Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс известкования воды рекомендуется сопровождать внесе­ нием хорошо взмучиваемых в воде органических удобрений с обя­ зательным учетом потребления ими кислорода.

МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗВЕСТКОВАНИЯ

ПРУДОВ

Для известкования

воды рекомендуется применять

наземные

и самоходно-плавучие

удобрительные агрегаты и

устройства,

описанныев гл. X I ; для известкования ложа хорошо осушенных пру­

дов целесообразно применение навесных и прицепных

разбра­

сывателей извести и туковых сеялок, широко применяющихся в сельском хозяйстве.

В последнее время во ВНИИПРХе ведутся работы по созданию для рыбного хозяйства машин высокой проходимости (МВП). Созданы опытные образцы таких машин с пневмокатковыми и рези- но-металлическими движителями. Кроме оборудования для из­ весткования прудов на них навешивают камышекосилку, устройства для выполнения гидромелиоративных и других работ.

Наиболее эффективным средством внесения извести как по воде, так и по ложу прудов, особенно при больших объемах работ, и с учетом того, что в результате заиления прудов работа всяких механизмов и машин в них затруднена, следует считать применение сельскохозяйственной авиации.

Конструкции туковых сеялок и разбрасывателей.

Т у к о в а я

с е я л к а

С Т С - 1 5 А с

с а м о з а г р у з к о й

(рис. 60)

выпущена

небольшой партией.

Однако ее оригинальная конструк­

ция представляет интерес для механизаторов и рационализаторов рыбоводных хозяйств. В ней удачно сочетается тукоразбрасывающее устройство центробежного типа и погрузчик для механизированной загрузки бункера известью или удобрениями. Последний может быть использован также для погрузки других сыпучих материалов в самосвальную платформу, устанавливаемую на раму шасси. Сеялка навешивается на самоходное шасси Т-16М.

В задней стенке бункера / установлена подвижная заслонка 2, регулирующая поступление массы на разбрасывающие диски. Ленточный транспортер 3, образующий дно бункера, натянут на барабаны 4, валы которых вращаются в игольчатых подшипниках. Для уплотнения стыков между полотном транспортера и стенками бункера последние окаймлены прорезиненными ремнями. В верхней части бункера закреплена решетка 5, предохраняющая рабочие органы сеялки от попадания в них различных посторонних пред­ метов. Транспортер приводится в движение храповым механизмом 6. Из транспортера масса сбрасывается в туконаправители 7, раз­ деляющие поток на две части. Далее масса попадает на диски 8,

167


Рис. 60. Технологическая схема сеялки СТС-15А.

вращающиеся в противоположные

стороны с частотой 535 об/мин

и разбрасывающие ее полосой до

10 м.

Транспортер и разбрасывающие диски приводятся в действие от вала отбора мощности шасси через редуктор 9. Погрузчик-ковш 10 жестко подвешен на валу, вращающемся в подшипниках, которые закреплены в кронштейнах на правом брусе самоходного шасси. Для поворота ковша на валу посажена шестерня-звездочка, входя­ щая в зацепление с рейкой. Последняя удерживается в горизон­ тальном положении направляющим кронштейном. Наружный конец рейки свободный, а внутренний — шарнирно соединен со штоком гидравлического цилиндра, который сообщает рейке возвратнопоступательное движение. При этом рейка вращает шестерню вместе с валом, на котором закреплен ковш. Опущенный на землю ковш захватывает удобрения из кучи, поднимается и, совершая полуобо­ рот, вываливает их в бункер.

Сеялка СТС-15А может высевать известь и минеральные удобре­ ния различной влажности. Норма высева меняется в пределах от

200 до 4000 кг/га. Емкость

бункера 0,6

м3 .

 

Р а з б р а с ы в а т е л ь

 

Р М И - 2

(рис.

61) представляет

собой съемное приспособление,

монтируемое на

прицеп-навозораз­

брасыватель, грузоподъемностью 2 т. Он предназначен для поверх­ ностного высева всех минеральных удобрений, извести и сланце­ вой золы.

РМИ-2 имеет следующие основные узлы: раму 1 сварной кон­ струкции, на которой размещены все механизмы и приспособления; прямоугольный бункер 2, сужающийся книзу, с выходным окном; высевающий механизм 3, представляющий собой вогнутую сталь­ ную решетку, шарнирно навешенную под выходным окном бунке­ ра и связанную с колебательным валом 4, который соединен через

168


шатун 5 с эксцентриком 6; разбрасывающий механизм 7 центробеж­ ного типа, состоящий из двух противоположно вращающихся со скоростью 15 м/с дисков диаметром по 700 мм с прикрепленными к ним вогнутыми лопастями; передаточный механизм 8, состоящий из системы цепных передач, предохранительносоединительных муфт и двух конических редукторов; механизм регулирования нормы высева 9, состоящий из четырех заслонок, шарнирно закрепленных на раме по обеим сторонам выходного окна бункера и связанных с рычагами поперечных валов, которые соединены между собой тягами так, что при повороте регулировочной рукоятки 10 передние и зад­ ние заслонки поднимаются или опускаются одновременно.

Дополнительную норму высева регулируют изменением амплиту­ ды колебаний высевающей решетки.

В настоящее время разработан модернизированный разбрасы­ ватель РМИ-2А. Однако принципиальная схема РМИ-2 не измене­ на, сохранены также основные его узлы. Конструктивно изменен бункер, выполненный с двумя выходными окнами и снабженный защитным экраном. Частично изменены рама и просеивающий аппа­ рат.

