Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
медлений при столкновении |
автомобиля |
зависит от величины |
его (автомобиля) деформации |
(смятия) при |
соударении. |
Изменение скорости движения автомобиля ѵ и пути s в см после удара показано на рис. 1.5, б. Деформация (сплющивание) передней части автомобиля составила —75.см.
Зная зависимость замедления в функции перемещения или скорости, можно определить силу инерции, приложенную к узлам автомобиля, водителю, пассажирам или перевозимому грузу.
Пусть т — масса груза, тогда, как известно, сила инерции, ■Приложенная к грузу, определится в виде произведения массы груза т на замедление /.
При этом нужно иметь в виду, что величины / для разных точек автомобиля изменяются в значительных пределах. Наи большие величины / имеют место в зоне удара.
Следует отметить, что наибольшее внимание уделяется созда нию безопасного легкового автомобиля, хотя травматизм води телей грузовых машин в США на 32% выше, чем легковых. По этому создание безопасного грузового автомобиля является не менее важной задачей.
Г ЛАВА II
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОМОБИЛЕЙ
§ 5. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ (ГПП)
Габаритные размеры автомобилей и автопоездов определяются их назначением. Для дорожных автомобилей и автопоездов по перечные габариты не должны превышать по ширине 2,5 м \ по высоте — 3,8 м (возможно временное уменьшение высоты при
перевозке по железным дорогам — до 3,1 м, ГОСТ 9314—59). |
|
|||||||
|
|
Полная |
длина |
двухос |
||||
|
ного грузового автомобиля |
|||||||
|
не должна превышать 11 м, |
|||||||
|
автомобиля с числом осей |
|||||||
|
более двух — 12 м, |
авто |
||||||
|
поезда |
в |
составе |
тягача |
||||
|
и |
полуприцепа— 15 |
м, |
|||||
|
автомобиля и одного при |
|||||||
|
цепа— 18 |
м, |
автопоезда |
|||||
|
в |
составе |
автомобиля |
и |
||||
|
двух и более прицепов — |
|||||||
|
24 |
м, |
сочлененного |
авто |
||||
|
буса— 16 м (данные СЭВ). |
|||||||
|
|
Геометрические |
пара |
|||||
|
метры проходимости |
авто |
||||||
Рис. IГ. 1. Геометрические параметры авто |
мобиля |
определяют |
воз |
|||||
можность его движения по |
||||||||
мобиля |
дорогам разных |
типов |
и |
|||||
|
местности |
(рис. |
II. 1). |
|
Особое значение имеют следующие величины: дорожные про светы (клиренсы) с в разных точках; углы проходимости (передний Yi и задний Y2); сумма внутренних углов проходимости ßi + ß2; свесы (передний /п и задний /э); радиусы продольный R x и по перечный R %проходимости; глубина брода.
Необходимые величины геометрических параметров проходи мости могут быть найдены из условий преодолевання автомобилем типовых препятствий, наиболее часто встречающихся форм и раз меров.
1 Для автопоездов при движении.по прямой виляние прицепа не должно быть выше ±3% его ширины.
20
Эти величины существенно отличаются друг от друга для
разных типов |
автомобилей. |
в табл. |
II.1. |
|
|
||||
Некоторые |
из |
них |
приведены |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Та б л и ц а |
11.1 |
|
|
Геометрические параметры |
проходимости автомобиля |
|
|
|||||
|
|
|
|
Величина |
Углы проходимости при |
Радиус про |
|||
|
|
|
|
полной нагрузке, град |
|||||
Тип автомобиля |
|
до рожного |
|
|
дольной |
||||
|
просвета |
Передний |
Задний |
проходимости |
|||||
|
|
|
|
(кли рейса) |
Ri. |
м |
|||
|
|
|
|
|
с , мм |
У, |
Уі |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Легковой |
|
|
|
16Q.—210 |
20—35; |
15—25; |
2—4,5; |
||
|
|
|
|
|
|
45 * |
35 * |
до 6—8 ** |
|
Грузовой: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
малой |
и |
средней |
200—260 |
35—55 |
20—30 |
1,5—3,0 |
|||
грузоподъемно |
|
|
|
|
|
|
|||
сти |
(1,5—5 тс) |
|
|
|
|
|
|
||
большой и особо |
270—300 |
30—40 |
20—35 |
3,0—5,0 |
|||||
большой |
грузо |
|
|
|
|
|
|
||
подъемности (8— |
|
|
|
|
|
|
|||
12 тс) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высокой проходи |
250—400 |
40—50 |
30—45 |
1 ,5 -3,5 |
|||||
мости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобус (длина от 7,0 |
240—270 |
10 -20 |
8—13 |
4,0—8 |
|||||
до 16,5 м) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Автомобили |
высокой |
проходимости. |
|
|
|
||||
** Автомобили |
высшего |
класса. |
|
|
|
|
Известные трудности при компоновке автомобиля представ ляет обеспечение достаточно больших дорожных просветов без увеличения погрузочной высоты платформы, общей высоты ма шины и высоты ц. т. Создание ниш в полу над колесами автомо биля, при которых платформа с плоским полом не может быть получена, во многих случаях нежелательно и даже недопустимо.
Частично преодоление указанных трудностей возможно при использовании бортовых передач, а также регулируемых пневма тических подвесок, позволяющих при необходимости изменять дорожные просветы.
