Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

медлений при столкновении

автомобиля

зависит от величины

его (автомобиля) деформации

(смятия) при

соударении.

Изменение скорости движения автомобиля ѵ и пути s в см после удара показано на рис. 1.5, б. Деформация (сплющивание) передней части автомобиля составила —75.см.

Зная зависимость замедления в функции перемещения или скорости, можно определить силу инерции, приложенную к узлам автомобиля, водителю, пассажирам или перевозимому грузу.

Пусть т — масса груза, тогда, как известно, сила инерции, ■Приложенная к грузу, определится в виде произведения массы груза т на замедление /.

При этом нужно иметь в виду, что величины / для разных точек автомобиля изменяются в значительных пределах. Наи­ большие величины / имеют место в зоне удара.

Следует отметить, что наибольшее внимание уделяется созда­ нию безопасного легкового автомобиля, хотя травматизм води­ телей грузовых машин в США на 32% выше, чем легковых. По­ этому создание безопасного грузового автомобиля является не менее важной задачей.


Г ЛАВА II

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОМОБИЛЕЙ

§ 5. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ (ГПП)

Габаритные размеры автомобилей и автопоездов определяются их назначением. Для дорожных автомобилей и автопоездов по­ перечные габариты не должны превышать по ширине 2,5 м \ по высоте — 3,8 м (возможно временное уменьшение высоты при

перевозке по железным дорогам — до 3,1 м, ГОСТ 9314—59).

 

 

 

Полная

длина

двухос­

 

ного грузового автомобиля

 

не должна превышать 11 м,

 

автомобиля с числом осей

 

более двух — 12 м,

авто­

 

поезда

в

составе

тягача

 

и

полуприцепа— 15

м,

 

автомобиля и одного при­

 

цепа— 18

м,

автопоезда

 

в

составе

автомобиля

и

 

двух и более прицепов —

 

24

м,

сочлененного

авто­

 

буса— 16 м (данные СЭВ).

 

 

Геометрические

пара­

 

метры проходимости

авто­

Рис. IГ. 1. Геометрические параметры авто­

мобиля

определяют

воз­

можность его движения по

мобиля

дорогам разных

типов

и

 

местности

(рис.

II. 1).

 

Особое значение имеют следующие величины: дорожные про­ светы (клиренсы) с в разных точках; углы проходимости (передний Yi и задний Y2); сумма внутренних углов проходимости ßi + ß2; свесы (передний /п и задний /э); радиусы продольный R x и по­ перечный R %проходимости; глубина брода.

Необходимые величины геометрических параметров проходи­ мости могут быть найдены из условий преодолевання автомобилем типовых препятствий, наиболее часто встречающихся форм и раз­ меров.

1 Для автопоездов при движении.по прямой виляние прицепа не должно быть выше ±3% его ширины.

20


Эти величины существенно отличаются друг от друга для

разных типов

автомобилей.

в табл.

II.1.

 

 

Некоторые

из

них

приведены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Та б л и ц а

11.1

 

Геометрические параметры

проходимости автомобиля

 

 

 

 

 

 

Величина

Углы проходимости при

Радиус про­

 

 

 

 

полной нагрузке, град

Тип автомобиля

 

до рожного

 

 

дольной

 

просвета

Передний

Задний

проходимости

 

 

 

 

(кли рейса)

Ri.

м

 

 

 

 

 

с , мм

У,

Уі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легковой

 

 

 

16Q.—210

20—35;

15—25;

2—4,5;

 

 

 

 

 

 

45 *

35 *

до 6—8 **

Грузовой:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

малой

и

средней

200—260

35—55

20—30

1,5—3,0

грузоподъемно­

 

 

 

 

 

 

сти

(1,5—5 тс)

 

 

 

 

 

 

большой и особо

270—300

30—40

20—35

3,0—5,0

большой

грузо­

 

 

 

 

 

 

подъемности (8—

 

 

 

 

 

 

12 тс)

 

 

 

 

 

 

 

 

высокой проходи­

250—400

40—50

30—45

1 ,5 -3,5

мости

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобус (длина от 7,0

240—270

10 -20

8—13

4,0—8

до 16,5 м)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Автомобили

высокой

проходимости.

 

 

 

** Автомобили

высшего

класса.

 

 

 

 

Известные трудности при компоновке автомобиля представ­ ляет обеспечение достаточно больших дорожных просветов без увеличения погрузочной высоты платформы, общей высоты ма­ шины и высоты ц. т. Создание ниш в полу над колесами автомо­ биля, при которых платформа с плоским полом не может быть получена, во многих случаях нежелательно и даже недопустимо.

Частично преодоление указанных трудностей возможно при использовании бортовых передач, а также регулируемых пневма­ тических подвесок, позволяющих при необходимости изменять дорожные просветы.

Значительное уменьшение углов проходимости ух и у 2 имеет место при размещении лебедки в передней или задней части авто­ мобиля.

