Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прость (г. е. прямизна). Такой же канал сделал он тогда и в реке Вологде, который получил то же название» [374].

При работе на р. Поле в 70-х годах X V I I I в. были обнаружены следы чистки русла и начатого канала; эти работы, по местным преданиям, выполнялись древними новгородцами в XIV в., по-ви­ димому, для улучшения старинного селигерского водного пути, шедшего из Новгорода в Тверь по оз. Ильмень, рекам Ловати и Поле, оз. Селигер и р. Волге К

В XVI в., при царе Иване IV, предполагалось соединить Кас­ пийский и Беломорский бассейны через притоки Северной Двины и Волги. Однако эти работы не были доведены до конца [416]. Та же участь постигла и работы по соединению Волги и Дона по их притокам Камышенке и Иловле, предпринятые во второй поло­ вине XVI в. турецким султаном Селимом I I [99].

На малых реках издавна строились водяные мельницы для

помола зерна. Об

этом

упоминается в

исторических документах

[14, 121], начиная

с X I I I

в. С XVI в. водяными двигателями стали

пользоваться не только для мукомольного, но и для

сукновального,

бумагоделательного и других производств.

 

В X V I — X V I I

вв. на

многих реках

Украины

существовало

большое число прудов, которые были сооружены задолго до этого

времени [377]. С конца X в. на Руси был известен

водопровод.

В Закавказье и Средней Азии дальнейшее развитие получило

строительство ирригационных систем.

 

НАКОПЛЕНИЕ СВЕДЕНИИ О РЕКАХ

 

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ

 

До конца X V I I в. специальных исследований

русских рек не

предпринималось. Сведения о реках и их режиме, необходимые для осуществления судоходства, сооружения мельничных запруд и других целей, накапливались в течение многих веков, хранились в народной памяти и передавались из поколения в поколение. Гидрографические сведения собирались также торговыми и слу­ жилыми людьми, в частности при составлении «писцовых книг». В этих книгах помещались описания угодий, которые составлялись во время народных переписей, производившихся в целях упорядо­

чения сбора

податей

[58]. С XVI в. основные сведения об еще

не освоенных

реках

собирались служилыми людьми — казаками,

а также вольными промышленниками-опытовщиками, как назы­ вали их в ту пору. Казаки посылались городовыми воеводами для сыска «новых землиц», с которых можно было бы собрать «на ве­ ликого государя ясак», а также для составления «росписей» (опи­ саний) и «чертежей» (карт) пройденных путей. Казаки двигались преимущественно водными путями, посуху они шли только на во­ доразделах.

1 В. Д. Г о р е л о в . Речные

каналы

в России. К

истории русских каналов

в XVIII веке. Л.—М., Изд. М-ва

речного

флота СССР,

1953.

12


В неведомые страны в поисках пушнины, руд, мамонтовой кости и других предметов вывозной торговли отправлялись про­ мышленники, нередко прокладывая первые тропы и указывая ка­ закам пути к новым землям. Открывателей и завоевателей новых земель на Руси именовали землепроходцами. На основании соб­ ранных землепроходцами материалов уже с X V I в. для практиче­ ских надобностей стали составляться подробные описания водных путей, так называемые «дорожники».

В Якутском воеводстве (созданном в 1642 г.) характер «дорож­

ников» имели сохранившиеся со

второй половины X V I I

в. «Акты

о подведомственных Якутскому

воеводству острожках

и зимовь­

ях» [247, вып. 16]. В «Актах» приведены данные о продолжитель­ ности (в неделях или днях) плавания от Якутска до различных пунктов р. Лены и ее притоков.

Описания русских рек составлялись также при географическом изучении страны путешественниками, в основном иностранцами.

