурское управление водных путей обследо вало реки Уркан, Деп, Гилюй и др.
Исследования после 1900 г. производились более полно и точно, чем исследования Навигационно-описной комиссии. Обращалось внимание на выяснение гидрологических особенностей реки, на приведение в отчетах всех водомерных данных и измеренных рас ходов воды.
Ежегодно с 1912 по 1916 г. в серии «Материалы для описания русских рек...» публиковались «Отчеты по исследованиям рек и изысканиям соединительных водных путей, произведенных парти ями Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог и округами путей сообщения», в которых содержатся детальные све
дения о работах |
изыскательских партий, выполненных в 1911 — |
1915 гг. [247, вып. |
1, 30, 44, 56, 65, 66]. |
К 1918 г. вышло из печати около 30 атласов «Судоходных карт», содержащих планы и сокращенные карты, продольные профили, во домерные графики и расходы воды и иногда пояснительные записки по следующим рекам: Вычегде, Выми и Кельтме — 3 атласа; Дону, Кубани — 2 атласа; Верхней Лене; Енисею — 5 атласов; Абакану, Тубе; Селенге — 2 атласа; Иртышу верхнему (до Усть-Каменогор-
77