Глубина брода при твердом дне водоема для малолитражных автомобилей составляет 250—300 мм и для средних и тяжелых грузовых автомобилей — 700—900 мм. За счет специальной герме­ тизации агрегатов автомобиля глубина брода может быть повы­ шена до1400— 1800 мм.

21


§ 6. МАССА И СИЛА ТЯЖЕСТИ (ВЕС)

Снижение собственной массы автомобиля без уменьшения его прочности и надежности является важной задачей автомобильной промышленности, так как при этом увеличивается масса перево­ зимого полезного груза, возрастают динамические качества и экономичность автомобиля, а также производительность транс­ портной работы по перевозке грузов, выраженная в т-км/ч.

Основными путями снижения массы являются: более тщатель­ ное конструирование деталей с исключением «лишней» массы,

а) Кт

б) Кп

\ /

2

10 20 30та,т

Рис. 11.2. Коэффициенты тары Кт отечественных грузовых автомо­ билей и автопоездов (а) и масс прицепов /Сп (б):

/ — дорога с твердым покрытием; 2—местность

применение материалов повышенной прочности, широкое исполь­ зование легких металлов и пластмасс, целесообразная компоновка автомобиля и др.

Масса перевозимого груза существенно зависит от типа до­ роги и состояния ее поверхности, скорости движения автомобиля и может в отдельных случаях значительно превышать номиналь­

ную грузоподъемность

автомобиля.

 

Соотношение масс автомобиля (автопоезда) и перевозимого

груза может

быть оценено

к о э ф ф и ц и е н т о м

с н а р я ­

ж е н н о й

м а с с ы

или

к о э ф ф и ц и е н т о м

т а р ы Кг-

Для одиночного автомобиля

(IU )

тпгг

Для автопоезда

Щ + т оп

(П.2)

к т = т г -f- отГ- п

Здесь т 0 и т0п — собственная

масса

автомобиля и прицепа

в снаряженном состоянии (без

груза)

в т; тг и /пг п — масса

груза, перевозимого автомобилем и прицепом (по заводским

данным) в т; т 0 -j- тг =

та — масса груженого

автомобиля в т;

,поп +

m r. п

т п — масса

груженого прицепа

в т.

На

рис.

II.2, а представлен график коэффициентов КТ для

отечественных грузовых автомобилей и . автопоездов. Как видно

22


из графиков, для одиночного автомобиля с полной массой менее 7—8 т Кг *** 1, т. е. грузоподъемность равна снаряженному весу автомобиля. По мере увеличения полной массы автомобиля Кт снижается до 0,75—0,8 и-менее. Особо велики величины Кту авто­

мобилей малой грузоподъемности с полной

массой менее 1,5 т,

у которых Кт более 1,5.

Кг ниже, чем у оди­

У автопоездов величина коэффициентов

ночных автомобилей, и достигает 0,7 и менее.

Прогресс автомобильной техники с систематическим сниже­

нием собственного

веса автомобиля определяет реальность сле­

дующих значений

Кт:

 

 

 

шг ..................................

1,5

3,0

5,0

8,0— 12,0

KT ..................................

1,15

0,8

0,7

0,65

Масса прицепа находится в определенном соотношении с мас­ сой тягача. Если обозначить через Кп соотношение масс прицепа п тягача

Шоп + Шг, п

mn

(II.3)

Ото — Jtlp

m a

 

то величины коэффициента Кп составят при движении по дорогам с твердыми покрытиями 0,4—0,9 (рис. II.2, б). Наименьшие значения (Кп — 0,4) относятся к автомобилям-тягачам с полной массой до 2 т. Наибольшие значения (Кп — 0,85—0,9) соответ­ ствуют автомобилям-тягачам с полной массой 20—40 т.

Кривая 2 на рис. 11.2, б соответствует движению автопоезда по местности. В этом случае Кп — 0,3 -ь0,65.

Наибольшие значения Кп, доходящие до 3—4, соответствуют движению по горизонтальной бетонной дороге (буксировка само­ летов на аэродромах).

Грузоподъемность шин и число осей определяются максималь­ ной массой груженого автомобиля или автопоезда. Если автомо­ биль предназначен для движения по дорогам, то согласно ГОСТ 9314—59 осевая нагрузка на дорогу от наиболее нагруженной

осп не должна превосходить значений, указанных

в табл.

II.2.

Для

внедорожных

автомобилей осевая

нагрузка не ограни­

чена.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11.2

 

Допустимые осевые нагрузки на дорогу

 

 

 

Осевые нагрузки при расстоянии между смежными осями, м

Категория

3 и более

 

< 3

 

автомобильных

 

 

дорог

 

 

 

 

 

кН

тс

кН

тс

 

1 и II

100

10

90

9

 

Прочие

60

6

55

5,5

 

23