Подробные сведения о гидрографии страны встречаются у ви­ зантийского императора Константина V I I Багрянородного, изве­ стного своими трудами в области науки и литературы. В своем

сочинении

[188], написанном

в 949 г., он приводит описание юж­

ной части

водного

пути «из

варяг в греки»,

проходившего по

р. Днепру и являвшегося как

бы

большой

дорогой для Руси

IX—

X I I I вв. Константин

говорит,

что

в апреле

лед

на р. Днепре

тает,

и в июне, когда в достаточной мере спадают весенние воды, руссы на «однодеревках», т. е. судах, выдолбленных из одного древес­ ного ствола, отправляются из г. Киева на юг. Он дает подробное описание условий плавания по всему участку пути, а особенно через пороги, причем приводит названия семи порогов с поясне­ нием значений этих названий, а также упоминает о реках Дне­ стре, Ингуле, Доне и др.

Одни из первых сведений о режиме рек встречаются у извест­ ного арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего в 921—922 гг. Бухару, Хорезм и Поволжье. Он сообщает, что во

время его

путешествия «река Джейхун

(Амударья)

замерзла от

начала до

конца ее», толщина льда позволяла каравану

проходить

по замерзшей реке, как по дороге; лед

был тверд, не

сотрясался

и «оставался в таком виде три месяца»

[159].

 

 

Для характеристики состояния наших знаний по

гидрографии

в самом начале становления русского государства важное значе­

ние имеет «Повесть временных лет» [312],

или

так называемая

летопись Нестора, составленная в г. Киеве во

втором десятиле­

тии X I I в. и описывающая события с 852 по

1110

г. включительно.

В ней систематизированы и обобщены сведения по гидрографии Киевской Руси, накопленные до начала X I I в. В отличие от всех предыдущих источников, этот труд принадлежит автору, жившему на Руси и имевшему поэтому возможность собрать о ней более полные данные.

В летописи содержится довольно подробный перечень рек Во­ сточной Европы к западу от Камы и Волги. Отмечается, что

13


с Оковского леса (Валдайская возвышенность) на юг в Русское (Черное) море стекает р. Днепр, на северо-запад в Варяжское (Балтийское) море — р. (Западная) Двина и на юго-восток в Хвалисское (Каспийское) море — р. Волга. Лесистый водораздел между левыми притоками р. Волги (Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Кама) и реками Балтийско-Беломорского бассейна назы­ вается волоком.

В летописи приводится

описание главнейших водных путей

Древней

Руси — «из варяг

в греки» и «из

Руси к болгарам и хва-

лисам»

(рис. 2). Вот как

описывает эти

пути летописец: «...был

путь из варяг в греки и из

грек по Днепру, а вверху Днепра — во­

лок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень-озеро великое; из

этого

же озера

потечет

Волхов и впадает

в озеро

великое

Нево,

и устье того озера впадает в море

Варяжское, и

по

тому

морю

можно

идти до

Рима,

а от Рима

можно

приплыть

по тому же

морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и те­ чет на юг, а Двина из того же леса вытекает и течет на север и впадает в море Варяжское. Из этого же леса течет Волга на во­ сток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в болгары и хвалисы, и дальше

на восток пройти в удел

Сима,

а по Двине — в землю варягов, от

варяг до Рима, от Рима

же до

племени Хама. А Днепр впадает

устьем в Понтийское море тремя рукавами; это море зовется Рус­ ским».

В X I I в. было положено начало важным гидрографическим от­ крытиям. Сильно развитая торговля Великого Новгорода застав­

ляла

новгородцев

искать

товары

для своего

обширного

рынка,

Это

послужило причиной

устремления

промышленных

людей на

север до самых берегов Студеного моря. Уже в начале

X I I в. нов­

городцы были на

берегах

Белого

моря

и ходили по

р.

Сухоне

до Устюга, далее по р. Печоре и через «Камень»

(Урал)

на р. Обь,

а в XIV в. совершили поход даже за р. Обь.