Значительное уменьшение углов проходимости ух и у 2 имеет место при размещении лебедки в передней или задней части авто мобиля.
Глубина брода при твердом дне водоема для малолитражных автомобилей составляет 250—300 мм и для средних и тяжелых грузовых автомобилей — 700—900 мм. За счет специальной герме тизации агрегатов автомобиля глубина брода может быть повы шена до1400— 1800 мм.
21
§ 6. МАССА И СИЛА ТЯЖЕСТИ (ВЕС)
Снижение собственной массы автомобиля без уменьшения его прочности и надежности является важной задачей автомобильной промышленности, так как при этом увеличивается масса перево зимого полезного груза, возрастают динамические качества и экономичность автомобиля, а также производительность транс портной работы по перевозке грузов, выраженная в т-км/ч.
Основными путями снижения массы являются: более тщатель ное конструирование деталей с исключением «лишней» массы,
а) Кт |
б) Кп |
\ /
“2
’10 20 30та,т
Рис. 11.2. Коэффициенты тары Кт отечественных грузовых автомо билей и автопоездов (а) и масс прицепов /Сп (б):
/ — дорога с твердым покрытием; 2—местность
применение материалов повышенной прочности, широкое исполь зование легких металлов и пластмасс, целесообразная компоновка автомобиля и др.
Масса перевозимого груза существенно зависит от типа до роги и состояния ее поверхности, скорости движения автомобиля и может в отдельных случаях значительно превышать номиналь
ную грузоподъемность |
автомобиля. |
|
||
Соотношение масс автомобиля (автопоезда) и перевозимого |
||||
груза может |
быть оценено |
к о э ф ф и ц и е н т о м |
с н а р я |
|
ж е н н о й |
м а с с ы |
или |
к о э ф ф и ц и е н т о м |
т а р ы Кг- |
Для одиночного автомобиля
(IU )
тпгг
Для автопоезда
Щ + т оп |
(П.2) |
|
к т = т г -f- отГ- п |
||
Здесь т 0 и т0п — собственная |
масса |
автомобиля и прицепа |
в снаряженном состоянии (без |
груза) |
в т; тг и /пг п — масса |
груза, перевозимого автомобилем и прицепом (по заводским
данным) в т; т 0 -j- тг = |
та — масса груженого |
автомобиля в т; |
||
,поп + |
m r. п |
— т п — масса |
груженого прицепа |
в т. |
На |
рис. |
II.2, а представлен график коэффициентов КТ для |
отечественных грузовых автомобилей и . автопоездов. Как видно
22
из графиков, для одиночного автомобиля с полной массой менее 7—8 т Кг *** 1, т. е. грузоподъемность равна снаряженному весу автомобиля. По мере увеличения полной массы автомобиля Кт снижается до 0,75—0,8 и-менее. Особо велики величины Кту авто
мобилей малой грузоподъемности с полной |
массой менее 1,5 т, |
у которых Кт более 1,5. |
Кг ниже, чем у оди |
У автопоездов величина коэффициентов |
ночных автомобилей, и достигает 0,7 и менее.
Прогресс автомобильной техники с систематическим сниже
нием собственного |
веса автомобиля определяет реальность сле |
|||
дующих значений |
Кт: |
|
|
|
шг .................................. |
1,5 |
3,0 |
5,0 |
8,0— 12,0 |
KT .................................. |
1,15 |
0,8 |
0,7 |
0,65 |
Масса прицепа находится в определенном соотношении с мас сой тягача. Если обозначить через Кп соотношение масс прицепа п тягача
Шоп + Шг, п |
mn |
(II.3) |
|
Ото — Jtlp |
m a |
||
|
то величины коэффициента Кп составят при движении по дорогам с твердыми покрытиями 0,4—0,9 (рис. II.2, б). Наименьшие значения (Кп — 0,4) относятся к автомобилям-тягачам с полной массой до 2 т. Наибольшие значения (Кп — 0,85—0,9) соответ ствуют автомобилям-тягачам с полной массой 20—40 т.
Кривая 2 на рис. 11.2, б соответствует движению автопоезда по местности. В этом случае Кп — 0,3 -ь0,65.
Наибольшие значения Кп, доходящие до 3—4, соответствуют движению по горизонтальной бетонной дороге (буксировка само летов на аэродромах).
Грузоподъемность шин и число осей определяются максималь ной массой груженого автомобиля или автопоезда. Если автомо биль предназначен для движения по дорогам, то согласно ГОСТ 9314—59 осевая нагрузка на дорогу от наиболее нагруженной
осп не должна превосходить значений, указанных |
в табл. |
II.2. |
|||
Для |
внедорожных |
автомобилей осевая |
нагрузка не ограни |
||
чена. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
11.2 |
|
|
Допустимые осевые нагрузки на дорогу |
|
|
||
|
Осевые нагрузки при расстоянии между смежными осями, м |
||||
Категория |
3 и более |
|
< 3 |
|
|
автомобильных |
|
|
|||
дорог |
|
|
|
|
|
|
кН |
тс |
кН |
тс |
|
1 и II |
100 |
10 |
90 |
9 |
|
Прочие |
60 |
6 |
55 |
5,5 |
|
23