Норма высева у разбрасывателей РМИ-2 и РМИ-2А изменяется в пределах от 200 до 5000 кг/га, а ширина полосы разбрасывания — от 4 до 8 м.

Существуют и другие конструкции разбрасывателей извести и удобрений. Все они являются съемными приспособлениями к трак-


торным прицепам-навозоразбрасывателям, имеют разбрасывающий аппарат, как правило, центробежного типа и работают по прин­ ципу описанных выше машин. В любом случае при выборе того или другого типа машин для внесения извести необходимо учи­ тывать их конструктивные особенности и конкретные условия прудовых рыбоводных хозяйств.

В сельском хозяйстве для внесения слабопылящих известковых материалов в почву широко применяют прицепы-разбрасыватели РУМ-3, ШТУ-3,5 (ТУП-3,0А), оборудованные кольцевыми резино­ выми метателями РКМ-500; различные автомобильные разбрасы­ ватели, например КСА-3, установленный на шасси автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555.

Пылевидные известковые удобрения доставляют в поле и вносят в почву цементовозами, состоящими из автомобильных тягачей ЗИЛ-164АН, ЗИЛ-130-В-1 и МАЗ-200 с цистернами-полуприце­ пами С-571, С-853 и С-570 или теми же цистернами-полуприцепами, агрегатируемыми с тракторами Т-74, ДТ-75, ТДТ-75, Т-100МГС, К-700.

Все перечисленные автомобильные и тракторные разбрасыва­ тели оборудованы специальными устройствами для рассеивания известковых материалов по поверхности почвы. Очевидно, что в прудовом рыбоводстве большее распространение получат трактор­ ные разбрасыватели извести, как имеющие более высокую прохо­ димость по сравнению с автомобильными, хотя выбор любого из них зависит, как указывалось выше, от конкретных условий, хозяйств, главным образом состояния ложа прудов.

Известкование прудов сельскохозяйственной авиацией. Опыт применения самолетов сельскохозяйственной авиации в рыбном хозяйстве нашей страны, ГДР, ЧССР и др. показывает, что авиа­ химический способ обработки прудов и озер является наиболее эффективным. Для внесения удобрений и извести в рыбо­ водные пруды могут использоваться вертолеты Ка-26, Ми-2 и само­ леты Ан-2, Як-12 и др. При известковании они берут на борт до 1 т негашеной извести и, летая со скоростью 150—200 км/ч на высоте 5—10 м, равномерно распыливают ее по пруду. Ширина полосы распыливания 15—20 м.

Впервые в широких масштабах известкование прудов сельско­ хозяйственной авиацией проводилось в рыбхозах Московской об­ ласти (Енгашев, Алешин, 1969). В 1967 г. в рыбхозе «Нара» было произвестковано с самолета 400 га прудов. В октябре — ноябре 1968 г. известкование прудов с самолета Ан-2 осуществили в рыб­ хозах «Нара», «Егорьевский» и «Лотошинский», а в рыбхозе «Осенка» для этих целей был применен вертолет Ми-2. Всего произвестко­ вано около 2 тыс. га прудов при норме от 4 до 25 ц/га.

170


Для загрузки самолетов применяли грейдерный погрузчик, смонтированный на тракторе «Беларусь» (рыбхоз «Егорьевский»), а в рыбхозе «Нара» известь в самолет загружали непосредственно из цементовоза. В последнем случае двое рабочих производили загрузку за 3 мин.

Известкование прудов с самолетов и вертолетов следует прово­ дить в безветренную погоду или при слабом ветре. Внесение извести с вертолета предпочтительнее, так как можно регулировать норму внесения ее на различные участки пруда путем снижения скорости или количества проходов над ними.

При полной механизации загрузки известковых материалов и расположении взлетно-посадочной площадки не далее 2 км от прудов с самолета Ан-2 можно внести за час до 6 т извести, а с вертолета Ми-2 до 9 т, т. е. заменить соответственно 46 и 70 рабочих.

Применение авиации позволяет значительно удешевить процесс известкования прудов: расходы на внесение 1 т извести по сравне­ нию с внесением вручную уменьшаются почти на 2 руб. Также очень важен выигрыш во времени, так как известкование наиболее целесообразно производить в возможно короткие сроки: сразу после осеннего облова прудов и до наступления заморозков.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ П Р И РАБОТЕ С МИНЕРАЛЬНЫМИ У Д О Б Р Е Н И Я М И И ИЗВЕСТЬЮ

При хранении минеральных удобрений и извести необходимо соблюдать следующие условия:

удобрения, прибывшие в таре, должны быть аккуратно уложены в штабеля высотой не более 12—15 рядов, а поступившие навалом — конусом высотой не более 2 м. Каждый вид удобрений должен храниться отдельно;

в сухую погоду помещения, где хранятся удобрения, проветри­

вать, а в сырую погоду,

наоборот, закрывать и открывать только

в случае необходимости

(при отпуске удобрений);

в складах минеральных удобрений запрещается хранить легко воспламеняющиеся вещества и курить. Особую осторожность в этом отношении следует проявлять при хранении аммиачной се­ литры.

При перевозке извести и минеральных удобрений навалом в открытых кузовах автомашин, тракторных шасси и различных прицепах груз необходимо закрывать брезентом, пленкой и т. п., чтобы не допускать его распыления.

Не разрешается грузить минеральные удобрения, известь и дру­ гие пылящие грузы в деревянные кузова автомашин без подкладки

171