 

 

 

Река Онега и реки системы Северной Двины открыли

прямой

и непрерывный водный путь к берегам Белого моря и Северного Ледовитого океана, а реки системы р. Печоры — в бассейн р. Оби. История не сохранила имен тех отважных новгородцев, которые, несмотря на суровые условия северной природы, впервые проло­

жили

водные

пути на север и северо-восток

(рис. 3). «Уже в X I

и X I I

веках

русские так далеко заходили

на север, — указывает

в своем

труде 1 историк И. Д. Беляев, — как в то время не заходил

ни один

европейский народ».

Обстоятельное для того времени описание Руси [95] составил немецкий дипломат и путешественник С. Герберштейн, посетив­ ший Москву в 1517 и 1526 гг. В основу этого описания, так же как и в летописи Нестора, была положена гидрография страны.

Обилие вод, встреченных по пути от Полоцка к Новгороду,

1 О географических сведениях в древней России. — «Записки Русского гео­ графического общества», 1852, кн. 6.

14


Таким образом, гидрография уже издавна легла в основу опи­ саний обширной территории русской земли.

В «Книге» приводятся подробные по тому времени сведения о реках и озерах. Помимо основных рек и их главнейших прито­

ков, протекающих по Восточно-Европейской равнине,

в

«Книге»

упоминаются

реки Карелии

и Кольского полуострова (Выг, Кемь,

Кола, Тулома и др.), Северного Кавказа

(Кубань, Терек

и

др.),

Закавказья

(Кура), Урала

(Яик), Западной Сибири

(Обь,

Ир­

тыш, Тобол, Тура, Таз, Пур и др.), а из рек Средней

Азии —

Сырдарья.

 

 

 

 

 

 

Небезынтересно отметить, что в «Книге Большому

Чертежу»

при описании

нижнего течения р. Днепра

указывается

13

порогов,

в то время как Константин Багрянородный говорит лишь о 7 по­ рогах, а лоция, относящаяся к первому десятилетию XX в.,— о 9 порогах. Н. П. Загоскин [209] допускает, что указанные расхож­ дения могли быть связаны как с воздействием природных факто­ ров, так и с влиянием человеческой деятельности. Возможно также, что здесь сыграла роль различная водность: в годы много­ водные некоторые пороги могли не представлять собой сущест­ венных препятствий.

В 1636 г. немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий [280] во время поездки в Персию в качестве секретаря гольштинского посольства описал и сделал съемку р. Волги на нескольких

участках от г. Нижнего Новгорода

(ныне г. Горький)

до

г. Астра­

хани. «Так

как эта река, — пишет

Олеарий, — по моему

заключе­

нию, одна

из величайших, длиннейших и важнейших

в

мире, то

я прилежно наблюдал ее и при помощи опытного голландского моряка Корнелия Клаус(ен) а и некоторых русских лоцманов не только по компасу определил и нанес на план ее течение, изгибы, углы и берега, но также и глубокий фарватер на ней, мели, ост­ рова и местности, от мили до мили и даже от версты до версты...

Теперь я изготовил и прилагаю здесь изображение реки со всем тем, что имеется на берегах ее».

При съемке р. Волги Олеарий

базировался на

произведенных

им определениях географической

широты в ряде

пунктов (Ниж­

ний Новгород, Казань, Саратов, Царицын, Астрахань). Составлен­ ный Олеарием «Точный чертеж важнейшей в Европе реки Волги, раньше называвшейся Ра», является первой, основанной на съемке, картой р. Волги.

Олеарий был хорошо осведомлен относительно волжского мел­ ководья в меженную пору, которое являлось серьезной помехой

судоходству.

«Нередко

случается, — замечает Олеарий, — что

судно, ставшее на якорь для

ночлега, к утру оказывается вслед­

ствие убыли за

ночь воды

на

мели, а с дальнейшим спадом уров­

ня реки обсыхает и остается на суше». Он лично наблюдал на

р.Волге несколько таких обсохших и поломанных судов.

Всвоем описании Олеарий особо останавливается на тех за­ труднениях, которые испытывало его судно при преодолении таких перекатов, как Телячий (ниже Нижнего Новгорода), ряда пере-

18